ПАМЯТКА по организации ОД для воспитателей ДОУ
учебно-методический материал

Кокорина Светлана Александровна

Памятка для воспитателей ДОУ по организации образовательной деятельности с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_dlya_pedagogov_-_ood.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

для воспитателей ДОУ

 При постановке цели и задач организованной образовательной деятельности (ООД) помните:

- Цель всегда одна.

- Задачи должны носить триединый характер, т.е. должны включать образовательную, развивающую, воспитательную направленность. При этом самих задач может быть более трех.

- Формулирование образовательных задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.

- Выбор нужного глагола зависит от того, какой характер ООД Вы планируете: по ознакомлению с новым материалом, на закрепление пройденного материала или итоговый.

Примерные формулировки образовательных задач ООД по ознакомлению с новым материалом:

«Актуализировать знания детей о ……»

«Формировать у детей представления о ……»

«Мотивировать детей к самостоятельному изучению …..»

«Предоставить возможность детям при помощи взрослого узнать о ……»

«Формировать у детей потребность правильно употреблять в собственной речи притяжательные местоимения»

Примерные формулировки образовательных задач ООД на закрепление пройденного материала или  итогового характера:

«Систематизировать знания детей о …»

«Обобщить знания детей о ..… через организацию самостоятельной экспериментальной деятельности»

«Дать возможность применить на практике полученные знания о…»

«Закрепить в самостоятельной деятельности умение …»

- Развивающие задачи направлены, как правило,  на развитие высших психических функций (мышление, память, воображение, внимание), общей, мелкой, артикуляционной моторики, просодических компонентов речи (голос, ритм, темп, интонация), речевого дыхания.

- Формулирование развивающих задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.

- В зависимости от того, в какой степени у детей сформирована та функция, над которой Вы хотите поработать, будет сделан выбор глагола:

  • если функция не сформирована, то задача будет начинаться со слов «формировать …», «начать работу по развитию…» и т.д.
  • если функция недостаточно  сформирована, либо необходимо закрепить какой-либо навык, то выбор будет следующий «продолжать формировать…», «продолжать развивать …», «совершенствовать …»  и т.д.

- Воспитательные задачи направлены, как правило,  на развитие личностных качеств ребенка, его эмоционально-волевой сферы.

- Формулирование воспитательных задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.

- В зависимости от того, в какой степени у детей сформировано то качество (свойство), над  которым Вы хотите поработать, будет сделан выбор глагола:

  • если качество (свойство) не сформировано, то задача будет начинаться со слов «формировать …», «воспитывать …»  и т.д.
  • если качество (свойство) недостаточно  сформировано, либо необходимо его закрепить,  то выбор глагола будет следующий «продолжать формировать …», «продолжать воспитывать …», «совершенствовать …»   и т.д.

При планировании хода ООД  помните:

ООД должна включать в себя следующие основные этапы:

1. Организационный этап

- актуализация имеющихся знаний

- сообщение цели ООД (в доступной для детей форме),  для того, чтобы мотивировать детей к активной деятельности в ходе образовательного процесса

2. Основной этап

- сообщение нового знания, либо тренировка использования нового знания в собственной практической деятельности  детей  (в зависимости от характера ООД)

3. Заключительный этап

- рефлексия

- Включение физминуток  в ход ООД необязательно, если  в ходе ООД наблюдается постоянная смена видов детской деятельности.

В ходе ООД помните:

- В любой момент дети могут предложить Вам такую образовательную и развивающую ситуацию, которой нет в ВАШЕМ плане. Не упускайте ее. Вспомните пословицу «Ложка дорога к обеду» и не  бойтесь отступить от конспекта! Знание, полученное  в  нужное время, усвоится детьми намного лучше.

- Не торопите детей с ответами!!!!! Держите паузу. Попробуйте переформулировать свой вопрос, потому что отсутствие детского ответа может быть из-за неправильно заданного вопроса, а не от незнания.

- Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это бессмысленно!

- Не спешите отвечать на детские вопросы. Попробуйте в ответ спросить его: «А как ты думаешь?» и внимательно выслушать предположение ребенка, а потом вместе с ним или с другими детьми найти ответ на вопрос в различных источниках или проведя какой – либо эксперимент, опыт.

- Провоцируйте детей задавать вопросы, особенно на этапе фиксации затруднения в чем -то. «Вы не знаете? А что же делать, когда чего – то не знаешь? («Можно спросить у кого-нибудь») - Спросите меня!»

При подведении итога ООД помните:

- Вопросы не должны быть направлены только на пересказ детьми основных этапов образовательного мероприятия: «Где мы были?», «Чем занимались?», «Кто приходил к нам в гости?»  и т.д.

- Используйте больше вопросов проблемного характера, типа «Что позволило нам помочь зайчику?», «Зачем мы это делали?», «Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодиться в жизни?», «Какое задание было для вас самым трудным? Почему?», «Какое задание больше всего понравилось? Почему?», «Что бы ты хотела сказать ребятам, Маша?», «Что нам нужно будет сделать в следующий раз?», «Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней игре?»  и т.д.

- Не хвалите каждый раз всех детей словами «Вы все молодцы!». Отмечайте конкретные заслуги КАЖДОГО ребенка: «Дима, ты очень интересно придумал, как это можно сделать…», «Мне было очень приятно видеть, как Полина и Саша договорились сами, кто первым будет рисовать», «Марина замечательно выполнила трудное задание…», «Порадовал сегодня Паша. Хоть у него не очень получилось справиться с заданием …, но он показал настоящий пример того, как нужно преодолевать трудности»  и т.д.

Получайте удовольствие от общения с детьми

и тогда у Вас все обязательно получится!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА "Правила организации рабочего времени"

Отведите для каждого дела определённое время, работайте стабильно, без срывов и "пиковых нагрузок"Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня: завтра у Вас появятся другие дела и Вы ...

Памятка по организации педагогического процесса в период адаптации (для воспитателей и помощников воспитателя групп раннего возраста).

В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша с учетом рекомендаций врача, психолога, старших воспитателей, но постепенно все дети переводятся на общий ...

Семинар-практикум для воспитателей "Работа ДОУ по правовому воспитанию". Организация работы с воспитателями и родителями ДОУ по правовому воспитанию старших дошкольников.

Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать защита прав ребёнка, в первую очередь, защита права  на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию при...

Памятка родителям "Организация логопедических занятий дома"

Памятка родителям "Организация логопедических занятий дома"...

Памятка по организации педагогического процесса в период адаптации (для воспитателей и помощников воспитателя групп раннего возраста)

Данный материал разработан для педагогов, работающих с детьми, которые пришли впервые в детский сад или по рекомендации ПМПК перешли из одного детского сада в другой....

План по самообразованию на учебный год для воспитателя ДОО по теме: «Организация совместной деятельности воспитателя и детей с задержкой психического развития»

В перспективном плане по теме самообразования рассмативаются: содержние работы по организации совместной деятельности воспитателя с детьми с ОВЗ, предполагаемый результат, сроки выполнения запланирова...