Развитие речи дошкольников средствами современных образовательных технологий.
статья (старшая группа)
Краткая аннотация: в статье рассматривается проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста с помощью ТРИЗ-технологий.
Ключевые слова: развитие речи, ТРИЗ-технологии, старшие дошкольники.
Отечественные психологи Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин и др. подчёркивали, что развитие связной речи является важной задачей в ДОУ, так как уровень овладения ею определяет уровень умственного развития ребёнка. Именно в связной речи реализуется её основная, коммуникативная, функция.
Во ФГОС ДО внесён ряд новых образовательных областей, связанных с развитием речи дошкольника – например, «Коммуникация», которая подчёркивает основную функцию речи – быть средством общения, установления контакта, обмена мыслями, чувствами с другими людьми, а также налаживания совместной деятельности.
К сожалению, многие педагоги сталкиваются с тем, что дети, поступающие в школу, не владеют навыками связной речи, грамотного построения предложений. Наиболее распространёнными недостатками являются: односложная речь; недостаточный словарный запас; употребление нелитературных слов и выражений; бедная диалогическая речь; неспособность выстроить монолог; отсутствие простых навыков (неумение использовать интонации, регулировать громкость, темп и т. д.); плохая дикция. Всё это связано, на наш взгляд, с такими факторами, как: недостаточность живого, непосредственного общения, отсутствие навыков общения внутри семьи.
Основы методики развития связной речи старших дошкольников определены в работах А.М. Леушиной, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, О.С.Ушаковой [2] и др.
Основными задачами по развитию речи в ДОУ являются:
- формирование грамматической стороны речи;
- воспитание звуковой культуры речи;
- формирование разговорной речи в диалоге;
- обучение рассказыванию (монологической речи);
- ознакомление с художественной литературой;
- подготовка детей к обучению грамоте.
Конечно, для развития речи старших дошкольников можно использовать традиционные технологии, такие, как мнемотехника, пальчиковая игра и другие, однако в настоящее время становятся всё более актуальными инновационные, нетрадиционные технологии в образовательно-воспитательном процессе. К таким относится использование ТРИЗ при обучении связной речи.
ТРИЗ – это теория решения изобретательных задач, предложенная Г.С. Альтшуллером и основанная на творческом подходе, позволяющая мыслить нестандартно, быть непосредственным, непредсказуемым.
Например, ТРИЗ-технология в развитии речи может быть использована для развития умения детей логически мыслить и связно выражать свои мысли; формирования умения анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера. Например, тризовский характер носят такие задачи для детей:
- Научить ребёнка находить сходство привычных вещей (например, что общего между птицей и рыбкой? Что общего между автомобилем и домом?). Такие задания на сравнение помогают освоить важнейшие мыслительные операции сравнения и обобщения, которые напрямую связаны с развитием речи.
- Учить детей фантазировать, изобретать (например, придумать интересное, необычное новое здание для детского садика). Это развивает навыки описания, рассказа.
- Решать сказочные задачи и самостоятельно придумывать сказки (Например, «Представьте, что вы оказались на другой планете и вам нужно общаться с инопланетянами. Как вы это будете делать?») Это развивает фантазию ребёнка, связную речь, навыки невербальной коммуникации («Представьте, что инопланетяне общаются только жестами, мимикой – объясните им, откуда вы и что вам нужно»).
Например, воспитатель И.А. Авдийчук из с. Петровка, Красногвардейский район, Республика Крым предлагает такие методы и приёмы работы со старшими дошкольниками:
- Аналогия (ребенку предлагается представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Например: «Я девочка, а ты мама птенца. Девочка хочет взять птенца в руки. Уговори меня, чтобы я этого не делала».
- Мозговой штурм, который предполагает постановку изобретательской задачи и нахождение способов её решения с помощью перебора ресурсов, выбора наиболее подходящего. Например: «Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем-то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?»[1].
Дети предлагают свои идеи. Анализ каждой идеи идет по оценке «подходит-не подходит», т.е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то не очень. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, развивает навыки связной речи, даёт осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.
Приёмы ТРИЗ можно применять и в обучении творческому рассказыванию, используя различные варианты работы со сказкой («перевирание сказки», придумывание новой на основании известной, попадание «старых» героев в новые обстоятельства; нахождение всевозможных концовок).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portal.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткая аннотация: в статье рассматривается проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста с помощью ТРИЗ-технологий.
Ключевые слова: развитие речи, ТРИЗ-технологии, старшие дошкольники.
Отечественные психологи Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин и др. подчёркивали, что развитие связной речи является важной задачей в ДОУ, так как уровень овладения ею определяет уровень умственного развития ребёнка. Именно в связной речи реализуется её основная, коммуникативная, функция.
Во ФГОС ДО внесён ряд новых образовательных областей, связанных с развитием речи дошкольника – например, «Коммуникация», которая подчёркивает основную функцию речи – быть средством общения, установления контакта, обмена мыслями, чувствами с другими людьми, а также налаживания совместной деятельности.
К сожалению, многие педагоги сталкиваются с тем, что дети, поступающие в школу, не владеют навыками связной речи, грамотного построения предложений. Наиболее распространёнными недостатками являются: односложная речь; недостаточный словарный запас; употребление нелитературных слов и выражений; бедная диалогическая речь; неспособность выстроить монолог; отсутствие простых навыков (неумение использовать интонации, регулировать громкость, темп и т. д.); плохая дикция. Всё это связано, на наш взгляд, с такими факторами, как: недостаточность живого, непосредственного общения, отсутствие навыков общения внутри семьи.
Основы методики развития связной речи старших дошкольников определены в работах А.М. Леушиной, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, О.С.Ушаковой [2] и др.
Основными задачами по развитию речи в ДОУ являются:
- формирование грамматической стороны речи;
- воспитание звуковой культуры речи;
- формирование разговорной речи в диалоге;
- обучение рассказыванию (монологической речи);
- ознакомление с художественной литературой;
- подготовка детей к обучению грамоте.
Конечно, для развития речи старших дошкольников можно использовать традиционные технологии, такие, как мнемотехника, пальчиковая игра и другие, однако в настоящее время становятся всё более актуальными инновационные, нетрадиционные технологии в образовательно-воспитательном процессе. К таким относится использование ТРИЗ при обучении связной речи.
ТРИЗ – это теория решения изобретательных задач, предложенная Г.С. Альтшуллером и основанная на творческом подходе, позволяющая мыслить нестандартно, быть непосредственным, непредсказуемым.
Например, ТРИЗ-технология в развитии речи может быть использована для развития умения детей логически мыслить и связно выражать свои мысли; формирования умения анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера. Например, тризовский характер носят такие задачи для детей:
- Научить ребёнка находить сходство привычных вещей (например, что общего между птицей и рыбкой? Что общего между автомобилем и домом?). Такие задания на сравнение помогают освоить важнейшие мыслительные операции сравнения и обобщения, которые напрямую связаны с развитием речи.
- Учить детей фантазировать, изобретать (например, придумать интересное, необычное новое здание для детского садика). Это развивает навыки описания, рассказа.
- Решать сказочные задачи и самостоятельно придумывать сказки (Например, «Представьте, что вы оказались на другой планете и вам нужно общаться с инопланетянами. Как вы это будете делать?») Это развивает фантазию ребёнка, связную речь, навыки невербальной коммуникации («Представьте, что инопланетяне общаются только жестами, мимикой – объясните им, откуда вы и что вам нужно»).
Например, воспитатель И.А. Авдийчук из с. Петровка, Красногвардейский район, Республика Крым предлагает такие методы и приёмы работы со старшими дошкольниками:
- Аналогия (ребенку предлагается представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Например: «Я девочка, а ты мама птенца. Девочка хочет взять птенца в руки. Уговори меня, чтобы я этого не делала».
- Мозговой штурм, который предполагает постановку изобретательской задачи и нахождение способов её решения с помощью перебора ресурсов, выбора наиболее подходящего. Например: «Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем-то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?»[1].
Дети предлагают свои идеи. Анализ каждой идеи идет по оценке «подходит-не подходит», т.е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то не очень. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, развивает навыки связной речи, даёт осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.
Приёмы ТРИЗ можно применять и в обучении творческому рассказыванию, используя различные варианты работы со сказкой («перевирание сказки», придумывание новой на основании известной, попадание «старых» героев в новые обстоятельства; нахождение всевозможных концовок).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по развитию речи с применением современных образовательных технологий. Для детей старшей группы. Рассказывание по картине «Собака со щенятами»
Цель: учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы по её содержанию, формулировать простейшие выводы. Учить выделять положительные и отрицательные стороны объекта. Развивать речь...
Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр
Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...
Сценарий мероприятия с участием родителей с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО) речевой практикум для родителей на тему: « Речевое развитие старших дошкольников средствами современных развивающих технологий»
С целью формирования у родителей информационной компетентности в вопросах современных развивающих образовательных технологий и получения ими практических навыков стал актуальным выбор такой форм...
Конспект непрерывной образовательной деятельности «Составление рассказа на предложенную тему» для старшего дошкольного возраста по развитию речи с использованием современных образовательных технологий.
Формировать умение детей составлять рассказ на заданную тему....
Описание системы работы «Развитие познавательных способностей дошкольников средствами современных образовательных технологий»
Описание системы работы воспитателя ДОУ, владение развивающими технологиями и методиками...
Занятие по развитию речи с использованием современных образовательных технологий Тема: «Путешествие в сказку» В средней группе «Непоседы»
Обучать детей пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования. Учить детей отвечать полным предложением, логично и понятно высказывать суждения. Способствовать развитию наблю...
Методическая разработка "Развитие связной речи дошкольников через современные образовательные технологии"
Данная публикация познакомит педагогов с новыми технологиями развития связной речи дошкольников....