Опыт работы по технологии Музейная педагогика.
методическая разработка (старшая группа)

Якунина Юлия Владимировна

          

    Мини – музей города Полевского в старшей группе ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_tehnologii.docx27.98 КБ

Предварительный просмотр:

          Опыт работы по технологии Музейная педагогика.

    Мини – музей города Полевского в старшей группе ДОУ.

        

        Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

   В настоящее время проявляется всё больший интерес  к традициям, истории, культуре своей малой Родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого, воспитанию патриотических чувств.

Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детских садах мини  - музеев.

Задумавшись о том, как поддержать интерес к прошлому, истории родного края, я пришла к выводу - на помощь может прийти музейная педагогика.

Особенности музейной педагогики:

-  она помогает решать практически все задачи дошкольного образования;

- играет большую роль в формировании системы ценностей ребёнка, в его приобщении к историческому, культурному, и природному наследию;

- способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию детей;

-обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию ДОУ с семьёй и социумом.

В воскресный день с сестрой моей

Мы вышли со двора.

 - Я поведу тебя в музей!

 - Сказала мне сестра.

Эти слова из стихотворения Сергея Михалкова многие из нас помнят с детства.

А многие ли из нас, отложив в выходной все насущные дела в сторону, идут в музей?

Для начала давайте разберёмся, что же такое МУЗЕЙ. МУЗЕЙ – от греческого «museion» (мусейон) – Храм муз; учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и экспонированием памятников истории и культуры.

Но что такое «Мини - музей»? Это особое, специальное организованное пространство группы, где расширяется кругозор и ребёнка, и взрослого; повышается образованность, воспитанность; где идет приобщение к вечным ценностям.  

«Мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группы, спальни, раздевалки;  он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно; мини-музей может быть как результатом, или частью какого-либо проекта, так и самостоятельным проектом. 

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно!

В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции, не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей

Создание мини-музея — трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.

  1. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как родительские гостиные, консультации, индивидуальная работа.
  2. Выбор помещения,  учёт количество посетителей и экспонатов музея.
  3. Сбор экспонатов. Оформление мини-музея.

4.Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей и родителей с экспонатами.

     5.Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.

6.Открытие мини-музея с приглашением детей и их родителей.

Часто ли наши дети бывают в музее? Мною был проведен опрос – анкетирование среди родителей, которое  выявило, что большая часть воспитанников, ни разу не была в музее. Интерес к данному направлению возник в связи с заинтересованностью детей музейным делом во время посещения исторического музея города Полевского, куда  родители ходили с детьми по нашей просьбе

Мы приняли решение о создании мини-музея города Полевского, посвящённого 300 юбилею.

 Была проделана большая предварительная работа с родителями. Родительское собрание, консультации.

В создании музея принимали активное участие  семьи воспитанников: кто-то делился экспонатами, уже у них имеющимися, кто-то приобретал что-то новое (книги,  минералы, камни, старые снимки, фото знаменитых жителей, делал поделки и др.).

Перед собой я поставила цель: узнать об истории возникновения нашего города, завода и как можно это использовать в работе с детьми.   Разработала проект  « Мой  город Полевской».

Мы узнали с детьми, что город строился вокруг Северского завода, вместе с детьми  посетили Северскую Домну, узнали, почему на реке Полевой решили строить завод, какие залежи полезных ископаемых находили возле  реки.

Вместе с детьми мы делали макет Северской Домны.

В ЦРДЮ им Н.Е.Бобровой  посетили музей археологии  Полевского края, который организован юными археологами.  Узнали о музее пограничных войск и посетили его.

Узнали о музее пограничных войск и посетили его. Дети поняли, что сами могут создать свой мини – музей и рассказывать всем о его экспонатах.  Увидели работу экскурсовода. Заинтересовались этой профессией, узнавали о ней, много читали.

Стали подбирать экспонаты.

Родители  и дети  принимали активное участие в оформлении музея, готовили вместе с детьми сообщения о интересных людях, названиях улиц, делали поделки.

Изучали фото старого города,  завода, применили технологию река времени для полного представления о течении времени. Цикл занятий был посвящён легендам города Полевского.  Самые интересные легенды обыгрывали   с детьми, делали зарисовки и рассказывали родителям.

Создавая экспозиции мини – музея, дети знакомились   с понятиями: район и город в целом, достопримечательности, исторические места и памятники. Вместе с детьми мы узнавали в честь кого они воздвигнуты и почему названы именно так. Знакомились с гербом нашего города. Подробно изучили рисунок нашего герба. Сделали вместе с детьми герб города.

Изучали  минералы и камни,  полезные ископаемые, для чего их добывают и  что из них делают.  Знакомились с почётными и интересными жителями нашего города: металлургами, писателями, долгожителями.  Дети с родителями готовили фото-сообщения о родственниках, которые работали и работают на предприятиях города, на СТЗ, спортсменами, писателями, поэтами, художниками.

Изучили жизнь и творчество П.П.Бажова. Прочитали много сказов, делали поделки, участвовали в  интеллектуальной игре «Всезнайка», посвящённой    Бажовским местам в городе, Участвовали в конкурсе  книга своими руками «Сказы Бажова глазами детей».

Экспозиции музея менялись, была создана экспозиция к юбилею П.П.Бажова, юбилею СТЗ, 75летию Свердловской области.  Дети сами проводили  в  групповом мини – музее  экскурсии для  младших групп, родителей, гостей.

На ГМО «Социально – коммуникативное развитие»   показали  итоговое  занятие «Открытие музея города Полевского», где дети сами выступали в роли экскурсоводов, журналистов.  Рассказывали о том, что  знают о истории  нашего города, о легендах,   знаменитых людях, живших в нём.

Участие в создании   мини - музея, погружение в деятельность позволило детям попробовать свои силы в различных видах деятельности именно в то время, когда у них возникала  потребности в этом.

А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своём городе, его достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своего родного города, своей малой родины.

Музейная педагогика в детском саду даёт ребенку возможность самому манипулировать предметами, извлекать заложенную в них информацию,  делать выводы и осуществлять свой выбор.

В процессе создания и работы в мини – музее у детей: 

-Развивается познавательный интерес, выявляются  творческих способностей детей.

-Формируется интеллектуальное и нравственное развитие, ценностное отношение к прошлому, истории, традициям, своего родного края,  чувство гордости за достижения жителей своего города.

-Формируется талерантность, чувство уважения к  другим народам

-Расширяется представление о содержании музейной культуры; развитие начальных навыков восприятия музейного языка; появляется интерес к музеям и выставкам, эмоциональный  отклик на социальные события.

Мы продолжаем работу по формированию патриотических чувств, любви  к Родине,  её историческому наследию.

К 75летию  Великой Победы  создаём мини – музей «Мы помним о великих тех годах». С помощью родителей собираем экспонаты, готовим экспозиции, подбираем  литературу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "История посуды" с использованием технологии музейная педагогика

Конспект непосредственной образовательной   по  ознакомлению с окружающим             для детей 5-6 летс использованием...

Технология музейной педагогики

Технология музейной педагогики...

Особенности использования технологии музейная педагогика в работе со старшими дошкольниками

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования. И это не случайно.Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной...

Технология музейной педагогики

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём  включения её в многообразную деятельность музея....

«Игровые технологии в психолого – педагогическом сопровождении обучающихся с ОВЗ ». «Лучший опыт работы (статья) специалиста коррекционной педагогики».

В данной статье хочу описать свой небольшой ,но трудоемкий опыт работы с детьми  ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).Дети с ОВЗ – это дети ,которые требуют особое вниман...