Конспект для воспитателей "Проектная деятельность по реализации регионального компонента".
консультация

Костенко Ольга Александровна

Конспект для воспитателей "Проектная деятельность по реализации регионального компонента".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность по реализации регионального компонента ООП ДО

Нравственное воспитаение

 

04.09.2015 21:04

Проектная деятельность по реализации регионального компонента ООП ДО

(духовно-нравственное направление)

Руководитель:

  • Костенко Ольга Александровна.

2015 г.

Проектная деятельность – это интегрированный метод обучения, который является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей, когда серия занятий объединена основной проблемой.

 

Кроме того, немаловажным является тот факт, что в реализацию проекта вовлекаются не только дети, но и их родители, что делает процесс обучения максимально эффективным.

Проект «Мы дети планеты Земля» разрабатывался для детей среднего и старшего дошкольного возраста с целью пробудить чувство родного гнезда, чувство любви к малой родине, а затем и любовь к родному Отечеству.

Проект «Мы дети планеты Земля»

Паспорт проекта

Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.

Время реализации: февраль — апрель.

Участники проекта: дети среднего и старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель, Образцовый театр танца «Плясицы» (художественный руководитель Левашова Л. Е.)

Возраст участников: дети среднего и старшего дошкольного возраста (4-7 лет)

Образовательная область: проект реализуется в рамках Концепции патриотического воспитания граждан в Самарской области (2007) по одному из направлений патриотического воспитания дошкольников — духовно-нравственное воспитание.

Актуальность темы:

Проблема духовно-нравственного развития – одна из важнейших проблем человечества. Особую актуальность она приобретает в переломные периоды развития общества. Именно такой период переживает наша страна на данный момент. Сегодня современная цивилизация переживает ряд кризисов. Подтверждением тому могут стать события, происходящие в мире: вспышки актов терроризма, возникновение конфликтов на почве религиозной и этнической принадлежности населения разных стран, в частности конфликтная ситуация с Украиной. Все это говорит о духовном дефиците человечества. Многие авторы (А. Ф. Ахматов, А.В. Панкратов, З.Я. Багишаев) отмечают, что начало третьего тысячелетия характеризуются нарушением единства духа, души и тела человека, разрывом между образованностью воспитанностью, бедностью духовных интересов, снижением истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета. Продолжается разрушение института семьи. Выходом из создавшейся ситуации может стать изменение воспитательной направленности всей системы образования, начиная с самой первой ее ступени – дошкольной. Одной из главных задач развития образования на современном этапе является освоение ребёнком общечеловеческих ценностей – культурных, социальных, моральных, лежащих в основе развитых цивилизаций и не чуждых другим народам. Основу культуры человечества составляют национальные культуры. Приобщая ребёнка к истории, традициям, обычаям своего народа, родители, взрослые и педагоги вводят его в мир богатой народной культуры.

Однако анализ педагогической литературы по данной тематике показывает, что научных трудов по воспитанию духовности личности дошкольника практически не существует.

Таким образом, назрела необходимость в реальном возвращении категории «духовность» в педагогику — в разработке содержания, методов, форм, условий духовно-нравственного развития детей и молодежи. Для решения данных задач была разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009). На основе данной Концепции была создана программа патриотического воспитания дошкольников «Я живу на Самарской земле», позволяющая педагогам дошкольных образовательных организаций реализовать региональный компонент «патриотическое воспитание».

Эта идея легла в основу проекта по формированию толерантной культуры у дошкольников посредством ознакомления с культурой разных национальностей малой Родины «Мы дети планеты Земля».

Дошкольный возраст – важнейший период в развитии ребенка. В это время происходит переход к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с предметным миром. В это время у детей начинает активно проявляться потребность в познавательном общении с взрослыми, поэтому так важно поощрять познавательную активность, развивать стремление к наблюдению, сравнению, обследованию.

Мы живем в многонациональном городе и каждому ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой. Дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей, но в тоже время имеется проявления детской агрессии по отношению друг к другу, к объектам природы, и т.д. Замечены проявления: осмеяния, передразнивание, не желание общаться с человеком проявление детской бестактности, не умение правильно вести себя в различных ситуациях. Методических разработок по воспитанию у детей нравственных ценностей в настоящее время недостаточно, не всегда они несут в своем содержании региональный компонент приемлемый для работы с нашими детьми. Именно социальная потребность, пробелы в работе по воспитанию толерантности у дошкольников побудили нас начать разработку проекта по воспитанию толерантности у дошкольников. Проект «Мы дети планеты Земля»составлен для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Модель формирования толерантного поведения разработана группой педагогов нашего дошкольного учреждения, содержание воспитательно-образовательного процесса опирается на использование инновационных педагогических технологий. С помощью проекта «Мы дети планеты Земля» мы стремимся подвести детей к сознанию того, что нет плохих народов, к воспитанию толерантности.

И главная задача взрослого – поддержать имеющийся у детей интерес. Таким образом, можно заключить, что тема духовно-нравственного развития является актуальной для изучения с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, а использование технологии проектирования позволяет детям стать активными участниками учебного и воспитательного процессов, а также создает условия для привлечения в образовательно-воспитательный процесс и их родителей.

Цели проекта:

  1. Сформировать толерантную культуру у дошкольников через приобщения к культуре разных национальностей малой Родины в условиях дошкольного учреждения.
  2. установить более тесную связь во взаимоотношениях взрослого и ребенка,
  3. развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям.
  4. пробудить чувство родного гнезда, чувство любви к малой родине, любовь к родному Отечеству.
  5. разработать наглядные материалы и пособия, оказывающие развивающее воздействие на детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

  1. Формирование у педагогов умения толерантного взаимодействия и навыков создания толерантной среды в детском саду.
  2. Расширение социальных представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста, формируя у них интерес, симпатию и уважительное отношение к людям других национальностей.
  3. Воспитание любви и уважения к своей Родине, к своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям.
  4. Формирование познавательного процесса в обоюдно увлекательной и интересной форме у участников проекта, в ходе знакомства с культурой и традициями разных народов непосредственного представителя нации, носителя языка:
  • Подобрать и изучить литературу по теме проектной деятельности.
  • Разработать перспективное тематическое планирование по теме «Мы дети планеты Земля» Разработать циклы игр-занятий по разделам проекта, в каждом из которых сочетались бы элементы разных видов деятельности
  • Подобрать и систематизировать игры, игровые упражнения, литературный материал согласно задачам разделов проекта
  • Включить в практическую деятельность с детьми разнообразные материалы, нетрадиционные техники.
  • Определить формы организации обучения, согласно задачам и содержанию проекта.
  • Обогатить игровую среду дидактическим материалом.
  • Разработать консультативный материал для родителей и педагогов ДОО по темам разделов проекта.
  • Создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний, умений.
  • Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение консультаций, развлечений, организацию совместной с детьми деятельности.
  • Развивать воображение и творческие способности детей.

Гипотеза образовательного проекта.

Целенаправленная и систематизированная работа с детьми среднего и старшего дошкольного возраста над проектом «Мы дети планеты Земля» позволит развить духовно-нравственные качества не только у детей детского сада, но и повысит чувство патриотизма у родителей воспитанников, укрепит детско-родительские отношения, повысит уровень познавательного развития.

Принципы реализации проекта:

1. доступность:

  • учет возрастных особенностей детей;
  • адаптированность материала;

2. систематичность и последовательность:

  • постепенная подача материала от простого, к сложному;
  • частое повторение усвоенных знаний, правил и норм;

3. наглядность и занимательность:

  • предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза

4. динамичность:

  • интеграция проекта в разные виды деятельности

5. дифференциация:

  • создание благоприятной среды, для усвоения предложенного к изучению материала каждым ребенком

Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

  1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. развитие познавательных способностей;
  3. развитие творческого воображения;
  4. развитие творческого мышления;
  5. развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности:

  1. вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  2. активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  3. формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Этапы работы над проектом

Ожидаемый результат проектной деятельности:

1. для педагога:

  • освоение проектного метода;
  • повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост;
  • повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности;

2. для детей:

  • сформированы более глубокие и полные представления дошкольников об истории и культуре своей малой Родины, народах, живущих в ней;
  • повысился уровень познавательного развития;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие умения работать в группе, навыков коммуникативного общении;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность по реализации регионального компонента ООП ДО ( духовно-нравственное направление)

Проектная деятельность – это интегрированный метод обучения, который  является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способнос...

конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации регионального компонента в средней группе "В гости к девочке Уралочке"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации регионального компонента в средней группе «В гости к девочке Уралочке»Воспитатель: Ульман Ольга Николаевна, Челябинская область, г. ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Познание» Тема: « Региональный компонент» «Север – моя родина»

проведена предворительная работа:  проведены целевые прогулки по городу.проведен конкурс на лучший рисунок.оформлены презентацииобогащать и закреплять знания детей о  городе (объектах, город...

Проектная деятельность по реализации регионального компонента ООП ДО ( духовно-нравственное направление) Тема: «Отметим праздник вместе»Данный проект нацелен на раскрытие возможностей образовательной деятельно

Данный проект нацелен на раскрытие возможностей образовательной деятельности для формирования у детей представления о малой родине и Отечестве, через ознакомление с памятными датами ее истории....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с учетом регионального компонента "Звезда Ямала" для детей 4-5 лет

Данный материал знакомит детей 4-5 лет с северным оленем. Форма проведения - клуб любознательных. В основе положен региональный компонент....

конспект непосредственно-образовательной деятельности с учетом регионального компонента "Белоствольная красавица"

В данном конспекте детей 5-6 лет знакомят с березой. Занятие проходит в рамках приобщения к региональному компоненту....

Конспект образовательной деятельности по реализации регионального компонента "казачество" "Профессии казаков"

Конспект образовательной деятельности по реализации регионального компонента "казачество" "Профессии казаков"...