Духовно-нравственное воспитание
статья

Ксения Григорьевна Бойко

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno.docx28.01 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание

«Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности».

Академик Г.Н.

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших

проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к

детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет

его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в

обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и

воспитанием ребенка до школы.

В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем

младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и

поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем

формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения.

Мы, педагоги, должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души –

создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Но,

очевидно, рациональное воспитание нравственности, не затрагивающее

эмоции ребенка, никогда не приведет к желаемому результату. Образование,

навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в

людях – человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте,

возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура

общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой

живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура –

это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Она

необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших

ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры –

праздники и обряды.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы поновому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям,

фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному

искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных

достижений, просеянных сквозь сито веков.

Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи

старославянские слова и изречения, почти не используются потешки,

поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной

жизни практически отсутствуют предметы народного быта, встречающиеся в

фольклорных произведениях. Не секрет, что представления выпускников

детского сада о русской культуре были и остаются отрывочны и

поверхностны.

Задача педагога – соединить обучение и воспитание через изучение традиций

нашей культуры, предоставить детям возможность познакомиться с

культурным наследием наших предков.

Целью духовно-нравственного воспитания дошкольника является

формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом

аспекте.

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка,

воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть

национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что

они – часть великого русского народа.

Фольклор является богатейшим источником познавательного и

нравственного развития детей. В устном народном творчестве, как нигде,

сохранились особенные черты русского характера.

Большое место в приобщении детей к традиционным ценностям народной

культуры должны занимать народные праздники и традиции. В них

фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными

особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц,

насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с

трудом и различными сторонами общественной жизни человека.

В результате освоения народных традиций дети узнают историю своей

семьи, страны, культурные традиции своего края: песни, игры, считалки,

небылицы, промыслы, народные праздники.

Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры

способствует развитию у них интереса к народной культуре, её духовным

ценностям, гуманизму. Изучение календарного детского фольклора

осуществляется через участие ребят в народных обрядовых праздниках

(Рождество (Святки), Масленица (Вторник-заигрыш), Троица , Петров день

(Сенокос) и др.). Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой.

Народные игры являются национальным богатством, и мы должны сделать

их достоянием наших детей.

Итак, народные традиции в наше время должны занять главное место в

формировании высоконравственной, культурно- образованной личности.

Благодаря им в доступных формах, на близком и понятном материале дети

усваивают нравы, обычаи русского народа – весь комплекс духовных

ценностей.

Мы родились и живем во время больших перемен, когда над человечеством

нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты

нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся

нити, связывающие старшее и младшее поколения. Сейчас очень актуальна

проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры, на

собрании национальных достижений.

Одной из основных задач духовно-нравственного воспитания дошкольников

является формирование у детей общего представления о культуре русского

народа, ее богатстве и разнообразии, красоте и благородстве. Народная

культура - кладезь мудрости и опыта, предмет нашей национальной гордости.

Именно поэтому, в дошкольном детстве необходимо научить ребенка

чувствовать и любить родную землю, родную природу, свой народ, ценить

духовное богатство, ум, талант и мудрость народную. Воспитать чувство

национального патриотизма, гордости за свою страну.

Слово «традиция»- означает исторически сложившиеся и передаваемые из

поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Традиция охватывает объекты социального наследия: материальные и

духовные ценности, процесс социального наследования, его способы. В

качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы

поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т. д. Народные

традиции, передаваемые из поколения в поколения, создают в себе

разнообразные средства и формы воспитания.

К средствам приобщения дошкольников к этнической культуре и традициям

относятся народное творчество, декоративно-прикладное искусство, в том

числе различные жанры устного народного творчества.

К традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.

Национальные праздники способствуют выработке мировоззрения,

предполагающего как усвоения опыта старших поколений, так и превращение

его в руководство практической деятельностью. Каждый праздник

сопровождался обрядами и песнями. Через обряды передавался значительный

объем знаний. Большою любовью в народе пользовались следующие

праздники: Пасха, Рождество, Новый год, Масленица. У детей не было каких-

то особых детских праздников, но они чувствовали общую праздничную

атмосферу и веселились вместе со всеми.

Детей необходимо знакомить с народным календарем. Он собрал в себя

природный круг всех циклов жизнедеятельности человека на земле, вобрав в

себя все краски народной жизни, праздники, народные ремесла – помогает нам

построить свою работу с детьми по естественному циклу, например: осень –

сбор урожая, осенние праздники, народное гулянье, за ней зима: Святки,

Рождество, Новый год – зимние праздники и обряды, Масленица – проводы

зимы и лето – с хороводами и песнями вокруг зеленой березки. Природа не

умирает, а совершает обычный круг жизни.

Одним из средств передачи традиции являются песни, сопровождающая

человека всю его жизнь – от рождения до смерти – в труде, на празднике в

быту. Поэтому народные песни можно классифицировать по возрастному

признаку: колыбельные, детские, молодежные и т. д., по признаку

содержания: обрядовые, лирические, героические, эпические, сатирические и

т. д., по признаку принадлежности к различным видам деятельности:

хороводные, песни, помогающие в труде, игровые песни, и песенки.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон

веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои,

представление о чести, смелости, мужестве, желание быть сильными,

ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой,

находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра была естественным

спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим

великой воспитательной силой.

В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии ушедшего

быта. В народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность

самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержание разговорных

текстов. Игра - удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности

детей. «Пока молоды, резвитесь, играйте, смейтесь, чтобы не сожалеть

позднее! »

Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему

педагог должен уметь использовать их в учебно-воспитательном процессе.

Сказки всегда были самым эффективным способом общения с детьми. Они

формировались на протяжении веков, впитали в себя культуру народа, в них

отражены нравственные принципы и общечеловеческие ценности. Мир в

сказках показан многогранным и противоречивым, но в них всегда говорится

о том, что есть выход из самой трудной, казалось бы, не разрешимой

ситуации. Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды,

в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и

усиливает воспитательное значение. Слушая сказочные истории, дети

связывают их со своей жизнью, стремятся воспользоваться примером

положительных героев для борьбы со своими страхами, черпают в них

надежду. Сказки дают ребенку поддержку, которая будет нужна ему на всем

жизненном  пути.

Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому

знакомство со сказками своего народа, должно обязательно входить в курс

образования и воспитания каждого ребенка.

Большое значение необходимо придать русским пословицам, поговоркам,

загадкам, потешкам и прибауткам. Они «живут» веками на страницах книг и

«от мала до велика» в них величие и мудрость. Народ вложил в содержание

пословиц все свои чувства. Они, как и люди их создавшие, веселятся, грустят

и плачут и предостерегают, являются камертоном внутренней искренности.

Ни в одном другом жанре фольклора жизнь отражена так широко и

многогранно, как в пословицах и поговорках. Они пронизаны чувством

глубочайшей любви и преданности Родине. В пословицах много материала

практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы,

осуждения.

Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная

жизнь народа. Преемственность старших и младших

основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем

духовно богаче народ. Традиции, как элемент общественной жизни, имеют

свою специфику. В образовании народных традиций важное место занимают

обычаи, исполнение которых было обязательно «Свой обычай в чужой дом не

вноси», «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе», «Обычай крепче закона».

Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно

относились к обычаям и традициям наши предки, какое огромное

воспитательное значение имели они у разных народов. Раскрывая роль

традиций в воспитании подрастающего поколения, мы берем в качестве

отправной точки народную мудрость: «Без большого корня древа не бывает».

В образовании традиций входят и обряды.

Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от

рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь.

Обязательные для всего общества, они духовно сплачивали народ.

С древнейших времен в обряд входило одаривание. «Любишь подарки - люби

и отдарки», напоминает пословица. У древних считалось, что подарок

обладает магической силой. Вещь, подаренная от чистого сердца, приносит

удачу.

Обязательно дарение подарков на Рождество. Чаще всего это символические

подарки - фигурки из теста, их полагается тут же съесть на счастье. Поскольку

этот праздник тихий, домашний, где за столом собираются только члены

семьи и самые близкие, то можно подарить и немудреные самоделки -

вышивку, плетение, рисунки.

Традиция жива, пока ее чтут, берегут. И даже пение народных песен для

одних детей будет просто концертом, а для других, прикоснувшихся к

культуре своих предков - естественной частичкой бытия.

Много нас живет на родной земле. И все мы такие разные. Много разных

народов на земле и в нашей стране. У каждого свои обычаи, песни, сказки,

предания. И очень важно ценить и понимать других людей.

Таким образом, народные традиции народов включали в себя укорененные в

национальном сознании идеи, свойственные ему переживания, передавая

накопленную веками народную мудрость. Песни, игры, загадки объединялись

в праздниках.

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы

то ни было материальными благами. Если полностью утеряны все традиции,

может встать под сомнение само чувствование народа.

Для успешного решения вышеуказанной проблемы, необходимо следующее:

- создание системы работы по приобщению детей к истокам русской народной

культуры;

- привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;

- создание условий для самостоятельного отражения полученных знаний,

умений детьми;

- установление сотрудничества с другими учреждениями.

Из всего вышесказанного можно определить для себя следующие приоритеты

в работе с детьми:

1. Формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с

народными праздниками и традициями, в которых фокусируются

накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями

времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых,

растений. Причем эти наблюдения связаны с трудом и различными сторонами

общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

2. Накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров. В

устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты

русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о

добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Благодаря этому,

фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного

развития детей.

3. Развивать художественный вкус через восприятие красоты изделий

традиционных народных промыслов. Формировать у детей эмоциональную

отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства, воспитывать желание заниматься подобной

деятельностью

4. Показать глубокий нравственный смысл сказок, их поэтичность, отражение

в них национального характера, мировосприятия. Знакомить через них со

средствами выразительности родного языка (яркость, образность, меткость) .

5. Развивать двигательную активность детей, умение их сотрудничать друг с

другом, через знакомство со старинными народными играми.

C воспитанниками можно провести беседы о могуществе нашей страны,

еѐ богатствах,  природе. Уделить внимание знакомству дошкольников с тем, что

на территории России живут люди разных национальностей и, у них есть свои

обычаи, традиции и праздники.

Использованная литература:.

 Зеленова Н. Г, Осипова Л. Е. «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников». 2008.

Петрова, В. И. Нравственное воспитание в детском саду программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / В. И. Петрова, Т. Д. Стульник. – М. : Мозаика-Синтез. 2006..

Петрова, В. И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: нравственное воспитание в детском саду : книга для воспитателя дет. сада / В. И. Петрова. - М. : Мозаика-Синтез. 2007.

Субботский, Е. В. Нравственное развитие дошкольника / Е. В. Субботский Вопросы психологии. - 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»

Представляю презентацию в которой хочу поделиться опытом своей работы по теме «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических ...

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Блок занятий по семейному, духовно-нравственному, патриотическому воспитанию.

Знакомство детей с миром и формирование доброго, доверчивого отношения к нему начинается в семье с ласковой улыбки матери и отца. Ребенок активно вступает в социальные отношения со взрослыми и сверстн...

Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей.

Презентация по теме "Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей."...