план по самообразованию
календарно-тематическое планирование

Султанова Гульнара Халимовна

 План по самообразованию воспитателя

Султановой Гульнары Халимовны


 Тема: «Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников».

ВВЕДЕНИЕ

                                                                   Игра – это огромное светлое окно,

                                                                           через которое в духовный мир ребенка

                                                            вливается живительный поток

                                                   представлений, понятий.

                                                                          Игра – это искра, зажигающая огонек

                                                                  пытливости и любознательности.


                                                                                               В.А. Сухомлинский

Тема моего самообразования – «Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников», которую я обозначила для себя.

 Цель:  повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу особенности использования дидактических игр по речевому развитию  в соответствии с ФГОС ДО.

 Задачи:

  1. Изучить и обобщить психолого- педагогическую и методическую литературу по речевому развитию в среднем дошкольном возрасте.
  2. Изучение опыта педагогов на интернет-сайтах.
  3. Разработать и подобрать  дидактические игры, способствующих речевому развитию.  

 

Тема  выбрана мной не случайно. Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие  речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе. Что касается игры? Игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодиться в жизни. Поэтому именно с помощью «дидактической игры» я и решила развивать  речь у детей: пополнять и активизировать словарь, формировать правильное звукопроизношение, развивать связную речь, умение правильно выражать свои мысли.  

Игра на занятиях по речевому развитию  и  в свободной самостоятельной деятельности необходима для снижения психических и физических нагрузок. Во избежание повышенной утомляемости воспитанников, провожу занятия в игровой форме, т. е. играя – обучаю. 

Очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда они укрепятся. Ведь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи.   

  Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

Ожидаемый результат

Воспитанники должны:

  • Самостоятельно объяснять правила игры
  • Самостоятельно составлять рассказы по сюжетной картине
  • Пересказывать небольшие литературные произведения
  • Отгадывать загадки
  • Подбирать к существительному прилагательное
  • Подбирать слова-антонимы

Срок работы по теме самообразования: 5 лет

Форма самообразования: индивидуальная, групповая.

 Этапы проведения дидактических игр

для речевого развития детей 

Для решения задач мною были разработаны формы работы и подобраны ряд дидактических игр, которые проводились в III этапа.

 I этап - Организационно-диагностический

 Цель: работа данного этапа заключалось выборе и планирование темы по самообразованию, изучение нормативных документов.

 II этап – Теоретический

 Цель: изучение психологических особенностей развития детей среднего дошкольного возраста; изучение и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по речевому развитию в среднем дошкольном возрасте; формирование и оформление методической копилки (составление  плана по самообразованию, картотека игр, триггеры, стихов, потешек и т.д.)

 III этап  - Обобщающий

 Цель: формирование и развитие фонематического восприятия, а также развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.

Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр: на занятиях, построенных в игровой форме, и в свободной самостоятельной деятельности.

Систематическое проведение дидактических игр помогает в решении вопросов умственного развития детей, так как совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления. Речь детей становится более четкой, правильной, выразительной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

 План по самообразованию воспитателя

Султановой Гульнары Халимовны


 Тема: «Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников».

ВВЕДЕНИЕ

                                                                   Игра – это огромное светлое окно,

                                                                           через которое в духовный мир ребенка

                                                            вливается живительный поток

                                                   представлений, понятий.

                                                                          Игра – это искра, зажигающая огонек

                                                                  пытливости и любознательности.


                                                                                               В.А. Сухомлинский

Тема моего самообразования – «Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников», которую я обозначила для себя.

 Цель:  повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу особенности использования дидактических игр по речевому развитию  в соответствии с ФГОС ДО.

 Задачи:

  1. Изучить и обобщить психолого- педагогическую и методическую литературу по речевому развитию в среднем дошкольном возрасте.
  2. Изучение опыта педагогов на интернет-сайтах.
  3. Разработать и подобрать  дидактические игры, способствующих речевому развитию.  

 

Тема  выбрана мной не случайно. Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие  речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе. Что касается игры? Игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодиться в жизни. Поэтому именно с помощью «дидактической игры» я и решила развивать  речь у детей: пополнять и активизировать словарь, формировать правильное звукопроизношение, развивать связную речь, умение правильно выражать свои мысли.  

Игра на занятиях по речевому развитию  и  в свободной самостоятельной деятельности необходима для снижения психических и физических нагрузок. Во избежание повышенной утомляемости воспитанников, провожу занятия в игровой форме, т. е. играя – обучаю. 

Очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда они укрепятся. Ведь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи.   

  Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

Ожидаемый результат

Воспитанники должны:

  • Самостоятельно объяснять правила игры
  • Самостоятельно составлять рассказы по сюжетной картине
  • Пересказывать небольшие литературные произведения
  • Отгадывать загадки
  • Подбирать к существительному прилагательное
  • Подбирать слова-антонимы

Срок работы по теме самообразования: 5 лет

Форма самообразования: индивидуальная, групповая.

 Этапы проведения дидактических игр

для речевого развития детей 

Для решения задач мною были разработаны формы работы и подобраны ряд дидактических игр, которые проводились в III этапа.

 I этап - Организационно-диагностический

 Цель: работа данного этапа заключалось выборе и планирование темы по самообразованию, изучение нормативных документов.

 II этап – Теоретический

 Цель: изучение психологических особенностей развития детей среднего дошкольного возраста; изучение и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по речевому развитию в среднем дошкольном возрасте; формирование и оформление методической копилки (составление  плана по самообразованию, картотека игр, триггеры, стихов, потешек и т.д.)

 III этап  - Обобщающий

 Цель: формирование и развитие фонематического восприятия, а также развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.

Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр: на занятиях, построенных в игровой форме, и в свободной самостоятельной деятельности.

Систематическое проведение дидактических игр помогает в решении вопросов умственного развития детей, так как совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления. Речь детей становится более четкой, правильной, выразительной.

Срок

Форма работы, содержание

Примечание

2019 – 2020 учебный год

Сентябрь

Дидактическая игра как средство развития связной речи детей с общим недоразвитием речи.

Изучение методической работы

Октябрь

Использование дидактических игр для развития речи детей дошкольного возраста.

 «Назови правильно»

Ноябрь

Дидактические игры и упражнения по развитию связной речи у детей дошкольного возраста.

«А у нас»

Декабрь

Развитие связной речи дошкольников через дидактические игры.

«Кто, где живет?»

Январь

Современные дидактические игры по развитию связной речи детей  дошкольного возраста.

«Угадай игрушку»

Февраль

Влияние игры на развитие речи детей дошкольного возраста

«Что напутал незнайка?»

Март

Роль дидактической игры в формировании связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи

«Играем со сказкой»

Апрель

Значение дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста

«Кто внимательнее»

Май

Составление отчета

Отчет о проделанной работе

2020 – 2021 учебный год

Сентябрь

Дидактические игры: «Приготовим салат»

 «Магазин»

«Отгадай»

Октябрь

Дидактические игры:

«Найди отличия»

«Путаница»

«Новая квартира»

Ноябрь

Дидактические игры:

«Сочинялки»

 «Новоселье»

«Диалоги»

Декабрь

Дидактические игры:

«Рассказ Незнайки»

«Расскажи и покажи»

 «Кто интереснее придумает»

Январь

Дидактические игры:

 «Кто сумеет похвалить»

«Какая, какое, какой?»

«Скажи какой»

Февраль

Дидактические игры:

«На выставке»

«Загадка»

 «Задумай слово»

Март

Дидактические игры:

«Какое что бывает?»

«Что для чего»

 «Нарисуем картину словами»

Апрель

Дидактические игры:

«Придумай сказку»

«Объясни, покажи»

«Скажи по - другому»

Май

Составление отчета

Отчет о проделанной работе

2019 – 2020 учебный год

Сентябрь

«Я начну, вы продолжите»

Октябрь

Словесная игра «продолжи»

Ноябрь

Проведение открытого занятия для родителей

Повышение педагогического уровня

Декабрь

«Использование дидактических игр для развития речи детей дошкольного возраста».

Январь

«Влияние игры на развитие речи детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей

Составление консультации

Февраль

«Современные дидактические игры по развитию связной речи детей дошкольного возроста».

Выступление на педагогическом собрании

Март

Описание содержания работы

Изложение мыслей, выводов общего характера

Апрель

Май

 «Развитие связной речи дошкольников через дидактические игры».

Литература:

  1. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программы дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012
  2. Журнал «Дошкольное воспитание».
  3. Журнал «Ребенок в детском саду».
  4. Журнал «Воспитатель ДОУ»
  5. Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007
  6. Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...