Развитие речи дошкольников средствами современных образовательных технологий.
статья (старшая группа)

Краткая аннотация: в статье рассматривается проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста с помощью ТРИЗ-технологий.

 

Ключевые слова: развитие речи, ТРИЗ-технологии, старшие дошкольники.

 

Отечественные психологи Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин и др. подчёркивали, что развитие связной речи является важной задачей в ДОУ, так как уровень овладения ею определяет уровень умственного развития ребёнка. Именно в связной речи реализуется её основная, коммуникативная, функция.

Во ФГОС ДО внесён ряд новых образовательных областей, связанных с развитием речи дошкольника – например, «Коммуникация», которая подчёркивает основную функцию речи – быть средством общения, установления контакта, обмена мыслями, чувствами с другими людьми, а также налаживания совместной деятельности.

К сожалению, многие педагоги сталкиваются с тем, что дети, поступающие в школу, не владеют навыками связной речи, грамотного построения предложений. Наиболее распространёнными недостатками являются: односложная речь; недостаточный словарный запас; употребление нелитературных слов и выражений; бедная диалогическая речь; неспособность выстроить монолог; отсутствие простых навыков (неумение использовать интонации, регулировать громкость, темп и т. д.); плохая дикция. Всё это связано, на наш взгляд, с такими факторами, как: недостаточность живого, непосредственного общения, отсутствие навыков общения внутри семьи.

Основы методики развития связной речи старших дошкольников определены в работах А.М. Леушиной, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, О.С.Ушаковой [2] и др.

Основными задачами по развитию речи в ДОУ являются:

  1. формирование грамматической стороны речи;
  2. воспитание звуковой культуры речи;
  3. формирование разговорной речи в диалоге;
  4. обучение рассказыванию (монологической речи);
  5. ознакомление с художественной литературой;
  6. подготовка детей к обучению грамоте.

Конечно, для развития речи старших дошкольников можно использовать традиционные технологии, такие, как мнемотехника, пальчиковая игра и другие, однако в настоящее время становятся всё более актуальными инновационные, нетрадиционные технологии в образовательно-воспитательном процессе. К таким относится использование ТРИЗ при обучении связной речи.

ТРИЗ – это теория решения изобретательных задач, предложенная Г.С. Альтшуллером и основанная на творческом подходе, позволяющая мыслить нестандартно, быть непосредственным, непредсказуемым.

Например, ТРИЗ-технология в развитии речи может быть использована для развития умения детей логически мыслить и связно выражать свои мысли; формирования умения анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера. Например, тризовский характер носят такие задачи для детей:

  1. Научить ребёнка находить сходство привычных вещей (например, что общего между птицей и рыбкой? Что общего между автомобилем и домом?). Такие задания на сравнение помогают освоить важнейшие мыслительные операции сравнения и обобщения, которые напрямую связаны с развитием речи.
  2. Учить детей фантазировать, изобретать (например, придумать интересное, необычное новое здание для детского садика). Это развивает навыки описания, рассказа.
  3. Решать сказочные задачи и самостоятельно придумывать сказки (Например, «Представьте, что вы оказались на другой планете и вам нужно общаться с инопланетянами. Как вы это будете делать?») Это развивает фантазию ребёнка, связную речь, навыки невербальной коммуникации («Представьте, что инопланетяне общаются только жестами, мимикой – объясните им, откуда вы и что вам нужно»).

Например, воспитатель И.А. Авдийчук из с. Петровка, Красногвардейский район, Республика Крым предлагает такие методы и приёмы работы со старшими дошкольниками:

  1. Аналогия (ребенку предлагается представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Например: «Я девочка, а ты мама птенца. Девочка хочет взять птенца в руки. Уговори меня, чтобы я этого не делала». 
  2. Мозговой штурм, который предполагает постановку изобретательской задачи и нахождение способов её решения с помощью перебора ресурсов, выбора наиболее подходящего. Например: «Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем-то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?»[1].

Дети предлагают свои идеи. Анализ каждой идеи идет по оценке «подходит-не подходит», т.е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то не очень. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, развивает навыки связной речи, даёт осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает. 

Приёмы ТРИЗ можно применять и в обучении творческому рассказыванию, используя различные варианты работы со сказкой («перевирание сказки», придумывание новой на основании известной, попадание «старых» героев в новые обстоятельства; нахождение всевозможных концовок).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portal.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краткая аннотация: в статье рассматривается проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста с помощью ТРИЗ-технологий.

Ключевые слова: развитие речи, ТРИЗ-технологии, старшие дошкольники.

Отечественные психологи Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин и др. подчёркивали, что развитие связной речи является важной задачей в ДОУ, так как уровень овладения ею определяет уровень умственного развития ребёнка. Именно в связной речи реализуется её основная, коммуникативная, функция.

Во ФГОС ДО внесён ряд новых образовательных областей, связанных с развитием речи дошкольника – например, «Коммуникация», которая подчёркивает основную функцию речи – быть средством общения, установления контакта, обмена мыслями, чувствами с другими людьми, а также налаживания совместной деятельности.

К сожалению, многие педагоги сталкиваются с тем, что дети, поступающие в школу, не владеют навыками связной речи, грамотного построения предложений. Наиболее распространёнными недостатками являются: односложная речь; недостаточный словарный запас; употребление нелитературных слов и выражений; бедная диалогическая речь; неспособность выстроить монолог; отсутствие простых навыков (неумение использовать интонации, регулировать громкость, темп и т. д.); плохая дикция. Всё это связано, на наш взгляд, с такими факторами, как: недостаточность живого, непосредственного общения, отсутствие навыков общения внутри семьи.

Основы методики развития связной речи старших дошкольников определены в работах А.М. Леушиной, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, О.С.Ушаковой [2] и др.

Основными задачами по развитию речи в ДОУ являются:

  1. формирование грамматической стороны речи;
  2. воспитание звуковой культуры речи;
  3. формирование разговорной речи в диалоге;
  4. обучение рассказыванию (монологической речи);
  5. ознакомление с художественной литературой;
  6. подготовка детей к обучению грамоте.

Конечно, для развития речи старших дошкольников можно использовать традиционные технологии, такие, как мнемотехника, пальчиковая игра и другие, однако в настоящее время становятся всё более актуальными инновационные, нетрадиционные технологии в образовательно-воспитательном процессе. К таким относится использование ТРИЗ при обучении связной речи.

ТРИЗ – это теория решения изобретательных задач, предложенная Г.С. Альтшуллером и основанная на творческом подходе, позволяющая мыслить нестандартно, быть непосредственным, непредсказуемым.

Например, ТРИЗ-технология в развитии речи может быть использована для развития умения детей логически мыслить и связно выражать свои мысли; формирования умения анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера. Например, тризовский характер носят такие задачи для детей:

  1. Научить ребёнка находить сходство привычных вещей (например, что общего между птицей и рыбкой? Что общего между автомобилем и домом?). Такие задания на сравнение помогают освоить важнейшие мыслительные операции сравнения и обобщения, которые напрямую связаны с развитием речи.
  2. Учить детей фантазировать, изобретать (например, придумать интересное, необычное новое здание для детского садика). Это развивает навыки описания, рассказа.
  3. Решать сказочные задачи и самостоятельно придумывать сказки (Например, «Представьте, что вы оказались на другой планете и вам нужно общаться с инопланетянами. Как вы это будете делать?») Это развивает фантазию ребёнка, связную речь, навыки невербальной коммуникации («Представьте, что инопланетяне общаются только жестами, мимикой – объясните им, откуда вы и что вам нужно»).

Например, воспитатель И.А. Авдийчук из с. Петровка, Красногвардейский район, Республика Крым предлагает такие методы и приёмы работы со старшими дошкольниками:

  1. Аналогия (ребенку предлагается представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Например: «Я девочка, а ты мама птенца. Девочка хочет взять птенца в руки. Уговори меня, чтобы я этого не делала». 
  2. Мозговой штурм, который предполагает постановку изобретательской задачи и нахождение способов её решения с помощью перебора ресурсов, выбора наиболее подходящего. Например: «Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем-то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?»[1].

Дети предлагают свои идеи. Анализ каждой идеи идет по оценке «подходит-не подходит», т.е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то не очень. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, развивает навыки связной речи, даёт осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает. 

Приёмы ТРИЗ можно применять и в обучении творческому рассказыванию, используя различные варианты работы со сказкой («перевирание сказки», придумывание новой на основании известной, попадание «старых» героев в новые обстоятельства; нахождение всевозможных концовок).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с применением современных образовательных технологий. Для детей старшей группы. Рассказывание по картине «Собака со щенятами»

Цель: учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы  по её содержанию, формулировать простейшие выводы. Учить выделять положительные и отрицательные стороны объекта. Развивать речь...

Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить  составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...

Сценарий мероприятия с участием родителей с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО) речевой практикум для родителей на тему: « Речевое развитие старших дошкольников средствами современных развивающих технологий»

С целью формирования у родителей информационной компетентности в вопросах современных развивающих образовательных  технологий и получения ими практических навыков стал актуальным выбор такой форм...

Описание системы работы «Развитие познавательных способностей дошкольников средствами современных образовательных технологий»

Описание системы работы воспитателя ДОУ, владение развивающими технологиями и методиками...

Занятие по развитию речи с использованием современных образовательных технологий Тема: «Путешествие в сказку» В средней группе «Непоседы»

Обучать детей пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования. Учить детей отвечать полным предложением, логично и понятно высказывать суждения. Способствовать развитию наблю...

Методическая разработка "Развитие связной речи дошкольников через современные образовательные технологии"

Данная публикация познакомит педагогов с новыми  технологиями развития связной речи дошкольников....