Конспект образовательного события по формированию навыков самостоятельной познавательной деятельности «Тайны вокруг нас»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель ОС: Развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности старших дошкольников посредством активизации наблюдательности, исследовательского поведения и формирования стремления к новым знаниям.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательного события по формированию навыков самостоятельной познавательной деятельности «Тайны вокруг нас»
Цель ОС: Развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности старших дошкольников посредством активизации наблюдательности, исследовательского поведения и формирования стремления к новым знаниям.
Задачи ОС:
- Активизировать стремление детей узнавать новое и формировать желание проводить самостоятельные исследования.
- Формировать начальные представления о способах научного познания (наблюдение, предположение, эксперимент).
- Развивать умение анализировать полученные данные и делать выводы.
- Укреплять навыки взаимодействия в группах, взаимопонимания и поддержки друг друга.
- Пробуждать интерес к миру вокруг нас и способствовать развитию творческого воображения.
Формы и методы проведения ОС:
Игра – эксперимент, проектная деятельность, самостоятельная исследовательская работа, взаимовыручка и совместная оценка результата.
Предварительная работа:
Оформление группы декоративными элементами, символизирующими тему познания и открытия тайн.
Подготовка наборов с предметами и материалам для исследования (бумага, карандаш, лупы, стаканы с водой, пищевые красители, пластилин, магниты, солома и другие предметы).
Компьютер или планшет для показа видеофрагментов или фотографий по запросу.
Ход ОС:
1. Вводная часть (мотивация и организация)
Воспитатель приветствует детей и представляет тему занятия в игровой форме.
Методический прием: Использование сказки или легенды о мудром герое, открывающем тайны окружающего мира.
Воспитатель: однажды давно жил ученый – философ, которого звали Фалес. Он открыл много интересных вещей и часто говорил, что любое явление имеет свое объяснение. Давайте сегодня превратимся в маленьких ученых и откроем наши собственные тайны.
Далее каждому ребенку раздается предмет (семечко, камешек, кусочек ткани) и дается инструкция рассмотреть этот объект внимательно, подумать, почему именно такой предмет попал в руки и что интересного в нём можно заметить.
2. Основная часть (исследовательская деятельность) (20 минут)
Этап №1. Определение темы своего собственного исследования. Дети выбирают тему для исследования, исходя из предоставленных предметов и вопросов. Примеры предлагаемых тем:
Почему камень твердый?
Почему семена похожи на маленькие шарики?
Что произойдет, если бросить семечку в воду?
Этап №2. Самостоятельная разработка плана исследования. Каждому ребёнку предлагается составить простой план, состоящий из нескольких шагов:
Поставить цель исследования.
Определить способы проверки (эксперимент, наблюдение, опрос взрослых).
Сделать первый шаг (наблюдение, эксперимент).
Воспитатель помогает советами, поддерживает детей и направляет процесс постановки цели и разработки способов проверки.
Этап №3. Выполнение исследования. При поддержке взрослого дети начинают выполнять запланированные шаги. Это может включать в себя такие действия, как:
Наблюдение за предметом с использованием увеличительного стекла.
Простой физический эксперимент (положить камешек в стакан с водой и посмотреть, тонет или плавает).
Рассмотрение семян и составление рисунка-отчета о внешнем виде и особенностях.
3. Совместное обсуждение и рефлексия.
После завершения индивидуального этапа исследования проводится общее обсуждение результатов. Вопросы, задаваемые воспитателем:
Какой самый интересный факт вы открыли?
Легко ли было поставить цель и придумать способ проверки?
Получилось ли провести задуманный эксперимент?
Какие чувства возникли при получении результатов?
Обсуждение направлено на закрепление навыков самостоятельного мышления и понимания важности процесса исследовательской деятельности.
4. Завершение занятия (заключение и обратная связь).
Итог занятия подводится общим обсуждением основных моментов исследования и успехов, достигнутых каждым ребёнком. Особое внимание уделяется эмоциональному состоянию детей и ощущениям успеха от проделанной работы.
В завершение воспитатель просит ребят поделиться своими чувствами и рассказать, чему новому они научились в ходе занятия.
Оценочные показатели эффективности занятия:
Степень участия каждого ребёнка в исследовании.
Способность чётко обозначить проблему и спланировать действия.
Осознанность подхода к проверке собственных гипотез.
Возможность описать полученный результат.
Желание продолжать дальнейшее изучение предмета исследования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательного события по познавательному развитию детей второй младшей группы "Удивительные камешки".
Данный конспект образовательного события может быть использован для открытого просмотра. Он содержит познавательную и экспериментальную деятельность с детьми второй младшей группы....

Конкурс. Конспект образовательного события в средней группе по Познавательному развитию «Путешествие с муравьишкой».
Цель: Создание условий для развития представлений детей о многообразии насекомых (в лесу, в поле, вокруг озера)Задачи:1. Учить различать и называть часто встр...

Формирование потребности в самостоятельной познавательной деятельности у детей подготовительной группы
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в умением добывать эти знания самому, оперироват...

Конспект образовательного события по формированию здорового образа жизни «Путешествие в страну Здоровья».
Конспект образовательногособытия по формированию здоровогообраза жизни во второй младшей группе«Путешествие в страну Здоровья»....

Конспект образовательного события ОО познавательное развитие математика в подготовительной группе
Образовательное событие математика...

Конспект образовательного события "Опасные предметы" (ОО познавательное развитие ознакомление с окружающим миром) в старшей группе
Образовательное событие "Опасные предметы"...

Конспект образовательного события в старшей и подготовительной группах Тема: «Тайна вулкана» Вид деятельности : опытно-экспериментальная
Задачи:Образовательные задачи:-Познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулкана.-Познакомить детей с профессией «вулканолог»-Стимули...
