Проектная деятельность по реализации регионального компонента ООП ДО ( духовно-нравственное направление)
проект (старшая группа) по теме

Проектная деятельность – это интегрированный метод обучения, который  является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей, когда серия занятий объединена основной проблемой.

Проект «Мы дети планеты Земля» разрабатывался для детей среднего и старшего  дошкольного возраста с целью пробудить чувство родного гнезда, чувство любви к малой родине, а затем и любовь к родному Отечеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2.docx26.22 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность – это интегрированный метод обучения, который  является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей, когда серия занятий объединена основной проблемой.

Кроме того, немаловажным является тот факт, что в реализацию проекта вовлекаются не только дети, но и их родители, что делает процесс обучения максимально эффективным.

Проект «Мы дети планеты Земля» разрабатывался для детей среднего и старшего  дошкольного возраста с целью пробудить чувство родного гнезда, чувство любви к малой родине, а затем и любовь к родному Отечеству.

Проект «Мы дети планеты Земля» 

Паспорт проекта

Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.

Время реализации: февраль - апрель.

Участники проекта: дети среднего и старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель, Образцовый театр танца «Плясицы» (художественный руководитель Левашова Л. Е.)

Возраст участников: дети среднего и старшего дошкольного возраста (4-7 лет)

Образовательная область:  проект реализуется в рамках Концепции патриотического воспитания граждан в Самарской области (2007) по одному из направлений патриотического воспитания дошкольников - духовно-нравственное воспитание.

Актуальность темы:  

Проблема духовно-нравственного развития – одна из важнейших проблем человечества. Особую актуальность она приобретает в переломные периоды развития общества. Именно такой период переживает наша страна на данный момент. Сегодня современная цивилизация переживает ряд кризисов. Подтверждением тому могут стать события, происходящие в мире: вспышки актов терроризма, возникновение конфликтов на почве религиозной и этнической принадлежности населения разных стран, в частности конфликтная ситуация с Украиной. Все это говорит о духовном дефиците человечества. Многие авторы (А.Ф.Ахматов, А.В.Панкратов, З.Я.Багишаев) отмечают, что начало третьего тысячелетия характеризуются нарушением единства духа, души и тела человека, разрывом между образованностью воспитанностью, бедностью духовных интересов, снижением истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета. Продолжается разрушение института семьи. Выходом из создавшейся ситуации может стать изменение воспитательной направленности всей системы образования, начиная с самой первой ее ступени – дошкольной. Одной из главных задач развития образования на современном этапе является освоение ребёнком общечеловеческих ценностей – культурных, социальных, моральных, лежащих в основе развитых цивилизаций и не чуждых другим народам. Основу культуры человечества составляют национальные культуры. Приобщая ребёнка к истории, традициям, обычаям своего народа, родители, взрослые и педагоги вводят его в мир богатой народной культуры.

Однако анализ педагогической литературы  по данной тематике показывает, что научных трудов по воспитанию духовности личности дошкольника практически не существует.

Таким образом, назрела необходимость в реальном возвращении категории «духовность» в педагогику -  в разработке содержания, методов, форм, условий духовно-нравственного развития детей и молодежи. Для решения данных задач была разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009). На основе данной Концепции была создана программа патриотического воспитания дошкольников «Я живу на Самарской земле», позволяющая педагогам дошкольных образовательных организаций реализовать региональный компонент «патриотическое воспитание».

Эта идея легла в основу проекта по формированию толерантной культуры у дошкольников посредством ознакомления с культурой разных национальностей малой Родины «Мы дети планеты Земля».

Дошкольный возраст – важнейший период в развитии ребенка. В это время происходит переход к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с предметным миром.  В это время у детей начинает активно проявляться потребность в познавательном общении с взрослыми, поэтому так важно поощрять познавательную активность, развивать стремление к наблюдению, сравнению, обследованию.

Мы живем в многонациональном городе и каждому ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей  национальной культурой. Дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей, но в тоже время имеется проявления детской агрессии по отношению друг к другу, к объектам природы, и т.д. Замечены проявления: осмеяния, передразнивание, не желание общаться с человеком проявление детской бестактности, не умение правильно вести себя в различных ситуациях. Методических разработок по воспитанию у детей нравственных ценностей в настоящее время недостаточно, не всегда они несут в своем содержании региональный компонент приемлемый для работы с нашими детьми. Именно социальная потребность, пробелы в работе по воспитанию толерантности у дошкольников побудили нас начать разработку  проекта по воспитанию толерантности у дошкольников. Проект  «Мы дети планеты Земля» составлен для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Модель формирования толерантного поведения разработана группой педагогов нашего дошкольного учреждения, содержание воспитательно-образовательного процесса опирается на использование инновационных педагогических технологий. С помощью  проекта « Мы дети планеты Земля» мы стремимся подвести детей к сознанию того, что нет плохих народов, к воспитанию толерантности.

И главная задача взрослого – поддержать имеющийся у детей интерес. Таким образом, можно заключить, что тема духовно-нравственного развития является актуальной для изучения с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, а использование технологии проектирования позволяет детям стать активными участниками учебного и воспитательного процессов, а также создает условия для привлечения  в образовательно-воспитательный  процесс и их родителей. 

Цели проекта: 

  1. Сформировать толерантную культуру у дошкольников через приобщения к культуре разных национальностей малой Родины в условиях  дошкольного учреждения.    
  2. установить более тесную связь во взаимоотношениях взрослого и ребенка,
  3. развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям.
  4. пробудить чувство родного гнезда, чувство любви к малой родине, любовь к родному Отечеству.
  5. разработать наглядные материалы и пособия, оказывающие развивающее воздействие на детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

  1. Формирование у педагогов умения толерантного взаимодействия и навыков создания  толерантной среды в детском саду.
  2. Расширение социальных представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста, формируя у них интерес, симпатию и уважительное отношение  к людям других национальностей.
  3. Воспитание любви и уважения к своей Родине, к своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям.  
  4. Формирование познавательного процесса в обоюдно увлекательной и интересной форме у участников  проекта, в ходе знакомства с культурой и традициями разных народов непосредственного представителя нации, носителя языка:                   
  • Подобрать и изучить литературу по теме проектной деятельности.
  • Разработать перспективное тематическое планирование по  теме «Мы дети планеты Земля» Разработать циклы игр-занятий по разделам проекта, в каждом из которых сочетались бы элементы разных видов деятельности
  • Подобрать и систематизировать игры, игровые упражнения, литературный материал согласно задачам разделов проекта
  • Включить в практическую деятельность с детьми разнообразные материалы, нетрадиционные техники.
  • Определить формы организации обучения, согласно задачам и содержанию проекта.
  • Обогатить игровую среду дидактическим материалом.
  • Разработать консультативный материал для родителей и педагогов ДОО по темам разделов проекта.
  • Создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний, умений.
  • Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение консультаций, развлечений, организацию совместной с детьми деятельности.
  • Развивать воображение и творческие способности детей.

Гипотеза образовательного проекта.

Целенаправленная и систематизированная работа с детьми среднего и старшего дошкольного возраста над проектом «Мы дети планеты Земля» позволит развить духовно-нравственные качества не только у детей детского сада, но и повысит чувство патриотизма у родителей воспитанников, укрепит детско-родительские отношения, повысит уровень познавательного развития.

Принципы реализации проекта:

  1. доступность:
  • учет возрастных особенностей детей;
  • адаптированность материала;
  1. систематичность и последовательность:
  • постепенная подача материала от простого, к сложному;
  • частое повторение усвоенных знаний, правил и норм;
  1. наглядность и занимательность:
  • предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза
  1. динамичность:
  • интеграция проекта в разные виды деятельности
  1. дифференциация:
  • создание благоприятной среды, для усвоения предложенного к изучению материала каждым ребенком

Основной целью проектного метода  является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

  1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. развитие познавательных способностей;
  3. развитие творческого воображения;
  4. развитие творческого мышления;
  5. развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности:

  1. вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  2. активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  3. формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Этапы работы над проектом

Направление деятельности,  её этапы

Задачи

Содержание

I этап – информационно-аналитическое обеспечение проект

Задача: Сбор и анализ информации

 

1.     Подбор и изучение литературы по вопросам проектной деятельности.

2.     Изучение педагогического опыта работы по духовно-нравственному воспитанию. 3.     Консультирование с методистом ДОО  по вопросам проектной деятельности.

4.     Подбор методов педагогической диагностики воспитанников, родителей (наблюдение за детьми, индивидуальные беседы с целью выяснения уровня знаний по разделам программы)

5.     Анализ результатов педагогической диагностики

 II этап – методическое обеспечение проекта

Задача:

Оптимизация проектирования воспитательно-образовательного процесса

1.     Составить перспективный тематический план по  теме проекта «Мы дети планеты Земля»

2.     Разработка цикла игр-занятий в рамках проектной деятельности.

3.     Согласно задачам и содержанию определить формы организации

4.      Подобрать и систематизировать игры, игровые упражнения, музыкальные произведения, литературный материал согласно задачам, оформить их в виде картотеки.

III этап – работа с детьми

Задачи:

1.     Формировать у детей  простейшие представления о многонациональности нашего города;

2.     Формировать  у детей представления о народах Поволжья.

3.    Развитие у детей таких качеств, как толерантность, самостоятельность, творческая активность; снижение напряженности, скованности.

1. Проведение педагогической диагностики через беседы, наблюдения, игру, с целью выяснения уровня знаний по разделам программы.

2. Создание ситуации вовлечения детей

3. Реализация  цикла игр - занятий

4. Создание условий для творческой деятельности детей, благоприятного настроя на самостоятельную работу (при необходимости оказание помощи)

6. Создание таких условий, при которых дети могут самостоятельно делать выводы и заключения, опираясь на прошлый опыт, и опыт, полученный в ходе проведения игровой деятельности, бесед, просмотра видеофильмов, прослушивания музыкальных произведений.

IV этап – работа с родителями

Задача: вовлечение родителей в проектную деятельность.

 

1.     Подготовка консультативного материала для родителей.

2. Оформление альбомов, коллажей с привлечением родителей.

3. Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.

V этап – работа с педагогическим коллективом

Задача: вовлечение педагогов в проектную деятельность.

 

1.     Подготовка информационного и консультативного материала для педагогов.

2.     Привлечение специалистов ДОУ к участию в мероприятиях в рамках проекта.

3.     Предложить педагогам цикл дидактических игр, а также материал для чтения детям по темам разделов проекта

VI этап – подготовка к презентации и презентация проекта

Задача: демонстрация опыта работы

 

1.     Обобщить опыт работы и оформить в виде папки, материал представить в методический кабинет ДОО.

2.     Презентация профессиональной деятельности через представление образовательного проекта.

Ожидаемый результат проектной деятельности:

1.     для педагога:

  • освоение проектного метода;
  • повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост;
  • повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности;

2.     для детей:

  • сформированы более глубокие и полные представления дошкольников об истории и культуре своей  малой Родины, народах, живущих в ней;
  • повысился уровень познавательного развития;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие умения работать в группе, навыков коммуникативного общении;

3.     для родителей:

  • партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы

4.     для педагогов ДОУ:

  • возможность ознакомиться с опытом использования проектного метода в работе с детьми

Продукт проектной деятельности:

  1. альбомы с фотографиями  «Моя любимая семья», «Как мы любим, отдыхать», «Как я помогаю маме»;
  2. панно «Все народы в гости к нам» (коллективная работа) ;
  3. рисунки детей, выполненные карандашами и гуашью на темы: «Моя дружная семья», «Дом, в котором мы живем», « Мой папа самый лучший», «Мамочка любимая», «Как мы отдыхаем»;
  4. альбом «Костюмы народов Поволжья»;
  5. картотека «Подвижные игры народов Поволжья»;
  6. альбом пословиц и поговорок о семье, дружбе, пальчиковые игры;
  7. модели занятий, дидактические игры,  информационный материал для родителей и педагогов;
  8. Знакомство с народными музыкальными инструментами, с песенным фольклором народов Поволжья;
  9. наглядные материалы и пособия;
  10. концерт «Все народы в гости к нам»;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация регионального компонента посредством проектной деятельности

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию долгосрочный проект «Колоски России» для детей средней группы. Данный проект позволяет решать задачи реализации регионального компонента образовательной п...

конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации регионального компонента в средней группе "В гости к девочке Уралочке"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации регионального компонента в средней группе «В гости к девочке Уралочке»Воспитатель: Ульман Ольга Николаевна, Челябинская область, г. ...

Использование проектной деятельности в процессе реализации регионального компонента.

Использование проектной деятельности в процессе реализации регионального компонента. ...

Проектная деятельность по реализации регионального компонента ООП ДО ( духовно-нравственное направление) Тема: «Отметим праздник вместе»Данный проект нацелен на раскрытие возможностей образовательной деятельно

Данный проект нацелен на раскрытие возможностей образовательной деятельности для формирования у детей представления о малой родине и Отечестве, через ознакомление с памятными датами ее истории....

Конспект для воспитателей "Проектная деятельность по реализации регионального компонента".

Конспект для воспитателей "Проектная деятельность по реализации регионального компонента"....

«Проектная деятельность как средство реализации регионального компонента»

Одним из условий построения образовательного процесса является вовлечения семей воспитанников непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов....

Конспект образовательной деятельности по реализации регионального компонента "казачество" "Профессии казаков"

Конспект образовательной деятельности по реализации регионального компонента "казачество" "Профессии казаков"...