Консультация для педагогов " Театрализованная деятельность"
учебно-методический материал

Гордеева Светлана Валерьевна

Консультация для педагогов " Театрализованная деятельность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Театрализованная  деятельность в ДОУ»

Выдающийся русский ученый Лев Семенович Выготский  писал:
«Необходимо  расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности»

В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены  в  ФГОС ДО, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной  деятельности. Используя  театрализацию в системе  развития детей в ДОУ, мы решаем  комплекс  взаимосвязанных  задач во всех образовательных областях по ФГОС  ДО.

Какие решаются задачи в этих областях:

- развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);

- наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);

-обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;

- развитие памяти, умение планировать свои действия для достижения результата.

- формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

- формирование  культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);

 развитие предпосылок  у ребенка уважать   себя, сознательное отношение к своей деятельности;

- развитие эмоций;

- восприятие  этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

- содействие развитию монологической и диалогической речи;

-обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;

-овладение выразительными средствами  общения: словесными  (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).

- приобщение к высокохудожественной литературе;

- развитие  воображения;

-приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

- создание выразительного художественного образа;

     - умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;

- выразительность исполнения основных видов движений;

- развитию общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

Таким образом, соблюдается одно из главных условий образовательной деятельности в ДОУ по ФГОС – интеграция всех направлений развития ребенка. Это следует учитывать при организации театрализованной деятельности детей в дошкольном учреждении.

Театрализованная деятельность  является разновидностью игры, и организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной  деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты  театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений и сладких пятниц.

Театрализованная игра в образовательной  деятельности:  во время  образовательной деятельности педагог включает театрализованную игру как игровой прием. Он вводит персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения НОД способствует раскрепощению ребенка, создает атмосферу свободы в  игре.

Свободная совместная  деятельность детей и взрослых: это совместная деятельность детей на прогулке, вне образовательной деятельности. Сюда  включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.

Театрализованная игра в самостоятельной  деятельности детей: в самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной  деятельности детей и взрослых,  которые способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей. Театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

Театральная деятельность  делится на две группы:

  • режиссерские игры:

  1. настольные театрализованные игры: настольный театр игрушек, настольный  театр картинок,  теневой  театр,  театр на фланелеграфе. (Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.)

  • игры-драматизации.

1. Игры-драматизации с пальчиками - атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа. (Например, сказки «Репка», Коза и семеро козлят», «Гуси-лебеди»). Показ таких сказок могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой.

  1. Игры-драматизации с куклами би – ба - бо - в этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки.
  2. Импровизация - разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки, очень сложная, но и интересная игра.

Для организации детского театра нужны куклы, формирующие у детей определенные умения и навыки, стимулирующие детское творчество  (песенное, танцевальное, игровое, побуждающие к импровизации на детских музыкальных инструментах.)

ВИДЫ  ТЕАТРА:

У детей младшего дошкольного возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры через:

  • настольный театр игрушек;
  • настольный плоскостной театр;
  • плоскостной театра на фланелеграфе;
  • пальчиковый театр.

В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра:

  • мягкой игрушки;
  • деревянный театр;
  • конусный театр;
  • театр народной игрушки;
  • плоскостных фигур;
  • театр ложек;
  • театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой) и т.д.

В старшей и подготовительной  возрастных  группах, детей можно знакомить  с:

  • марионетками,
  • театром «живой руки»,
  •  платочный театр,
  • люди – куклы.

Из всех видов кукольного театра в детском саду наибольшей популярностью пользуется театр картинок  (на фланелеграфе, картоне, столе)Театр игрушек и петрушек тоже вызывает интерес.

По  способу управления  театральные  куклы делятся на два основных вида – верховые и напольные.

  • К верховым относятся те, которыми кукловод управляет из-за ширмы. В свою очередь, они бывают перчаточными и тростевыми.
  • Напольные куклы «работают» на полу, кукловод управляет ими на глазах у зрителей. К напольным относятся марионетки и большие куклы.

Театрализованные игры тесно связаны с сюжетно-ролевой игрой и являются ее разновидностью. Предпосылки сюжетно-ролевой игры появляется у ребенка примерно в трехлетнем возрасте и сама игра достигает расцвета в 5-7 лет, театрализованная игра достигает вершины в 6 - 8 лет.

Сюжетно-ролевая и  театрализованная  игра имеют общую структуру:

  • творческий замысел,
  • сюжет,
  • содержание,
  • игровую ситуацию,
  • роль,
  • ролевые и организованные действия и отношения,
  • правила.

Различие  между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой состоит в том, что в сюжетно-ролевой  игре дети отражают жизненные явления, а театрализованные  игры развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, стихотворения, рассказа. Готовый сюжет как бы ведет за собой игру. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной  может быть такой продукт – поставленный  спектакль, инсценировка.

Вывод: Таким образом,  значение театрализованной деятельности невозможно переоценить, театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных). Кроме того, театральная деятельность требуют решительности, трудолюбия, смекалки, а  театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей,  и  всегда пользуются  у них неизменной любовью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Театрализованная деятельность в детском саду".

Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей....

Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность в ДОУ»

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельностиИгра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знан...

Консультация для педагогов "Театрализованная деятельность как средство активизации словаря детей младшего возраста"

Театрализованная деятельность – это не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей....

Консультация для педагогов "Театрализованная деятельность в детском саду"

Ребенок  умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью....

Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность в ДОУ. Виды театров»

Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность  в ДОУ.  Виды театров»...

Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность в детском саду»

Этот материал окажет практическую помощь педагогам в организации театрализованной деятельности в детском саду....

Консультация для педагогов "Театрализованная деятельность в детском саду."

В соответствии с ФГОС ДО в каждой группе детского сада должна быть так организована предметно -развивающая среда, чтобы ребёнок мог свободно выбрать тот или иной вид деятельности.  Предметно...