ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка

Лаврова Жанна Борисовна

Инновационная педагогическая деятельность призвана повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования, к развитию мастерства в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Метод проектов26.41 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ж.Б. Лаврова            

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Центр развития ребенка- детский сад №164»     (эл. адрес: mdoutsrr.ds164@yandex.ru)  

Инновационная педагогическая деятельность призвана повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования, к развитию мастерства в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Педагог – основная фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.  

Педагоги-психологи Амонашвили Ш.А., Буре Р.С.,Занков Л.В. отмечают, что на этапе школьного обучения учителя часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие интереса к учебе, низкая познавательная активность учащихся. Корни проблемы следует искать в дошкольном возрасте, который является сенситивным для развития познавательной активности и интересов ребенка. В последние годы с целью формирования познавательных интересов, формирования универсальных учебных действий, развития поисковой активности детей в системе дошкольного образования все чаще используется метод проектов. У истоков метода стоял американский философ и педагог Дж. Дьюи. Его идея ориентации обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов послужила основой для разработки американским педагогом У. Килпатриком метода проектов. В переводе с латинского «проект»- означает  «брошенное вперед». Иначе говоря, проект – это то, чего еще нет в реальности, но есть в воображении, мыслях, то, что будет воплощено в жизнь.

Исследовательский проект - включает три основных этапа:

 1.  Подготовительный (постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями; выбор оборудования  и материалов)

  1. Исследовательский (поиск ответов на поставленные вопросы разными способами)
  2. Обобщающий (обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, составление рекомендаций.

Необходимо отметить, что без помощи взрослых детский проект, за редким исключением, практически невозможен. По крайней мере, дети дошкольного возраста нуждаются в поддержке и организационной помощи взрослых. Замечательно, когда идея проекта исходит от детей. Когда у ребенка появляется позиция «Я хочу это знать!», он начинает действовать. А если ему «навязывают» какие-либо знания, то как правило, ничего хорошего не получается. Сейчас взрослые стараются поддержать инициативу ребенка и в выборе интересующей его темы и в реализации его собственного проекта.

        Проектами детей часто заинтересовываются их родители, что помогает решать сложную проблему взаимодействия с родителями. Часто к детской проектной деятельности с удовольствием подключается вся семья. Так темой проекта «Создание эколого-развиваюшей среды на прогулочных площадках ДОУ» активно заинтересовались воспитанники и их родители.

         Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка – детский сад № 164» на протяжении последних пяти лет ведется работа по внедрению экологических проектов в педагогический процесс. Наше дошкольное учреждение расположено в Центральном районе города Воронежа, территория прогулочных участков занимает небольшую территорию, которая окружена современными высотными новостройками и наблюдается дефицит зеленых насаждений.  Решить эту проблему можно при наличии достаточного количества объектов природы, находящихся на участке ДОУ. Для этого мы стали разрабатывать  проект по созданию эколого-развивающего пространства, чтобы вызвать интерес дошкольников к познанию окружающего мира. В основу создания эколого-развивающей среды в ДОУ  была положена идея интеграции - связь экологического образования со всеми направлениями развития: физическим, социально-личностным, познавательно-речевым, художественно-эстетическим.

Воплотить данную идею решили в ходе проектной деятельности педагогов, воспитанников и их родителей, для чего был разработан экологический дизайн - проект.

Цель которого – повышение уровня экологической культуры дошкольников путем создания инновационных экологических пространств.

Основными задачами  дизайн - проектами стали

- создание условий на прогулочных площадках в ДОУ для экологического образования дошкольников.

- обеспечение целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы.

- воспитания у дошкольников осознанно – бережного отношения к природному миру, чувства взаимопомощи, сотворчество.

-привлечение педагогов и родителей воспитанников к созданию эколого-развивающей среды на прогулочных участках;

 Результатом проектно-исследовательской деятельности является становление у детей научно познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к объектам  живой природы, воспитание экологической культуры. В итоге большой работы на территории детского сада была создана экологическая тропа, включающая в себя 14 видовых точек и экологических объектов. Наиболее интересные это – альпийская горка «Веселый молочник», уголок лекарственных растений, тематическая композиция «Лесная школа», «Птичий базар», «Деревенский дворик» с  колодцем и обитателями подсобного хозяйства, «Чудо-огород». Исследование окружающего мира – естественное стремление ребенка. Для этого на территории детского сада появилась летняя лаборатория и метеоплощадка с приборами для измерения  направления и силы ветра и дождемером. На обобщающем этапе педагоги детского сада постарались максимально использовать созданную эколого-развивающую среду. Здесь и проведение экскурсий, походов по территории детского сада, знакомство детей с уголками леса, луга, озером, как экосистемами. Организация наблюдений за растениями, насекомыми, птицами. Особенно понравился детям настоящий туристический поход с рюкзаками, установкой палатки, привалом, «приготовлением» каши в походном котелке.

В рамках большого исследовательского проекта по инициативе детей возникли и были осуществлены следующие проектные работы:

Проект «Мусор». Осенью дети на определенном участке собирают мусор, сортируют его и закапывают в разные ямки, которые помечают. В течение года ямки раскапывают и наблюдают, что происходит с мусором. Результат наблюдений заносят в специальную таблицу, где фиксируются изменения разных видов мусора, выясняют причины, делают выводы. Например, стекло в июне осталось без изменений, а апельсиновая кожура исчезла уже в ноябре.

Проект «Школа добрых волшебников» - это длительная игра, в процессе которой дети обучаются и выполняют конкретные практические дела экологического содержания. В игровом сюжете детям предлагается роль добрых волшебников, где каждое волшебство – конкретное дело, улучшающее окружающий мир.

Природоохранная акция «Берегите елочку», состоящая из ряда экологических мероприятий, продлилась до конца января. Традиционные новогодние утренники в детском саду проходят вокруг искусственной елки. Музыкальный зал был также украшен искусственными елочками, изготовленными из подручного материала детьми, родителями и сотрудниками ДОУ. Проявить фантазию и индивидуальность было приятно и детям и взрослым, что подтверждается активностью и творческим подходом родителей к изготовлению искусственных елочек. Систематическое проведение подобных природоохранных акций будет способствовать воспитанию каждого ребенка как экологически грамотного человека, умеющего любить, ценить и рационально использовать природное богатство.

В результате реализации проекта дошкольное учреждение превратилось в современное развивающее экологическое пространство. Предложенные подходы к созданию эколого-развивающей среды способствовали достижению высокого уровня экологического образования воспитанников и профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации работы по данному разделу. Родители вместе с детьми используют знания, полученные в ходе участия в мини-проектах, при оформлении своих участков, газонов, цветников возле дома.

Возросла также социальная активность педагогов и воспитанников. Педагоги представляют опыт работы на методических объединениях и различных конкурсах, так в муниципальном экологическом конкурсе  мультимедийных проектных работ «Бережем планету вместе» дошкольное учреждение в 2017 году было награждено Дипломом лауреата премии главы городского округа город Воронеж за эффективное формирование экологической культуры среди подрастающего поколения.

Интерес детей к познанию основ экологической культуры во многом зависит от активности педагогов и родителей. Поэтому эколого-развивающая среда должна выступать не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионализма педагогов и родителей.

       Апробация метода проектов в современных условиях, показывает, что с его использованием           эффективность формирования познавательного интереса к природе у детей дошкольного возраста возрастает. Метод проектов способствует актуализации знаний, умений, навыков детей, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации в творческой и общественно-значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.

Литература:

1.Анцыперова Т.А. «Экологические проекты» Изд-во ВГИП РО Волгоград, 2008г.

2. С.В. Машкова. «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе» Волгоград: Учитель, 2012..

3. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду» М.: Карапуз, 2001

4.Степанова Л.М. «Метод проектов в экологическом воспитании детей» под. ред. Л.Н. Прохоровой. М.: АРКТИ, 2003г.

  1. Рекомендуемая литература по проектной деятельности
  1. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
  3. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.
  4. Пенькова Л.С. Под парусом Лето плывет по Земле (организация детских площадок в летний период) методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 288 с.  
  5. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб .: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.  
  6. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4.
  7. // Дошкольное воспитание. № 1, 2 2007, № 5, 12 2008.
  8. // Дошкольное образование. № 8, 12 2008.
  9. // Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 5. 2009 - с. 58.
  10. // Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 6. 2009 - с. 69.
  11. // Дошкольная педагогика. № 5. 2008, № 5. 2009.
  12. // Обруч № 4, 2009. 13. // Ребенок в детском саду. № 3 2003, № 2, 3 2008.
  13. //Коллекция увлечений (приложение к журналу «Обруч»): пособие для работников дошкольных учреждений/ Н.А. Рыжова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)

Проект«Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)Составила: воспитательВербицкая Е. В....

Инновационный педагогический проект "Использование ИКТ в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста"

В данном проекте разработан материал по применению ИКТ на музыкальных занятиях а детском саду...

Консультация для родителей. Дошкольное воспитание: методы и программы воспитания детей дошкольного возраста.

Воспитание дошкольников можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего — характера, способностей, навыков.Личность ребенка начинает форми...

Из опыта работы «Проектная деятельность, как один из эффективных методов нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинае...

«Использование метода проектов в обучении детей дошкольного возраста»

Основное предназначение метода проектов - предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных пре...

Дошкольное воспитание: методы и программы воспитания детей дошкольного возраста.

Дошкольное воспитание: методы и программы воспитания детей дошкольного возраста....