«Использование метода проектов в обучении детей дошкольного возраста»
консультация (подготовительная группа)
Основное предназначение метода проектов - предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_metoda_proektov.docx | 27.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Использование метода проектов в обучении детей дошкольного возраста»
Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событии, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею» . У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе.
Метод проектов возник еще в 20-е г. прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем и связывали c идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи (Jo.Dewey) , a также его учеником В. Х. Килпатриком (W.X. Killpatrick). B основе метода — идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Дж. Дьюи (Jo.Dewey) считает, что c помощью «метода проектов» достигается главная цель образования — развитие личности ребенка.
B России метод проектов был известен еще с 1905 г.
Сегодня метод проектов широко используется и в сфере дошкольного образования. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями.
"Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Составные компоненты проекта:- формирование цели (что и почему надо сделать);
- разработка или выбор путей выполнения проекта;
- работа над проектом;- оформление результатов;
- обсуждение результатов работы.
Отличительной чертой проектной деятельности является поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками (участником) проектной группы.
Этапы работы над проектом:
1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
2. Разработка проекта (плана деятельности для достижения цели):
• к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
• в каких источниках можно найти информацию;
• какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
• с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта (практическая часть).
4. Подведение итогов — определение задач для новых проектов.
Проекты классифицируются:
• по составу участников;
• целевой установке;
• тематике;
• срокам реализации.
Одной из задач дошкольного воспитания является создание условий для развития познавательной активности ребенка. А чтобы поддержать и развить её, необходимо опираться на познавательный интерес детей. Метод проектов является эффективным средством формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Познавательный интерес – эта особая область интересов человека, в которой объектом является сам процесс познания, а он в свою очередь, характеризуется стремлением проникать в сущность явлений, относительно устойчивым стремлением к постоянному глубокому и основательному их изучению.
Предметом познавательного интереса является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру — в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причино-следственные связи, закономерности, противоречивость.
Интересы человека не представляют собою врожденного качества.
Интересы — результат формирования личности. Они сопровождают ее развитие и содействуют ему.
Ядром познавательного интереса являются мыслительные процессы.
Познавательный интерес выступает как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями.
Важной особенностью познавательного интереса является то, что центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой, деятельности, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность.
Самой первичной формой познавательного интереса является любопытство как реакция на изменение обстановки, на появление нового в окружающем мире, «как жадное стремление узнать, ориентироваться в ситуации».
Затем возникает любознательность, которая, по утверждению Н Ф. Добрынина, является действенной формой выражения интереса к познанию, о чем свидетельствует множество задаваемых ребенком вопросов («Откуда?», «Почему?», «Зачем?»). И далее идет познавательный интерес.
Важным условием развития познавательного интереса является эмоциональная атмосфера познания, положительный эмоциональный тонус в процесс деятельности организованной педагогом. Занятие будет познавательным, если дети в ходе его:
- думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);
- удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);
- внимательны (целеустремленны, настойчивы, проявляют волю);
- фантазируют (предвосхищают, создают новые образы).
Участие в проектной деятельности для детей является способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей. Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.
Метод проектов позволяет перейти от традиционной ретрансляционной передачи знаний к активным методам обучения. А активная деятельность – наиболее успешный вид восприятия информации. Согласно психологическим исследованиям, у человека остается в памяти приблизительно 10% из того, что он слышит, 50% – из того, что он видит, и 90% – из того, что он делает.
Этот метод затрагивает не только и не столько интеллектуальную сферу детей, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, свои ценностные ориентации. Создается атмосфера доверия, в которой дети чувствуют себя достаточно безопасно, могут свободно мыслить и выражать свое мнение. Отсутствует стереотип «делай, как все», «рассказывай, как все» и т. д.
Метод проектов может быть адаптирован ко всем возрастным группам, необходимо только учитывать психолого-физиологические особенности детей, понимать интересы дошкольников на данном этапе. (Е. С. Евдокимова).
Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода мнемотехники в обучении детей дошкольного среднего возраста
Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизводство информации.Особое мест...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Инновационная педагогическая деятельность призвана повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования, к развитию мастерства в соответствии с требованиями федеральных государс...
Консультация для педагогов «Использование современных форм и методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста, направленных на познавательно-поисковое развитие детей»
Слушали: Потапенко Н.Е, воспитатель, провела с воспитателями консультацию по теме: « Использование современных форм и методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста, направ...
Консультация "Использование метода мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста пересказыванию сказок"
Данный материал поможет родителям понять значение метода мнемотехники в развитии связной речи дошкольников посредствам сказки....
Использование методов мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста
Использование методов мнемотехники в развитии дошкольников становится все более актуальным. Это обусловлено тем, что в этом возрасте у детей преобладает образная память, запоминание зачастую про...
Метод проектов в обучении ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Метод проектов – система обучения, в которой знания и умения обучающиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. П...
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА «Использование метода мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста»
участие в конкурсе Воснитатель года 2024...