Статья на тему: "Современные гаджеты в жизни детей"
статья (старшая, подготовительная группа)

С.В. Терентьева

В статье освещается проблема зависимости наших детей от современных электронных устройств, о тесной связи "компьютер-ребенок", которая укрепляется с каждым годом все прочнее и прочнее. Так ли плохо для детей пользование гаджетами, как кажется одним родителям, и так ли хорошо быть продвинутыми пользователями и уметь владеть новомодными электронными устройствами, как думается другим? Где же истина?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

на тему: «Современные гаджеты в жизни детей».

Современная жизнь «преподнесла» нам еще одну психологическую проблему — гаджеты (от англ. gadget, что обозначает «техническая новинка»). Особенно остро эта проблема проявляется у наших детей в форме зависимости от различных электронных устройств. Телефоны, телевизоры, игровые приставки, планшеты и компьютеры – это то, без чего современные дети зачастую уже не могут обойтись. Да и много ли из нас тех, кто проводит хотя бы один день без этих устройств? Скорее всего - нет. Чего же в таком случае ожидать от наших детей?

Современный мир не даёт нам права раздумывать, нужно или не нужно покупать новомодные штучки, без них сегодня никак. Хоть мы зачастую и ворчим, что цифровая революция – это настоящая беда, но ведь отказаться от современных технологий сегодня уже не можем. Что уж говорить про наших продвинутых отпрысков, которые с пелёнок готовы изучать интересные устройства. Тесная связь «компьютер-ребёнок» с каждым годом укрепляется всё прочнее и прочнее, влияние гаджетов на детей становится всё мощнее и мощнее, знакомство с ними происходит всё раньше и раньше.

Многие взрослые специально дают своим детям гаджеты, например, чтобы не капризничал, не устраивал истерик. При этом знакомить ребенка с гаджетами родители начинают уже с первого года жизни, а то и раньше. И мне думается, что это не правильно. Поскольку именно в раннем дошкольном возрасте у ребенка возникают особые эмоциональные отношения с близкими людьми. Это то время, когда роль любящего родителя незаменима.

 «Человечество» в нашу эпоху создает для себя условия во всем: начиная от производства посудомоечных машин, заканчивая современными компьютерными технологиями. Естественно все это облегчает труд многих из нас, тем самым экономит наше с вами время. Возможно, именно факт появления свободного времени, стал толчком для увеличения и развития более современных мобильных устройств. Родители все чаще стали себе приобретать новые «игрушки» в виде сотовых телефонов и других гаджетов. Как правило, во многих семьях занятия за этими приборами приобретают все более навязчивый характер вредной привычки. Многие родители перестают уделять время не только своему ребенку, но и общению друг с другом, а если быть точнее их живое общение переходит в виртуальную переписку друг с другом. Таким образом, в семье иной раз не находится времени на теплые беседы, совместные игры. Самое страшное, что мобильное устройство поглощает не только взрослого, но и ребенка вместе с ним. Но, к большому сожалению, не каждый взрослый способен признать этот факт.

Все дети с самого рождения одарены от природы. Основная задача родителей и педагогов создать самые выгодные условия для раскрытия и развития данных ребенка, подаренных ему природой. Ранний и дошкольный возраст самый плодотворный период для развития. Ведь именно в это время создается фундамент для всей последующей жизни ребенка как активной личности, которая способна познавать окружающий мир и самого себя. Именно здесь приобретается уникальный опыт для формирования и раскрытия познавательных потребностей, навыков самоорганизации и произвольного самоконтроля, навыков общения со взрослыми и сверстниками. Именно в общении (через игры, совместную трудовую деятельность и творчество) совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка. Поэтому мозг ребенка с самого раннего возраста должен привыкать к определенному стилю познавательной активности. Родители, в свою очередь, должны помочь ребенку в этом. Это требует от них максимальной увлеченности своим ребенком, а не просиживания за гаджетами.

Дети, которые проводят большое количество времени за просмотром телевизора, в компьютерных играх, в Интернете или мобильном телефоне, подвержены серьёзному риску остаться без глубоких знаний о мире; они хуже читают, хуже отличают реальность от вымысла, у них гораздо хуже развито воображение. Так же им свойственна повышенная тревожность. Зависимость от виртуального мира появляется не сразу, а постепенно. Схема очень проста: интерес – очень сильный интерес – пристрастие – зависимость. Данный вид зависимости способен в конечном итоге привести к серьезным нарушениям психических и познавательных процессов, что особо опасно в период активного роста, созревания и становления личности.

В большинстве случаев, именно родители стоят у истоков появления данного вида зависимости собственного ребенка. Зачастую это  происходит из-за отсутствия внимания со стороны родителей, их занятость собственными делами, увлечениями. Именно родители, при необходимости увеличения свободного времени, впервые дают ребенку мобильное устройство в руки. Ребенок из-за отсутствия внимания, из-за скуки впервые берет в руки гаджет. Им движет не только скука, но и желание подражать взрослым. Бесконтрольное нахождение ребенка длительное время за мобильными устройствами  наносит серьезный вред здоровью малыша. На просьбу выключить или вернуть гаджет, у ребенка может наблюдаться неадекватное поведение, вплоть до истерики и агрессии. Впоследствии родитель вынужден «дать поиграть» лишь бы любимое чадо успокоилось. Частое и длительное использование ребенком гаджетов опасно не только нарушениями в  поведении малыша, но также и нарушением аппетита, сна, потерей интереса к происходящему вокруг, перепадами настроения и, безусловно, снижением уровня развития познавательных процессов. Таким образом, у ребенка происходит напряжение иммунной, нарушение нервной и эндокринной систем.

Но так ли плохо для дошколят пользование такой техникой, как кажется одним родителям, и так ли хорошо для детей быть продвинутыми и уметь владеть девайсами, как думается другим?! Социологические исследования показали, что есть два абсолютно противоположных мнения –  дозволительное «за» и категорическое «против», так что истину нужно искать где-то между ними, в «золотой середине».

Одним из самых важных отрицательных моментов, который можно отметить в использовании гаджетов детьми – это влияние на здоровье малышей. При длительном использовании планшета ребенок долгое время может находиться в неудобной, неправильной позе, что в свою очередь может привести к нарушению осанки и циркуляции крови. Кроме того, детские глаза испытывают колоссальную нагрузку, вследствие чего рано возникают проблемы со зрением. При длительном применении электронных сенсорных гаджетов у ребенка наблюдается неправильное формирование мышц, которые отвечают за возможность человека писать.

Если ребенок проводит слишком много времени за смартфоном, планшетом или компьютером, то у него формируется зависимость от них. Постепенно другие развлечения становятся неинтересны, а лишившись любимого электронного устройства, ребенок начинает нервничать и капризничать.

Это происходит из-за невнимательного, даже попустительского  отношения родителей к играм ребенка. Чтобы не вызвать у малыша зависимость, нужно оговаривать с ним условия игры и контролировать его время. И обязательно нужно играть с ребенком в обычные игры и игрушки, вызывая интерес и к такому времяпрепровождению.

Поэтому родители должны установить свои правила, например, давать возможность поиграть в компьютер, когда ребенок выполнил порученную ему работу или домашнее задание. В таком случае, в качестве поощрения  малыш может поиграть в любимую игру.

Не секрет, что на просторах интернета ребенок может, помимо познавательного и интересного материала, легко столкнуться с информацией, которая ему совершенно не предназначена, а возможно даже опасна. Родители должны внимательно относиться к тому, какие сайты посещает их ребенок и с кем общается.

Также и с играми: некоторые из них не желательны для маленьких детей, ведь они могут стирать грани нравственности и правильных поступков и приучать детей к насилию. Для того чтобы обезопасить своего ребенка, достаточно установить программу родительского контроля, которая не дает доступ к потенциально опасным материалам.

На самом деле, побочных эффектов от использования гаджетов избежать довольно несложно. Родителям необходимо контролировать количество времени, которое дети проводят за электронными играми, а также следить за тем, чем именно увлекается их ребенок. У ребенка не будет зависимости от гаджетов, если у него есть альтернативные интересы (кружки, прогулки, спортивные секции).

Несомненно, есть ряд положительных моментов в использовании гаджетов. На сегодняшний день существует множество игр для смартфонов и планшетов, которые расширяют кругозор ребенка, помогают ему освоить различные полезные  навыки.  Некоторые игры тренируют мелкую моторику, внимание и память, другие – развивают зрительное и слуховое восприятие, также есть игры, развивающие творческие способности ребенка. Важно и то, в какие именно игры родители будут позволять играть своему ребенку.

После появления смартфонов, планшетов и компьютеров родителям больше не нужно ломать голову, чем же занять ребенка во время длительной поездки или в очереди в поликлинике. Нет необходимости брать с собой целую кучу игрушек. Теперь можно просто включить малышу его любимый мультфильм или игру. Он не будет скучать, интересно проведет время, и не будет мешать окружающим.

Современные смартфоны и планшеты дают возможность общаться не только посредством смс-сообщений, но и обмениваться фото, переписываться в режиме он-лайн и звонить по видеосвязи. А ведь это очень полезные функции, особенно если твой ребенок в отъезде и ты соскучился по нему. Также это дает возможность ребенку не терять связь с другими родственниками, близкими и друзьями, быть в курсе жизни своей семьи и, в свою очередь, делиться с ними новостями.

Не стоит бросаться в крайности, ведь истина, как обычно, где-то между ними. Ребёнок рождается и растёт в современном мире, и современная жизнь предъявляет к человеку достаточно высокие требования. Уже в начальной школе ребёнку понадобится знание компьютера, поэтому старательно не допускать знакомства ребёнка с разными электронными устройствами не очень предусмотрительно. Бесконтрольное использование гаджетов ребёнком тоже вряд ли приведет к чему-то хорошему, поэтому гаджеты должны быть в жизни детей, но дозировано и обязательно под родительским контролем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Современные технические устройства (гаджеты) в жизни ребёнка: благо или зло?"

Современные технические устройства (гаджеты) в жизни ребёнка: благо или зло?Подготовила: Якушева Ольга ВикторовнаВоспитатель ГБДОУ д/с 99 Московского района Санкт-Петербурга  В наше время, в век ...

Статья по теме "Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста"

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы . У детей стали искажены представления ...

Гаджеты в жизни детей

Хочу поднять очень важную тему на сегодняшний день гаджеты в жизни ребенка....

Статья на тему: "Современный воспитатель в современном детском саду"

Статья  на тему:"Современный воспитатель в современном детском саду"Шахмаметьева Лилия РашидовнаГБДОУ №37 Фрунзенского района г. Санкт-Петербург          ...

Гаджеты в жизни детей с ОВЗ

Статья о пользе и вреде современных компьтерных технологий. Влияние приложений и игр на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья....

Статья по теме:«Современная мультипликация как средство воспитания детей дошкольного возраста»

В настоящее время одним из факторов, которые оказывают влияние на становление личности дошкольника, его творческую, познавательную и речевую активность является развитие информационно-коммуникационных...