"Оказание ранней помощи детям 2-3 лет в условиях ДОУ"
рабочая программа по коррекционной педагогике

Николаенко Елена Анатольевна

этапы работы по обледованию ребенка и определении его дальнейшего образовательного маршрута

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okazanie_ranney_pomoshchi.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их социальной адаптации в общество является в настоящее время чрезвычайно актуальной в области образования и здравоохранения.

Т.к. на деле коррекция нарушений познавательной и речевой деятельности у детей, в большинстве случаев,  начинается только в дошкольном возрасте, когда уже сформирован стойкий патологический стереотип психических и речевых нарушений, наш детский сад начинает коррекционно-педагогическую работу с детьми  раннего возраста,  чтобы не упустить сензитивный (наиболее благоприятный) период развития психики и речи, который приходится на первые три года жизни ребенка.

При поступлении ребёнка в детский сад,  на период адаптации в утренние часы  в группе совместно  с воспитателями находится психолог. Он помогает успокоить малыша, снять тревогу, опасения, связанные с ожиданием неизвестного. С этого момента малыш уже попадает в поле зрения воспитателя и специалиста. Далее к наблюдению за ребёнком присоединяются дефектолог и логопед. Они посещают группу во время приёма пищи, ООД, прогулки, сна. Акцентируя своё внимание на формировании навыков самообслуживания, особенностях поведения ребенка в коллективе, общении со взрослым и детьми, пониманию речевой инструкции и жестов и т.д.

После завершения наблюдений организуется психолого-педагогический консилиум ДОУ, на котором определяются дети группы риска.  Далее специалист приглашает на консультацию родителей. В ходе беседы специалист рассказывает о выявленных особенностях ребёнка и его поведении, выясняет их возможные причины. Далее с согласия (не согласия) родителя, которое он даёт в письменном виде,  специалисты детского сада проводят комплексное психолого-педагогическое обследование ребёнка.

В случае отсутствия  какого-либо специалиста (в нашем случае психолога) родителям рекомендуется пройти необходимое обследование в центре психолого-педагогической и социальной помощи «Гармония»,  с которым наш детский сад взаимодействует много лет.  

Полученные результаты обсуждаются на повторном ППк  в присутствии родителя (законного представителя) ребёнка. Доводятся до сведения результаты обследования ребенка, намечаются дальнейшие пути работы, в случае необходимости составляется ИОП, либо принимается решение о прохождении ребёнком ПМПК.

Не редким случаем в нашей практике стало обращение самого родителя к специалистам детского сада с просьбой об обследовании ребёнка. Что говорит о заинтересованности родителей и их  озабоченности трудностями, которые присущи их ребёнку.

Т.о. основными показателями для дальнейшего обследования ребёнка и возможный последующий вывод на ПМПК мы считаем:

- длительный с выраженными трудностями период адаптации к условиям детского сада;

- трудности в общении со сверстниками, явление изолированности от окружающих;

- замедленный темп формирования  навыков самообслуживания (отставание от сверстников во время еды), а также житейских знаний;

- подозрение на отставание ребенка в интеллектуальном развитии;

- утрированные проявления двигательной расторможенности и нарушений внимания, общие проблемы произвольной регуляции деятельности;

- наличие любых речевых нарушений (в т.ч. отсутствие речи) ;

- отставание в развитии общей и мелкой моторики;

- подозрение на снижение слуха;

- нелепость, неадекватность поведения ребенка ситуации;

- повышенная эмоциональная возбудимость, агрессивность.

Таким образом, за 2020 год обследование прошло 11 ребёнка, 5 из которых по запросу родителей. Из них выявлен 1 ребёнок группы риска (специалист), составлена индивидуальная программа. На данный момент он посещает общеобразовательную  группу для детей 4-5 лет, уровень развития психических процессов и речи соответствует возрастной норме.

В 2021 году обследовано 19 ребёнка,  7 из которых по запросу родителей. Из них выявлено 5 детей группы риска, ему составлена индивидуальная программа, 10 детей  прошли ПМПК.

В 2022 году обследовано 14 детей, 4 из которых по запросу родителей. Из них выявлен 1 ребёнок группы риска, составлена индивидуальная программа. 2 ребёнка  прошли ПМПК.

В программах описывается обеспечение предметно-пространственной развивающей среды необходимой для конкретного ребенка; благоприятные  условия, которые необходимо создать для социального, познавательного, речевого и двигательного развития; работа, направленная на охрану и укрепление здоровья ребенка; организация работы с семьей с целью психолого-педагогического просвещения родителей по воспитанию и развитию ребёнка с учетом рекомендаций специалистов детского сада и центра «Гармония», а также заключения ПМПК при его наличии. Мы считаем, что важнейшим условием эффективного участия родителей в коррекционно-развивающем процессе является формирование у родителей адекватных представлений об индивидуальных возможностях  ребёнка.

Мы привлекаем родителей на каждом этапе работы с ребёнком: этап диагностики, планирования перспектив, коррекционно-развивающей работы, этап контроля и оценки и корректировки программ.

К сожалению, есть родители, которые  ждут положительных результатов, не прилагая никаких усилий для развития и обучения ребенка. В этом случае нам на помощь приходят совместные занятия мамы с ребёнком. На наш взгляд, это максимально эффективный прием, когда родитель сам может увидеть затруднения, которые испытывает ребёнок. А специалист на таких занятиях может грамотно, ненавязчиво показать приёмы работы по устранению или сглаживанию этих затруднений для работы дома.  При этом важно объяснить, какие позитивные сдвиги в развитии ребенка должны произойти в ходе коррекционной работы.  Например,
не следует говорить: “У вашего ребенка отсутствует инициативность”, лучше
сформулировать так: “Необходимо поддерживать инициативу вашего ребенка,
внимательнее наблюдайте за ним, откликайтесь на любое его движение, почаще хвалите его, играйте с ним”.

Только родители могут терпеливо и кропотливо вести ежедневную нелегкую работу, вырабатывая у малыша ту или иную задержанную функцию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Оказание ранней помощи в условиях вариативных форм дошкольного образования"

Оказание ранней помощи в условиях вариативных форм дошкольного образования Аннотация: статья посвящена анализу вариативных форм дошкольного образования и целесообразности их использования в ...

Статья на тему "Оказание ранней помощи в условиях вариативных форм образования"

ОКАЗАНИЕ РАННЕЙ ПОМОЩИ В УСЛОВИЯХ ВАРИАТИВНЫХ ФОРМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Винокурова Ольга Николаевна-воспитатель,...

"Оказание ранней помощи детям с ОВЗ в детском учреждении"

Содержание материала даёт ответы на актуальные вопросы  В каких организациях, учреждениях реализуется служба ранней помощи? Кому нужна эта помощь? Каковы цели и задачи службы ранней помощи?...

Организация и содержание работы по вопросу организации ранней помощи детям с ОВЗ в условиях ДОУ

В статье представлен опыт работы ДОУ по вопросу организации и содержания ранней помощи детям с ОВЗ в условиях ДОУ...

"Формы и методы оказания ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДО"

Материалы  V областной научно-практической конференции. http://iroso.ru/konferencii...