Проект "Осенняя прогулка"
проект

Матвеенко Наталья Михайловна

Данный проект позволяет в условиях воспитательно­образовательного процесса ДОУ расширить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период (деревья, птицы и животные, грибы, ягодах, овощи, фрукты; сельскохозяйственные работы людей), осенних праздниках и особенностях их проведения и применить приобретённые знания с творческим подходом в практической изобразительной деятельности, развивая при этом познавательные, коммуникативные и творческие способности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Осенняя прогулка»

Вид проекта: информационно – практико-ориентировочный

Продолжительность: среднесрочный

Участники: воспитатели, дети, родители, музыкальный работник Форма проведения: групповая Возраст детей: 4-5 лет.

Актуальность: Данный проект позволяет в условиях воспитательнообразовательного процесса ДОУ расширить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период (деревья, птицы и животные, грибы, ягодах, овощи, фрукты; сельскохозяйственные работы людей), осенних праздниках и особенностях их проведения и применить приобретённые знания с творческим подходом в практической изобразительной деятельности, развивая при этом познавательные, коммуникативные и творческие способности детей.

Проектировочный компонент.

Цели:

  •  Помочь детям увидеть всю красоту осенней природы и богатство

осенних даров.

  •  Познакомить с осенними праздниками.
  •  Создать условия для художественно-эстетического воспитания детей,

развития их познавательных и творческих способностей.

Задачи:

  • Расширить и обогатить представления детей, систематизировать и

углубить их знания о сезонных изменениях в природе в осенний период (подготовка деревьев, животных и птиц к зиме), о «дарах осени» (овощах, грибах, ягодах), о труде людей в осенний период.

  •  Способствовать формированию умения замечать приметы осени.
  • Отразить наблюдения и полученные знания в различных видах

деятельности (изобразительной, театрализованной, игровой, умственной).

  •  Способствовать развитию познавательной активности, мышления,

воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков.

  •  Развивать интерес к художественной и познавательной литературе.
  •  Воспитывать бережное отношение к природе, птицам и животным,

желание заботиться о них.

  •  Приобщить родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

Интеграция образовательных областей:

Познание (формирование целостной картины мира, продуктивная (конструктивная) деятельность), коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка, социализация, физическая культура, труд, безопасность.

Подготовительный этап:

  •  Подбор методической литературы по данной теме
  •  Подбор настольно - печатных и дидактических игр
  •  Подбор, художественной литературы (рассказы и стихотворения об осенней природе, животных и птицах; загадки и пословицы на осеннюю тему и т.д.)
  •  Подбор дидактических пособий, иллюстраций, репродукций (пейзажи и натюрморты) на осеннюю тему
  •  Обеспечение наборами игрушек «Овощи», «Фрукты», «Грибы».
  •  Подбор аудиозаписей по данной теме
  •  Приготовление материалов для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, клей, картон, пластилин и т. д.)

Предполагаемый результат:

•  Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями.

  • Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных

изменениях в природе в осенний период.

•  Осуществление в группе воспитательно-образовательного процесса по обозначенной теме.

•  Обогащение активного словаря детей .эпитетами, образными

выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему.

• Развитие связной речи, умения составлять описательные рассказы по картине и повествовательные, опираясь на личный опыт и воспоминания.

•  Работа по звуковой культуре речи.

•  Развитие логического мышления через осознание причинно- следственных механизмов экосистемы.

  • Развитие продуктивной деятельности детей.

•  Плодотворный результат по художественному творчеству детей в

разных направлениях (рисунки, аппликация, моделирование из бумаги и природных материалов, лепка).

  • Развитие детского творчества.

•  Приобщение детей к изобразительному искусству.

  • Чтение наизусть стихотворений об осени.

•  Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Продукты проектной деятельности:

•  Конкурс на выразительное чтение стихов об осени.

•  Выставка детских рисунков, аппликаций «Осенняя береза», коллективных и

индивидуальных работ по лепке тему «Чудеса осени», «Угощения для Мишки»

•  Конкурс поделок из природного материала (совместное творчество

детей и родителей) «Тайны осеннего леса».

•  Изготовление гербария из осенних листьев.

Презентация проекта:

•   Выставка детских рисунков «Осенний вернисаж»

  •  Выставка детских поделок из природного материала «Тайны осеннего леса»
  •  Открытая итоговая непосредственно образовательная деятельность по

формированию целостной картины мира «Осенняя прогулка» с презентацией.

 Организационный компонент. Реализация проекта.        r

Познание.

Формирование целостной картины мира.

•   Наблюдаем за красотой осенней природы во время прогулок (разноцветные деревья, листопад, особенности осеннего неба) •Наблюдаем за изменениями в погоде (дождь, ветер, Бабье лето).

•   Наблюдаем за птицами, белками, насекомыми, их приготовлениями к зиме.

•   Рассматриваем съедобные и несъедобные грибы на участке, знакомимся с названиями грибов, их характерными признаками и особенностями.

  • Знакомимся с названиями съедобных и ядовитых ягод, учимся

определять их сходства и отличия, характерные признаки. - Знакомимся с названиями осенних цветов. Рассматриваем цветы и собираем семена Бархатцев на участке детского сада.

  • Повторяем и закрепляем названия деревьев, учимся определять, от

какого дерева листья.

  • Наблюдаем за обрезкой кустарников.

•   Рассматриваем овощи и фрукты в уголке природы.

•   Смотрим презентации об осенних изменениях в природе, красоте осенних пейзажей. - Знакомство с осенними праздниками (1 сентября, «Осенний букет»)

Продуктивная (конструктивная) деятельность. 

 «Строим дом» (большой деревянный конструктор), «Жилище для животных» (большой деревянный конструктор), «Домик для трёх поросят» (моделирование из бумаги), «Осеннее дерево» (моделирование из бумаги), «Домик для ежика».

Социализация.

Сюжетно-ролевые игры:

«Овощной магазин», «Садоводы - огородники», «Семья - заготовки на зиму», «Мы пришли на выставку».

Аппликация: «Осенний букет в вазе» (техника «обрывание») ,«Овощи и фрукты» ,«Кружатся листья», «Осеннее дерево», «Грибная поляна».

Лепка: «Листопад» (рельеф), «Грибная поляна» (коллективная работа), «Фрукты и овощи для игры в магазин» (коллективная работа), «Угощение для Мишки.

 Музыка.

Слушание П.И.Чайковского « Времена года», разучивание, песен об осени, слушание аудиозаписей «Голоса природы», «Пение птиц», «Шум леса».

Труд.

Совместное украшение группы к осеннему празднику, сбор природного материала для поделок на прогулке, сбор и засушивание листьев для гербария, сбор семян цветов, уборка опавшей листвы на участке, дежурство в уголке природы.

Безопасность.

Повторение и закрепление правил поведения в лесу, беседы о вреде и опасности ядовитых растений, ягод и грибов, беседы о правильном поведении на природе, беседы о бережном отношении к растениям, насекомым, птицам и животным.

Культурно - досуговая деятельность. Конкурс чтецов на лучшее стихотворение об осени, открытый показ с презентацией «Осенняя прогулка».

Игры - драматизации по произведениям:

«Репка» (русская народная сказка), «Три поросёнка» (с англ. С. Михалков), «Под грибом» (В. Сутеев), «Яблоко» (В. Сутеев), «Мешок яблок» (В. Сутеев).

Дидактические игры:        «Чудесный        мешочек»,        «Назови        по описанию», «Что растет на грядке?», «Собираем урожай», «Животные», «С какого дерева листок?».

Пальчиковая гимнастика.

«Листья падают в саду…»

«Солим капусту»

«Пауки»

«Птицы»

Чтение художественной литературы:

•   Пословицы, поговорки, загадки об осени, грибах, ягодах, животных,

птицах, явлениях природы.

•   Чтение и заучивание стихотворений об осени (А. С. Пушкин, С. Есенин, А. Фет, И.Бунин).

•   Чтение стихотворений об овощах, грибах, ягодах, животных.

•   Чтение русских народных сказок « Колосок», «Вершки и корешки».

•   Чтение книг о природе (В. Бианки, М. Пришвин, К. Ушинский). Коммуникация:

• Беседы: «Об осени», « О съедобных и несъедобных грибах» , « Об овощах и фруктах», « Съедобные и ядовитые ягоды», «Перелётные птицы», «Как звери к зиме готовятся», «Труд людей в осенний период».

Рассматривание сюжетных картин «Прогулка в лесу», «Уборка урожая», «Осенний парк» и составление описательных рассказов по ним.

Физическая культура.

Подвижные игры:        «У медведя во бору», «Листопад»,  «Гуси – лебеди».

Физкультминутки:        «На полянку мы пришли…», «Руки согнули и

разогнули, это деревья в лесу...», «Вышли мышки как - то раз...»

Игровые упражнения:        «Дождя        не        боимся!»,        «Танец листочков»

«Птицы улетают», «Деревья».

Художественное творчество: 

Рисование:

«Осенний листок»

«Деревья осенью»

Аппликация:

«Осенняя береза»,

«Домик для ежика»

«Листопад»,

Лепка:

«Овощи, фрукты»,

«Угощения для Мишки»,

«Грибная поляна»

Работа с родителями.

  • Сбор природного материала для детских поделок
  • Изготовление альбома «Стихи об осени»
  • Разучивание стихов к конкурсу «Лучшее стихотворение об осени»
  • Рисунки для выставки «Осенний вернисаж»
  • Участие в конкурсе поделок из природного материала «Тайны осеннего леса»



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное общеобразовательное

учреждение «Детский сад №56» общеобразовательного вида

Конспект

занятия по познавательному развитию на тему: «Осенняя прогулка»

в средней группе

Составила и провела: воспитатель

Матвеенко Наталья Михайловна

Электросталь 2018 г.

Цель: закрепить представление детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

 - закрепить знания детей об осени;

 - учить детей видеть и чувствовать красоту природы;

 - учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения;

 - формировать представления о съедобных и несъедобных грибах;

 - расширить представление о жизни лесного обитателя – ежа;

 - вызвать интерес к созданию аппликативной композиции из листьев

 - воспитывать любовь к природе.

Развивающая среда:

  1. Стулья-пеньки расставлены полукругом по количеству детей.
  2. Магнитная доска для коллективной работы
  3. Мягкая игрушка «Ежик»
  4. Ваза с осенними листьями
  5. Экран с картинками
  6. Презентация «Осень».
  7. Магнитофон, аудиозапись «Осенние мотивы».

Словарная работа:

Листопад, золотая, ранняя, поздняя, мухомор, боровик, лисички, опята, сыроежка, кленовый, березовый, дубовый лист.

Предварительная работа:

Наблюдение на прогулке за природой, сбор листьев, рассматривание деревьев: клена, дуба, березы. Беседа о приметах осени. Чтение стихов об осени. Дидактическая игра «С какого дерева листок».

Демонстрационный материал: картины на экране: «Осень», грибы, листья, деревья (клен, дуб, береза)

Раздаточный материал: клей, кисточки, листья, массажные мячи маленького размера.

Ход занятия.

Звучит тихая мелодия.

 - Ребята, послушайте загадку:

«Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья (Осень!)

 - Ребята, посмотрите к нам залетел осенний листок! Этот не простой листочек, это послание от Осени. Она приглашает нас в лес. Сейчас я листочком взмахну, и мы окажемся в лесу. Раз, два, три!

Слайд №1 «Осень в лесу».

 - Вот мы с вами и в лесу. Посмотрите, какая красота нас окружает! Как изменилась природа.

 - Назовите приметы осени.

(листья желтеют и опадают, на улице стало холодно, солнце греет мало, прячется за тучи, часто идут дожди, травка пожелтела, птицы улетают в теплые края, насекомые исчезли, спрятались, деревья стоят без листьев, звери готовятся к зиме.)

 - Назовите периоды осени: (ранняя, золотая, поздняя)

 - Как называются осенние месяцы: (сентябрь, октябрь, ноябрь)

 - Ребята послушайте, как тихо  в осеннем лесу, только слышно как шуршат листья под ногами.

Игра «С какого дерева листок».

 - Посмотрите, с какого дерева этот листок?

Слайд №2 (дубовый лист) (с дуба)

Слайд №3 (дерево дуб)

- Правильно, с дуба.

Слайд №4 (березовый лист)

 - С какого дерева этот листок? (с березы)

- Правильно.

Слайд №5 (береза)

 - Если дерево будет стоять без листьев, как мы узнаем, что это береза?

 - Ствол белый с черными пятнышками

 - Молодцы.

Слайд №6 (кленовый листок)

 - С какого дерева листок?  (с клена)

Слайд №7 (клен)

 - Правильно.

На ковре разбросаны осенние листочки.

 - Дети, посмотрите сколько листьев.

 - Возьмите каждый себе по листочку, какой хотите.

 - Коля, у тебя какой листок? (дубовый)

 - Света, у тебя какой листок? (березовый)

 - Оля, у тебя какой листок? (кленовый)

 - У кого кленовые листья покажите.

 - Какого цвета у вас листочки?

 (красные, желтые, коричневые).

 - А теперь посмотрите, какой красивый осенний букет получился, из чего букет? (из листьев)

 - Молодцы! Когда листья желтеют, что потом с ними происходит?

 - Правильно, они медленно кружатся и падают на землю. Как называется это явление природы? (листопад).

 - Правильно, листопад. Давайте все вместе повторим это красивое слово.

Физминутка. (с музыкальным сопровождением)

Воспитатель берет в руки ленточки (осенних цветов) разной длины, машет ими над головой и говорит:

«Я – ветер, вы листья. Ветер спит и листья уснули. (Дети приседают, закрывают глаза). Подул ветер и погнал листья (Дети двигаются в разных направлениях), закружились на месте, стих ветер, листья отдыхают».

 - Ребята. Давайте присядем на пенечки, отдохнем.

 - Ой, кто-то шуршит и фырчит в траве, как вы думаете, кто это? (ответы детей)

Конечно, это ежик. (Игрушка ежик)

Ежик:  «Здравствуйте, ребята!»

Дети: « Здравствуй, ежик!»

Воспитатель: «Дети, это сказочный ежик, он умеет разговаривать. Давайте послушаем, что он нам расскажет».

Ежик: «Я, как и мишки, сплю всю зиму. Но сначала я должен хорошенько подкрепиться, стать упитанным толстяком. Если я буду худеньким, я до весны не доживу. Вот я и бегаю осенью по лесу, стараюсь побольше поесть. Ем я ночью: червяков, жуков, лягушек, ящериц, улиток, мышей. Я не боюсь змей, даже ядовитых. Еще я люблю яблочки, ягоды и грибы. Грибов в нашем лесу много.»

 Воспитатель: «Да, ребята, грибов в этом году в лесу очень много, но не все грибы людям можно кушать. Одни грибы называются съедобные, их можно кушать. Другие грибы – несъедобные, их нельзя кушать человеку.

 - Ребята, ходить в лес можно только со взрослыми, они знаю какие грибы можно есть.»

Слайд №8 (Мухомор)

 - Посмотрите на этот гриб. Он очень красивый!

В шапке красной –

Враг опасный.

Полюбуйся, погляди.

Да сторонкой обойди!

- Это мухомор, он не съедобный гриб, но и его нужно беречь. Многие животные с помощью этого гриба лечатся. Дети, а вот еще гриб, он называется «белый». Это съедобный гриб. Грибы нельзя выдирать из земли, как морковку. Найденный гриб нужно показывать взрослым, а они его аккуратно срежут, чтобы не повредить корень. Иначе на этом месте не вырастут грибы.

Ежик: «Правильно, грибы нельзя вырывать с корнем. Вы повредите грибницу и грибов на этом месте не будет, и животным в лесу нечем будет питаться.

Ой, ребята, у меня столько много дел, мне еще надо натаскать травы, сухих листьев, чтобы утеплить свою норку. Я побегу».

Воспитатель: «Подожди ежик. Ребята, давайте поможем ежику. Как мы ему можем помочь? (из листьев сделать домик)

Перед работой давайте немножко разомнем наши ручки. Поиграем с маленькими ежами.»

Игровой массаж (с маленькими мячиками)

На полянку мы пришли -

Сразу ежика нашли.

Ежик улыбается

К нам в ручки собирается.

Ежик, ежик, ты колючий

Покатайся между ручек,

Ежик катается –

Ладошка улыбается.

Детки стараются

Ежик медленно катается.

Вдруг он быстро пообедал,

на ладошку нажал.

Посмотри-ка ямки стали,

А ладошки не устали.

Продуктивная деятельность «Домик для Ежика».

Аппликация

Ежик: «Спасибо ребята, вот вам за работу угощение, «Грибочки».

Дети: « Спасибо!»

Довольный Ежик побежал в лес.  – Досвидания!

 Воспитатель: «Ребята, вот и закончилась наша прогулка в осенний лес.

 - Что хорошего мы сделали?

- Что понравилось?»

Пора возвращаться в детский сад. Воспитатель взмахивает листком и говорит:

 - Вот мы и дома.



Предварительный просмотр:

Развлечение по экологии в средней группе «Правила поведения в лесу                                   от старичка - Лесовичка»

Цель:  Продолжить экологическое образование детей.

Задачи: -Повторить правила поведения в лесу;

-Развивать чувство ответственности за природу, чувство дружбы и взаимопомощь.

- Воспитывать экологическую культуру детей.

Ход развлечения:

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель: Ребята, я вас приглашаю на праздник леса. Но сначала давайте повторим правила поведения в лесу. Я буду говорить вам, как дети ведут себя в лесу. Если правильно, то вы будете кричать «да», если неправильно, то вы кричите «нет».

• На полянке посидели

Все попили и поели,

А потом пошли домой

Мусор унесли с собой! Правильно?

• Можно по лесу гулять

Ветки с дерева срывать?

• Можно, уходя домой

Уносить ежа с собой

• Дети по лесу гуляли

Не шумели, не кричали

Ягоды собрали, кустик не сломали! Правильно?

Воспитатель: Молодцы, а что это там за шум?

ЛесовичокПомогитеПомогите!

Воспитатель: Что случилось, лесовичок?

Лесовичок: В лесу беда случилась,

Вокруг все изменилось,

Птицы не поют,

Цветы не цветут,

Ветер не шумит,

Речка не журчит.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем лесовичку спасти лес. Согласны? Тогда в путь! А на чем же нам отправиться в путешествие? Ребята, подскажите, на чем можно путешествовать? Я предлагаю поехать в лес на автобусе или на поезде. Ребята занимайте скорее места, садитесь поудобнее, мы отправляемся!

Воспитатель:  Вот мы и в лесу. Посмотрите, какая грязная поляна. Что же здесь произошло?

Лесовичок: Люди мусор раскидали,

За собою не убрали,

Все цветы завяли,

Бабочки пропали.

Ребята, давайте поможем навести порядок в лесу.

Проводится игра – соревнование «Кто быстрее соберет мусор»

Лесовичок:  Спасибо вам, ребята, от всех жителей нашего леса.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какие животные живут в лесу?

Лесовичок загадывает загадки о животных:

1)Недотрога весь в иголках

Я живу в норе под елкой,

Хоть открыты настежь двери,

Но ко мне не входят звери. (еж)

2) Кто с высоких толстых сосен

В ребятишек шишку бросил,

А в кусты через пенек

Промелькнул, как огонек. (белка)

3) За горами, за полями,

За дремучими лесами

Хищник – ворище

Ночами рыщет,

Добычу ищет,

Зубами – щелк

Кто это? (волк)

4)Вперевалку зверь идет

По малину и по мед,

Любит сладкое он очень,

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны. (медведь)

Рыжая птичница

В курятник пришла,

Всех кур перечла

И с собой унесла. (лиса)

Вбегает муравей: мы трудились целый день

И работать нам не лень

Дом построили большой,

Поместились всей семьей!

Но пришли ребята в лес-

Муравейник наш исчез!

Воспитатель: Ребята, как же нам помочь муравьишкам? Давайте им найдем новый дом.

Ребята, а вы знаете, что у диких животных тоже есть свои домики? Но наши животные заблудились и не могут их найти. Давайте поиграем и поможем найти животным свои домики. Проводится игра «Найди домик.

Появляется сорока:

Любопытная сорока

Прилетела издалека,

Разношу по лесу вести,

Не сидится мне на месте!

Ой, беда, беда, беда!

Собирайтесь все сюда!

Ой, ой, ой, какой кошмар!

Начинается пожар!

Костер не потушили,

Все правила забыли!

Воспитатель: Ребята, давайте поможем потушить пожар в лесу. Чем можно потушить огонь? Правильно – водой.

Проводится игра – соревнование «Принеси воду»

Лесовичок: Молодцы, ребята! Хорошо потрудились. Давайте послушаем, как запели птицы в нашем лесу.

Дети садятся на стульчики, включается аудиозапись «голоса птиц «.

Воспитатель:  Вот и подходит к концу наше путешествие по лесу, вы хорошо постарались, помогли лесным жителям. А сейчас давайте повторим правила поведения в лесу.

 Презентация.

1 реб.: В лесу порядок такой:

Посидел – убери за собой!

2 реб.: Муравейники не трогай

Проходи своей дорогой

3 реб.: Ты деревья не ломай

И цветы зря не срывай.

4 реб.: Нельзя в лесу шуметь, кричать,

Зверей из леса забирать.

5 реб.: Костер надумал разводить,

Ты не забудь все потушить,

Тут до беды не далеко,

Тушить пожары нелегко.

Лесовичок: Молодцы, знаете правила поведения в лесу! Только не забывайте их выполнять.

И тогда для вас награда –

Птицы, звери, все вам рады!

Бабочки порхают,

Цветочки расцветают,

Спеют ягоды для вас,

Приходите в добрый час!

Вот, и пришла нам пора прощаться с лесовичком и возвращаться в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетная прогулка "НА ПРОГУЛКЕ"

Уточнить знание детей о птицах, об их повадках.Укреплять здоровье детей, всестороннее физическое рзвитие.-Возле елочки зеленойСкачут, каркают вороны:"КАР-КАР-КАР"-Тут собачка прибежалаИ ворон всех раз...

Конспект оздоровительной прогулки на тему: «Прогулка со снеговиком»

Конспект оздоровительной         прогулки на тему:«Прогулка со снеговиком»...

Конспект совместной деятельности с детьми (прогулки).Тема: "Прогулка по осеннему лесу".

Конспект совместной деятельности с детьми (прогулки) для детей средней группы....

Конспект проведения прогулки "Зимняя прогулка"

Конспект проведения зимней прогулки у детей средней группы...

Конспект прогулки с детьми младшего дошкольного возраста «Прогулка с солнечным зайчиком»»

Интеграция образовательных областей  «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд»Виды деятельности: познавательно –исследовательская, игровая,  коммуникативная,  двигательна...

Конспект прогулки для 1 младшей группы "На прогулке с куклой Катей"

В данной конспекте отражены основные моменты работы с детьми на прогулке:это наблюдение за изменениями в  природе, труд, разминка, беседы с детьми о животных,подвижные и малоподвижые игры, индиви...

Сюжетно ролевые игры на прогулке. Конспект сюжетной прогулки «На прогулке»

Сюжетно ролевые игры на прогулке.Конспект  сюжетной прогулки«На прогулке» Тема: Сюжетная прогулка «На прогулке»Цель:•  Уточнить знание детей о птицах, об их пова...