Технология музейной педагогики
методическая разработка на тему

Жирнова Оксана Николаевна

 

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём  включения её в многообразную деятельность музея.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhirnova_o.n.tehnologiya_muzeynoy_pedagogiki.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной). Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.

Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику, об этом свидетельствуют музейно-образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений.

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём  включения её в многообразную деятельность музея.

Задачи музейной педагогики:

- Формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

- Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою  неповторимую индивидуальность;

-Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;

-Освоение нового типа  занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;

-Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.

-Обогащение  развивающей предметно-пространственной  среды ДОО.

-Формирование у дошкольников представления о музее.

-Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

-Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

-Развитие речи и расширения словарного запаса.

-Воспитание любви к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению.

-Воспитание культуры поведения.

На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Направления деятельности музея:

- Поисково-собирательское. Важным этапом в процессе комплектования мини - музеев является подготовка к поисково-собирательской работе. Это направление даёт возможность детям проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. В рамках исследования можно разрабатывать любую тему, интересующую детей. На подготовительном этапе начинается изучение темы по литературе, по материалам, уже имеющимся в музее.

 Одним из основных принципов  любой исследовательской работы является комплексность. Следуя ему, юные краеведы должны пытаться всесторонне исследовать тему, стремиться связать изучаемые события с общеисторическим процессами, увидеть их характерные черты, установить достоверность получаемых сведений, понять роль отдельных лиц в этих событиях. Такой подход даёт  возможность составить объективное представление об изучаемых исторических явлениях, о степени их отражения в выявленных памятниках истории и культуры.

 В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация юного поисковика-краеведа, так как через личностное отношение к существующей проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты.

- Экспозиционное (оформительское). Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств.

Создание экспозиции – сложный  процесс, проходящий несколько этапов:

Разработка концепции будущей экспозиции, т. е. формулировка цели и задач её создания и исполнения, определение и обсуждение тематики будущей экспозиции;

Разработка архитектурно-художественного решения экспозиции. В процессе художественного проектирования разрабатываются эскизы и макеты залов и экспозиционных комплексов, которые должны дать достаточно точное и образное представление о будущей экспозиции. После принятия советом музея тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного проекта можно приступать к монтажу экспозиции.

- Экскурсионное. Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии  является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование).

 Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям. Подготовка и проведение экскурсии в музее – непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков. Подготовка к выбору темы, составлению текста экскурсии должна проводиться под руководством педагога.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.

К проведению экскурсии должны быть разработаны специальные требования:

  • Экскурсию можно строить последовательно по отдельным подтемам и вопросам темы;
  • Содержание вопроса должно раскрываться путём показа и анализа определённых экспонатов;
  • Экскурсию делает интересной эмоциональный, интересный рассказ.

  Немецкий учёный Г. Фройденталь сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня:

 - каждое  посещение  музея – это  занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;

 - учитель и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;

 - посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе  занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию;

 - следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»;

 - отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка;

 - итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.).

Для разработки технологии использования музейной педагогики как инновационной в процессе воспитания нравственности  детей выделены следующие принципы:

Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями.

Локализация (выделение) образца-эталона в группе однородных с переводом восприятия ребенка на группу однотипных экспонатов.

Кратковременность экскурсий (непосредственный контакт с произведениями изобразительного искусства производит на детей огромное впечатление, вследствие чего они быстро устают и становятся пассивными.

Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

Доступность.

Наглядность.

Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать их любознательность).

Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).

Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).

Обязательное сочетаний предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.

Для организации работы педагоги  используют  такие формы организации работы с детьми:

 I.  Ежедневные

коллекционирование вместе с детьми;

 создание мини-музеев;

 работа клуба «Друзья музея».

II. Еженедельные:

Игры музейного содержания по формированию художественной культуры.

игры-развлечения  «В царстве дымковской игрушки», «Барыню сударыню принимайте в гости», «На стойбище у хозяина тайги», « Мы летим на воздушном шаре», «Мода из бабушкиного сундука».

Игры путешествия:  «Едем в цирк», «Путешествие на стойбище», «Откуда родом бабушкин сундук».

Интеллектуально – творческие игры: «Волшебный кружок», «Заседание клуба знатоков культуры»;

Игры – эстетические упражнения:

«Закрась поднос», «Закончи узор»;

Заполнение музейных словариков (рисунки, коллажи т .д.).

Выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку)

  III. Периодические.  

  Проведение в мини-музеях  тематических занятий, образовательных и обзорных экскурсий, конкурсов и викторин (приз самому любопытному посетителю музея)

Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОО заключается в следующем:

         У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.

         Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.

         У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».

Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев поспособствовало возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых  желания узнать больше. Это подтверждают рассказы воспитанников о посещениях в выходные дни выставок, залов краеведческого музея, а также активная помощь родителей в подборе материалов для групповых музеев.

Литература:

  1. Музей образования Тамбовский областной народный музей образования https://musobr.wordpress.com/medas/
  2. Сайт детского сада "Подснежник" № 11.Крым. г.Симферополь http://podsnezhniksad.ucoz.com/index/tekhnologija_muzejnoj_pedagogiki/0-442
  3. Нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Автор: З.О. Донцова, воспитатель МБДОУ ДСКВ N2 «Калинка» Город Нижневартовск. http://www.moi-detsad.ru/konsultac498.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "История посуды" с использованием технологии музейная педагогика

Конспект непосредственной образовательной   по  ознакомлению с окружающим             для детей 5-6 летс использованием...

Технология музейной педагогики

Технология музейной педагогики...

Особенности использования технологии музейная педагогика в работе со старшими дошкольниками

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования. И это не случайно.Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной...

Об использовании технологии музейной педагогики в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

Об использовании технологии музейной педагогики в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста (из опыта работы)...

Внедрение в образовательный процесс инновационной технологии «Музейная педагогика» посредством реализации долгосрочного проекта «Создание мини-музея « Народная игрушка»

Музейная педагогика, как одна из инновационных технологий, становится все более востребованной в практике  духовно-нравственного, гражданско-патриотического,историко-краеведческого воспитания лич...

Инновационная технология «Музейная педагогика». Организация мини-музея «Весёлый клоун»

из опыта работы воспитателя Муниципального дошкольного бюджетного образовательного учреждения «Детский сад №1 «Звёздочка» Толстовой Ирины Евгениевны Содержание1. Теоретическая часть1.1 Роль музей...