Статья "Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ"
статья

Материал для педагогов дошкольных учреждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.63 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ.

Нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов в современной образовательной работе. Разработка и планирование системы нравственно-патриотического воспитания является актуальной и в настоящее время, т.к в современном мире происходят не только сложности в финансового характера, но и правового, организационног и методического характера.

  Мною была проведена работа по выявлению уровня нравственно-патриотического воспитания в старшем дошкольном возрасте. Анализ показал невысокие результаты. Так же были выявлены недостаточные реализации педагогических условий в работе по формированию нравственно-патриотического воспитания. А именно :

-применение инновационных проектных методов

- развивающая среда в детском саду и в семье

-тесное взаимодействие воспитателя с родителями

Все эти факты свидетельствуют о необходимости исследования данного вопроса, для решения всего комплекса нравственно-патриотического воспитания. В связи с этим был разработан план педагогической деятельности по улучшению педагогических условий с целью повышения уровня нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста

Для повышения качества воспитания нравственно-патриотического воспитания у детей ДОУ нами был поставлен ряд следующих задач:
- правильный подбор подходящей методической литературы и пособий для педагогов, художественной детской литературы, организация ознакомительных экскурсий, создание предметно-развивающей среды в группе.
- воспитание чувства симпатии к «малой родине», родному дому, своим близким, детскому саду.
- формирование у дошкольников любви к родному краю через приобщения его к природе, культуре и национальным традициям.
- формирование фундаментальных знаний и представлений о России, как о родной стране, о ее особенностях.
- воспитание интегративных компонентов гражданственности и уважения к российской культуре средствами эстетического воспитания: музыка, художественная деятельность, чтение литературы.
Реализация педагогических задач осуществлялась в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами посредством интеграции образовательных областей и разных видов детской деятельности, это способствовало эффективному освоению детьми представлений о своей стране, родном крае. Задачи нравственно-патриотического воспитания выполнялись в следующих видах детской деятельности:
Игровая деятельность, позволяющая ребенку ощутить себя полноценным членом гражданского общества. В игровой деятельности у ребенка возникает уверенность в собственных силах, в возможности достичь реальный результат.
Исследовательская деятельность, позволяющая ребенку самостоятельно решать поисковые задачи или опровергать собственные представления.
Изобразительная деятельность, которая позволяет ребенку с помощью творческой деятельности, фантазии приобщиться к миру взрослых, узнать его и участвовать в нем.
Предметная деятельность, удовлетворяющая интеллектуальные потребности ребенка в конкретный период и позволяющая ориентироваться в окружающем мире.
Наблюдение как деятельность, обогащающая опыт ребенка, стимулирующая развитие интеллектуальных интересов, закрепляющая социальные качества.

Коммуникативная (общение) деятельность, которая обеспечивает взаимодействие взрослого и ребенка, удовлетворяющее разнообразные желания ребенка в эмоциональной близости со взрослым, в его поддержке и признании.
Проектная деятельность, развивающая самостоятельность ребенка, обеспечивающая объединение в интеграции разнообразных видах деятельности.
Конструктивная деятельность, позволяющая формировать творческие мыслительные процессы, воображение, механизмы управления собственным поведением.
Работа с дошкольниками была организована с учетом положений базовой программы детского сада, методических требований, регламентирующих воспитание у детей начальных свойств нравственно-патриотического воспитания.
В педагогической деятельности мы воспитывали у детей бережное отношение к общественным ценностям, материальному добру, к природе родного края. В этом мы применяли специальные методы: беседы, чтение художественной литературы, практическая деятельность. Так, в качестве экспериментальной деятельности по ознакомлению с историческим трудом российского народа на своем участке дети засеивали небольшую клумбу с землей озимой пшеницей, после ее созревания собрали урожай, с помощью взрослых изготавливали муку и пекли хлеб.
Таким образом, был реализован процесс формирования бережного отношения к результатам человеческого труда, воспитания любви к природе и стремления работать вместе со взрослыми, благоустраивая участок, двор, улицу.
В работе по нравственно-патриотическому воспитанию был использованы следующие методы:
1. Целевые прогулки и экскурсии за пределы ДОУ с фотоаппаратом для запечатления достопримечательностей города и последующего изготовления электронных фотоальбомов;
2. Наблюдения за трудовой деятельностью горожан, за изменениями города, района, улицы, строящихся домов и т. п.);
3. Беседы воспитателя с детьми в сочетании с показом наглядных иллюстраций нужных объектов;
4. Использование средств коммуникативных технологий для просмотра детских диафильмов, сюжетных картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение);
5. Разучивание с детьми народных песен, русских народных пословиц, поговорок, детских потешек, прослушивание фольклорных произведений из народного творчества;
6. Приобщение детей к творчеству по народной декоративной росписи;
7. Наблюдение за окружающим миром с целью развития детского художественного творчества.
8. Привлечение детей к доступному общественно полезному труду, например, труд на клумбе детского сада, совместная деятельность с родителями по оформлению малых форм на территории детского сада и. т. д.);
9. Стимулирование детей к проявлению собственной инициативы и положительного отношения к общественному порядку, за качественно выполненные общественно полезные поручения, за образцовое поведение в общественных местах;
10. Применение продуктивной творческой деятельности (рисование, аппликацию, ручной труд) с целью закрепления знаний детей, приобретенных в результате занятий, формирования положительного отношения к окружающему миру, воспитания бережного отношения к результатам своего труда и труда других.
11. Образцовый пример педагога, трепетно относящегося к своей работе, к детскому саду, к результатам деятельности воспитанников и принимающего активное участие в общественной жизни (необходимо учитывать, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция — самый сильнодействующий фактор воспитания.)
В процессе педагогической деятельности мы формировали у детей уважение к старшему поколению, в частности к ветеранам войны и труда, следующими методами:
- проводили беседы о героических поступках советских солдат в Великой Отечественной войне;
- устраивали тематические развлечения с приглашением пожилых лиц, в том числе ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда, ветеранов России.
Наша деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию прошла эффективно, так как в процессе работы была налажена система регулярного взаимодействия с родителями. Родители были не только помощниками в работе воспитателей детского сада, но и действенными участниками воспитания личности ребенка. Воспитание гражданина своей Родины является ответственной и сложной задачей, выполнение которой в дошкольном возрасте только начинается.
Таким образом, предпосылками для дальнейшей работы по нравственно-патриотическому воспитанию и получения положительных результатов в этой области стали планомерная, систематическая работа, использование разнообразных инструментов воспитания в деятельности, объединение усилий детского сада и семьи, ответственность родителей за свои слова и поступки. Мы не ожидали от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Однако, в результате нашей педагогической работы многие дети научились оперировать знаниями о характерных признаках нашей страны, ее географии, природе, символике, им стали знакомы имена людей, прославивших нашу родину, они стали стремиться к приобретению знаний, были выучены стихи, песни патриотического содержания. В результате проведенной работы, мы считаем, что наши задачи выполнены в пределах, доступных дошкольному возрасту.

Литература:
1. Зеленова, Н.Г. Мы живем в России. Нравственно-патриотическо - патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа): Пособие для воспитателей ДОУ / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2011. – 104 с.
2. Князев А.М. Воспитание гражданственности. – М.: РАГС при Президенте РФ, 2006. - 246 с.
3. Марадудина О. В. Педагогические условия формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения // Образование и воспитание. — 2015. — №5. — С. 27-30.
4. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А.Сластенина. — 11-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 608 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)

Доклад к педсовету Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)...

НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...

Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека».

Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека»....

Ш.А.Амонашвили Баллада о воспитании Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя

Баллада о воспитании Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя...

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при...

Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия» «Воспитание у детей чувства доброты и милосердия» «О воспитании милосердия» «Воспитание сердца» «Зорко одно лишь сердце»

Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия»«Воспитание у детей чувства доброты и милосердия»«О...

Современные подходы и концепции воспитания В процессе поисков и определения движущих сил воспитания и его структурных элементов образовался специальный раздел педагогики под названием «Теория воспитания». В область его изучения попали все классические и

В процессе поисков и определения движущих сил воспитания и его структурных элементов образовался специальный раздел педагогики под названием «Теория воспитания». В область его изучения поп...