мастер-класс "Использование приемов Триз в связной речи"
учебно-методический материал (старшая группа)

Сулимова Наталья Михайловна
Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи детей дошкольного возраста • Основными целями ТРИЗ-образования для дошкольников являются: • формирование связной речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; • развитие творческих способностей; • формирование качеств творческой личности. Достижению этих целей способствует решение следующих задач: • Осуществление системного подхода в ознакомлении детей с человеком и миром; • Формирование системного мышления; • Придание занятиям комплексного характера; • Воспитание интереса к собственным открытиям через поисковую и исследовательскую деятельность; • Развитие творчества, воображения в разнообразной продуктивной деятельности. В основе ТРИЗ-технологий лежат три принципа: 1.Принцип объективности законов развития систем – строение, функционирование и смена поколений систем подчиняется объективным законам; 2. Принцип противоречия – под воздействием внешних и внутренних факторов возникают, обостряются и разрешаются противоречия; 3. Принцип конкретности – каждый класс систем, как и отдельные представители внутри этого класса, имеют свои особенности. Эти особенности определяются внутренними и внешними ресурсами. Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам: 1.Сообщение необходимых знаний; 2. Формирование умений на репродуктивном уровне: – демонстрация деятельности в целом и по элементам; – организация отработки умений в упрощенных условиях; – организация самостоятельной практики с непрерывной обратной связью ребенка с педагогом; 3. Переход к поисковой (продуктивной) фазе: – организация проблемных ситуаций – решение конкретных задач; – обязательный анализ своей деятельности. При решении триз-задач используются следующие приемы: графическая аналогия – умение обозначать каким-либо символом реальный образ или несколько образов, выделив из них общие признаки; – эмпатия – отождествление себя с рассматриваемым или отождествляемым предметом, вхождение в роль кого-либо или чего-либо; – мозговой штурм – умение давать большое количество идей в рамках заданной темы и выбор оригинального решения задачи; – морфологический анализ – умение давать разные варианты ответов в рамках двух показателей, производить оценку идей и детализировать удачные; – каталог – умение связывать в единую сюжетную линию наугад выбранных героев и их действия; – приемы типового фантазирования – умение делать фантастические преобразования как самого объекта, его свойств, составляющих, так и места функционирования, обитания с помощью приемов, заданных педагогом; – метод фокальных объектов (МФО) – подбор нетипичных свойств предмету, представление их и объяснение практического назначения нетипичных свойств. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Этапы работы На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать. Можно применить следующие игры: • Игра “Угадай, что я загадала” • Игра “да-нет” • Игра “Наоборот” или “перевертыши” Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов «Помоги Золушке». На втором этапе детям предлагаются игры с противоречиями, которые они решают с помощью алгоритма Пример: «Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?» Пример: «Идёт дождь. Какие положительные и отрицательные стороны этого явления» • Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, “тайну двойного» Педагог должен всегда побуждать ребенка находить противоречия. • Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для этого существует целая система методов и приемов, используемая педагогом в игровых и сказочных задач; Особый этап работы педагога – триз – это работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик. • Метод “Каталог” • Коллаж из сказок • Знакомые герои в новых обстоятельствах • Спасательные ситуации в сказках • Сказки, по-новому • Сказки от “живых” капель и клякс • Моделирование сказок. Подготовительный этап можно начать с игровых упражнений типа: “Дорисуй”, “Дострой”, “Составь картинку из геометрических фигур”, “На что это похоже?”, “Найди сходства”, “Найди различия”, “ Сочиняй загадки” • Обучать детей классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи помогают игры – упражнения: • “Что лишнее?”, “Что вначале, что потом?”, “Какую фигуру надо поставить в пустую клетку?”, “Логический поезд”. • Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем Результатами использования приёмов ТРИЗа в развитии связной речи у детей дошкольного возраста являются повышение концентрации внимания, которое у детей, как правило, еще неустойчивое; • повышение уровня понимания речи, активизация средства общения, обогащение словарного запаса, формирование правильного лексико-грамматического строя речи; • формирование навыков связной речи: ребенку надо составить рассказ (новую сказку), проследить логику событий и изобразить все схематично на основе символической аналогии (графическая аналогия); • развитие изобретательских способностей и мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса; • положительная динамика в развитии памяти: ребенку надо запомнить новое словосочетание и правильно употребить его в нужной ситуации; • активизация мыслительной деятельности: ребенку необходимо решить поставленную перед ним задачу и словесно объяснить, как ее решать (предложить свой вариант) • снятие с детей комплексов, развитие их эмоциональной стороны, т. е. ребенок не только понимает, но и сам может изобразить мимикой, жестами различные эмоциональные состояния, объяснить их словами (эмпатия). «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития» Л.С.Выготский

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon prezentatsiya_triz_sulimovoy_n.m.pdf1.79 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи детей

Повышение профессиональной компетенции педагогов ДОО: ОО "Познавательое развитие": "Преодоление стереотипности мышления дошкольников - ТРИЗ"...

Мастер-класс на тему: "Использование приемов ТРИЗ в развитии речи дошкольников". (Распространение педагогического опыта).

Ознакомление педагогов с использованием приемов ТРИЗ в развитиии речи дошкольников....

Мастер -Класс " Использование приемов ТРИЗ в развитии речи дошкольников"

Мастер класс Мастер-класс на тему:«Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»Провела воспитатель :Николаева Л.БЗадачи: распространение педагогического опыта.Цели:...

Консультация для педагогов "Использование приемов ТРИЗ в развитии речи детей"

В современном образовании основной задачей является воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Именно поэто...

Игровые приемы для формирования связной речи, в работе учителя-логопеда

Загадки, описательные рассказы, мнемотехника, синквейн...