Конспект образовательного события по формированию навыков самостоятельной познавательной деятельности «Тайны вокруг нас»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Бакланова (Соколовская) Елена Айдаровна

Цель ОС: Развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности старших дошкольников посредством активизации наблюдательности, исследовательского поведения и формирования стремления к новым знаниям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл os_tayny_vokrug_nas.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательного события по формированию навыков самостоятельной познавательной деятельности «Тайны вокруг нас»

Цель ОС: Развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности старших дошкольников посредством активизации наблюдательности, исследовательского поведения и формирования стремления к новым знаниям.

Задачи ОС:

  • Активизировать стремление детей узнавать новое и формировать желание проводить самостоятельные исследования.
  • Формировать начальные представления о способах научного познания (наблюдение, предположение, эксперимент).
  • Развивать умение анализировать полученные данные и делать выводы.
  • Укреплять навыки взаимодействия в группах, взаимопонимания и поддержки друг друга.
  • Пробуждать интерес к миру вокруг нас и способствовать развитию творческого воображения.

Формы и методы проведения ОС:

Игра – эксперимент, проектная деятельность, самостоятельная исследовательская работа, взаимовыручка и совместная оценка результата.

Предварительная работа:

Оформление группы декоративными элементами, символизирующими тему познания и открытия тайн.

Подготовка наборов с предметами и материалам для исследования (бумага, карандаш, лупы, стаканы с водой, пищевые красители, пластилин, магниты, солома и другие предметы).

Компьютер или планшет для показа видеофрагментов или фотографий по запросу.

Ход ОС:

1. Вводная часть (мотивация и организация)

Воспитатель приветствует детей и представляет тему занятия в игровой форме.

Методический прием: Использование сказки или легенды о мудром герое, открывающем тайны окружающего мира.

Воспитатель: однажды давно жил ученый – философ, которого звали Фалес. Он открыл много интересных вещей и часто говорил, что любое явление имеет свое объяснение. Давайте сегодня превратимся в маленьких ученых и откроем наши собственные тайны.

Далее каждому ребенку раздается предмет (семечко, камешек, кусочек ткани) и дается инструкция рассмотреть этот объект внимательно, подумать, почему именно такой предмет попал в руки и что интересного в нём можно заметить.

2. Основная часть (исследовательская деятельность) (20 минут)

Этап №1. Определение темы своего собственного исследования. Дети выбирают тему для исследования, исходя из предоставленных предметов и вопросов. Примеры предлагаемых тем:

Почему камень твердый?

Почему семена похожи на маленькие шарики?

Что произойдет, если бросить семечку в воду?

Этап №2. Самостоятельная разработка плана исследования. Каждому ребёнку предлагается составить простой план, состоящий из нескольких шагов:

Поставить цель исследования.

Определить способы проверки (эксперимент, наблюдение, опрос взрослых).

Сделать первый шаг (наблюдение, эксперимент).

Воспитатель помогает советами, поддерживает детей и направляет процесс постановки цели и разработки способов проверки.

Этап №3. Выполнение исследования. При поддержке взрослого дети начинают выполнять запланированные шаги. Это может включать в себя такие действия, как:

Наблюдение за предметом с использованием увеличительного стекла.

Простой физический эксперимент (положить камешек в стакан с водой и посмотреть, тонет или плавает).

Рассмотрение семян и составление рисунка-отчета о внешнем виде и особенностях.

3. Совместное обсуждение и рефлексия.

После завершения индивидуального этапа исследования проводится общее обсуждение результатов. Вопросы, задаваемые воспитателем:

Какой самый интересный факт вы открыли?

Легко ли было поставить цель и придумать способ проверки?

Получилось ли провести задуманный эксперимент?

Какие чувства возникли при получении результатов?

Обсуждение направлено на закрепление навыков самостоятельного мышления и понимания важности процесса исследовательской деятельности.

4. Завершение занятия (заключение и обратная связь).

Итог занятия подводится общим обсуждением основных моментов исследования и успехов, достигнутых каждым ребёнком. Особое внимание уделяется эмоциональному состоянию детей и ощущениям успеха от проделанной работы.

В завершение воспитатель просит ребят поделиться своими чувствами и рассказать, чему новому они научились в ходе занятия.

Оценочные показатели эффективности занятия:

Степень участия каждого ребёнка в исследовании.

Способность чётко обозначить проблему и спланировать действия.

Осознанность подхода к проверке собственных гипотез.

Возможность описать полученный результат.

Желание продолжать дальнейшее изучение предмета исследования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательного события по познавательному развитию детей второй младшей группы "Удивительные камешки".

Данный конспект образовательного события может быть использован для открытого просмотра. Он содержит  познавательную и экспериментальную деятельность с детьми второй младшей группы....

Конкурс. Конспект образовательного события в средней группе по Познавательному развитию «Путешествие с муравьишкой».

Цель: Создание условий для развития представлений  детей о многообразии насекомых (в лесу, в поле, вокруг озера)Задачи:1.      Учить  различать и называть часто встр...

Формирование потребности в самостоятельной познавательной деятельности у детей подготовительной группы

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в умением добывать эти знания самому, оперироват...

Конспект образовательного события по формированию здорового образа жизни «Путешествие в страну Здоровья».

Конспект образовательногособытия по формированию здоровогообраза жизни во второй младшей группе«Путешествие в страну Здоровья»....

Конспект образовательного события в старшей и подготовительной группах Тема: «Тайна вулкана» Вид деятельности : опытно-экспериментальная

Задачи:Образовательные задачи:-Познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулкана.-Познакомить детей с профессией «вулканолог»-Стимули...