"Как разучить песню с дошкольниками" (консультация для воспитателей)
материал

Гаврилястая Ирина Павловна

"Как разучить песню с дошкольниками" (консультация для воспитателей)

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             МЕТОДИКА РАЗУЧИВАНИЯ ПЕСЕН.

                                  (консультация для воспитателей).

Работу над песней можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои методы и приемы.

Подготовительный этап.

       Его задача состоит в том, чтобы подготовить детей к восприятию новой песни. Прежде чем разучивать песню, дети знакомятся с теми персонажами или явлениями, о которых рассказывается в ней. Напр., например наблюдения в природе во время прогулки (песня «Птичка» М. Раухвергер). Особенно этот этап важен в 1 младшей группе.

I ЭТАП.

Он включает в себя ознакомление и восприятие песни. В зависимости от возраста детей, сложности исполнения, содержания  знакомство с песней может длиться от 1 до 3 занятий.

Цель этого этапа: пробудить интерес к песне, желание выучить ее.

Задачи, стоящие перед педагогом:

          1.  вызвать положительные эмоции у детей,

          2.  учить детей чувствовать настроение песни, переданное музыкой,

          3.  учить детей  высказываться о характере песни в целом, а так же смене настроений в ее частях.

          4.  вызвать желание у детей запомнить песню и выразительно исполнить ее.

Начинать разучивать с дошкольниками любую песню следует с целостного ее восприятия, т.е. первый раз песня должна прозвучать выразительно, со вступлением, с полным аккомпанементом. Воспитатель может предложить прослушать грамзапись песни или исполнить ее, подыгрывая себе на металлофоне, шумовых инструментах. Важно обратить внимание детей на характер песни, ее содержание, изобразительность.

      Дополнить и усилить восприятие новой песни помогут:

- Использование образного слова - беседа об эмоционально- образном  содержании песни; рассказ, пояснение, разъяснение; выбор детьми соответствующего характеру песни звукообразования, дикции, дыхания;

- использование наглядного материала -  для малышей – показ игрушки, картинки; для старших - выбор  соответствующей картинки по содержанию песни с объяснением своего выбора (из ряда предложенных);  внесение схематического построения песни (запев, припев и т. д.);  подбор карточек из серий «Музыка и цвет», «Музыка и линия» и т.д.  

     

II ЭТАП.

На этом этапе начинается собственно разучивание песни (на протяжении 3-5 занятий). Самую большую заинтересованность дети проявляют на первых  занятиях. Задача педагога поддерживать интерес к песне на протяжении всего этапа разучивания.

Цель: овладение необходимыми певческими навыками.

Задачи, стоящие перед педагогом:

              1.  продолжать поддерживать интерес к песне на протяжении нескольких занятий,

              2.  учить детей запоминать и воспроизводить мелодию песни, ее ритм,

              3.   способствовать передаче голосом выразительных нюансов.

Методы и приемы: практические, словесные, наглядные.

На этом этапе первоочередное место занимает практический метод.

Практический метод – прямой показ педагогом исполнительских приемов в пении (приемы дикции, правильного дыхания, звукообразования);

    -  использование вариативных показов (напр., ребенок по-своему исполняет песню – с новой интонацией, эмоциональной окраской, другие дети повторяют);

    -  создание проблемных ситуаций, активизирующих творческую самостоятельность детей (напр., спеть песню игрушке так, чтобы она уснула).

                                                     -2-

  Обучение пению требует от детей немалых волевых усилий. Чтобы поддержать интерес к песне, сосредоточить внимание детей, важно уметь создавать игровые ситуации, использовать муз. – дид. игры, проблемные задания .

Для этого используются следующие приемы:          

-  упражнения. Упражнения даются перед пением. С их помощью разучиваются трудные мелодические ходы песни. Упражнения, данные в игровой форме, помогает преодолеть трудности, приобрести певческие навыки. Упражнения могут быть из «Музыкального букваря» Ветлугиной, или совсем простые, построенные на одном- двух интервалах (напр, упр. «кукушка» - на пропевании малой терции – дети придумывают свои слова; карканье вороны – на одном звуке и т. д.). Напр., перед пением песни «Елочка» муз. Л. Бекмана, исполнить попевку «Эхо» Ветлугиной, чтобы затем дети легко могли спеть мелодию вверх.

-  пение связывается с другими видами муз. деятельности (движениями, игрой на муз. инструментах).

На первых занятиях во время разучивания песни лучше не пользоваться аккомпанементом, а играть только мелодию или предлагать запомнить ее с голоса взрослого или привлекать к пению хорошо поющих детей, предлагать всем спеть мелодию без слов (на каком- либо звуке – М и Л в сочетании с гласными О и У).  Целесообразно проиграть трудные мелодические обороты, пропеть их без муз. сопровождения, проиграть отдельно, предложить прохлопать сложные в ритмическом отношении места (пунктирный ритм).

 Разучивание песни в разных возрастных группах проводится различно. Дети младших групп в начале года слушают песни в исполнении педагога. Накопив музыкальные впечатления, они начинают подпевать  более яркие и легкие части мелодии, а потом и всю песню. Перед началом песни надо, чтобы дети смотрели на педагога и начинали петь, как только он запоет. Чтобы собрать внимание детей,  можно спеть первый звук песни с закрытым ртом, а потом начать петь. В младших группах текст отдельно от песни не разучивается. Педагог своим четким пропеванием слов способствует правильному детскому произношению.

Дети средней и старших групп усваивают песню быстрее. Многие со второго раза начинают подпевать отдельные отрезки мелодии (припев, запев или целый куплет). Запоминание мелодии и слов песни напрямую связано с развитием слуховой и музыкальной памяти. Поэтому так важно развивать эти виды памяти (развитие слуховой памяти – заучивание стихов, пересказ рассказов, сказок; развитие муз. памяти – муз/дид игры «Спой, как я», «Прохлопай, как я».)

Не рекомендуется разучивать текст хором, иначе дети будут плохо интонировать, петь «речитативом», скандировать.

   В старших группах некоторые тексты песен можно произносить коллективно, шепотом; высоким голосом в ритме песни, прохлопывая сначала «глухими», а затем «звонкими» ладошами так, чтобы все слова звучали ясно, четко. Такой прием особенно хорош перед исполнением  песен, исполняемых в быстром темпе.

      Надо указывать на положительные стороны пения детей и на их ошибки (крикливое пение, неправильное или неясное произношение слов, неточность в передаче отдельных отрезков мелодии).

   

   

                                   -3-

III ЭТАП - При их исполнении выученной песни от детей следует добиваться точной интонации, выразительности, естественного звучания, пения без сопровождения аккомпанемента.

При повторении знакомых песен надо избегать механического пения. Следует обращать внимание на слитность звучания голосов (одни голоса не должны заглушать другие, не выделяться из массы поющих). Надо донести муз. образ песни так, чтобы дети сами чувствовали музыку и передавали ее оттенки.

Песня поется в нескольких тональностях, вначале в наиболее удобной для большинства детей, затем в более высокой. (в средней группе – в 2 тональностях, в старшей – в 3).

Знакомые песни сначала поют все дети, затем в различных группах (группа хорошо поющих детей; группа хорошо поющих детей + ребенок не очень чисто интонирующий; мальчики  - девочки и т.д.) или индивидуально. Можно спеть, используя разные игры: «Музыкальным телефончиком» (по фразам), «Светофор» (педагог поет всю песню, показывая светофор. Дети на «зеленый свет» поют с голосом, на красный – без голоса ). Можно группе детей предложить быть солистами, а другой группе – изображать оркестр (или подыгрывать на шумовых инструментах). Можно инсценировать песню. Или предложить посоревноваться в выразительном исполнении песни. Провести конкурс «Две звезды» и т.д.  

                              -4-  

   1 этап. Разучивание песни детьми средней группы.

 1 занятие.

-  Педагог сообщает, о чем он будет петь (краткий, образный рассказ, стихотворение), называет песню,  композитора. Если текст сложный, выразительно читает его, объясняет непонятные слова, выражения; можно провести беседу о содержании песни, внести игрушку, иллюстрацию, картину и т.д. Предлагает детям внимательно послушать песню и отгадать, какой характер у песни. Затем исполняет песню, при этом педагог должен сидеть так, чтобы дети могли видеть выражение его лица, движение губ, слышать слова песни (произносить их надо ясно и четко).

- Дети определяют характер музыки (веселая, спокойная, быстрая и т.д.). педагог спрашивает о содержании песни. Дети отвечают.  

-  Педагог обобщает ответы детей (напр., «да, в песне поется о том, как дети встречают весну, поэтому музыка веселая, радостная и т.д. »), предлагает еще раз послушать песню, постараться запомнить слова, мелодию, т.к. «на следующем занятии будем ее разучивать». Песня исполняется еще раз (петь песню детям не рекомендуется). Можно предложить похлопать на проигрыш.

PS: важно, чтобы после первого исполнения дети не столько запомнили мелодию песни, сколько восприняли вызванный ею музыкальный образ.

II ЭТАП.

2 занятие.

-  Педагог исполняет песню (на слог ЛЯ-ЛЯ или проигрывает мелодию на металлофоне, или  на фоно аккомпанемент). Предлагает детям вспомнить название песни, рассказать, о чем поется в песне. Вспомнить, какой характер у песни. Называет фамилию  композитора, написавшего  ее.

-  Педагог предлагает посмотреть, как он поет песню, запомнить слова (можно предложить петь «как рыбка» - пение без звука, с хорошей артикуляцией). Педагог называет песню, композитора. Исполняет песню  еще раз.

-  педагог предлагает спеть песню по фразам (педагог поет фразу, затем дети повторяют ). Вначале можно петь  мелодию на слоги (МО, ЛЯ, МУ, ДУ, ДИНЬ-ДИНЬ) - предлагает «сыграть на дудочке» (если песня напевного характера), «сыграть на колокольчиках» (если песня подвижная). Мелодия  поется без муз. сопровождения, так как детям бывает трудно выделить мелодию и сосредоточить на ней свое внимание.

- если в песне встречаются отрезки мелодии трудные в мелодическом или ритмическом отношении (паузы, пунктирный ритм), их надо пропеть отдельно. Пунктирный ритм лучше петь с прохлопыванием «глухими ладошками», а затем «звонкими ладошками».

- Педагог предлагает спеть мелодию всей песни ( на слоги).

- затем песня исполняется педагогом со словами, дети стараются запомнить слова.

3 занятие.

- педагог  поет на слоги припев или запев, прохлопывает ритмических рисунок мелодии и т.д. Дети узнают  песню, называют ее, композитора.

Трудные отрезки мелодии (паузы, пунктирный ритм) пропевают в виде муз. эхо : педагог играет 1-2 раза этот отрезок на фо-но или поет, а дети слушают. Затем они поют эту часть мелодии с помощью фо-но или голоса педагога, а затем самостоятельно.

III ЭТАП.

Необходимо стремиться к тому, чтобы дети умели петь легкие песни самостоятельно, без помощи взрослых и без сопровождения фо-но. (см. выше)

                            -5--

Последовательность разучивания песни «Во поле береза стояла».

1 занятие.  Первоначальное прослушивание песни. Беседа, раскрывающая содержание песни, ее напевный характер.

2.  Повторное слушание. Внимание детей обращается на запев и припев.  В припеве слова все время повторяются, и дети начинают подпевать его.

3.  Разучивание припева, правильное выполнение ритма. Педагог поет запев, дети – припев. При этом их внимание привлекается к различному исполнению двух первых фраз.

4.  Исполнение всех песни легким, напевным звуком.  Индивидуальное и коллективное пение. Оценка выступления исполнителей.

5.  Поочередное пение детьми музыкальных фраз. Контролируется качество усвоения песни каждым ребенком. Выразительное, коллективное исполнение песни.

                                                     

В младшей группе педагог поет без аккомпанемента, так лучше усваивается мелодия. В средней и старших группах можно сыграть мелодию на фо-но без сопровождения.

                                  «Музыка - детям», Н. А. Метлов,

                                     М., «Просвещение», 1985г. (стр. 43.)

Определение вокально –музыкальных данных  новичков:

 если ребенок отказывается петь или не знает детских песенок, педагог

   -  предлагает спеть на каком-нибудь звуке свое имя.

    -  изобразить звук трубы на слог «ту » ( кварта)

    -  кукование кукушки ( большая терции)

 и постепенно повышает звуки.  В момент затруднения педагог помогает ребенку.  

Педагог должен объяснить, ребенку, что ему не удается и почему, вызвать  у него интерес к пению, развить уверенность в своих силах и помочь достигнуть нужных результатов. Перевод ребенка из подгруппы с небольшим диапазоном в группу с нормальным диапазоном встречается всеми детьми с радостью.

Уровень инд. певческого развития каждого ребенка проверяют путем пения по муз фразам («цепочкой»).

В средней группе следует систематически повторять песни из репертуара младшей группы, а в старших – их репертуара младшей и средней групп.  Необходимо стремиться к тому, чтобы дети умели петь легкие песни самостоятельно, без помощи взрослых и без сопровождения фо-но.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                 «Теория и методика муз. воспитания в д/с»,

                                  Н.А. Ветлугина, М. «Просвещение», 1983г  (стр.116).

.Д. «Развитие чистоты интонации в пении дошкольников», М., 1960г. (стр. 78)

МЕТОДИКА.

1 занятие.  Педагог поет песню с аккомпанементом 2 раза.

2.  педагог поет песню детям. Поет с ними мелодию запева на слог ЛЯ. Обращает внимание на конец 1-й фразы запева («густо-ой»). Припев поет со словами, предложив детям сначала слушать, потом – подпевать.

    После исполнения припева говорит: «здесь поется быстро и слова обрываются, как будто у ребят дыхание захватывает, когда они едут с горки и ветерок им подпевает».

3. педагог поет песню детям, затем поет вместе с ними, останавливаясь на трудных местах (различные концы фраз, протягивание звука).

4. поют песню, добиваясь правильного и дружного начала (начинают 2-3 раза, протягивая 1-й звук). Педагог вызывает желающих спеть отдельно, отмечает хорошо поющих.

5.после пения педагог отмечает, что выходит хорошо, и что не удается. Неудающиеся места пропеваются вторично. Песня поется с запевалами, правильно поющими.

6.  педагог поет песню без аккомпанемента (после вступления). Затем предлагает так спеть детям, которые поют правильно (1-я группа). Потом – всем детям с его помощью. Останавливается на неудавшихся местах. Последний куплет поется с аккомпанементом.

7.  педагог вызывает петь отдельных детей. Потом поют все вместе.

8. педагог предлагает повторить песню, напомнив о трудных местах. Вызывает петь отдельных детей.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                   ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ЧИСТОТЫ ИНТОНОЦИИ.

                                 «Теория и методика муз. воспитания в д/с»,

                                  Н.А. Ветлугина, М. «Просвещение», 1983г  (стр.111).

    Приемы развития чистоты интонации направлены на формирование музыкально- слуховых навыков, и прежде всего слухового самоконтроля. Ребенку предлагается вслушаться в мелодию, исполненную взрослым или сыгранную на фо-но, следовать этим эталонам и контролировать слухом свое пение.

      При этом детям предлагаются различные задания (с соответствующими указаниями):

  1. настроиться перед началом пения (педагог дает тон – первый звук песни), воспроизвести звук, постепенно выравнивая его;
  2. задержаться на исполнении одного звука (по указанию руки дирижера-педагога) и прислушаться, правильно ли звучит (особенно последний звук песни);
  3. исполнить перед разучиванием песен знакомые попевки в различных тональностях;
  4. пропеть несколько раз трудные интервалы, встречающиеся в песне (добиваясь от всех детей точности интонирования);
  5. учить петь без сопровождения (лишь иногда в наиболее трудных местах взрослый своим голосом поддерживает мелодию или играет этот отрывок на инструменте).

  Решая определенную адачу, педагог может:

  1. дать тому или другому ребенку петь в тональности, соответствующей его диапазону;
  2. напомнить детям о направлении движения мелодии, о более высоких и низких звуках, способствуя этим формированию музыкально- слуховых представлений;
  3. углубить слуховые представления применением зрительной наглядности (эта птичка сидит выше и поет «чик-чирик» высоко, звонко, а эта сидит ниже и поет низко);
  4. использовать условные «дирижерские» движения руки, указывающие, как надо петь – выше или ниже.

В итоге педагог должен научить петь слаженно по темпу, ритму, тембру и силе звучания в процессе коллективного пения, соблюдая чистоту интонации. Важно постоянно привлекать внимание детей к тому, что музыкальные оттенки выражают настроение и содержание песни. Если это ребята почувствовали и осознали, им становится понятно, почему праздничную песню надо петь радостно и торжественно, а колыбельную – нежно и спокойно.

      УМНИЦА! МОЛОДЕЦ!!! З        В старшем возрасте:

Во время разучивании песни (в старшей группе)  лучше всего предлагать детям вначале петь:  

- в сопровождении фо-но, подыгрывая мелодию,

-  далее с полным сопровождением,

-  затем без инструмента с помощью педагога,

- наконец, самостоятельно спеть а капелла.

  Можно предложить такой прием- пение в сопровождении металлофона, отрывистое и поверхностное звучание которого приближает детей к условиям , близким к пению без сопровождения.

А РАБОТУ – 5+.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы взаимодействия ДОУ с семьей дошкольника - консультация для воспитателей Подготовила воспитатель МБДОУ д/с № 3 Патутина Анна Алексеевна

Формы взаимодействия ДОУ с семьей дошкольника Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, д...

Как разучить песню с дошкольниками.

Как заинтересовать,как удержать внимание ребёнка, что бы разучить новую песню? Без эмоциональной увлечённости просто невозможно достичь желаемых результатов....

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...

Консультация для родителей-ЗНАЧЕНИЕ ПЕНИЯ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА (как выбрать и разучить песню с ребенком)

Предназначено музыкальным руководителям для работы с родителями...

"О воспитании милосердия у дошкольников" - консультация – диалог для воспитателей ДОУ

Материал данной консультации разработан для воспитателей дошкольных образовательных учреждений в рамках краевой инновационной площадки по теме: "Волонтёрская деятельность как фактор совреме...

Адвент-календарь как инновационная игровая форма обучения дошкольников Консультация для педагогов-воспитателей

Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовле...