Главные вкладки

    Технология музейной педагогики
    методическая разработка на тему

    Жирнова Оксана Николаевна

     

    Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём  включения её в многообразную деятельность музея.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zhirnova_o.n.tehnologiya_muzeynoy_pedagogiki.docx22.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    ТЕХНОЛОГИЯ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

    Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной). Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.

    Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику, об этом свидетельствуют музейно-образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений.

    Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём  включения её в многообразную деятельность музея.

    Задачи музейной педагогики:

    - Формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

    - Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою  неповторимую индивидуальность;

    -Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;

    -Освоение нового типа  занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;

    -Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.

    -Обогащение  развивающей предметно-пространственной  среды ДОО.

    -Формирование у дошкольников представления о музее.

    -Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

    -Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

    -Развитие речи и расширения словарного запаса.

    -Воспитание любви к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению.

    -Воспитание культуры поведения.

    На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

    Направления деятельности музея:

    - Поисково-собирательское. Важным этапом в процессе комплектования мини - музеев является подготовка к поисково-собирательской работе. Это направление даёт возможность детям проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. В рамках исследования можно разрабатывать любую тему, интересующую детей. На подготовительном этапе начинается изучение темы по литературе, по материалам, уже имеющимся в музее.

     Одним из основных принципов  любой исследовательской работы является комплексность. Следуя ему, юные краеведы должны пытаться всесторонне исследовать тему, стремиться связать изучаемые события с общеисторическим процессами, увидеть их характерные черты, установить достоверность получаемых сведений, понять роль отдельных лиц в этих событиях. Такой подход даёт  возможность составить объективное представление об изучаемых исторических явлениях, о степени их отражения в выявленных памятниках истории и культуры.

     В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация юного поисковика-краеведа, так как через личностное отношение к существующей проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты.

    - Экспозиционное (оформительское). Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств.

    Создание экспозиции – сложный  процесс, проходящий несколько этапов:

    Разработка концепции будущей экспозиции, т. е. формулировка цели и задач её создания и исполнения, определение и обсуждение тематики будущей экспозиции;

    Разработка архитектурно-художественного решения экспозиции. В процессе художественного проектирования разрабатываются эскизы и макеты залов и экспозиционных комплексов, которые должны дать достаточно точное и образное представление о будущей экспозиции. После принятия советом музея тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного проекта можно приступать к монтажу экспозиции.

    - Экскурсионное. Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии  является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование).

     Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям. Подготовка и проведение экскурсии в музее – непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков. Подготовка к выбору темы, составлению текста экскурсии должна проводиться под руководством педагога.

    Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.

    К проведению экскурсии должны быть разработаны специальные требования:

    • Экскурсию можно строить последовательно по отдельным подтемам и вопросам темы;
    • Содержание вопроса должно раскрываться путём показа и анализа определённых экспонатов;
    • Экскурсию делает интересной эмоциональный, интересный рассказ.

      Немецкий учёный Г. Фройденталь сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня:

     - каждое  посещение  музея – это  занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;

     - учитель и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;

     - посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе  занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию;

     - следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»;

     - отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка;

     - итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.).

    Для разработки технологии использования музейной педагогики как инновационной в процессе воспитания нравственности  детей выделены следующие принципы:

    Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями.

    Локализация (выделение) образца-эталона в группе однородных с переводом восприятия ребенка на группу однотипных экспонатов.

    Кратковременность экскурсий (непосредственный контакт с произведениями изобразительного искусства производит на детей огромное впечатление, вследствие чего они быстро устают и становятся пассивными.

    Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

    Доступность.

    Наглядность.

    Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать их любознательность).

    Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).

    Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).

    Обязательное сочетаний предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.

    Для организации работы педагоги  используют  такие формы организации работы с детьми:

     I.  Ежедневные

    коллекционирование вместе с детьми;

     создание мини-музеев;

     работа клуба «Друзья музея».

    II. Еженедельные:

    Игры музейного содержания по формированию художественной культуры.

    игры-развлечения  «В царстве дымковской игрушки», «Барыню сударыню принимайте в гости», «На стойбище у хозяина тайги», « Мы летим на воздушном шаре», «Мода из бабушкиного сундука».

    Игры путешествия:  «Едем в цирк», «Путешествие на стойбище», «Откуда родом бабушкин сундук».

    Интеллектуально – творческие игры: «Волшебный кружок», «Заседание клуба знатоков культуры»;

    Игры – эстетические упражнения:

    «Закрась поднос», «Закончи узор»;

    Заполнение музейных словариков (рисунки, коллажи т .д.).

    Выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку)

      III. Периодические.  

      Проведение в мини-музеях  тематических занятий, образовательных и обзорных экскурсий, конкурсов и викторин (приз самому любопытному посетителю музея)

    Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОО заключается в следующем:

             У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.

             Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.

             У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».

    Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев поспособствовало возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых  желания узнать больше. Это подтверждают рассказы воспитанников о посещениях в выходные дни выставок, залов краеведческого музея, а также активная помощь родителей в подборе материалов для групповых музеев.

    Литература:

    1. Музей образования Тамбовский областной народный музей образования https://musobr.wordpress.com/medas/
    2. Сайт детского сада "Подснежник" № 11.Крым. г.Симферополь http://podsnezhniksad.ucoz.com/index/tekhnologija_muzejnoj_pedagogiki/0-442
    3. Нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Автор: З.О. Донцова, воспитатель МБДОУ ДСКВ N2 «Калинка» Город Нижневартовск. http://www.moi-detsad.ru/konsultac498.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД "История посуды" с использованием технологии музейная педагогика

    Конспект непосредственной образовательной   по  ознакомлению с окружающим             для детей 5-6 летс использованием...

    Технология музейной педагогики

    Технология музейной педагогики...

    Особенности использования технологии музейная педагогика в работе со старшими дошкольниками

    Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования. И это не случайно.Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной...

    Об использовании технологии музейной педагогики в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

    Об использовании технологии музейной педагогики в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста (из опыта работы)...

    Внедрение в образовательный процесс инновационной технологии «Музейная педагогика» посредством реализации долгосрочного проекта «Создание мини-музея « Народная игрушка»

    Музейная педагогика, как одна из инновационных технологий, становится все более востребованной в практике  духовно-нравственного, гражданско-патриотического,историко-краеведческого воспитания лич...

    Инновационная технология «Музейная педагогика». Организация мини-музея «Весёлый клоун»

    из опыта работы воспитателя Муниципального дошкольного бюджетного образовательного учреждения «Детский сад №1 «Звёздочка» Толстовой Ирины Евгениевны Содержание1. Теоретическая часть1.1 Роль музей...