Развитие творчества дошкольников в процессе экспериментирования с разнообразными художественными материалами в ДОО
методическая разработка

Мочалова Екатерина Николаевна

Предварительный просмотр:



                                   СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С РАЗНООБРАЗНЫМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ МАТЕРИАЛОМ        5

1.1 Значение творчества и творческих способностей в дошкольном возрасте        5

1.2 Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте        8

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С РАЗНООБРАЗНЫМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ МАТЕРИАЛОМ В ДОО        18

2.1 Общая характеристика ДОО        18

2.2 Анализ развития творчества дошкольников в процессе экспериментирования с разнообразным художественным материалом в ДОО        19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ        31


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста в настоящее время приобретает особое значение. Кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства выдвигают новые задачи по воспитанию всесторонне развитой личности, способной усваивать научные знания, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и активно влиять на ход общественных, экономических и культурных процессов. В современных условиях необходимо не только вооружить человека определенной суммой знаний, но и воспитывать самостоятельную, творчески развитую личность.

По диагностическим данным, дети в пятилетнем возрасте дают 90 % оригинальных ответов, в семилетнем – 20 %, а взрослые – лишь 2 %. Это как раз те, кто выдержал давление социума и остался творческой личностью. Цифры заставляют задуматься о том, как важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовать свои возможности. По мнению ряда современных психологов, лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст.

Занятия по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста играют важную роль в формировании личности ребенка. Все исследования, которые проводят учёные и психологи в этой сфере доказывают, что дети, обладающие творческими способностями, имеют более устойчивую психику, более общительны и коммуникабельны. В маленьком возрасте рекомендуется уделить внимание всестороннему развитию, то есть развивать и литературные, и художественные, и музыкальные способности дошкольников. Лучше всего происходит развитие творческих способностей через игру.

Развивать творческие способности дошкольника – задача взрослого. А это значит, что руководство изо деятельностью требует от педагога знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знание его специфики, умения тонко, тактично поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками Как показывает практика, с помощью только традиционных форм нельзя в полной мере решить проблему творческой личности.

Объект исследования – экспериментирование разного художественного материала.

Предмет исследования – развитие творчества дошкольников.

Цель исследования – изучить и проанализировать развитие творчества дошкольников в процессе экспериментирования с разнообразным художественным материалом в ДОО.

Задачи исследования:

1) выявить значение творчества и творческих способностей в дошкольном возрасте;

2) рассмотреть развитие творческих способностей в дошкольном возрасте;

3) проанализировать развитие творчества дошкольников в процессе экспериментирования с разнообразным художественным материалом в ДОО.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С РАЗНООБРАЗНЫМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ МАТЕРИАЛОМ

1.1 Значение творчества и творческих способностей в дошкольном возрасте

Дети и творчество – эти два понятия невозможно разделить! Все малыши любят рисовать, лепить, вырезать, творить – так они получают возможность передать свои мысли, чувства, то, что их действительно радует или волнует, что вызывает их неподдельный интерес. Формирование творческой личности - одна из наиболее важных задач в воспитании ребенка. В процессе художественного творчества дошкольники испытывают разные чувства: радуются красиво получившемуся рисунку, огорчаются, если что-то не удается, стремятся преодолеть трудности или пасуют перед ними.

Понятие «творческие способности» включает в себя несколько составляющих – это и стремление к открытиям, и умение познавать, фантазия, активность, инициативность, умение находить нестандартное в привычных умениях и вещах, интуиция, способность к изобретательству, свобода воображения, умение на практике применять полученные знания и опыт и т.д. Творческие особенности личности проявляются уже в раннем возрасте. Взрослым необходимо создать условия для их развития, т.е. предоставить ребенку возможность проявить себя в различных видах деятельности[1].

Художественное творчество, включающее рисование, лепку и аппликацию, является одним из самых интересных видов детской деятельности. Художественное творчество позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем художественное творчество имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей.

В.А. Сухомлинский писал, что «…чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума, а чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее»[2].

Современная эпоха научно-технического прогресса требует от человека не шаблонных, традиционных действий, а креативности, гибкости мышления, ускоренной адаптации к новым условиям, творческого подхода, к решению различного рода проблем. Развитие в ребенке творческой инициативы во многом зависит от использования современных технологий педагогического процесса. В настоящее время на смену информационно-репродуктивным методам обучения все активнее начинают использоваться и внедряться технологии, основанные на творческом подходе.

Отсюда возникает необходимость активизировать творческую, познавательную и практическую деятельность детей, в особенности, в области художественно-эстетического развития. Новая парадигма педагогики, как отмечают современные исследователи, смещает центр проблем с формирования знаний, умений и навыков на целостное развитие личности ребенка[3]. В трудах современных исследователей утверждается особая значимость дошкольного детства в художественно-эстетической образовательной области, что во многом зависит от занятий, связанных с изобразительным творчеством и направленных на познавательное, художественно-эстетическое освоение ребенком окружающего мира. В трудах таких современных исследователей, как И.А. Лыкова, И.А. Нестерова, А.В. Никитина подчеркивается мысль, касающаяся того, что ребенок дошкольного возраста в процессе художественно-продуктивной деятельности, во всех основных направлениях: рисовании, аппликации, конструировании, лепке способен делать сравнения форм и предметов, устанавливать их взаимосвязь и выражать в индивидуализированной, образной форме, выделять важные, значимые признаки явлений и предметов, то есть развивать свой интеллект, мышление, воображение и т.д.

 Данная ситуация наглядно проявляется в продуктивной деятельности, где формируются обобщенные способы восприятия, сравнения и наблюдения, развивается умение самостоятельно находить пути решения творческих задач, где раскрывается индивидуализированный потенциал формирующейся личности дошкольника. Согласно мнению современных исследователей, педагогическая наука одной из своих целей видит определение путей и способов нравственно-ценностного воспитания детей[4].

Несмотря на то, что большинство процессов психики развиваются по мере взросления ребенка, выходя на новый уровень с каждым этапом, развитие творческих способностей подчиняется иным закономерностям. И, дойдя до пика своего развития к 5-6 годам, они начинают падать. И, если по результатам данных диагностических методик, дошкольники дают до 90% оригинальных ответов, к 10 годам этот показатель падает до 20%. Взрослые дают, как правило, не более 2%. Таким образом, если не уделять творческому развитию должное внимание, их развитие может прекратиться даже едва начавшись.

Психологи сходятся во мнении: чем раньше родители возьмутся за развитие творческих способностей детей, в частности, дошкольного возраста, тем эффективнее будет их работа.

Это объясняется тем, что творческие задатки имеются у каждого человека уже при рождении и при должном внимании они получают развитие для последующего перехода на уровень способностей и даже таланта. Творческие способности детей в раннем возрасте находят отражение в фантазиях, небылицах, достигая своего пика к 3-4 годам.

Именно в этом возрасте детская психика наиболее восприимчива к развивающим занятиям, чувствительна к методикам раннего развития. И немаловажную роль в этом процессе играет личность самого родителя.

1.2 Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

Для того, чтобы творческие способности ребенка развивались оптимальных для него образом, необходимо позаботиться о том, чтобы для этого была создана оптимальная атмосфера. В первую очередь необходимо предоставить ребенку все необходимые для творчества материалы: карандаши, краски, стимульный материал для развивающих игр, музыкальное сопровождение и т.д.

Игра, либо развивающее занятие требует тщательной заблаговременной подготовки и осуществления в специально отведенное для этого время.

Для того чтобы ребенок смелее выражал себя в творчестве, он должен быть уверен в том, что он не может дать «правильный», либо «неправильный» ответ, за который он может быть наказан. Любой прогресс ребенка – будь то оригинальный ответ, либо необычный, найденный им способ решения проблемы, необходимо поощрять. Особый акцент стоит сделать на поддержку самостоятельности.

Если в ходе занятий у ребенка будут возникать вопросы, игнорировать их нельзя ни в коем случае! Дошкольный период – это время, когда ребенок проявляет наиболее живой интерес к происходящим вокруг него событиям. Шаг за шагом он познает окружающий мир и в этом деле как никогда важна поддержка со стороны близкого человека. Задача воспитателя – не погасить в ребенке любознательность и стремление к новым открытиям.

Каждое занятие, проводимое с ребенком, должно осуществляться в атмосфере взаимного уважения, доверия и любви. Необходимо помнить о том, что информация должна обязательно соответствовать возрасту. Слишком сложные, или наоборот – излишне простые задания не позволят интеллекту ребенка развиваться в полной мере.

Рассмотрим методы развития творчества. Выхода на свежий воздух с детьми, воспитатели могут обсуждать с ним происходящие вокруг события или явления, предлагать ребенку внимательно присматриваться ко всему, что их окружает. Это позволит ребенку не только развивать творческие навыки, но и заметно обогатит его преставления об окружающем мире. Например, гуляя по улице, можно рассказывать ребенку о жизни животных, о цветах и деревьях, встречающихся на пути.

Первые навыки, полученные таким образом, помогут ребенку в дальнейшем эффективно приобретать и накапливать и школьные знания.

Учитывая то, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте по-прежнему является игра, эту особенность можно эффективно использовать и для развития творческих способностей ребенка. Для этого, в детском шкафу обязательно должны лежать паззлы, конструкторы и мозаики. Игры такого типа прекрасно активизируют мышление, способствуют концентрации внимания. Однако необходимо строго следить за тем, чтобы сложность игры соответствовала возрасту ребенка и его развитию.

Во время выполнения ребенком задания желательно свести к минимуму инструкции, позволив ему самостоятельно справиться с ними. Это позволит лучше активизировать мышление, творческие навыки; попробовать новые стратегии и способы действий.

Многими простыми играми можно заниматься, не отвлекаясь от домашних дел, во время прогулки или, например, стоя в очереди в поликлинике или магазине. Примером может служить игра со словами: после того, как родитель назовет какое-либо слово, ребенок должен подобрать к нему родственное, либо, наоборот – противоположное по значению слово. Ребенку более старшего возраста можно предложить более сложную задачу: например, назвать что хорошего и плохого в том или ином предмете или явлении. Или предложить нестандартные способы применения простых и привычных ему вещей.

Навыки творческого мышления невозможно развивать в случае, если ребенок не будет иметь практического опыта творческой деятельности. Поэтому, чем больше видов изобразительного искусства ему будут доступны, тем эффективнее он будет развивать и совершенствовать свои навыки.

Самым популярным и, пожалуй, самым доступным для ребенка видом изобразительного искусства всегда считалось рисование. Начинать лучше всего с разучивания базовых цветов и рисования элементарных геометрических фигур. Ребенок учится правильно держать в руках кисточку или карандаш, контролирует движение своих рук, нажим на карандаш. Желательно, чтобы в его распоряжении были различные художественные материалы: карандаши, фломастеры, краски и т.д. Важно поощрять ребенка за каждый его успех, обсуждать с ним его рисунки – даже если на первый взгляд на них не изображено ничего конкретного. Со временем ребенка можно познакомить с различными свойствами красок; их способностью смешивать и создавать новые цвета. А также переходить от чистых цветов к различным оттенкам и полутонам.

Еще одним из эффективных путей развития творческого мышления дошкольников является изобразительное искусство, в том числе – нетрадиционное рисование. Помимо того, что эта техника вырабатывает у ребенка нестандартное восприятие действительности, но и в немалой степени способствует развитию и совершенствованию процессов воображения, памяти и т.д.

Любой вид изобразительного искусства – будь то лепка, составление аппликаций или наиболее привычное для всех рисование – ценно еще и тем, что оно способно подарить ребенку огромный эмоциональный заряд.

Как правило, дети очень любят творческие занятия и приступают к выполнению заданий такого типа с огромным энтузиазмом. Однако роль родителя в этом тоже очень велика. Он должен знать фундаментальные основы детской психологии и творчества, для того, чтобы эффективно поддержать его инициативу, направить деятельность и привести к желаемому результату.

Пальчиковые рисунки очень важны в развитии творческого начала.

Для развития творческих способностей недостаточно использования только традиционных форм рисования.

Прежде всего, традиционный и привычный всем метод рисования не позволяет навыкам ребенка развиться в полной мере. Нетрадиционная живопись сама по себе ценна тем, что ребенок приобретает новые знания о предметах и способах их использования, позволяет действовать с ними, используя новые свойства.

Невозможность копировать образец, предусматриваемый традиционной живописью, придает еще больший творческий импульс. А также вырабатывает такие качества, как самостоятельность, инициативу, развитие индивидуальности. Нетрадиционная живопись дает шанс воплотить при помощи различных материалов свои впечатления, подаренные окружающим миром.

Фундаментальной ценностью нетрадиционной живописи является не получившийся в итоге рисунок, а свободная, творчески развитая личность, готовая к самореализации и самоидентификации.

Вопросы целостности и интегративности художественно-эстетического развития впервые стали активно анализироваться и обсуждаться в отечественных теориях 20-30-х годов 20 века в трудах таких теоретиков как И.И. Иоффе, Б.В. Асафьев, Б.Л. Яворский: «определенный тип конструкции…распространяется на все виды искусства, художественной культуры, явления духовной культуры, создавая тем самым её целостное стилевое единство»[5]. Данная установка инициирует необходимость поиска новых, неординарных методов и технологий на занятиях, развивающих творческий потенциал ребенка, и требует внедрения занятий с использованием не только традиционных, но и специальных видов изобразительного творчества, в том числе рисования с применением нетрадиционных методов и приемов. Обращение к нетрадиционным техникам рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их предназначении, материалах, их свойствах, способах применения. Применение активных эвристических технологий усиливает расширение внимательности, самовыражения и импровизации детей о явлениях, формах и их предназначении; раскрывает особые возможности применения материалов, дает новую жизнь, казалось бы, обычным предметам и вещам, под новым углом демонстрирует возможности применения. Для продвижения новшеств в творчестве, ребенку можно поэкспериментировать рисовать ладошкой, пальчиками, кулачком; экспериментировать создавать наброски из подручных средств: ниточек, шерсти, волшебных веревочек, поролоновой губки, пробочек, палочек из ваты, зубных щеток, расчесок, катушек, клубков, бросового материала: иголочек, опавших листьев и т.д. В процессе проведения занятий дошкольников следует знакомить, как пользоваться не только обыденными карандашами, ручками, фломастерами, красками, но и разведенной с краской мыльной пеной; чернилами, выдувая и создавая неординарные кляксовые отпечатки; свечкой, при использовании техники граттаж методом вызарапывания; пластилинографии, создаваемой из соломок пластилина разного цвета, выдавленного из обыкновенного пластикового медицинского шприца; объяснять, как, например, можно использовать при изображении клей, воск, уголь, тушь и т. п. В ходе уроков дошкольники должны познавать разные возможности окрашивания и рисования на бумаге, в том числе подкрашенным цветным клейстером; способом набрызга краски с использованием обыкновенной зубной щетки; создание различных оттисков, печаток разрезанных овощей; рисование крупой, песком, манкой, солью, мыльными пузырями, смятой бумагой; узнавать, что изображение возможно наносить не только на бумагу, но и на картон, фанеру, пакет и даже файл; рисовать с помощью целлофанового пакета, на специализированном стекле, предназначенном для использования в детском творчестве.

Нетрадиционные техники изображения требуют соблюдения определенной последовательности в выполнении действий. Так дети учатся планировать и выполнять в определенной последовательности саму процедуру рисования. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает улучшение настроения, снимает боязнь пред процессом рисования, который может показаться сложным. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т. д.)

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения способствуют развитию усидчивости, у детей сохраняются высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники рисования позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, индивидуальные возможности и способности.

Успех обучения нетрадиционным техникам зависит также от того, какие методы и приемы планирует использовать педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них не только знания, умения, навыки, а в первую очередь - художественно-творческое отношение к выполняемой работе и искусству, в целом. А конкретный результат работы ребёнка будет зависеть от его заинтересованности. Поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.

Все это настоятельно требует соблюдения и соответствия целевым ориентирам современного ФГОС ДО. Нетрадиционные техники должны отвечать следующим критериям:

- быть доступными детям с точки зрения понимания их особенностей и овладения ими;

- содержать изобразительно выразительные средства создания художественного образа;

- знакомить с новыми приемами работы (боковой поверхностью мелка, валиком, губкой по трафарету и т. д.);

- развивать ручную умелость;

- соответствовать санитарно-гигиеническим нормам.

Лепка пластилина. Лепка развивает и творческие способности, и моторику рук. Для нетрадиционного рисования можно использовать абсолютно любые материалы и поверхности: это может быть зубная паста, пластилин, глина и т.д. Инструментом рисования также может быть все, что угодно: самодельные штампы, палочки, губки. Немало положительных эмоций ребенку доставит также возможность порисовать руками (для этих целей выпускаются даже специальные пальчиковые краски).

Картинки по запросу лепка пластилина в саду

Рисунок 1.1 – Лепка пластелина

Еще одним, очень любимым детьми видом изобразительного искусства является лепка. Использовать для лепки можно мягкий пластилин, или полимерную глину.

Несмотря на то, что пользу лепки часто недооценивают, нельзя не отметить, что эти занятия просто незаменимы для развития навыков мелкой моторики. А также позволяют ребенку развивать в себе фантазию, творческие навыки. На ранних этапах ребенка можно научить лепить самые простые фигуры: шарики, колбаски, колечки. Затем – перейти к более сложным формам; либо из собирать простых фигур предметы окружающего мира, животных и т.д. Пластилин, используемый для работы, должен быть мягким и ярким.

Аппликация из бумаги — вид творчества для старших дошкольников. Аппликация также помогает ребенку раскрыть свой творческий потенциал. Многие боятся давать в руки детям ножницы. Опасаясь, что он моет ранить себя, неосторожно обращаясь с опасным для него предметом, родители предпочитают самостоятельно вырезать фигурки для аппликации. Однако, также как лепка, работа с ножницами прекрасно шлифует навыки мелкой моторики детей. Можно найти компромиссное решение.

Безусловно, да, если родители будут использовать для занятий менее острые детские ножницы со скругленными концами. Тем не менее, пользоваться ими можно только под присмотром взрослых и зная правила техники безопасности.

Аппликация из бумаги

Рисунок 1.2 – Работа с аппликациями

Начинать нужно, как обычно, с самых простых фигур и композиций. На первых этапах дети работают по заранее заготовленному образцу; затем им можно предложить самим составить аппликацию на ту или иную тему.

Музыка.

Одним из сильнейших стимулов, побуждающих ребенка к творчеству, является музыка. Психологи считают, что прослушивание ребенком классической музыки прекрасно сказывается на развитии не только умственной, но и эмоциональной сферы: настроение становится более ровным, уменьшаются раздражительность и утомляемость. Еще лучше, если у ребенка будет возможность учиться в музыкальной школе, либо играть на каком-либо инструменте дома.

Знакомство с музинструментами

Рисунок 1.3 – Знакомство с музыкальными инструментами в саду

Выводы. Развитие творческих способностей и творческого мышления у детей младшего дошкольного возраста – безусловно, нелегкая задача. Но, подойдя к вопросу с искренним желанием раскрыть в ребенке его таланты, любой родитель непременно добьётся успеха.


ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С РАЗНООБРАЗНЫМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ МАТЕРИАЛОМ В ДОО

2.1 Общая характеристика ДОО

В Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении текущем учебном году в 7 группах общеразвивающей направленности дошкольное образование получают 157 детей, из них в возрасте от 3 до 7 лет 101 ребенок. В детском саду реализуются программы дошкольного образования. Обучение и воспитание в организации ведется на русском языке. В детском саду функционируют 2 кружка художественной направленности, которые посещают 50 воспитанников. Платные образовательные услуги образовательной организацией не предоставляются.

Режим работы: МБДОУ  работает в режиме 5-дневной рабочей недели с 7:30 до 17:30.

В МБДОУ создана вся необходимая инфраструктура.

Образовательная организация подключена к центральному отоплению, оснащена системами водоснабжения и канализации.

В детском саду функционируют: медицинский кабинет, кабинет психолога, музыкальный кабинет, пищеблок, групповые помещения с учетом возрастных особенностей детей, игровые площадки, уличная спортивная площадка, участки для прогулок. Все кабинеты оснащены современным сюжетным и спортивным оборудованием, техническими средствами обучения.

В детском саду имеется доступ к сети Интернет, музыкальная, видеоаппаратура, компьютерная техника.

Образовательная деятельность построена в соответствии с требованиями ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273, ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"), Приказом от 30 августа 2013г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования", Примерной основной образовательной программой дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол от 20 мая 2015г. № 2/15).

По своему организационно-управленческому статусу образовательная Программа МБДОУ обладает модульной структурой и основывается на принципах ФГОС ДО. Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.

2.2 Анализ развития творчества дошкольников в процессе экспериментирования с разнообразным художественным материалом в ДОО

В данном исследовании была применена пескография как художественный материал.

Пескография – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир и окружающий мир. Рисуя песком, как будто погружаешься в мир фантазий и сказок, причудливых образов и форм – это увлекательный процесс, который затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, одновременно вдохновляет и расслабляет. Прикасаясь к песку, можно почувствовать его сыпучесть, его движение и тепло. Погружение в приятное текучее состояние необыкновенной техники, соприкосновение с природной материей снимает стресс, любое напряжение и страхи. С помощью песка можно нарисовать и пейзажи, и портреты, и натюрморты, и абстракции. Хотим поделиться своим опытом использования технологии рисования песком – пескографией. У искусства рисования песком множество названий – песочные картины, рисунки песком, песчаное шоу, картины из песка, sand art, шоу песчаных картин. Sand Аrt (песочная анимация) родилось не так давно. Родоначальница этого искусства канадский режиссер-мультипликатор Кэролин Лиф. «Sand art» – дает возможность ребенку быть самим собой, поверить в свои силы, научиться самостоятельности, развить художественные способности, образное мышление и пространственное воображение. Новизна работы заключается в том, что интеллектуальное развитие ребенка и развитие его творческих способностей идет через естественную деятельность для ребенка – игру с песком. Теперь хотелось бы подробнее остановиться на практическом применении данной технологии.

В группе создан центр «Рисование песком». Стол-планшет в нашей группе установлен в доступном для детей месте. Дети играют как сидя, так и стоя. При этом ребенок может ходить вокруг стола-планшета, либо оставаться на одном месте. Занятия со своими детьми 2 младшей группы проводим в форме творческой мастерской «Волшебный песочек». Занятия проводятся с подгруппой детей – 4–6 человек. Для рисования мы используем не только обыкновенный песок, но и различный дидактический материал (камушки, трафареты, грушки, мячики – «ежики», формочки для песка и др.). При первом знакомстве детей с «Волшебным песочком» мы обговорили правила взаимодействия с песком. Перед каждым следующим занятием мы с детьми вспоминаем и проговариваем вмести эти правила. Далее на занятиях постепенно мы освоили разные способы и техники рисования, помогающие детям выразить свою фантазию, свои задумки.

Рисование песком на стекле состоит из двух основных техник. Первой является рисование, о котором потом говорят «светлым по темному». Для него готовят фон – равномерно насыпают на стол песок, а затем рисуют по нему, раздвигая песчинки и оставляя светлые линии. Обратная этому техника – рисование «темным по светлому». На чистую поверхность наносятся различные элементы с помощью заполнения песком. Обе эти техники легко совмещаются и комбинируются. Мы рисуем песком разными способами: мизинцем, большим пальцем, ладонями, симметрично двумя руками, пальцами, кистью руки, ребром ладони, кулачками, малярной кистью, скребками, массажными мячиками, шприцом. Практика использования пескографии показала, что это средство предоставляет уникальную возможность повысить эффективность непосредственно образовательной деятельности и познавательную активность детей. Так на занятиях по познавательно-исследовательской деятельности дети исследуют свойства песка, рисуют на песке геометрические фигуры, цифры, прямые и волнистые линии, контуры букв или слогов. В свободной деятельности дети любят создавать на песке интересные сюжеты, рисуют сказки. После каждой совместной деятельности педагогом создаются фотовыставки, видеоотчёты, для родителей проводятся мастер классы с участием детей.

В нашем эксперименте участвовали 2 группы детей: контрольная и экспериментальная. Списочный состав отражен в табл.№1 и 2

Таблица 1 – Экспериментальная группа

№ п/п

Имя ребенка

Возраст

1

Мадина А

5-6

2

Кирилл Б

5-6

3

Максим Б

5-6

4

Вероника Б

5-6

5

Тимофей В

5-6

6

Мара В

5-6

7

Дмитрий Г

5-6

8

Анастасия Г

5-6

9

Юсуф И

5-6

10

Данила К

5-6

Таблица 2 – Контрольная группа

№ п/п

Имя ребенка

Возраст

1

Дарья Л

5-6

2

Алиса Л

5-6

3

Артем М

5-6

4

Лада Н

5-6

5

Влад П

5-6

6

Мария П

5-6

7

Алеся С

5-6

8

Алексей С

5-6

9

Данила С

5-6

10

Надя С

5-6

Детям нравиться играть с песком, погружать в него руки, создавать рисунок, стирать его и опять создавать новый. Такой процесс помогает снять напряжение, избавиться от стрессов, страхов и душевных переживаний. Рисование песком - это своего рода релаксация. Здесь главное выразить свои эмоции, чувства, фантазию. Рисование способствует, развитию мелкой моторики, вниманию, улучшению координаций движений, пространственному восприятию, эстетическому и художественному восприятию. Сделав ошибку, можно все стереть и нарисовать снова.

Способы рисования:

1. Кулаком

2. Ладонью

3. Ребром большого пальца

4. Щепотью

5. Мизинцами

6. Одновременное использование нескольких пальцев

7. Симметрично двумя руками.

8. Отсечение лишнего

9. Насыпание из кулачка

Наши занятия проходят в форме творческой мастерской под названием «Волшебный песок». Проводятся 1 раз в неделю в свободное время. Время занятий зависит от интереса детей. Количество человек в подгруппе также определяется желанием детей.

Оборудование:

Подносы столовые (овальные, песок речной (просеять и прокалить в духовке) или манная крупа, дидактический материал (мелкий, цветные камушки, трафареты, плоскостные фигурки.

Пескография как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Рисунок 2.1 - Пескография

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-431725-1454664562.jpg

Рисунок 2.2 – Рисунок песком

Особый интерес у детей вызывает песочная аппликация.

Оборудование. песок разных оттенков или цветная соль (мелкую соль смешиваем с гуашью или колером, сушим, клей ПВА, кисти, силуэты.

Тема: «Цветок для мамочки»

1. Наносим клей на основные детали рисунка (лепестки, которые будут окрашиваться песком разного цвета, затем засыпаем их песком.

2. Последовательно работая сначала с одним цветом песка, затем с другим. С другим цветом песка начинаем работать лишь после того, когда хорошо просохнет предыдущий слой. Так работаем с каждым цветом, при этом песок можно накладывать последовательно в два, три, и более слоев, получая при желании довольно высокий рельеф.

3. Ждем, когда приклеится песок (1-2 минуты). Затем стряхиваем лишний песок. Так прорабатываем все мелкие детали рисунка.

4. Готовую работу оформить в рамку.

Я. Аким. «Цветочек»

Все хожу, все думаю, смотрю:

«Что же я завтра маме подарю?

Может, куклу? Может быть, конфет?

Исследовательская работа состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента. В качестве задачи констатирующего эксперимента выступала диагностика уровней развития творческих способностей у детей. Использовалась методика В. Кудрявцева и В. Синельникова по определению творческого развития у детей дошкольного возраста. Детям была прочитана русская народная сказка «Заячья избушка». Необходимо сделать рисунки к этой сказке с последующим рассказом ребенка по этому рисунку. Этап формирующего эксперимента был представлен циклом занятий изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник рисования, включающие разнообразные материалы, неповторяющиеся задания, возможность выбора. Такое предъявление способствовала развитию и дальнейшему формированию творческих способностей у дошкольников. В контрольном эксперименте применялась та же методика диагностики, что и на констатирующем этапе исследования, но с использованием сказки «Гуси - лебеди».

Полученные результаты обрабатывались с использованием методов математико-статистического анализа. Далее будут представлены описание содержательных характеристик полученных результатов. Так, мы выявили, что овладение нетрадиционными техниками изображения доставляли дошкольникам положительные эмоции (около 70% испытуемых). По итогам наблюдения было определено, что дети с удовольствием рисовали разнообразные узоры, не испытывая при этом трудностей, они смело использовали художественные материалы, их не пугало многообразие и возможность самостоятельного выбора (83% детей). Испытуемые были готовы многократно повторить то или иное действие (75%). Нами было отмечено, что чем лучше получалось у них действие, тем с большим удовольствием они его повторяли, как бы демонстрируя и закрепляя свой успех. Так, развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник способствует разнообразие их исполнения, вариативность работы, подбор материала, соответствие методов и приемов изобразительной деятельности возрасту и интересам детей. В результате проведенного исследования было выявлено, что нетрадиционные техники изобразительной деятельности действительно оказывают положительное влияние на психическое развитие ребенка, способствует формированию таких психических функций как воображение, мышление, память, восприятие, внимание.

Результаты представлены на рисунках 2.3 и 2.4.

Рисунок 2.3 – Уровень развития творчества в обеих группах  в контактирующем этапе

Рисунок 2.4 – Уровень развития творчества в обеих группах  в контрольном этапе

Выводы. Таким образом, мы определили, что развивающее воздействие нетрадиционных техник на творческий потенциал ребенка заключается в том, что они не только интересны как деятельность, связанная с игрой, но и предоставляют дошкольнику условия для расширения способов изображения, а следовательно – и как развитие предпосылок их собственной творческой деятельности. В качестве одной из психологических детерминант успешного развития детского творчества выступает разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях, что так же помогает поддерживать их внимание, а следовательно – и мотивацию. Так как различные виды продуктивной деятельности в дошкольном возрасте связаны между собой, то это предоставляет возможность для педагогов включать изобразительной деятельности в другие виды детской деятельности (общение, игру, познавательно-практическую деятельность, быт, труд) с решением конкретных специфических задач. Возможности развития творческих способностей детей дошкольного возраста обусловлены созданием условий для разностороннего развития личности ребенка и направлены на формирование эстетических и познавательных интересов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый из нас имеет творческие способности. Необходимо развить их в ребенке, чтобы он стал гармоничным, развитым и успешным человеком. Для этого ребенок должен иметь возможность заниматься разными видами деятельности: петь, танцевать, сочинять сказки, рисовать и т.д. Ключевым моментом в развитии творческих способностей является развитие воображения и мышления, которое заключается в способности придумывать новые образы, новые решения, новые задачи. Воображение может быть воссоздающим или творческим. Это зависит от того, создает ли ребенок самостоятельные, оригинальные, яркие образы или пользуется образами из памяти. В детском художественном творчестве оба эти вида воображения тесно переплетаются, задача взрослых – научить ребенка использовать их в полной мере, развить творческие способности каждого малыша. Лучшим способом для достижения этого являются детские впечатления! Помогите детям получить как можно больше ярких, радостных, незабываемых впечатлений!

Чтение сказок, стихов, художественных произведений, рассматривание иллюстраций, посещение театров и музеев, походы и экскурсии – все это обогащает жизненный опыт ребенка, способствует развитию его воображения. Познание окружающего мира – это хорошее начало для развития способностей ребенка, в том числе и творческих, но оно должно происходить регулярно, а не «по расписанию», время от времени. Существует множество игр, стимулирующих развитие творческих способностей. Всевозможные мозаики и конструкторы также хорошо развивают воображение и фантазию, только нужно помнить, что они должны быть безопасны и соответствовать возрасту ребенка. Вся окружающая ребенка среда должна способствовать его развитию. Самое главное, что все, чем ребенок занимается, должно приносить ему радость. Обязательно обсуждайте все прочитанное и увиденное, интересуйтесь личными впечатлениями ребенка. Пусть ребенок нарисует, слепит все, что увидел, о чем узнал, что его заинтересовало или взволновало. Возможно, он что-то додумает в процессе, нафантазирует – творческая переработка жизненных впечатлений также способствует развитию воображения.

Таким образом, успешное развитие творческих способностей дошкольников возможно при создании определенных условий: раннее физическое развитие ребенка, создание обстановки, стимулирующей ребенка на разнообразную творческую деятельность, максимальное напряжение сил, свобода выбора вида деятельности, комфортная обстановка и наличие свободного времени. Необходимо постоянно стимулировать ребенка к творчеству, радоваться его успехам, сопереживать неудачам, терпеливо вникать в самые странные его идеи и никогда не осуждать.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Брутова М.А., Буторина А.Н. Социальная педагогика: учеб.- метод. пособие / сост. М.А. Брутова, А.Н. Буторина; Сев.(Арктич.) федер. ун – т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИПЦ САФУ, 2013. – 76 с.
  2. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду М.: Мозаика – Синтез 2011
  3. Вераксы Н.Е., Коморовой Т.С., Васильевой М.А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования От рождения до школы ФГОС. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Коморовой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  4. Ведерникова М.Л., Тебенькова А.В., Яшина В.В. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА [Текст] // Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности: сборник материалов 12-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 23 октября, 2016 г.) - Махачкала: Издательство «Апробация», 2016 – С. 19-21
  5. Грабенко Т.М. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
  6. Гуляева О.И. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 19 февр. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – 2016.
  7.  Демакова И.Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика. — Казань, 2003.
  8. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2011. — 528 с 8
  9. Дошкольное образование в контексте реализации ФГОС: материалы областной заочной научно-практической конференции педагогов дошкольных образовательных организаций. 18 апреля 2014 г.– Мурманск: ГАОУ МО СПО «МПК», 2014. – 380 с.
  10. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения./Под ред.А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
  11. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров/ Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: Юрайт, 2012. – 510 с.
  12. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М.: ТЦ Сфера. – 2008.
  13. Загвязинский, В. И. Теории обучения и воспитания: учеб. для студентов вузов: рек. УМО вузов РФ по психолого-пед. образованию/ В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. — М.: Академия, 2012. − 257 с.
  14.  Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. – СПб.: Речь, 2005.
  15. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество / Т.Г. Казакова. – М.: Просвещение, 2007. – 100 с. 2.
  16. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с
  17. Коробейникова А.В. и др. (сост.). II Международная научно-инновационная конференция школьников Открой в себе ученого. - СПб.: Своё издательство, 2015. — 456 с.
  18. Кувшинова И.А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией в условиях промышленного города // Логопед: научно-методический журнал. 2009. - №6 (38). - С. 13-20.
  19. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Е.А.Александрова и др.– М.: Изд. центр МИРОС, 2001.- 208 с.
  20.  Модель психолого-педагогической поддержки социализации и индивидуализации развития ребенка с разными возможностями и потребностями: Материалы городского обучающего научно-практического семинара на тему: «Психолого-педагогическая поддержка социализации и индивидуализации ребенка дошкольного возраста». (Санкт-Петербург, сентябрь 2015) / Под. общ. ред. Н.А. Вершининой. – СПб.: Изд-во «Свое издательство", 2015. - 86 с.
  21. Мокеева Т., Кузьменко И.В. Формирование творческих способностей дошкольников // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 179-180
  22. Мудрик А.В. Социализация человека: Учеб. пособие. — М., 2004.
  23. Образовательные стандарты дошкольное образование. – Минск: Белорусский Дом печати, 2013. – 29 с
  24. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 160 с.        
  25. Теоретико-прикладные основы социально-коммуникативного развития дошкольников. Бабунова Е.С., Градусова Л.В., Левшина Н.И., Мичурина Ю.А., Степанова Н.А., Турченко В.И., Чернобровкин В.А., Шепилова Н.А. - Магнитогорск, 2015. - 329 с 
  26. Толстикова О. В., Савельева О. В. Разработка основной общеобразовательной программы–. образовательной программы дошкольного образования: методические рекомендации [Текст] / О. В. Толстикова, О. В. Савельева; ГАОУ ДПО СО «ИРО», каф. педагогики и психологии. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. –224с.
  27. Чернобровкин В.А. Философско-эстетический анализ музыки (отечественные теоретические концепции 20 - 30-х годов XX века): Дис. канд. филос. наук – СанктПетербург, 1999 – 155 с
  28. Шайдурова, Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста / Н.В. Шайдурова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с.


[1] Ведерникова М.Л., Тебенькова А.В., Яшина В.В. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА [Текст] // Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности: сборник материалов 12-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 23 октября, 2016 г.) - Махачкала: Издательство «Апробация», 2016 – С. 19-21

[2] Ведерникова М.Л., Тебенькова А.В., Яшина В.В. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА [Текст] // Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности: сборник материалов 12-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 23 октября, 2016 г.) - Махачкала: Издательство «Апробация», 2016 – С. 19-21

[3] Кувшинова И.А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией в условиях промышленного города // Логопед: научно-методический журнал. 2009. - №6 (38). - С. 13-20.

[4] Теоретико-прикладные основы социально-коммуникативного развития дошкольников. Бабунова Е.С., Градусова Л.В., Левшина Н.И., Мичурина Ю.А., Степанова Н.А., Турченко В.И., Чернобровкин В.А., Шепилова Н.А. - Магнитогорск, 2015. - 329 с.

[5] Чернобровкин В.А. Философско-эстетический анализ музыки (отечественные теоретические концепции 20 - 30-х годов XX века): Дис. канд. филос. наук – СанктПетербург, 1999 – 155 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие у ребёнка дошкольного возраста творческого воображения в процессе экспериментирования с разнообразным материалом»

… Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребёнка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаж...

Опыт работы "Развитие у дошкольников творческого потенциала в рисовании через освоение разнообразных художественных материалов и техник"

Опыт работы "Развитие у дошкольников творческого потенциала  в рисовании через освоение разнообразных художественных материалов и техник"...

Педагогический проект долгосрочный "Развитие у детей дошкольного возраста элементарного творчества в процессе экспериментирования с разнообразным художественным материалом"

Детский рисунок, процесс рисования- это частица духовной жизни ребенка.Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира,  а живут вэтом мире, входя в него, как творцы красоты, наслаж...

Развитие у дошкольников творческого потенциала в рисовании через освоение разнообразных художественных материалов и техник

На современном этапе одна из важных задач производственной практики – формирование творческой личности. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность. Создавая изо...

«Развитие творчества дошкольников в процессе ознакомления с народно-прикладным искусством»

Материал поможет воспитателям привить старшим дошкольникам любовь к художественной деятельности, обогатить их творческое воображение....

План по самообразованию воспитателя Тема: «Развитие у детей дошкольного возраста элементарного изобразительного творчества в процессе экспериментирования с разнообразным художественным материалом»

ldquo;Развитие у детей дошкольного возраста элементарного изобразительного творчества в процессе экспериментирования с разнообразным художественным материалом”. Детский рисунок, процесс ри...