Развитие инициативы, самостоятельности и лидерских качеств в исследовательской деятельности.
статья (подготовительная группа)

Уютнова Валентина Петровна

Рекомендации педагогам для стимуляции инициативы и творческой активности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_raboty.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие инициативы, самостоятельности и лидерских качеств в исследовательской деятельности.

1 СЛАЙД.

      Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного.

В дошкольном возрасте  начинается этап становления личности. В этот   период активизирует мыслительные процессы ребенка, рождается интерес к творческому решению задач, изобретательности и самостоятельности, инициативности, стремлению к поиску нового и оригинального. Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.

В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.

Проявить свою инициативу, активность ребенок может в любом виде деятельности и в любой образовательной области, и особенно в той, к которой у него присутствует интерес. Главная задача воспитателя при этом вовремя ее отметить и поддержать. Предлагая свои идеи, каждый ребенок ждет, чтобы его услышали, проявили интерес, поддержали. Если эта идея найдет отклик у воспитателя и у сверстников, что может быть лучше для ребенка?

Развивать инициативность, активность и самостоятельность ребенка необходимо начинать уже с младшего дошкольного возраста. Но особенно актуально это в старшем дошкольном возрасте, так как впереди ребенка ждет обучение в школе. К этому времени от ребенка потребуется умение самостоятельно находить решение, каких либо учебных задач, умение творчески мыслить, не бояться проявлять инициативу и активно работать в классе.  А где, как не в детском саду научиться проявлять инициативу и самостоятельность?

Основным субъектом педагогического руководства детской деятельностью является воспитатель. Мы планируем и организуем, создаем различные ситуации, которые побуждают  инициативу совместно найти правильное решение проблемы, отслеживаем динамику их изменений, стимулируем их активность при выполнении порученных им или выбранных по собственной инициативе дел.

2 СЛАЙД

Рекомендации педагогам для стимуляции инициативы и творческой активности детей.

  1. Предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию.

      Образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-

      познавательной деятельности детей.

     Содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности

     и интересы детей конкретной группы.    

Развитию кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе, в группе создан экологический уголок, где дети обогащают представления о многообразии признаков животных и растений.                                                                                       

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности оборудуется и оснащается «Детская лаборатория».

Экспериментируя, дети получают новые знания, делают выводы и анализируют. Созданы условия для проведения различных опытов. Уголок экспериментирования насыщен разнообразным материала, открыт для  использования, оборудование можно пожеланию можно перемещать.

В группе запасы природного и бросового материала, которые мотивируют детей к развитие поисково- познавательной деятельности.

3 СЛАЙД

Содержание развивающей среды направленно на  индивидуальные особенности

и интересы детей конкретной группы.  В приемной весит стенд,  на котором дети могут поделиться своими достижениями, увлечениями.  

  4. СЛАЙД    

  1. Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, а так же участников совместной деятельности.

В группе есть уголок выбора занятий с фотографиями детей.  Приходя в детский сад, ребенок может поставить свою фотографию, там, где он хочет заниматься.  Если он захочет дежурить ставит свое фото в уголке для дежурных по столовой, в уголке природы.

Если ребенок хочет заняться конструированием, то ставит свое фото в уголке по конструированию, так он может найти себе друзей по игре. (Рисование).

Для детей сало активных, стеснительных, есть коробочка, в которой лежат картинки, ребенок подходит к коробке, выбирает картинку. Например: божья коровка, это значит, что он должен собрать информацию о божьей коровке (рассмотреть энциклопедии, поговорить с детьми, с родителями), а потом рассказать ребятам.

5 СЛАЙД

Для самоорганизации используем игру поручения «Деловые хлопоты». Дети самостоятельно делают , бейджики с надписью роли, которую сегодня ребенок будет исполнять. Например: «Геолог» (искатель клада), «Исследователь», «Зоолог».

Такие игры, предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность.

6 СЛАЙД

  1. Решение проблемных ситуаций.

     Привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц.

     Учитывать и реализовывать их пожелания и предложения.

- Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях. (картотека проблемных ситуаций).

Метод «проектов»

В своей работе со старшими дошкольниками я использую технологию проектной деятельности, которая, по-моему, также актуальна для развития инициативы и самостоятельности у детей, формирования умения делать выбор. “Метод проектов” способствует пониманию детьми необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на чужие идеи, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения.

7 СЛАЙД

Коллекционирование - доступный детям вид деятельности, учитывающий их индивидуальные интересы и удовлетворяющий потребности в "собирательстве сокровищ". Ребенок учиться систематизировать, самостоятельно добывать информацию, прогнозировать. Представляя детям свою коллекцию, рассказывая о ней, он вызывает у сверстников интерес к созданию собственной. Коллекции могут быть представлены открытками, иллюстрациями, предметами неживой природы, муляжами, игрушками и др.

8 СЛАЙД

  1. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка.
  2. Поощрение высказывания оригинальных идей.
  3. Работа с семьей по поддержке детской инициативы.

Работа с семьей по поддержке детской инициативы.

Необходимо нацелить родителей на поддержания в ребенке пытливости, любознательности. Это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно). Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, просят найти новые сведения, что- то сделать вместе. Родители с большим интересом изготавливают книжки-малышки, оформляют альбомы, плакаты, организуют фотосессии и многое другое.

Лидером становится тот, кто имеет три главных качества: уважение к другим, находчивость и ответственность.
Постарайтесь, чтобы ребенок понял: быть лидером - не значит быть сверхчеловеком. Главное - ставить перед собой реальные цели и использовать для их достижения свои способности и талант.

9 СЛАЙД

К ним относятся:

  • самостоятельность и личная ответственность,
  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками,
  • способность находить выходы из спорных ситуаций,
  • уважительное отношение к иному мнению,
  • овладение навыками адаптации к окружающему миру,
  • принятие и освоение социальной роли,
  • наличие эстетических потребностей, ценностей,
  • отзывчивость по отношению к другим людям,
  • умение сотрудничать,
  • работать творчески и на результат.

Список рекомендуемой литературы.

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М., 2001.

2. Лосик Е. И. Роль педагога дошкольного учреждения в развитии познавательной активности старших дошкольников [Текст] / Е. И. Лосик // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 47-49.

3. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. – М., 2001.

4. Одинцова Л.Н. Развитие творческих способностей детей в изобразительном творчестве [электронный ресурс] / www.1 september.ru

5. Познавательное развитие дошкольников: системный подход. – Мурманск: МГПИ, 2012. 6. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. [Текст]/ Прохорова Л. // Дошкольное воспитание, 1996, №5, С. 21–27

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96с.

8. Цукерман Г.А., Елизаров Н.В. О детской самостоятельности // Вопросы психологии.- М.:1990. - №6. - С. 10-21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие организаторских способностей и лидерских качеств старших дошкольников в процессе формирования у них навыков сотрудничества.

 В детском саду дошкольник  включается в различные  виды деятельности – игру, труд, конструирование и др. Все они имеют совместный, коллективный характер, а значит, создают услов...

ГМО Развитие познавательной инициативы детей дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность.

laquo;Проектная технология. Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством реализации познавательно-исследовательского проекта «Мы веселые Матрешки»....

Развитие инициативы, самостоятельности и лидерских качеств в исследовательской деятельности.

Рекомендации педагогам для стимуляции инициативы и творческой активности детей....

Развитие инициативы детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности.

Под познавательной инициативой понимают – любознательность: включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавлив...

Консультация «Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей в ходе проектно-исследовательской деятельности»

Ознакомление педагогов ДОУ с условиями для поддержки инициативы и самостоятельности детей в ходе проектно-исследовательской деятельности...

Выступление на Педагогическом совете по теме: «Развитие самостоятельности у детей в познавательно-исследовательской деятельности»

1.Способствовать развитию детской самостоятельности и инициативы в выборе партнера, определению задач в совместной деятельности и подборе необходимого материала.2.Способствовать развитию эмоционально ...

Развитие инициативы, самостоятельности и интеллектуальных способностей дошкольников посредством STEAM - технологий в процессе познавательно - исследовательской деятельности и научно - технического творчества.

Что же нужно знать о STEАM технологии? О STEАM нужно знать одну главную вещь – это не просто мода в образовании, это инвестиции в будущее детей, где ребенок может освоить несколько профессий, бы...