Воспитание толерантности у дошкольников
статья (старшая, подготовительная группа)

Едемская Екатерина Александровна

Все мы разные, но все мы люди. Разных национальностей, с разным цветом кожи, с разными физическими возможностями, разного возраста. Современный мир уделяет много внимания понятию толерантности - терпимости по отношению к людям, непохожим на других. Ведь это так важно для того, чтобы считаться человеком. Но все хорошее в нас закладывается с детства, поэтому и толерантность необходимо воспитывать в человеке с дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_tolerantnosti_statya_ns_portal.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание толерантности у дошкольников

В настоящее время в России много внимания уделяется проблеме толерантности – терпимости по отношению к людям, отличающимся от других: людям другой расы, веры, инвалидам, людям пожилого возраста. Но чтобы взрослый человек проявлял терпимость к окружающим, необходимо воспитывать ее в детях, начиная с дошкольного возраста.

Терпимость к людям иной расы начинается с уважения и любви к своей стране, родному городу, с интереса к их истории. Терпимость к пожилым людям – с уважения к старшим в своей семье. Поэтому направлением своей работы я выбрала знакомство детей с понятиями «родословная» и «геральдика».

Само знакомство с этими понятиями лучше начинать с детьми подготовительной к школе группы, однако в младшем дошкольном возрасте формируется основа для приобретения дальнейших знаний.

В процессе работы с детьми решаются следующие задачи:

  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу, Родине;
  • Развитие интереса к истории и традициям семьи;
  • Знакомство детей с символами государства – гербом, флагом; формирование первоначальных знаний о его истории;
  • Знакомство с многообразием русских городов посредством гербов; закрепление знаний детей о том, что герб отражает то, что город считает для себя наиболее важным.

Основной целью работы педагога с детьми младшей и средней групп является формирование у них представлений о семье, о родственных отношениях, воспитание доброго отношения к близким и, прежде всего, к маме. Кроме занятий используются такие формы работы, как беседы, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, чтение художественной литературы.

В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с историей города и наряду с этим проводятся занятия по ознакомлению с символикой государства и города – флагом страны, гербами России и Санкт-Петербурга.

В подготовительной группе ведется основная работа по формированию у детей представлений о родословной  и геральдике.

В рамках непосредственной образовательной деятельности мной запланированы такие занятия, как, например, «Что может герб нам рассказать…», «Родословная – старинная русская традиция», викторина «Что мы знаем о гербах?». Ко Дню  Матери были проведены досуг «День Матери», и занятие по рисованию «Портрет любимой мамы», и в канун праздника рисунки были подарены детьми мамам. Также было проведено занятие по рисованию в нетрадиционной технике граттаж «Визитная карточка города (герб)», вместе с детьми придуман герб нашей группы.

Кроме непосредственной образовательной деятельности я использую изготовленные мной дидактические игры: «Говорящие названия городов», «Угадай герб по описанию», «Домино», «Собери герб города». Но ознакомление детей с родословной невозможно без участия семьи, поэтому необходимо привлекать родителей к участию в этой работе.

Совместно с семьей я осуществила проект «Семейное дерево», совместно с родителями была оформлена фотовыставка «Детство наших мам». Для пополнения знаний родителей по данным темам подготовлены информационные папки «Родословная – старинная русская традиция», «Что может герб нам рассказать?», «Тайна имени».

Таким образом, я хочу сказать, что формирование у дошкольников представлений о родословной в целом и об истории своей семьи в частности, представлений о многообразии и значении гербов городов России должно вестись целенаправленно, систематически, основываясь на тщательном отборе учебного материала и при активном участии семьи ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание толерантности у дошкольников

Сценарий праздника "Калейдоскоп игр народов мира"...

Фольклор как средство воспитания толерантности у дошкольников

Присутствие в обществе людей разных национальностей требует особого внимания к вопросу формирования национального самосознания, толерантных отношений.. Толерантность, как образ жизни в обществе зависи...

Педагогический проект "Воспитание толерантности у дошкольников в условиях межнационального общения"

Целью данного проекта является формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных кул...

Воспитание толерантности у дошкольников с помощью интеграции образовательных областей

Материал предназначен для педагогов, которые интересуются воспитанием толерантности у детей....

Воспитание толерантности у дошкольников

Воспитание  подрастающего поколения в духе миролюбия, веротерпимости и толерантности. Безусловно, ступень дошкольного образования является в данном случае основой, которая закладывает базу формир...

Методическая разработка . Коммуникативные игры по воспитанию толерантной личности дошкольника.

В дошкольном возрасте дети начинают понимать, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной под...

Воспитание толерантности у дошкольников в условиях многонационального окружения. Воспитатели Семеновых Е.В., Клевцова М.Н., Новикова Ю.В.

      Сегодня основным связывающим звеном социализации ребёнка является его семья. Именно в семье ребёнок получает представление о мире и способах взаимодействия с ни...