«Использование метода проектов в обучении детей дошкольного возраста»
консультация (подготовительная группа)

 Фёдорова Галина Николаевна

Основное предназначение метода проектов - предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_metoda_proektov.docx27.72 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Использование метода проектов в обучении детей дошкольного возраста»

     Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событии, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею» .  У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе.
    Метод проектов возник еще в 20-е г. прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем и связывали c идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом  Дж. Дьюи (Jo.Dewey) , a также его учеником В. Х. Килпатриком (W.X. Killpatrick). B основе метода — идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.          
    Дж. Дьюи (Jo.Dewey) считает, что c помощью «метода проектов» достигается главная цель образования — развитие личности ребенка.        
    B России метод проектов был известен еще с 1905 г.  

     Сегодня метод проектов широко используется и в сфере дошкольного образования. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями.
    "
Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.   

     Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.        
    Составные компоненты проекта:
- формирование цели (что и почему надо сделать);
- разработка или выбор путей выполнения проекта;
- работа над проектом;- оформление результатов;   
  
 - обсуждение результатов работы.     
    Отличительной чертой проектной деятельности является поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками (участником) проектной группы.
    Этапы работы над проектом:
    1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
    2. Разработка проекта (плана деятельности для достижения цели):
•  к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
•  в каких источниках можно найти информацию;
•  какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
•  с какими предметами научиться работать для достижения цели.
    3. Выполнение проекта (практическая часть).
    4. Подведение итогов — определение задач для новых проектов.
       Проекты классифицируются:
•   по составу участников;
•   целевой установке;
•   тематике;
•   срокам реализации. 

 Одной из задач дошкольного воспитания является создание условий для развития познавательной активности ребенка. А чтобы поддержать и развить её, необходимо опираться на познавательный интерес  детей.  Метод проектов является эффективным средством формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.        
    Познавательный интерес
 – эта особая область интересов человека, в которой объектом является сам процесс познания, а он в свою очередь, характеризуется стремлением проникать в сущность явлений, относительно устойчивым стремлением к постоянному глубокому и основательному их изучению.
     Предметом  познавательного интереса является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру — в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причино-следственные связи, закономерности, противоречивость.   
    Интересы человека не представляют собою врожденного качества.
    Интересы — результат формирования личности. Они сопровождают ее развитие и содействуют ему.           
    Ядром познавательного интереса являются мыслительные процессы.
    Познавательный интерес выступает как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями.
    Важной особенностью познавательного интереса является то, что центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой, деятельности, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность.         
    Самой первичной формой познавательного интереса является любопытство как реакция на изменение обстановки, на появление нового в окружающем мире, «как жадное стремление узнать, ориентироваться в ситуации».      
    Затем возникает любознательность, которая, по утверждению Н Ф. Добрынина, является действенной формой выражения интереса к познанию, о чем свидетельствует множество задаваемых ребенком вопросов («Откуда?», «Почему?», «Зачем?»). И далее идет познавательный интерес.        
    Важным условием развития познавательного интереса является эмоциональная атмосфера познания, положительный эмоциональный тонус в процесс деятельности организованной педагогом. Занятие будет познавательным, если дети в ходе его:
 

- думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают); 

-  удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне); 

-  внимательны (целеустремленны, настойчивы, проявляют волю); 

-  фантазируют (предвосхищают, создают новые образы).              

 Участие в проектной деятельности для детей является способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей. Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.

Метод проектов позволяет перейти от традиционной ретрансляционной передачи знаний к активным методам обучения. А активная деятельность – наиболее успешный вид восприятия информации. Согласно психологическим исследованиям, у человека остается в памяти приблизительно 10% из того, что он слышит, 50% – из того, что он видит, и 90% – из того, что он делает.

     Этот метод затрагивает не только и не столько интеллектуальную сферу детей, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, свои ценностные ориентации. Создается атмосфера доверия, в которой дети чувствуют себя достаточно безопасно, могут свободно мыслить и выражать свое мнение. Отсутствует стереотип «делай, как все», «рассказывай, как все» и т. д.

     Метод проектов может быть адаптирован ко всем возрастным группам, необходимо только учитывать психолого-физиологические особенности детей, понимать интересы дошкольников на данном этапе. (Е. С. Евдокимова).

     Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.


   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода мнемотехники в обучении детей дошкольного среднего возраста

Мнемотехника – в  переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приёмов,  обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизводство информации.Особое мест...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Инновационная педагогическая деятельность призвана повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования, к развитию мастерства в соответствии с требованиями федеральных государс...

Консультация для педагогов «Использование современных форм и методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста, направленных на познавательно-поисковое развитие детей»

Слушали: Потапенко Н.Е, воспитатель, провела с  воспитателями  консультацию по теме: « Использование современных форм и методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста, направ...

Консультация "Использование метода мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста пересказыванию сказок"

Данный материал поможет родителям понять значение метода мнемотехники в развитии связной речи дошкольников посредствам сказки....

Использование методов мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста

Использование методов мнемотехники в развитии дошкольников становится все более актуальным. Это обусловлено тем, что в этом возрасте у детей преобладает образная память, запоминание зачастую про...

Метод проектов в обучении ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

žМетод проектов – система обучения, в которой знания и умения обучающиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.  П...