Игровые приемы для формирования связной речи, в работе учителя-логопеда
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Иванова Наталья Викторовна

Загадки, описательные рассказы, мнемотехника, синквейн

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Игровые приемы для формирования связной речи , в работе  уч.-логопеда»

Выступление на педсовете

подготовила и провела

уч.-логопед  ДОП « Сказка» Иванова Н.В.

 

     На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

          Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

            В работе с детьми с ОВЗ,  для оптимизации процесса речевого развития очень важно использовать наглядность, чтобы сформировать внутренний план

          Одним из ведущих факторов, облегчающие процесс становления связной речи - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

               В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

            Я  использую в работе наглядность  ,по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

             Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

для составления описательных рассказов

зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать рассказ

+при автоматиз.звуков . заучивание рассказов

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу

Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Загадывается загадка – вопрошаемый ломает голову над отгадкой. Загадывающий над тем как состввить загадку

Подгрупповые занятия. Подготовка к обучению грамоте: дать хар-ку звукам, расскажи. Звуковой поезд, схемы для описательного рассказа

Используя фишки, символы, мы подводим ребенка к усвоению как звуковой, так и слоговой стороны слова, что является подготовкой к развитию у детей навыка слогового чтения.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры ( лото домино) и игры-инсценировки. Диалоги на подгрупповых занятиях. « Дом моды»,

 « Садовники и огородники» ( деление на команды. Совместные рассказы, помощь друг другу. « Чем может гордиться предмет»

 Методика создания синквейна. Это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Первая строка — тема синквейна, существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова  прилагательные, они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка —три глагола описывающие  характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово характеризующее суть предмета или объекта.

(Можно попробовать) Слово работа….

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать мыслительные процессы.

Итак, в работе с детьми с ОВЗ,  для оптимизации процесса речевого развития очень важно использовать наглядность, чтобы сформировать внутренний план.

 Такие методы я использую в своей работе.

 Спасибо за внимание!

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Игровые методы и приемы на этапе автоматизации звука в работе учителя -логопеда. Из опыта работы

laquo;У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра»....

Применение различных кинезиологических методов и приемов в рамках здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения

Применение различных кинезиологических методов и приемов в рамках здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учрежденияЦель: Поиск и применение наиболее опти...

Мастер - класс "Использование приемов критического мышления в коррекционно - развивающей работе учителя - логопеда Прием Кластер)"

Этот материал будет полезен тем, использует в своей работе приемы технологии критического мышления. В статье представлены некоторые приемы использования кластерных таблиц в работе с дошкольниками...

Мастер класс «Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя –логопеда в условиях ФГОС ДОУ. Путешествие в страну Правильной речи. Материал предназначен для педагогов (воспитателей, логопедов, родителей)

Цель: предоставление, обобщение, систематизация и распространение личного педагогического опыта для педагогов.  Задачи:1.Способствовать созданию условий для профессионального раз...

Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя –логопеда . Путешествие в страну Правильной речи!

laquo;Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организован...