«Формирование положительного отношения к познавательной деятельности»
учебно-методический материал

Карпухина Наталья Сергеевна

Интерес к познанию формируется постепенно и начинает проявляться у ребёнка очень рано. Как сложится его жизнь? Будет ли он успешным человеком? Именно с момента «я не знаю, но хочу узнать» начинается путь малыша к постижению тайн и загадок окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx228.54 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ОРЛА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 86 ГОРОДА ОРЛА»

г. Орёл 302001, ул. Красина, 5

тел. (факс) 59-13-89

тел. 59-04-55

Email: mou.nshds86@mail.ru

Сайт: ds86-orel.ru

«Формирование положительного отношения

к познавательной деятельности»

(в рамках педагогического совета «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»: педагогический

совет № 2 от 28.11.2018г)

http://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkSvg76N0aC-bfWwdhD8AlZaaKTM5SRkZCeTgDn6uOyic

Подготовила и провела

воспитатель первой категории:

Карпухина Наталья Сергеевна

Орел, 2019г.

Интерес к познанию формируется постепенно и начинает проявляться у ребёнка очень рано. Как сложится его жизнь? Будет ли он успешным человеком? Именно с момента «я не знаю, но хочу узнать» начинается путь малыша к постижению тайн и загадок окружающего мира.

Познавательный интерес, что это?

Познавательный интерес - это всегда избирательная направленность действий человека. Он хочет утолить свою жажду как можно больше узнать о том, что его окружает. Постепенно заинтересованность перерастает в стремление заниматься выбранной им областью знаний, которая приносит удовольствие и удовлетворение.

Младший дошкольник любит всё проверять на собственном опыте: трогать, дёргать, рвать, бросать. Желание познавать у старших дошкольников часто перерастает в самостоятельную творческую работу, которую почемучка выполняет с огромной радостью.

Как появляется познавательный интерес и пути его развития:

С младенческого возраста человек начинает проявлять заинтересованность в том, что его окружает. В возрасте полугода кроха может самостоятельно искать потерянные погремушки, радоваться им. К младшему дошкольному возрасту (около трёх лет) непоседа проявляет активность в познании. Теперь он не просто реагирует на появление новых объектов в его жизни, но и стремится как можно больше действовать с ними: трогать, крутить, катать, пробовать на вкус.

Интерес к познанию у дошкольника проявляется в следующих формах:

- Любопытство. Это эпизодическая, стихийная заинтересованность к незнакомому объекту или событию, свойственная малышам до шести лет («можно ли плюшевого мишку накормить кашей»?)

- Любознательность. Она проявляется при правильном обучении и поддерживании интереса к исследованиям у детей старше пяти лет. При этом непоседы испытывают радость и гордость, если эксперимент завершается удачно.

https://vospitanie.guru/wp-content/uploads/2019/02/Etapy-pi.png

Пути развития интереса к познанию:

- Перед ребёнком ставится определённая цель, проблема («нам нужно вырастить из фасоли растение»).

- С малышом обсуждается, где можно получить нужную информацию («можно почитать в энциклопедии, или в интернете, как это сделать»).

- Предлагается пообщаться со взрослым человеком («узнаем, как бабушка сажает фасоль в землю»).

- Обобщается опыт, который получили в ходе эксперимента («теперь мы узнали, как можно вырастить фасоль из замоченного в воде семени»).

Психологические условия развития познавательных интересов:

Для мотивации интереса к познанию следует:

- учитывать его природную любознательность и индивидуальные особенности. Мотивировать малыша познавать окружающий мир, при этом «подогревать» его интерес к познанию совместным чтением книг, наблюдениями за живой природой, творческими играми и занятиями;

- развивать творческие задатки;

- давать начальные знания о нём самом и окружающем его мире. Обучать классифицировать объекты и осознавать присущие им качества. - Познакомить с планетой Земля. Рассказывать о народах, которые населяют Землю, о природе и животном мире.

Характерной особенностью познавательного интереса старшего дошкольника является присутствие в его действиях волевого усилия. Иногда трудно бывает непоседе преодолеть препятствия на пути к желанной цели, проявить силу воли и завершить эксперимент. Здесь необходима помощь и поддержка взрослых.

Познавательная самостоятельность:

Примерно в возрасте пяти лет малыш начинает буквально засыпать взрослых вопросами. Ему интересно всё на свете: «почему тает снег?», «Куда улетают певчие птицы на зимовку?», «Что будет, если воду в чашке оставить на сильном морозе?». Постепенно у маленького исследователя проявляется познавательная самостоятельность. Шестилетнему почемучке нужно самому убедиться в том, что вода под воздействием высокой температуры может превратиться в пар, или замёрзнуть на морозе.

К семилетнему возрасту ребёнок по собственной инициативе вступает со взрослыми в разговор. При этом он уже имеет своё собственное мнение и может объяснить, в чём соглашается с воспитателями, а что считает ошибочным в их рассуждениях.

Однако импульсивному непоседе часто трудно заставить довести начатый эксперимент до конца. Взрослым необходимо поддерживать энтузиазм ребёнка и терпеливо учить преодолевать препятствия на пути к новым открытиям.

Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста. 2. 1. Условия развития познавательного интереса у дошкольников. Возникновение интереса обеспечивается подготовкой соответствующей почвы, в содержание понятия которой мы включаем: а) наличие внешних условий, создающих возможность получать достаточные впечатления в той или иной области, осуществлять ту или иную деятельность; б) накопление соответствующего опыта, делающего данную деятельность частично знакомой. в) создание положительного отношения к данной деятельности (или к данному предмету), чтобы «обернуть» к ней ребенка, вызвать желание заниматься и обеспечить таким образом психологические предпосылки интереса. Положительное отношение создается двумя путями. Первый путь создания положительного отношения к деятельности достигается формированием положительных эмоций (а затем и чувств) в отношении к объекту деятельности, к процессу деятельности, к лицам, с которыми ребенок имеет дело; это отношение формируется на основе выражения педагогом положительного отношения к ребенку и к деятельности, знакомства с прекрасными образцами деятельности, выражения веры в силы и возможности ребенка, одобрения, помощи и выражения положительного отношения к достигнутым результатам его деятельности. С этой точки зрения большое значение имеет успех (при посильной, преодолимой трудности задания) и его общественная оценка. Создать эмоциональное отношение легче в том случае, если новая деятельность хотя бы частично связана с прежними интересами. Второй путь создания положительного сознательного отношения к деятельности лежит через формирование понимания смысла деятельности, ее 16 личной и общественной значимости. Понимание это достигается при посредстве образного рассказа о смысле деятельности, доступного объяснения и показа значимого результата и т. п. Если воспитание интереса ограничивается созданием положительного отношения, то занятие той или иной деятельностью будет выражением любви или долга. Такого рода деятельность не содержит еще самого существенного для интереса познавательного характера. При малейшем изменении отношения, при исчезновении привлекательных объектов, ребенка покидает стремление заниматься этой деятельностью. Интерес возникает лишь в ходе правильно организованной деятельности. I. Подготовка почвы для интереса: а) подготовка внешней почвы для воспитания интереса: организация жизни и создание благоприятных условий, способствующих возникновению потребности в данном объекте или в данной деятельности у данной личности; б) подготовка внутренней почвы предполагает усвоение известных знаний, умений, наличной общей опознавательной направленности. II. Создание положительного отношения к предмету и к деятельности и перевод смыслообразующих, отдаленных мотивов в более близкие, реально действующие. Это отношение не является еще интересом в подлинном смысле слова, но является психологической предпосылкой интереса; оно подготавливает переход от внешне обусловленной потребности в деятельности (нужно, следует) к потребности, принятой ребенком. III. Организация систематической поисковой деятельности, в недрах которой формируется подлинный интерес, характеризуемый появлением познавательного отношения и внутренней мотивации, связанных с выполнением данной деятельности. IV. Построение деятельности с таким расчетом, чтобы в процессе работы возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми на данном занятии. 17 Два первых момента при формировании стойких интересов приобретают особенно важное значение и занимают самостоятельное большое место; работа по воспитанию отношения занимает длительное время (в зависимости от почвы). Все мероприятия, предпринимаемые с целью формирования положительного отношения к предмету и деятельности, являющегося необходимой предпосылкой интереса, идут по намеченным нами ранее двум основным путям: 1) создание положительного эмоционального отношения к предмету и к деятельности 2) обеспечение понимания общественной и личностной значимости деятельности Для формирования интереса нужны все компоненты «поисковой деятельности». Она предполагает: а) возникновение в ходе деятельности недоумения и вопроса у самого ребенка; б) постановку и принятие ребенком задачи для самостоятельного (или совместного с воспитателем) решения; в) организацию поиска решения задачи, который проходит через ряд преодолимых трудностей и приводит к положительному результату; г) решение задачи (учебной, трудовой, внеклассной и т. д.) и показ перспективы данной работы, вызывающей новые вопросы и ставящей новые задачи для решения, благодаря чему интерес становится неисчерпаемым и все более стойким. Систематическая активная самостоятельная «поисковая» деятельность и сопутствующее ей переживание радости познания и достижения формируют стойкий динамический стереотип познавательного интереса, который постепенно превращается в характеризующее личность качество. Подлинный интерес, сформированный в процессе специально организованной активной самостоятельной «поисковой» деятельности, 18 характеризуется не только эмоционально положительным к ней отношением и пониманием значения и смысла этой деятельности. Главное в том, что для него характерно эмоционально-познавательное отношение к процессу этой деятельности, которая внутренне мотивирована. Это означает, что, помимо личных и общественных мотивов, внеположных по отношению к деятельности, возникают мотивы, идущие от самой деятельности (сама деятельность начинает побуждать ребенка). При этом ребенок не только понимает и принимает цель этой деятельности, ему не только хочется достигнуть цели, но и хочется искать, узнавать, решать, достигать. При правильном педагогическом подходе окружающих людей (особенно учителей, воспитателей, родителей) интересы ребенка имеют неограниченную тенденцию развития. Чем дальше и глубже идет исследовательская поисковая деятельность, тем более ненасыщаемым становится интерес, тем больше радость и «жажда» познания. Чем шире связь интереса с «ядром» личности и с прежними интересами, мотивами, основными потребностями личности, чем шире связь предмета и деятельности с широкими социальными мотивами, чем сильнее непосредственный мотив, идущий от деятельности, тем глубже становится интерес, тем он более устойчив. Связь интересующей деятельности с основными привязанностями, с близкими людьми, ее соответствие основным способностям и перспективным возможностям человека, а также глубокое удовлетворение в связи с ее осуществлением — важнейшие предпосылки стойкого интереса. Неисчерпаемость вопросов, возникающих в процессе деятельности, приводит к постоянной «ненасыщаемости» интереса, т. е. создает все растущее стремление углубить, расширить сферу познания и овладения данной деятельностью. Усиливающееся стремление к расширению сферы познания и результативности данной деятельности создает тенденцию к укреплению интереса к данной деятельности и превращению ее в «дело жизни». Эта тенденция и эти стремления, подчиняя себе все дополнительные мотивы и 19 интересы, входят в характеристику личности. Но и эта широкая система отношений, отраженная в эмоционально-познавательной направленности, складывается в ходе организованной поисковой деятельности, без которой подлинный интерес не возникает. Интерес — как прообраз внешней исследовательской деятельности, образно говоря, вычленяется как переживание своего отношения к ней и затем как бы «прорастает» в личности.5 Таким образом, необходимым условием развития познавательного интереса у дошкольников является деятельность, несущая познавательную функцию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие моторики глаз для формирования всех видов познавательной деятельности.

Моторика глаз является неотъемлемым компонентом всех видов познавательной деятельности, и, прежде всего, учебной. И.М. Сеченов (1947) обратил внимание на то, что формирование высших психических процес...

Формирование мотивации и познавательной деятельности у старших дошкольников

Доклад. Формирование мотивации и познавательной деятельности у старших дошкольников...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Данная статья может быть интересна учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, работающим в группах компенсирующей направленности, родителям детей с ОВЗ....

Выступление по теме «Формирование положительной мотивации к обучению у старших дошкольников в ходе познавательно-исследовательской деятельности».

Тема формирования положительной мотивации к обучению  у старших дошкольников в ходе  познавательно-исследовательской деятельности» имеет социальную  и практическую значимостью....

Консультация "Народная кукла как средство формирования потребности в познавательной деятельности детей дошкольного возраста"

Выступление на МО воспитателей и специалистов "Этнопедагогика в современной воспитательной системе"...

Запах как средство формирования положительно-эмоционального контакта и мотивации к познавательной деятельности у детей с ОВЗ

Наука о лечении различных заболеваний ароматами природных масел получила название – ароматерапия. Этот термин появился в начале 20-х годов. В течение нескольких последующих лет сформировалась но...

Условия формирования мотивации к познавательной деятельности в дошкольном возрасте

Условия формирования мотивации к познавательной деятельности в дошкольном возрасте Дошкольный период является сензитивным для развития всех сфер личности. То есть является периодом наивысших возм...