Статья "Роль воспитателя в создании эмоционально-благоприятной обстановки в группе детского сада"
статья (младшая, средняя группа)

Подольская Виктория Владимировна

Главенствующую роль в развитии эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста приобретает фигура взрослого - воспитателя, позволяющая создать оптимальные условия эмоционального

благополучия ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 8 комбинированного вида

Калининского  района Санкт-Петербурга

Статья

«Роль воспитателя в создании эмоционально-благоприятной обстановки в группе детского сада»

Составитель: Подольская В.В.

Важную роль в процессе общения играет умение выражать свои эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. В младшем и среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции выражаются у них более бурно.  Эмоциональное благополучие – это уверенность ребёнка в себе, чувство защищенности, положительное самочувствие от сознания собственных успехов. Эти чувства и ощущения во многом зависят от того, как складываются отношения ребёнка с окружающими людьми и сверстниками. Общение и взаимодействие ребенка со сверстниками способствует развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживанию, формированию готовности к совместной деятельности в группе, формированию уважительного отношения чувства принадлежности к обществу. Сверстники совершенно особым образом и весьма сильно влияют на личность ребенка, его социальное поведение, ценности и систему отношений. В группе сверстников ребенок усваивает важнейшие социальные навыки, которым не смог бы обучиться у взрослых: как взаимодействовать с людьми своего возраста, как вести себя с лидером, как противостоять враждебности и доминированию в группе. В позднем детстве сверстники могут помогать друг другу справляться с личными проблемами и тревогами. Положительные взаимоотношения со сверстниками формируют у ребенка доброту, отзывчивость, искренность, правдивость, а конфликтные - отчужденность, грубость, скрытность, элементы агрессии.

В процессе социализации, воспитания и развития личности ребенка важнейшая роль отводится воспитателю.        

Огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка, формирование его личности оказывает умение педагога создавать ситуации успеха каждому ребенку. Этому способствует включение ребенка в праздники, спектакли. Даже самая незначительная роль дает уверенность ребенку в собственной значимости, повышает самооценку. Доверие ребенка к взрослым и личностная стабильность нарушаются, если ребенок «остается за бортом» группового публичного выступления. Это – важнейшее условие доверия ребенка к взрослым в детском саду и ощущения общего психологического комфорта.

В ходе наблюдения за дошкольниками в группе и анализируя состояние микроклимата, можно сделать вывод, что:

  • во-первых, необходимо создать определенный социальный мир в детском коллективе, подобрать разнообразные занятия, в которых каждый ребенок мог бы реализовать свое притязание на призвание;
  • во-вторых, у так называемых “непопулярных” детей специально развивать социальные навыки общения со сверстниками в разных видах игр. Стараться поддерживать инициативу дошкольников, видеть маленький и большой успех каждого ребенка в порученном ему деле, поощрять его.
  • в третьих, не стоит забывать о том, что необходимо проводить постоянную работу с родителями. Сообщать об успехах ребёнка, просить хвалить и поощрять малыша дома. Предлагать родителям выполнить совместную работу, в которой ребёнок добьётся успеха. В ходе индивидуальных бесед, родительских собраний проводить интерактивные игры и упражнения, позволяющие взрослым самим почувствовать все то, что чувствует их  ребенок. Такая система работы по данной проблеме дает хорошие результаты, способствует развитию взаимопомощи, формированию положительного отношения детей друг к другу.

Общаясь с ребенком, педагог должен стараться помочь ребенку стать более самостоятельным и ответственным. В каждом конкретном неблагоприятном случае нужно попытаться понять цели, которым ребенок следует. Запретов не должно быть слишком много. Застенчивый, тихий ребенок также нуждается в помощи педагога, как и отъявленный драчун.

Важнейшим фактором, влияющим на эмоциональное состояние ребенка, является правильно организованная работа воспитателя. Для организации такой работы важно, чтобы уже на уровне осознания воспитатель был сориентирован не столько на создание предметно-развивающей среды, но и эмоционально-развивающей среды в группе, т.е. среды, способствующей разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка дошкольного возраста ( как условия его дальнейшего успешного и гармоничного развития).

Эмоционально - развивающая среда включает в себя следующие компоненты:

  • эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое отношение к детям призвано создавать положительный настрой на дальнейшее взаимодействие;
  • оформление группового помещения (благоприятное цветовое оформление, удобная мебель, комфортный температурный режим, пространственное решение группы это наличие специально-организованных зон, среди которых: «Уголок уединения», «Уголок настроения» и т. д. При оформлении «уголков настроения» необходимо уделить особое внимание и подбору цветовой гаммы, поскольку цвет и настроение взаимосвязаны. Жизненный опыт ребенка не всегда позволяет ему понять выражение той или иной эмоции у представленных сказочных героев, цвет же поможет почувствовать ее.
  • стабильность окружающей среды, это в первую очередь режим, определенная продолжительность и чередование различных занятий, сна, отдыха, регулярное и правильное питание, выполнение правил личной гигиены, обеспечение полноценной физической нагрузки;
  • эмоционально-активизирующая совместная деятельность воспитателя с детьми. Она включает в себя в первую очередь разные виды игр и упражнений, направленных на эмоциональное развитие дошкольника.

Это могут быть игры:

1. Игры с детьми на накопление эмоций. Цель данной игры - создавать

положительный эмоциональный настрой для каждого ребенка в группе

детей.

2. Игры на эмоциональное общение ребенка со сверстниками и

взрослыми. Цель: вызывать у детей радость от общения друг с другом и со

взрослыми.

3. Игры на преодоление негативных эмоций, эмоциональное и мышечное напряжение, избавиться от страхов.

4. Игры на снятие эмоционального напряжения, Цель: снять эмоциональное и мышечное напряжение, расслабиться.

5. Игры на развитие эмпатии у детей. Цель: развивать у детей умения

понимать чувства и состояния других людей, развивать способность

сопереживать, сочувствовать.

6.Эмоциональные паузы;

Основными методами формирования благоприятного микроклимата в группе и улучшения взаимоотношений в детском коллективе в условиях детского сада является создание определенных условий:

  • Во время утреннего приема использовать различные сюрпризные моменты, подвижные и дидактические игры. Дети могут приносить в группу любимую игрушку.
  • В группе организовать и использовать “Уголок уединения”, где ребёнок может остаться один, подумать что ему хочется, что для этого нужно, почему у него плохое настроение;
  • “Зональность развивающей среды”, позволяющая детям рассредоточиться;
  • Разумная занятость детей - стараться, чтобы дети постоянно были чем-либо заняты; между воспитанниками равномерно распределять поручения.
  • Применение физкультминуток  во время организованной образовательной деятельности;
  • Следует давать детям установку на интересный завтрашний день;
  • Демократичный стиль общения воспитателя –  рядом, вместе, глаза в глаза;
  • Организовать в группе систему традиций и ценностей таких как ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые групповые мероприятия, празднование дня рождения воспитанников.
  • Распределение работы на занятиях или во время досуговых мероприятий, утренников по подгруппам (парах, тройках, четверках), с мотивацией, что подгруппа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, деятельность направлена на достижение успеха, а между группами создается ситуация соперничества.

Таким образом, главенствующую роль в развитии эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста приобретает фигура взрослого -  воспитателя, позволяющая создать оптимальные условия эмоционального

благополучия ребенка. Основная задача воспитателя заключается в том, чтобы надлежащим образом направлять детские эмоции.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание эмоционально - положительного микроклимата в группе детского сада через развитие эмпатических способностей детей» (младшая, средняя группы)

В рамках проекта «Формирование у детей дошкольного возраста навыков толерантности» предлагаю вам материал 1-го этапа проекта «Создание эмоционально- положительного микроклимата в группе детского сада ...

Работа по созданию мини-музея в средней группе детского сада

Отражена работа по созданию мини-музея "Солнечный мир" в средней группе детского сада...

Методические рекомендации по созданию уголка психологической разгрузки к группе детского сада.

Методические рекомендации по созданию уголка психологической разгрузки к группе детского сада....

презентация проекта в старшей группе на тему "Создание экологической развивающей среды в группе детского сада"

Здравствуйте, я работаю в новом детском саду ( принимаем детей всего 11 месяцев), в презентации использован материал личного опыта  в организации развивающей экологической среды в старшей г...

«Создание позитивного микроклимата в старшей группе детского сада»

   Дети, посещающие детское учреждение, по разному ведут себя. Одни ходят с удовольствием, другие с трудом отрываются от мамы, капризничают. Задача воспитателя создать определенные ус...

"Создание эмоционально - развивающей среды в группе детского сада" (из опыта работы)

В презентации отражены основные составляющие эмоционально - развивающей среды, способствующей созданию положительного микроклимата в группе детского сада....

Практикум для воспитателей детского сада на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников и создание психологически-благоприятной атмосферы в группе детского сада через использование малых музыкальных форм и музыкальной импровизации»

Как естественным образом решать вопросы духовно-нравственного воспитания, как создать доброжелательную атмосферу в детском саду и заложить основы нравственных ценностей у ребенка? Как привить бережное...