"Оказание ранней помощи детям с ОВЗ в детском учреждении"
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая группа)

Ниязова Ольга Маскимовна

Содержание материала даёт ответы на актуальные вопросы  В каких организациях, учреждениях реализуется служба ранней помощи? Кому нужна эта помощь? Каковы цели и задачи службы ранней помощи?

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezh_2.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

  Оказание ранней помощи детям с ОВЗ в детском учреждении

 В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р начата реализация Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года:

создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья,  для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Актуальность реализации данного направления обусловлена:

  • расширением инклюзивных тенденций в дошкольном образовании и неготовности детей с ОВЗ и инвалидностью к интеграции в ДОУ,
  • с наличием региональных различий в положении детей с ОВЗ, инвалидностью, их семей, отсутствием вариативных моделей организации и функционирования ранней помощи,
  • потребностями детей раннего возраста с ОВЗ и инвалидностью в комплексном сопровождении их развития и недостаточная эффективность использования методик раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей,
  • значительными потенциальными возможностями ранней помощи для всестороннего развития детей с ОВЗ и инвалидностью и отсутствием целостной системы их комплексного сопровождения,
  • необходимостью разрыва между временем определения первичного нарушения в развития ребенка и началом целенаправленной коррекционной работы,
  • необходимостью снижения временных границ начала образовательного процесса (до первых месяцев жизни ребёнка).

Кому нужна ранняя помощь?

• Во-первых, это дети, имеющие ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) и их семьи.

• Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети инвалиды либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

• В раннем возрасте в первую очередь речь будет идти о тех детях, у кого наблюдается отставание в развитии (например, задержка психомотрного развития, задержка речевого развития), либо выявлены нарушения, которые с высокой степенью вероятности приведут к отставанию в развитии. Контингент таких детей может быть достаточно обширен, а имеющиеся у них проблемы крайне вариативны: снижение слуха 2-4 степени, слепота, церебральный и спинальный параличи любой этиологии, генетические синдромы и хромосомные абберации и др. Здесь речь идет о необходимости специальной, в том числе и психолого-педагогической помощи, начиная с самого рождения.

• Во-вторых, группы ранней помощи могут создаваться для детей от 1 до 3 лет, не посещающих дошкольную образовательную организацию с целью поддержки семьи, не обладающей достаточным воспитательным потенциалом и нуждающейся в сопровождении специалистов. Такие группы позволяют безболезненно адаптировать ребенка раннего возраста к условиям детского сада.

Цель службы ранней помощи оказание психолого-педагогической помощи детям на раннем этапе развития, оказание помощи их семьям, в первую очередь посредством развитой консультативной деятельности, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.  

Основные задачи службы ранней помощи:  

 • выявление на основе психолого-педагогического обследования детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (или потенциальные риски) и возможных трудностей семей, в которых они воспитываются;  

 

• оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (риском нарушения в развитии) и психолого-педагогической поддержки их семьям;  

 

• осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (риском нарушений развития);  

 

• включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка;  

 

• определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.

В каких типах организаций/учреждений реализуется ранняя помощь?

Ранняя помощь детям с ОВЗ оказывается:  

  • в дошкольных образовательных организациях,
  • в учреждениях здравоохранения,
  •  в учреждениях социальной защиты,

в центрах психолого-педагогической и социальной помощи

Основные принципы, лежащие в основе работы службы ранней помощи  

1. Семейно-ориентированная деятельность. Работа специалистов службы направлена на поддержку семьи, сохранение ее психологического благополучия и воспитательного потенциала. В связи с этим определяется профессиональная направленность сотрудников службы на взаимодействие как с ребенком, так и с его родителями, другими членами семьи, людьми из ближайшего окружения .

2. Междисциплинарный подход. Принцип требует согласованной работы «команды» специалистов, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов.  

3. Добровольность. Работа с ребенком и семьей строится на потребности семьи в помощи специалистов и начинается с инициативы обращения родителей (лиц их заменяющих) в службу ранней помощи. Принцип добровольности лежит в основе и тесно связан с еще одним принципом - принципом партнерства.  

4. Партнерство. Принцип подразумевает установление партнерских отношений с ребенком, членами его семьи и ближайшим окружением. Крайне важным является понимание, что родители и другие члены семьи не просто наблюдатели, они активные участники всего процесса.  

5. Конфиденциальность. Принцип во многом основан на этических нормах работы специалистов. Информация о ребенке и семье, появляющаяся у специалистов во время их сопровождения, не подлежит разглашению без согласия семьи, кроме случаев, определенных законодательством РФ.

В  оказания ранней помощи детям с ОВЗ в   нашем детском учреждении составляется  календарный план по реализации   работы, который включает в себя  несколько этапов. И первый этап  – диагностический:  изучение и анализ современных научно-методических разработок в области  психолого- педагогического сопровождения, методических рекомендаций по организации игровых занятий  с использованием специального оборудования. Сюда же входит и работа по установлению  контакта  с семьями воспитанников с ОВЗ , нуждающихся в данной услуге..

 

 

   

Организационный этап - разработка дорожной карты по внедрению системы ранней помощи детям с ОВЗ  и обсуждение направлений деятельности.

Практический этап. Сюда входит  организация пилотной площадки: приобретение и размещение специального оборудования, перераспределение игровых зон, перестановка мебели, в соответствии с контингентом воспитанников, формирование реестра,  разработка программ, обеспечение кадрового состава группы, зачисление воспитанников, заключение  договоров  с родителями, (законными представителями) об образовании  образовательных услуг, повышение профессионального роста педагогов посредством организации курсов повышения квалификации, оказание педагогической помощи родителям через индивидуальные консультации, открытые просмотры мероприятий, формирование профильной страницы на официальном сайте детского учреждения.     

Четвертый этап инновационного проекта – заключительный   перевод инновационных механизмов в режим функционирования, анализ проведенной работы, выводы, диссеминация опыта работы.

Таким образом, раннее выявление нарушений здоровья и ограничений жизнедеятельности, оптимальное развитие и адаптация детей, интеграцию семьи и ребенка в общество, профилактику и/или снижение выраженности ограничений жизнедеятельности, укрепление физического и психического здоровья, повышение доступности образования для детей целевой группы и вариативные формы дошкольного образования организованные  с целью создания равных стартовых возможностей для получения образования на первой ступени и при поступлении в школу, а также более широкого охвата детей дошкольным образованием. Они предполагают разный режим пребывания детей в образовательном пространстве, предоставление образовательных услуг детям с особыми образовательными потребностями, в том числе с ОВЗ.

Ниязова О.М. педагог дополнительного образования, 2019 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Оказание коррекционной помощи детям раннего возраста (в том числе детям с ОВЗ) методом кинезиологии"

Традиционные методы психолого – педагогического воздействия на ребенка не приносят устойчиво-го положительного результата, так как не устраняют первопричины нарушений. В отличие от них, метод ки...

"Формы и методы оказания ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДО"

Материалы  V областной научно-практической конференции. http://iroso.ru/konferencii...

"Оказание ранней помощи детям 2-3 лет в условиях ДОУ"

этапы работы по обледованию ребенка и определении его дальнейшего образовательного маршрута...