Педсовет "Предметно-пространственная среда для воспитания экологической культуры дошкольников".
консультация (старшая группа)
Актуальность экологических проблем в современном обществе выводит вопросы экологического воспитания на первый план. В дошкольном учреждении решается важное задание - не только раскрыть перед детьми красоту природы, но и научить их самостоятельно ее замечать и ценить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание эколого-развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении является одним из важных условий экологического образования детей. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде эколого-развивающая предметно-пространственная среда учреждения обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства; развитие детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа с учетом особенностей их развития. Грамотно организованная предметно-развивающая среда экологического содержания обеспечивает формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, помогает сформировать познавательное отношение к ней и обеспечивает становление ценностного отношения ко всему живому. Вот почему в работе по экологическому воспитанию дошкольников основной упор сделан на организацию эколого-развивающей среды.
Основными элементами эколого-развивающей среды в нашем детском саду являются уголки природы, мини лаборатории, живой уголок, библиотека, сад-огород, территория детского сада (ландшафтные архитектурные объекты), экологическая тропа, уголки в группах (экспериментальные, природные, выставочные).
Уголок природы. Является обязательным элементом в каждой возрастной группе, что уголок природы – это место постоянного общения малыша с растениями и животными, которое вносит разнообразие в жизнь детей. В уголке природы дети могут проводить интересные наблюдения за природными объектами, заботиться о них. В результате у детей формируются правильные представления о мире природы, воспитывается бережное, заботливое отношение к растениям и животным, чувство ответственности за них.
Содержание объектов и материалов уголка природы:
-комнатные растения;
-декоративные животные;
-календарь погоды и природы;
-альбомы, гербарии, содержащие материал природоведческого характера;
-художественная литература о природе;
-дидактические игры природоведческого содержания;
-различные природные материалы;
-оборудование для организации труда в природе;
-оборудование для организации опытнической деятельности;
Все объекты, предметы, материалы уголка природы яркие, красочные, эмоционально привлекательны, доступны детям (и содержательно, и физически). Материалы, объекты и оборудование стимулируют детей к организации детей к организации экологически-ориентированного общения в процессе реализации различных видов и форм детской деятельности (наблюдения, игр, труда, экспериментирования и пр.). В содержании уголка находятся не только разнообразные комнатные растения и декоративные животные, но и календари природы и погоды, альбомы, гербарии, художественная литература и дидактические игры экологического содержания, различные природные материалы (семена, камешки, кусочки коры и пр.), оборудование для труда в природе, модельный материал.
Мини – лаборатория. Предназначена для организации детской элементарно-исследовательской деятельности в природе. Которая обеспечивает детям не только осознание связей и зависимостей, существующих в мире природы, но и даёт возможность качественно освоить перечень трудовых умений и навыков, необходимых детям для организации экологически-грамотного ухода за выращиваемыми растениями активно использовать их в повседневной жизни. В процессе этой деятельности дошкольники осознают свою позитивную роль в жизни природы родного края, что оказывает благотворное влияние не только на развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер, но и на развитие духовности и нравственности.
В лаборатории хранятся природные материалы, предназначенные для проведения разных исследований: песок, глину, камни, семена растений.
Сад-огород. Предназначен для того, чтобы на практике показать детям, как сажают семена цветочых растений и овощей. Дошкольники учатся наблюдать за посадкой и всходами семян, ухаживать за растениями, получают знания о садовых и огородных растениях.
Территория детского сада (ландшафтные архитектурные объекты). На участке дети знакомятся с изменениями, которые происходят в природе, с ландшафтными архитектурными объектами (горки, цветники, огород), следят, как готовятся растения к смене сезонов. Прогулки по участку детского сада закрепляют умения детей правильно вести себя в природе( не ломать кустов, ветвей, не оставлять мусор, не разрушать муравейники).
Экологическая тропа. Экологическая тропа детского сада «Ромашка» – специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором дошкольники получают информацию о них.
1. Солнечная поляна»
Вместе с педагогом дети рассматривают схему тропы, для определения последовательности маршрута.
2.Правила поведения в природе.
Дети знакомятся с правилами поведения в природе . Педагог обращает внимание детей на то, что во время путешествия по тропе тоже необходимо соблюдать правила:
Запрещается срывать растения, вытаптывать траву, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.
С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п.
С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!
- «Природная лаборатория»
Объект включает столы и скамейки для детей, различные материалы для проведения опытов и экспериментов (песок, вода, глина, почва, камешки, шишки и другой природный и бросовый материал), необходимое оборудование (лупы, различные емкости, мерные стаканы, ложки, весы, игрушки для игр с водой и песком, бумага, карандаши для зарисовок, папки с картотекой опытов и экспериментов с детьми разного возраста для педагогов, информационные материалы для родителей.
Дети знакомятся, расширяют и уточняют знания о свойствах объектов живой и неживой природы (вода, песок, глина, почва, камни, семена, листья шишки и т.п.); проводят совместно со взрослыми опыты, эксперименты, наблюдения.
Педагог заранее, в зависимости от возраста, интересов детей и образовательных задач, выбирает из картотеки опытов и экспериментов 1-2 задания, проверяет наличие необходимого для их проведения материала. По окончании эксперимента педагог помогает детям сделать выводы, систематизировать представления. По результатам опытов и экспериментов дети могут выполнять зарисовки.
- «Земляничная поляна»
Дети знакомятся с земляникой, наблюдают за тем как она растет, пробуют ее душистые плоды.
Педагог предлагает отгадать загадку о землянике, беседует с детьми о ней (части растения, этапы роста, польза для природы и человека), читает стихотворение про землянику.
- «Муравейники»
Дети рассматривают муравейники из хвои и веточек, фигурки муравьев, рассматривают схему муравейника.
Педагог предлагает отгадать загадки про муравьев и муравейник, рассказывает детям об устройстве муравейника, интересные факты из жизни этих насекомых, знакомит с пословицами, поговорками, народными приметами, связанными с муравьями, читает стихи и сказки про муравьев и муравейник.
- Берёза
Дети рассматривают все части дерева (ствол, листья, цветы, плоды), наблюдают за изменениями в разное время года.
Педагог, используя иллюстративный материал из «волшебного сундучка» беседует с детьми о берёзе, рассказывает об этом дереве, его строении, росте, пользе для природы и человека; знакомит с пословицами, поговорками, народными приметами, связанными с берёзой, читает стихи об этом дереве.
- «Мини-водоём»
Дети рассматривают искусственный водоем с водными растениями, насекомыми, улитками, живущими в воде, альпийскую горку с разными видами растений, фигурки лягушки, цапли, уток, наблюдают за изменениями живых объектов природы, отгадывают загадки, связанные с прудом и его обитателями.
Педагог, используя иллюстративный материал беседует с детьми об обитателях пруда (растения, животные, насекомые)..
- «Огород»
Дети рассматривают мини-грядки с овощными культурами (кабачки, огурцы, помидоры, капуста, лук, салат и др.) наблюдают за их ростом и развитием, приобретают практические навыки ухода за растениями (полив, прополка, рыхление, сбор урожая)
Педагог беседует с детьми об овощных культурах и растениях огорода, предлагает отгадать загадки о них, рассказывает о том, как человек ухаживает за растениями, инструментах, необходимых для этого; помогает сделать выводы о взаимосвязи состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями.
- «Цветы леса и луга»
Дети рассматривают луговые и лесные цветы (ландыш, ветреница, колокольчик, ромашка, василек и др.), наблюдают за изменениями в их росте и развитии, любуются красотой цветов и наслаждаются их ароматом.Педагог беседует с детьми о цветах луга и леса, их особенностях, помогает выделить их общие признаки и различия, загадывает загадки, читает стихи об этих растениях. В конце маршрута педагог с детьми возвращаются на « Солнечную полянку», где спрашивает детей о том, где они побывали, что нового узнали, благодарит за соблюдение правил поведения на тропинке, доброе и заботливое отношение к природе .
Дети совместно с родителями и воспитателями постоянно принимают активное участи в Международных конкурсах рисунков, плакатов в защиту редких, исчезающих животных : «Россия-родина слонов», «Амурского тигра», «Белого медведя», а также в региональном этапе Всероссийских экологических Акций «Зелёная планета глазами детей», «Дни защиты от экологической опасности», «Весна без огня». Акции «Чистое село», «С любовью к России мы делами добрыми едины», трудовой десант по благоустройству территории, посадка деревьев, уход за цветами заставляет людей выполнять природоохранные требования и уже дети вместе с родителями воспринимают эти требования, как свою внутреннюю потребность , а не обязанность.
Основными направлениями экологического образования и воспитания детей и взрослых в детском саду являются :
-организация экологического образования детей в различных видах деятельности: образовательная деятельность, игры, экскурсии, прогулки, проектная, исследовательская, опытно-экспериментальная, природоохранная, проведение развлечений и праздников на данную тематику.
- организация и проведение подготовки педагогических работников и родителей по экологическому воспитанию.
В образовательной деятельности используются фрагменты видеофильмов, видеосюжетов о природе, слайдовые презентации. Через занятия всех возрастных групп проходит тема сезонных изменений в природе. Для ознакомления подбираются животные и растения , внешний вид, которых, поведение наиболее интересны в этот период, и наиболее ярко и глубоко влияют на чувства ребёнка.
Содержание занятий по экологии подводит детей к их мировоззренческим выводам: о единстве и разнообразии природы, связях и взаимосвязях между разными объектами природы, постоянных изменениях в природе и её развитии. Занятия проводятся в различных формах:
-беседы на познавательные темы «Об овощах и фруктах», «Как лесные звери готовятся к зиме», «О домашних и диких животных», «Кто может обидеть ель и как её помочь», «Перелётные птицы», «Станем юными защитниками природы» и т.д.
-познавательные рассказы, чтение познавательной литературы (В.Бианки,
Е.Чарушин, Ю.Дмитриев, Пришвин и др.)
- в процессе опытно-экспериментальной деятельности расширяются представления детей о свойствах воды, песка, снега. Вода (льётся, переливается, нагревается, охлаждается), песок (сухой – рассыпается, влажный – лепится), снег (холодный, белый, от тепла тает).Были проделаны опыты с детьми «Вода – источник жизни», «Тает, не тает, летает, не летает», Опыт «Как обнаружили воздух?» , Игра-экспериментирование «Что в пакете?», Игра-эксперимент «Воздух работает», Эксперимент «Может ли камень издавать звук?» , Проблемная ситуация «Почему вода льется?», наблюдение «Делаем цветные льдинки».
- успешному решению задач экологического образования и воспитания дошкольников способствует технология проектной деятельности. Педагоги ДОУ совместно с детьми и родителями реализовали следующие проекты : «Покормите птиц зимой» , «Экологический калейдоскоп», «День земли», «День малых рек и водоёмов», « «День птиц», «Разноцветная планета» , «Волшебница вода» , «Волшебный песок» , познавательско-исследовательский проект «Огород на подоконнике» . Проводится организационно - методическая работа с кадрами: консультационно-практические занятия, консультации по организации проектов, экскурсий, познавательно-исследовательской деятельности, организации и проведению прогулок в детском саду .
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используем следующие формы работы: родительские собрания, консультации, беседы, размещаем стендовую информацию. Родители с большим удовольствием принимают активное участие в совместных с детьми конкурсах рисунков, поделок, выставок.
Экологическое образование и воспитание дошкольников осуществляется в рамках реализации:
- основной общеобразовательной программы ДОУ .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/29/picture-37971.jpg)
Воспитание экологической культуры дошкольников через музыкальную деятельность
Воспитание ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В нашем детском саду экологическое направление является приоритетным, поэтому формирование экологической культ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/30/picture-1181976-1572432544.jpg)
Педсовет "Предметно-пространственная среда для воспитания экологической культуры дошкольников".
Актуальность экологических проблем в современном обществе выводит вопросы экологического воспитания на первый план. В дошкольном учреждении решается важное задание - не только раскрыть перед детьми кр...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/02/picture-543297-1509654354.jpg)
Статья «Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников» (из опыта работы)
Материал для педагогов из личного опыта....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/02/picture-543297-1509654354.jpg)
презентация «Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников»
презентация к статье "Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников" ....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/08/picture-178243-1362741392.jpg)
Музыкально-экологические досуги в ДОУ как средство воспитания экологической культуры дошкольников.
Этот проект музыкально-экрлогических досугов направлен на приобщение детей через интеграцию музыкального искусства и экологии к заботе об окружающей природе...
РМО. Взаимодействие с родителями по воспитанию экологической культуры дошкольников. Экологическая сказка «Приключения Травянчика»
Сегодня остро стоит вопрос защиты экологии и охраны окружающей среды. К сожалению, с развитием научно-технического прогресса и стремлением человечества создавать что-то новое, расширять добычу природн...