Проектная деятельность в детском саду. Структура исследовательских проектов.
статья (старшая группа)

Сыроватская Наталия Владимировна

Желание ребенка исследовать окружающий мир носит спонтанный характер, и его нелегко использовать при решении педагогических задач в группе детей, но знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx30.62 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать.

В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки.

 Суть проектной деятельности — активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным в данной деятельности разнообразным проблемам.

Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников и помогает ребенку приобретать универсальные культурные способы действий (умения), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.

Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического процесса в ДОУ отличает следующее:

• практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений;

 • нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников;

• интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем.

Проект дошкольника начинается с одного простого действия, вокруг которого “наматывается” клубок исследовательских ситуаций, наблюдений, которые вызывают вопросы и поиск ответов на них. Неиссякаемый источник исследования для дошкольника – наблюдения за природой. Итогом наблюдений становится устный рассказ, рисунок или фотография.

Исследовательские проекты полностью подчинены логике пусть небольшого, но исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

Под исследовательским проектом подразумевается выполнение исследований и разработок, для решения актуальных теоретических и практических задач.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В старшем дошкольном возрасте – это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Проект состоит из: замысла (проблемы), средств его реализации (решения проблемы) и получаемых в процессе реализации результатов.

Исследование дошкольника, как и любого взрослого, включает следующие основные этапы:

  • выбор темы исследования
  • выделение и постановку проблемы
  • выработку гипотезы
  • поиск и предложение возможных вариантов решения
  • сбор материала
  • обобщение полученных данных
  • подготовку материалов исследования к защите (сообщение, доклад, презентация и др.);
  • защита проекта

Этапы
проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу (нежестко).

1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.

2 этап

4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность
6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение амплуа.

3 этап

7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап

9. Подготовка к презентации, защите проекта

8. Продукт деятельности готовят к презентации.
9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности, защита проекта

Желание ребенка исследовать окружающий мир носит спонтанный характер, и его нелегко использовать при решении педагогических задач в группе детей, но знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Проектная деятельность в детском саду. Проект "Пустите папу в детский сад"

В этом документе вы можете найти интересную информацию по взаимодействию с родителями в ДОУ....

Проектная деятельность в детском саду. Проект "Пустите папу в детский сад"

Работа по взаимодействию с родителями согласно с ФГОС...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...