Игра-драматизация в жизни ребёнка.
статья (старшая группа)

Ковальчук Валентина Александровна

Игра-драматизация в жизни ребёнка.

В развитии ребёнка огромная роль принадлежит основному виду деятельности-игре. Ведь именно игра помогает ребёнку познавать мир, развивать кругозор.

          Основной особенностью игры является отражение детьми окружающей жизни, деятельность взрослого и его взаимоотношение.

          Игра должна присутствовать как на занятии, так и во время игровых действий. Будучи увлекательным занятием для ребёнка, игра является важным средством воспитания и развития.

          В своей практике работы в детском саду я ставлю игру на первый план, так как понимаю, что игра важна для психического развития ребенка. Именно в игре и через неё ребёнок усваивает общественный опыт, приобретает знания и умения, навыки, происходит формирование психических свойств и способностей.

          Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни.

          Если на четвёртом году жизни мы наблюдаем объединение в игре различных событий, а иногда дети включают и эпизоды из сказок, показанных им заранее в кукольном театре, или прочитанных из  сказок, так как в этом возрасте очень важны зрительные впечатления.

          Дети же старшего возраста в игру входят смелее и разнообразней: в игре они уже могут комбинировать свои знания из наблюдений, книг, рассказов взрослых. В игре старших детей, как и у младших, образуются новые впечатления, но в связи с возрастом они знают больше и пользуются своими знаниями более сознательно.

          Особый характер приобретает замысел в играх-драматизациях, которые отличаются от обычной творческой игры тем, что создаются по обычному сюжету. Игра-драматизация-это готовый план, где последствие действий определено заранее. Особое значение игры-драматизации в том, что она помогает детям глубже понять рассказы, стихотворения, сказки, почувствовать их художественную ценность, способствует развитию выразительности речи и движений.

          При наблюдении за детьми, пришла к выводу, что сказки, рассказы отражаются в играх детей всех возрастов, но очень даже по-разному. Маленькие дети передают в игре отдельные эпизоды сказки, старшие дети передают целиком сказку, но добавляют свои впечатления и изменения, вставляя детали из своего жизненного опыта. Старшие дети меняют своё отношение к тому или иному спектаклю. Они стараются правильно передать образ героя сказки, выражая своё отношение к нему. Не смотря на то, что возраст ребёнка не такой уже и большой, можно наблюдать точность передачи образа движениями, мимикой, жестами. Игровые действия ребёнка всегда реальны. Возникает также ответственность за порученное ему дело. Но педагог должен научить детей различать реальность действительности и игры «понарошку».

И, несмотря на  игровые переживания, он должен быть всегда искренен.

          Театрализованные игры, игры-драматизации являются разновидностью творческой игры. В игре-драматизации более ярко выражено чувство партнёрства. Здесь участники игры должны внимательно слушать реплики товарищей по игре, чтобы вовремя вступить со своей ролью. При драматизации литературного произведения детей необходимо поделить на зрителей и актеров. Создавая образ персонажа, актер получает приятное переживание, чувство восторга, а также игровое настроение. Зритель получает удовольствие, умение сопереживать герою, а иногда и включаться в игру. Дети стараются играть для зрителей, а не для себя, как было в обычной игре.

          В игре-драматизации дети передают своих персонажей при помощи мимики, интонации, жестов, позы, походки, движения, действий.

          Этот вид игры оказывает большое значение на развитие речи. Именно в игре-драматизации формируется диалогическая, эмоционально-насыщенная речь, активизируется словарь ребенка. Игра-драматизация способствует освоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Содержание игр влияет на нравственное воспитание, и в первую очередь, на овладение этическими нормами, являясь своеобразным тренингом в усвоении этикета. Тематика и содержание игр имеют нравственную направленность, которая заключается в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в постановке того или иного произведения.

          Осмысливая содержание сказки в игре, ребёнок осознаёт, что сказка  представляет особую ценность культурного наследия народа.

          Игра-драматизация развивает творчество детей, речевое, выразительное, художественное, поэтическое, музыкальное, образное видение действительности.

          Руководство воспитателя заключается в том, что он тщательно подбирает произведение, имеющее воспитательное значение, сюжет которого не трудно детям усвоить. Желательно подбирать такие произведения, где есть чётко противоположные персонажи и ситуация нравственной направленности, это особо характерно для сказок.

          Желательно, чтобы до игры-драматизации в группе уже прошел кукольный спектакль и после него игры-беседы детей с персонажами. Если впервые ставится спектакль в группе, то воспитатель принимает в нем участие. Он может незаметно направить игру в нужное русло, включая в сказочные ситуации моменты из жизни детей но, не нарушая общего развития сюжета игры.

          Работа над подготовкой к игре-драматизации не ограничивается только этой работой. Параллельно происходит развитие творчества и театрализованного творчества на занятиях по обучению рассказыванию, а также специальная работа по обучению работы с куклами.

          Игры-драматизации часто включают в содержание детских праздников.

          Для того чтобы игра-драматизация заняла определённое место в работе необходимо соблюдать следующие условия:

-наличие и развитие представлений и интереса детей к различным видам театра;

-разнообразие костюмов и доступности художественного оформления спектаклей и инсценировок по литературным произведениям;

-овладения детьми правилами и приёмами того или иного вида театрализованной деятельности;

-серьёзного, эмоционально-положительного отношения педагога к играм детей в театр;

-установление в педагогическом процессе детского сада взаимосвязи между занятиями и самостоятельной художественной деятельностью детей. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra-dramatizatsiya_v_zhizni_rebyonka.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-драматизация в жизни ребёнка.

В развитии ребёнка огромная роль принадлежит основному виду деятельности-игре. Ведь именно игра помогает ребёнку познавать мир, развивать кругозор.

        Основной особенностью игры является отражение детьми окружающей жизни, деятельность взрослого и его взаимоотношение.

        Игра должна присутствовать как на занятии, так и во время игровых действий. Будучи увлекательным занятием для ребёнка, игра является важным средством воспитания и развития.

        В своей практике работы в детском саду я ставлю игру на первый план, так как понимаю, что игра важна для психического развития ребенка. Именно в игре и через неё ребёнок усваивает общественный опыт, приобретает знания и умения, навыки, происходит формирование психических свойств и способностей.

        Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни.

        Если на четвёртом году жизни мы наблюдаем объединение в игре различных событий, а иногда дети включают и эпизоды из сказок, показанных им заранее в кукольном театре, или прочитанных из  сказок, так как в этом возрасте очень важны зрительные впечатления.

        Дети же старшего возраста в игру входят смелее и разнообразней: в игре они уже могут комбинировать свои знания из наблюдений, книг, рассказов взрослых. В игре старших детей, как и у младших, образуются новые впечатления, но в связи с возрастом они знают больше и пользуются своими знаниями более сознательно.

        Особый характер приобретает замысел в играх-драматизациях, которые отличаются от обычной творческой игры тем, что создаются по обычному сюжету. Игра-драматизация-это готовый план, где последствие действий определено заранее. Особое значение игры-драматизации в том, что она помогает детям глубже понять рассказы, стихотворения, сказки, почувствовать их художественную ценность, способствует развитию выразительности речи и движений.

        При наблюдении за детьми, пришла к выводу, что сказки, рассказы отражаются в играх детей всех возрастов, но очень даже по-разному. Маленькие дети передают в игре отдельные эпизоды сказки, старшие дети передают целиком сказку, но добавляют свои впечатления и изменения, вставляя детали из своего жизненного опыта. Старшие дети меняют своё отношение к тому или иному спектаклю. Они стараются правильно передать образ героя сказки, выражая своё отношение к нему. Не смотря на то, что возраст ребёнка не такой уже и большой, можно наблюдать точность передачи образа движениями, мимикой, жестами. Игровые действия ребёнка всегда реальны. Возникает также ответственность за порученное ему дело. Но педагог должен научить детей различать реальность действительности и игры «понарошку».

И, несмотря на  игровые переживания, он должен быть всегда искренен.

        Театрализованные игры, игры-драматизации являются разновидностью творческой игры. В игре-драматизации более ярко выражено чувство партнёрства. Здесь участники игры должны внимательно слушать реплики товарищей по игре, чтобы вовремя вступить со своей ролью. При драматизации литературного произведения детей необходимо поделить на зрителей и актеров. Создавая образ персонажа, актер получает приятное переживание, чувство восторга, а также игровое настроение. Зритель получает удовольствие, умение сопереживать герою, а иногда и включаться в игру. Дети стараются играть для зрителей, а не для себя, как было в обычной игре.

        В игре-драматизации дети передают своих персонажей при помощи мимики, интонации, жестов, позы, походки, движения, действий.

        Этот вид игры оказывает большое значение на развитие речи. Именно в игре-драматизации формируется диалогическая, эмоционально-насыщенная речь, активизируется словарь ребенка. Игра-драматизация способствует освоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Содержание игр влияет на нравственное воспитание, и в первую очередь, на овладение этическими нормами, являясь своеобразным тренингом в усвоении этикета. Тематика и содержание игр имеют нравственную направленность, которая заключается в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в постановке того или иного произведения.

        Осмысливая содержание сказки в игре, ребёнок осознаёт, что сказка  представляет особую ценность культурного наследия народа.

        Игра-драматизация развивает творчество детей, речевое, выразительное, художественное, поэтическое, музыкальное, образное видение действительности.

        Руководство воспитателя заключается в том, что он тщательно подбирает произведение, имеющее воспитательное значение, сюжет которого не трудно детям усвоить. Желательно подбирать такие произведения, где есть чётко противоположные персонажи и ситуация нравственной направленности, это особо характерно для сказок.

        Желательно, чтобы до игры-драматизации в группе уже прошел кукольный спектакль и после него игры-беседы детей с персонажами. Если впервые ставится спектакль в группе, то воспитатель принимает в нем участие. Он может незаметно направить игру в нужное русло, включая в сказочные ситуации моменты из жизни детей но, не нарушая общего развития сюжета игры.

        Работа над подготовкой к игре-драматизации не ограничивается только этой работой. Параллельно происходит развитие творчества и театрализованного творчества на занятиях по обучению рассказыванию, а также специальная работа по обучению работы с куклами.

        Игры-драматизации часто включают в содержание детских праздников.

        Для того чтобы игра-драматизация заняла определённое место в работе необходимо соблюдать следующие условия:

-наличие и развитие представлений и интереса детей к различным видам театра;

-разнообразие костюмов и доступности художественного оформления спектаклей и инсценировок по литературным произведениям;

-овладения детьми правилами и приёмами того или иного вида театрализованной деятельности;

-серьёзного, эмоционально-положительного отношения педагога к играм детей в театр;

-установление в педагогическом процессе детского сада взаимосвязи между занятиями и самостоятельной художественной деятельностью детей.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровый образ жизни. Рассказ о том, как русские люди закалялись в старину. Игра - драматизация «Девочка чумазая» (для детей старшего дошкольного возраста).

Цели:- дать сведения детям о здоровом образе жизни наших предков, о закаливании в старину;- воспитание у детей желания быть всегда чистыми, опрятными: иметь представление о воде как о природном ...

«Игра драматизация в жизни 3 – 4 летних детей».

Методическая разработка «Игра драматизация в жизни 3 – 4 летних детей».Игра — основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение:...

Игры-драматизации в социально-личностном развитии ребёнка.

Проблема приобщения к социальному миру- одна из ведущих в формировании личности ребёнка....

Игра-драматизация в развитии речи ребёнка дошкольного возраста.

В статье рассмотрены основные взгляды на игру-драматизацию выдающихся отечественных исследователей...

Особенности сюжетно-ролевой игры, режиссёрской игры, игры-драматизации. Их значение в жизни детей дошкольного возраста

Разновидности сюжетной игры, отнюдь не заменяют и не исключают друг друга. Каждая имеет свои преимущества, вносит свой особый вклад в развитие ребенка....

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: « ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ»

Ежедневно нам необходимо взаимодействовать со многими людьми. Некоторые профессии обязывают уделять им больше внимания, поскольку в определенных видах деятельности основным методом работы является общ...