СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИГР ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК
консультация

Якушова Надежда Николаевна

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИГР ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК

Таблица составлена по материалам книг

И.А. Лыкова, Е.И. Касаткина, С.Н. Пеганова  «Играют девочки. Гендерный подход в образовании»

И.А. Лыкова, Е.И. Касаткина, С.Н. Пеганова  «Играют мальчики. Гендерный подход в образовании»

Издательство: ИД Цветной мир 2013 г.

 

Мальчики

Девочки

Игры мальчиков опираются на дальнее зрение. Поэтому они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используют все предоставленное им пространство. Пространство, содержащее предметы, представляющие интерес для мальчиков, практически не ограничено - поэтому они раньше и больше интересуются транспортом, техникой, дальними странами. Если пространства мало в горизонтальной плоскости, то осваивается вертикальная плоскость: мальчики забираются на шкаф, лестницу, лезут «на стенку» в прямом и переносном смысле этого слова. Мальчикам для полноценного психического развития вообще требуется большее пространство, чем девочкам.

Девочкам для игр требуется небольшое пространство. Они ориентированы на использование ближнего зрения. Желательно, чтобы всё, что может понадобиться для игры, было рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, то им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм.

Девочки чувствительнее к шуму, меньше кричат сами и предпочитают более спокойную обстановку.

 

По данным Н.К. Ледовских. мальчики более рациональны и агрессивны, у них труднее сформировать дисциплинированность, аккуратность, послушание, тщательность в работе. Для мальчиков значимым фактором социализации выступает группа сверстников, которая подкрепляет их представления о мужской доминантности и влияет на девальвацию всего женского. В группе мальчик приобретает мужские черты и необходимую ему независимость от матери. Поэтому мальчики довольно часто играют в больших игровых группах (объединениях).

По данным Н.К. Ледовских, у девочек проявляется большая, чем у мальчиков зависимость от взрослых и семьи.

Поэтому группа сверстников является для девочек не таким значимым фактором        социализации, как для мальчиков.

Самодеятельные игры мальчиков обычно продолжаются дольше, чем у сверстниц-девочек. В этих играх сильно выражено соревновательное начало, поэтому нередки споры, обиды, конфликты, выяснение отношений и борьба за лидерство. Мальчики склонны нарушать существующие правила игры и самостоятельно изобретать новые, более подходящие к конкретной ситуации.

Самодеятельные игры девочек, как правило, ориентированы на обустройство ближнего пространства, в котором они любовно и аккуратно расставляют игрушечную мебель, раскладывают одежду, посуду и другие кукольные принадлежности. Замкнутое и небольшое по объему игровое пространство (отгороженный ширмой или занавесом угол комнаты, накрытый покрывалом или скатертью стол) девочки находят более привлекательным, уютным и комфортным.

 

Мальчикам нужно много места для начала и развития игры, они ориентированы на расширение и активное освоение пространства. Они бегают, по-разному используют игровые предметы (бросают в цель и на дальность, передают друг другу, прячут и отыскивают и мн. др.).

Девочки старшего дошкольного возраста очень любят мелкие игрушки, для которых они создают миниатюрное жилое пространство и своими руками обустраивают быт: мастерят лоскутные (объемные) и силуэтные (плоскостные) куколки, шьют или вырезают из бумаги кукольную одежду, готовят аксессуары из бусинок, бисера, пуговиц, природного материала (ягод рябины, желудей, крылаток клена, ракушек).

Игры мальчиков более действенны и предметны, чем у девочек. Они выбирают конструктор и зодчество из строительного материала, игрушки, изображающие транспорт и технику, а также сборно-разборные игрушки (трансформеры), состоящие из заменяемых частей и деталей, заготовки и полуфабрикаты для игрушек-самоделок, наборы различных материалов для создания рукотворных игрушек. Мальчиков привлекает конструкция игрушки, возможность ее трансформации и многоаспектного использования. Игровые действия предполагают сборку-разборку и свободное, разноплановое движение.

Игры девочек развивают способность к сотрудничеству. Игры в дочки-матери или в куклы являются ролевыми играми, в которых отсутствуют элементы соревнования. А в соревновательных играх, например в классы, девочки совершенствуют скорее личные качества, нежели навыки группового общения. Девочки тоже соревновательны, но на уровне межличностных отношений: в споре и в сравнении друг с другом. Девочки обычно не очень высоко ценят победы в игре, потому что поддержание хороших отношений для них важнее утверждения собственного превосходства.

А вот в традиционных девчоночьих прыжках через скакалку, «классиках» играют по очереди, а соревновательность - не главное, поскольку победа одного не обязательно означает поражение другого. Вследствие этого менее вероятны споры, обычно приводящие к прекращению игры. Девочки предпочитают продолжать общение вне игры, нежели разрабатывать ее правила во избежание споров. Их игры обычно зарождаются в маленьких, более «близких» группах.

 

В группах мальчиков все внимание акцентируется на личных достоинствах каждого члена группы. Мальчики используют разговоры в эгоистических целях, для самовосхваления, для защиты своей «территории». У них всех одна задача - самоутверждение. Мальчики прокладывают свой путь с помощью приказов, угроз и бахвальства.

 

В дружбе у девочек доминируют диады и триады, которые «закрыты» для посторонних.

Ярко выраженная привязанность девочек к мягким игрушкам объясняется тем, что у них выше кожная чувствительность. Поэтому-то они так отзывчивы на ласку, прикосновение, поглаживание.

 

Мальчики охотнее идут на контакт с незнакомыми людьми. В играх и общении со сверстниками не ограничивают число участников, чем их больше, тем лучше. Нередко отстаивают право лидерства в коллективе. А конфликт обычно предпочитают решать силой. К новеньким участникам игры относятся с недоверием, ведь отношение к себе, авторитет сначала нужно завоевать.

 

Между девочками устанавливаются устойчивые эмоциональные связи, перерастающие в крепкую и доверительную дружбу. О своей первой дружбе девочки помнят всю жизнь.

Мальчики лучше решают задачи на сообразительность, требующие умственного поиска. Но при этом у них обязательно страдает скучная для них, исполнительская; часть работы. Мальчики не склонны к механическому подражанию и заучиванию, не могут работать по схемам и шаблонам, формулам правилам, не понимая их.

Девочки замечательно справляются со всем, что требует извлечения из памяти стандартных решений, опоры на исполнительскую сторону работы - иными словами, с типовыми, стандартными заданиями.

Внимание большинства девочек привлекает сам человек, его внутренний мир, проблемы человеческих взаимоотношений, ядро их самосознания определяется межличностными отношениями.

 

Сюжетно-ролевые игры детей отражают бытующий в общее взгляд на социальные роли мужчин и женщин, поэтому сюжетами своих  свободных игр мальчики избирают строительство, ремонтные и плотницкие работы, спорт, технику, войну, путешествия, в которых предпочитают не говорить, а действовать. В таких играх мальчики осмысленно и добровольно принимают на себя мужские роли. Игры мальчиков более действенны и предметны. Они играют в «Слесарную мастерскую», «Автосалон», «МЧС», «Пожарные», «Такси», «Стройку», «Службу спасения», «Салон сотовой связи», «Магазин бытовой техники», «Журналистов и фоторепортеров», «Фотоцентр» и др. Тематика сюжетно-ролевых игр мальчиков носит технический и общественный характер.

 

Ролевые действия девочек более последовательны, обдуманы, предсказуемы и стабильны, чем у мальчиков. Они тяготеют к многократным повторам с небольшими вариациями, поэтому уровень развития игровых умений у девочек несколько ниже, а диапазон сюжетов уже, чем у мальчиков.

Игры девочек более вербальны (словесны). Девочки играют в «Семью». «Дочки-матери», «Детский сад». «Больницу», «Аптеку», «Кафе», «Школу», «Магазин», «Центр красоты», «Супермаркет», «Ювелирную мастерскую», «Конкурс красоты», «Показ мод» и т.д.

 

Источником игровых сюжетов мальчиков являются мультфильмы, кинофильмы, книги и даже реклама. Мальчики не проявляют ярко выраженного интереса к миру людей, поэтому межличностные отношения гораздо реже выступают основой игровых сюжетов у мальчиков (в сравнении с девочками), но профессиональные и деловые (предметные) отношения людей мальчикам интересны, поэтому часто включаются в игровые действия. Мальчики отдают предпочтение сюжетам, в которых находят отражение мужские роли, интересы, модели поведения. В игровых сюжетах и ролевых действиях мальчики стараются поступать «по-мужски»: быстро, уверенно, решительно, в споре и соревновании отстаивая свое мнение. Они не уходят в сторону и не переуступают свою роль, если случается конфликт или проблемная ситуация, пытаются показать ловкость, силу, смелость и тем самым самоутвердиться.

Девочки в своих свободных играх обустраивают дом, воспитывают детей, ухаживают за больными, ведут хозяйство, приглашают в гости, готовят обед и во всех этих ситуациях охотно общаются с подружками и куклами.

Девочки разыгрывают прочитанные сказки, увиденные кино - и мультфильмы, услышанные новости и, разумеется, то, что вызвало интерес в повседневной жизни, в бытовых и образовательных ситуациях. Отличие состоит в том, что для девочек наибольший интерес и несомненную ценность представляют отношения между героями и обустройство игрового пространства в мельчайших деталях, воспроизводящих бытовую и эмоциональную атмосферу. Сначала сюжет точно соответствуют своему источнику, но постепенно дети начинают вносить в него свои идеи, придумывают неожиданные повороты событий и последовательности игровых действий.

Если мальчики и девочки объединяются в одну игру, мальчики обычно легко захватывают пальму первенства и ведущие роли. Мальчики проявляют большой интерес к процедуре разработки правил и контролю за их точным соблюдением. Совершенно не смущаясь и не заботясь о чувствах игровых партнеров, мальчики стараются доказать свою правоту и убедить в ней остальных игроков. Во время такого обсуждения они могут кричать, дразнить и перебивать друг друга. Игровое общение с девочками обычно вызывает некоторые затруднения у мальчиков.

 

Девочки гибко адаптируются в группе сверстников, охотно подстраиваются под игрового партнера, чаще идут на компромиссы и более эмоциональны в проявлении своих чувств и отношений. Педагогам и родителям следует иметь в виду, что даже самые активные девочки охотно уступают мальчикам главные роли и право устанавливать игровые правила, оказываются в смешанной игровой команде.

Свободные игры девочек менее интересны для мальчиков, чем наоборот, поскольку девочки довольно охотно принимают приглашение мальчиков в совместную игру.

В качестве материала для рукотворных игрушек мальчики используют

 коробки, упаковки, проволоку, всевозможный бытовой и бросовый материал. Они предпочитают крупный и функциональный материал, который легко изменяет форму в процессе конструирования.

Девочки для изготовления рукотворных игрушек используют ленты, тесьму, ткань, картонные и металлические коробки, бумагу красивой расцветки, природный материал в его разнообразии. Они любят все более мелкое, изящное, декоративное, приятное на ощупь и стабильное.

Восприятие мальчиков и девочек сильно различается по своим физиологическим характеристикам. До 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек.

Мальчики растут в раннем детстве медленнее, с большим числом проблем, заметно позднее начинают говорить. В то же время в поведении куда более азартны и настойчивы, чем девочки. Любознательны, менее пугливы и стремятся осваивать новые территории.

Воспринимая информацию, мальчики ориентируются в первую очередь на ее смысл, а не на отношения между людьми.

На «мальчиках» природа пробует всевозможные «новшества». Они заметно уязвимее физически и психически, значительно менее похожи (разброс от гениев до «прямо наоборот»), хуже приспосабливаются, труднее поддаются воспитанию и на первых порах обычно хуже учатся.

 

Девочки биологически запрограммированы на большую устойчивость к разным жизненным ситуациям. Их отличает заметная выносливость, меньшая подверженность вредным влияниям, выраженная однотипность поведения и гибкая приспособляемость к тем условиям, которые создаются дома, в детском саду, школе или на работе.

Воспринимая информацию, они ориентируются в первую очередь на ту, которая отражает или проявляет отношения между людьми.

У девочек способ обращения на себя внимания – кокетство.

Игры у мальчиков длятся дольше, чем у девочек. И не только потому, что требуют большего умения и с меньшей вероятностью становятся скучными, но также из-за того, что в случае возникновения споров мальчики способны эффективно их разрешить: ни разу игра не была прекращена из-за ссоры и не была прервана более чем на несколько минут! Оказывается, мальчикам нравятся споры о правилах игры не меньше, чем сама игра. И даже второстепенные или не очень умелые игроки в равной степени принимают участие в этих периодически вспыхивающих перепалках. То есть мальчики учатся соперничать сравнительно открытым способом: в соответствии с правилами игры.

В играх мальчиков обязательно присутствует конфликтное и соревновательное начало. Мальчики понимают важность правильного разрешения конфликтных ситуаций и усваивают навыки их разрешения. Они учатся и драться с противниками, и играть с ними. В играх мальчики осваивают навыки лидера и организатора. Они учатся бороться за статус в мужской иерархии. Для мальчиков очень важны коллективные спортивные игры.

Самодеятельные игры девочек зарождаются в маленьких, «близких» группах. Девочки совершенствуют навыки общения, учатся дополнять друг друга, взаимодействовать через игровой предмет (игрушку, игровой атрибут и материал). В таких играх практически отсутствует повод для возникновения конфликтов, а правила настолько универсальны, что их трудно нарушить. Вместе с тем, девочки оценивают правила как хорошие и начинают им следовать лишь в том случае, если они принимаются всеми играющими и не вызывают конфликтов. При этом девочки боле терпимы к исключениям из правил и игровым нововведениям. Они активно и охотно общаются с ровесниками (и детьми других возрастов как своего, так и другого пола).

Играющие девочки чаще ссылаются на то, что сказал предыдущий участник игры или собеседник в игровом диалоге. Они вежливо слушают, терпеливо ждут своей очереди высказаться и легко уступают слово, давая возможность сообщить свое мнение. Даже могут выразить свое согласие с чужим мнением, но при этом сформулировать прямо противоположный вывод или иное решение.

 

Мальчик охотно выстроит целый город со сложными транспортными коммуникациями, ограничившись весьма условным обозначением строений и предметов, и лишь в последнюю очередь задастся вопросом, нужны ли в нем жители. Мальчики, рисуя окрестности своего дома, показывают больше дворов, площадей, улиц, домов, чем девочки. Страницы альбомов мальчиков заполнены машинами и военными сражениями.

Девочка соорудит из кубиков всего один дом, но зато со всеми деталями, важными для жизни, и непременно населит его жильцами.

Девочки заполняют альбомы принцессами и автопортретами.

 

Мальчики создают игрушки, изображающие транспорт, инструмент всевозможные приборы и предметы, необходимые для игровых путешествий и приключений, зодчества (строительства), войны, спорта, изобретательства. Мальчик, создав город или замок, машину или инструмент, может даже не задуматься об игрушках, которые будут жить в этом городе или пользоваться этими сооружениями. Зато он совершает со своими игрушками различные игровые действия, свободно и уверенно их изменяет по ситуации (даже ломает, если это необходимо, а не только по причине неаккуратности или неосторожности). Игрушки и другие предметы используются мальчиками в широком игровом пространстве.

 

Девочки обычно изготавливают куклы, украшения и бытовые предметы, необходимые для игры в «Дом», «Семью», «Салон красоты», «Поликлинику», «Магазин» и др. Они ориентированы на создание условий для проявления отношений, поэтому, прежде всего, создают куклы персонажи, действующие лица. Внимание и повышенный интерес девочек привлекает человек (даже в игрушке), его глубокий и сложный внутренний мир, вопросы межличностных

отношений.

Мальчики стремятся быстро сделать игрушку или постройку, чтобы начать игру, поэтому часто не обращают внимания на аккуратность и качество отделки, надежность креплений и соединения деталей (хотя качество самой идеи, замысла, конструкции ими ценится высоко).

Девочки в группе обращают внимание, прежде всего, на то, кто и как к кому относится. Разговор используется ими для установления социальных связей, для усиления сплоченности группы и поддержания добрых отношений, у девочек всегда две задачи - быть «положительными» и в то же время поддерживать как можно более хорошие отношения с подругам чтобы с их помощью достигать coбственных целей. Девочки прокладывают путь, повышая уровень согласия в группе, избегая трений и акцентируя внимание на собственном превосходстве.

 

У большинства мальчиков (до 12 лет) более развито правое полушарие, обеспечивающее склонность к творчеству, конкретно-образному характеру познавательных процессов, отвечающее за распознавание и анализ зрительных и музыкальных образов, форм и структуры предметов, за сознательную ориентацию в пространстве, что позволяет мыслить абстрактно, формируя понятия, образы. До поры до времени мальчику обычно труднее облечь свою мысль в форму грамматически правильно построенного высказывания. И в дошкольном, и в младшем школьном возрасте лучше развито пространственное, а не речевое мышление.

У девочек лучше развит вербальный интеллект (т.е. связанный с речью). У большинства девочек (до 12 лет) более развито левое полушарие, обеспечивающее склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов, оперирующее словами, условными знаками и символами, отвечающее за регуляцию речи, письма, логического мышления. Как правило, девочки начинают раньше говорить, их словарный запас богаче, чем у мальчиков того же возраста. После двух лет девочки, в среднем, охотнее разговаривают с другими детьми, их речь правильная и сложная.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы. «Путешествие в страну Мальчиков и Девочек» (с применением дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их интересов.)

Цель: Обучающая:- Развитие логического мышления, смекалки, положительных эмоций.- Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их интересов.- Закрепить и упорядочить ...

Мальчик, не девочка. Девочка - не мальчик.

Гендерное воспитание дошкольников. Стендовая информация для родителей в ДОУ....

«Мальчики - направо, девочки - налево» Светлана Ермолина. Открытая НОД во 2 младшей группе по гендерному воспитанию «Мальчики - направо, девочки - налево»

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»Цель: формирование начальных гендерных представлений.Задачи:Образовательные:1. Учить детей видеть внешнее сход...

Сценарий совместного праздника (для мальчиков и девочек), посвященный празднованию 23 февраля и 8 марта. ( старшая разновозрастная группа)«А ну-ка, девочки! А ну-ка, мальчики»"

Цель: Создать праздничное настроение у детей.Задачи:-сплочение детского  коллектива;-формирование у дошкольников чувства дружбы, ответственности запорученное дело;-развитие творческих способ...

Родительское собрание в средней группе по теме "Гендерное воспитание. В чем разница воспитания мальчика и девочки? Как воспитать девочку и мальчика? (Дистанционная форма проведения)

Родители стали забывать про гендерные различия мальчиков и девочек, поэтому мы наблюдаем как девочки становятся сильными и волевыми, а пацаны, наоборот, перенимает женский тип поведения. Так как ...