Проект "Широкая масленица" для старшего дошкольного возраста.
проект (старшая группа)
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.07 КБ |
Предварительный просмотр:
КРАТКОСРОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Широкая Масленица»
(для старшего дошкольного возраста)
Актуальность темы. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.
Проблема. Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Тип проекта.
- Творческий
- Краткосрочный
- Групповой.
Сроки реализации проекта.
Одна неделя.
Методы.
Беседы, чтение, вопросы, рассматривание иллюстраций, подвижные игры, художественная деятельность.
Участники проекта.
Дети старшей группы, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.
Цель проекта: Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).
Задачи проекта:
1. Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.
2. Обогащать духовный мир детей.
3. Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».
4. Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
5. Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
6. Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье.
Ожидаемые результаты проекта.
· Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
· Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
· Повышение познавательного интереса к родной истории.
Знать:
1. Народные песни, потешки, сказки.
2. Узнавать народные мелодии, звучание народных инструментов.
Уметь:
1. Играть в народные игры;
2. Принимать непосредственное участие в названном процессе и взрослых, и детей.
3. Исполнение календарных, старинных обрядов, о которых хотим помнить, как о прошлом опыте наших предков.
4. Использование народного опыта непосредственно в жизни детей.
Интеграция с другими образовательными областями.
Музыка, здоровье, коммуникация, художественное творчество, познание.
Этапы проекта:
- Этап - Подготовительный (разработка проекта).
- определение проблемы;
- постановка цели, задач;
- обсуждение проекта с родителями;
- сбор информации, литературы, дополнительного материала.
- составление перспективного плана работы.
Перспективный план.
Понедельник «ВСТРЕЧА»
| Познакомить детей с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. | Беседа «Что за праздник, Масленица?» Рассматривание альбома «Масленица» Поговорки про масленицу. Заучивание стих-я «Масленица». Продуктивная деятельность «Петушки и птички». Постройка снежной крепости. |
Вторник «ЗАИГРЫШ»
| Продолжать знакомить детей с русским народным календарным празднеством Масленицей, посвящённым концу зимы. | Беседа «Как отмечать Масленицу». П/и «Горелки». Разучивание масленичных закличек. |
Среда «ЛАКОМКА»
| Знакомство детей с обрядами масленичной недели и праздничной кухней. | Слушание песни «Ой, блины!» Игры-эстафеты на спортивной пло- щадке. |
Четверг «РАЗГУЛЯЙ»
| Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен. Воспитание уважительного отношения к народным традициям. | Подготовка к фольклорному праздни- ку «Широкая Масленица». Оформление выставки для родителей. |
Пятница «ПОСИДЕЛКИ»
| Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Воспитание уважительного отношения к народным традициям. | Развлечение «Широкая масленица». Сжигание чучела Масленицы. Лакомство блинами. |
В выходные дни предложить родителям вместе с детьми посетить народные гуляния организованные на площадках города.
Пути реализации проекта:
1. Сбор информации о празднике Масленица.
2. Оформление тематической выставки «Широкая Масленица».
3. Организация выставки рисунков, посвященных празднику.
4. Разучивание фольклорных игр, закличек, песен.
5. Подготовка и проведение развлечения для детей «Широкая Масленица».
II. Этап – Исследовательский.
- работа по плану с детьми, родителями;
- выполнение проекта.
III Этап – Заключительный.
- выставка к празднику силами детей и родителей;
- развлечение для детей «Широкая масленица»;
Итоги, выводы.
В результате проектной деятельности была подтверждена актуальность темы и сформулированы следующие выводы:
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, я ставила перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Используемая литература.
1. Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ» – М. «Сфера», 2006г.
2. Агафонников В. «Заплетися плетень» - русские-народные песни и хороводы. – Москва изд. «Музыка», 1973г.
3. Комарова Т.С., Зацепина И.Б. Программа эстетического воспитания дошкольников. – М., 2005г.
4. Куприна Л.С., Маркеева О.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» - изд. «Детство-Пресс», 1999г.
5. Мельникова Л.И., Зимина А.Н. «Детский музыкальный фольклор» - Москва «ООО Гном – Пресс»,2000г.
6. «Народный месяцеслов. Пословицы, поговорки, приметы» - Москва «Современник» - 2001г.
7. Смирнова О. Д. «Метод проектирования в детском саду». Образовательная область «Чтение художественной литературы»- М. «Скрипторий 2003», 2011г.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/12/12/czzeuuva3tg.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/12/19/wyjxs4a5se0.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/12/19/thsrwn5i2go.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/12/19/i_1_0.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/12/12/mktshblkzgo.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/12/12/eg5noji0j1i.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/12/12/h_sjn80gdjs.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/12/19/jjustv54muy.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/06/picture-74893-1360169264.jpg)
Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста
Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста Раздел программы...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/06/picture-544754-1417870555.jpg)
Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Задачи:- давать представления о вежливом человеке;- знакомить с понятием "этикет";- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;- учить самосто...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/01/picture-288538-1378030889.jpg)
Конспект ОД в группе старшего дошкольного возраста "Кукла Дуняша" (изготовление узелковой куклы как один из видов игрового тренинга по формированию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста)
Цель: координировать общую и тонкую моторику; воспитание чувства уверенности в своих силах....
8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи" Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возраста Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посвящ
8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи"Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возрастаОписание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий празд...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/18/picture-800815-1468852212.jpg)
Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЗДУХ И ЕГО СВОЙСТВА»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВО...
Сценарий спортивно-тематического праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященный к 70-летию Победы :«Победа будет за нами!»для детей старшего дошкольного возраста.
Данная разработка насыщена интересным материалом, знакомством детей с историческим прошлым нашей страны (Великой Отечественной войной),формированием патриотизма через борьбу за победу между кома...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/17/picture-867521-1481936234.jpg)
Педагогическое мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста КВН для детей старшего дошкольного возраста «Мы - граждане России»
Педагогическое мероприятие в подготовительной группе КВН "Мы- граждане России"...