Проект "Широкая масленица" для старшего дошкольного возраста.
проект (старшая группа)

Королькевич Валентина Николаевна

 Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnyy_tvorcheskiy_proek1.docx32.07 КБ

Предварительный просмотр:

КРАТКОСРОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Широкая Масленица»

(для старшего дошкольного возраста)

                         

                                         

        Актуальность темы. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят. 

 

Проблема. Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества. 

 

Тип проекта. 

- Творческий 

 - Краткосрочный 

- Групповой. 

 

Сроки реализации проекта. 

Одна неделя. 

 

 

Методы. 

          Беседы, чтение, вопросы, рассматривание иллюстраций, подвижные игры, художественная деятельность. 

Участники проекта. 

 Дети старшей группы, воспитатель, музыкальный руководитель,    родители. 

 Цель проекта: Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица). 

 

                      Задачи проекта: 

1.    Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам. 

2.    Обогащать духовный мир детей. 

3.    Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица». 

4.    Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы. 

5.     Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях. 

6.    Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье. 

Ожидаемые результаты проекта. 

·       Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии. 

·       Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику. 

·      Повышение познавательного интереса к родной истории. 
Знать: 

1.    Народные песни, потешки, сказки. 

           2.    Узнавать народные мелодии, звучание народных инструментов. 

    Уметь: 

1. Играть в народные игры; 

2. Принимать непосредственное участие в названном процессе и взрослых, и детей. 

3. Исполнение календарных, старинных обрядов, о которых хотим помнить, как о прошлом опыте наших предков. 

4. Использование народного опыта непосредственно в жизни детей. 

Интеграция с другими образовательными областями.  

 Музыка, здоровье, коммуникация, художественное творчество, познание. 

Этапы проекта: 

  1. Этап -  Подготовительный (разработка проекта). 

 

- определение проблемы; 

- постановка цели, задач; 

- обсуждение проекта с родителями; 

- сбор информации, литературы, дополнительного материала. 

          - составление перспективного плана работы.  

                       Перспективный план. 

  

Понедельник 

«ВСТРЕЧА» 

  

 

Познакомить детей с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. 

Беседа «Что за праздник, Масленица?» 

Рассматривание альбома «Масленица»

Поговорки про масленицу. 

Заучивание стих-я «Масленица». 

Продуктивная деятельность «Петушки

 и птички». 

Постройка снежной крепости. 

 

Вторник 

«ЗАИГРЫШ» 

  

 

Продолжать знакомить детей с русским народным календарным празднеством Масленицей, посвящённым концу зимы. 

Беседа «Как отмечать Масленицу». 

П/и «Горелки».  

Разучивание масленичных закличек. 

  

Среда 

«ЛАКОМКА» 

 

  

Знакомство детей с обрядами масленичной недели и праздничной кухней. 

Слушание песни «Ой, блины!» 

Игры-эстафеты на спортивной пло- 

щадке. 

 

Четверг 

«РАЗГУЛЯЙ» 

 

Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен. Воспитание уважительного отношения к народным традициям. 

Подготовка к фольклорному праздни- 

ку «Широкая Масленица». 

Оформление выставки для родителей. 

 

Пятница 

«ПОСИДЕЛКИ» 

 

Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Воспитание уважительного отношения к народным традициям. 

Развлечение «Широкая масленица».               

Сжигание чучела Масленицы. 

Лакомство блинами. 

  

В выходные дни предложить родителям вместе с детьми посетить народные гуляния организованные на площадках города. 

Пути реализации проекта: 

 

1.               Сбор информации о празднике Масленица. 

2.               Оформление тематической выставки «Широкая Масленица». 

3.               Организация выставки рисунков, посвященных празднику. 

4.               Разучивание фольклорных игр, закличек, песен. 

5.               Подготовка и проведение развлечения для детей «Широкая                       Масленица». 

                                                                              

 II.     Этап – Исследовательский. 

                    - работа по плану с детьми, родителями; 

                    - выполнение проекта. 

      III     Этап – Заключительный. 

        - выставка к празднику силами детей и родителей; 

        -  развлечение для детей «Широкая масленица»; 

          

         

          Итоги, выводы. 

В результате проектной деятельности была подтверждена актуальность темы и сформулированы следующие выводы: 

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость.  Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать. 

Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, я ставила перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. 

 Используемая литература.

1.    Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ» – М. «Сфера», 2006г. 

2.     Агафонников В. «Заплетися плетень» - русские-народные песни и хороводы. – Москва изд. «Музыка», 1973г. 

3.     Комарова Т.С., Зацепина И.Б. Программа эстетического воспитания дошкольников. – М., 2005г. 

4.    Куприна Л.С., Маркеева О.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» - изд. «Детство-Пресс», 1999г. 

5.    Мельникова Л.И., Зимина А.Н. «Детский музыкальный фольклор» - Москва «ООО Гном – Пресс»,2000г. 

6.    «Народный месяцеслов. Пословицы, поговорки, приметы» - Москва «Современник» - 2001г. 

7.    Смирнова О. Д. «Метод проектирования в детском саду». Образовательная область «Чтение художественной литературы»- М. «Скрипторий 2003», 2011г. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

        Задачи:- давать представления о вежливом человеке;- знакомить с понятием "этикет";- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;- учить самосто...

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи" Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возраста Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посвящ

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи"Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возрастаОписание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий празд...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЗДУХ И ЕГО СВОЙСТВА»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВО...

Сценарий спортивно-тематического праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященный к 70-летию Победы :«Победа будет за нами!»для детей старшего дошкольного возраста.

Данная разработка насыщена интересным материалом, знакомством детей с историческим прошлым нашей страны (Великой Отечественной войной),формированием патриотизма через борьбу за победу между кома...