Статья "Детское воровство"
тест

Петя положил чужую машинку в карман своей куртки, Вася взял деньги со стола воспитателя, Миша прихватил игру Вали… Воспитатели недоумевают, родители в шоке! Случаи детского воровства, к сожалению, не редкость. То и дело узнаешь о детях, которые берут чужие вещи. А сколько таких случаев родители скрывают от всех! Воровство – присвоение или потребление человеком не принадлежащих ему материальных и духовных ценностей без предварительного разрешения  или уведомления их обладателя. Считается, что каждый ребенок хотя бы раз в жизни что-нибудь украл. Так что, детское воровство – это закономерность роста или ЧП?

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         Детское  воровство.

     Петя положил чужую машинку в карман своей куртки, Вася взял деньги со стола воспитателя, Миша прихватил игру Вали… Воспитатели недоумевают, родители в шоке! Случаи детского воровства, к сожалению, не редкость. То и дело узнаешь о детях, которые берут чужие вещи. А сколько таких случаев родители скрывают от всех! Воровство – присвоение или потребление человеком не принадлежащих ему материальных и духовных ценностей без предварительного разрешения  или уведомления их обладателя. Считается, что каждый ребенок хотя бы раз в жизни что-нибудь украл. Так что, детское воровство – это закономерность роста или ЧП?

     Какие же желания лежат в основе детского воровства? Что делает ребенок, когда тайком берет чужое? Общеизвестно: ворованным практически никто из них никогда не пользуется. Такие игрушки лежат в тайниках, в них не играют.     Представление же о том, что на самом деле происходит с ворующим ребенком, у нас достаточно смутное и общее: это акт агрессии, или фрустрированные потребности, или отсутствие ощущения собственной значимости…

     Что же забирает вор? Вор покушается на вашу безопасность, он нарушает вашу приватность. Возможно, он живет в ощущении незащищенности и постоянной угрозы – в том ощущении, которое пробуждает в нас. Возможно, детское и подростковое воровство – реализация неудовлетворенной потребности брать и ничего не давать взамен. Брать, а не покупать и не менять, так как это делать еще и не на что. Это может быть связано также с неясностью собственных желаний, с одной стороны, и с насилием извне, порождающим постоянную реактивную агрессию, связанную с защитой своих границ, - с другой. Опыт индивидуальной и групповой работы с «маленькими воришками» и их родителями, позволил выдвинуть следующее: для таких детей угрозу представляет автономия другого. Присутствие в их пространстве другого человека со своим пространством, своей активностью, своими границами вызывает сильную тревогу и ощущение небезопасности. Тогда покушение на автономию другого может быть попыткой построить для себя более безопасный мир.

     Воровство  - это правонарушение. Но уголовная ответственность за него наступает по достижении совершеннолетия. Однако если ребенок ворует у членов своей семьи, то родители всеми силами стараются избежать огласки. И это вполне оправдано. Поэтому обязательным условием работы с такими детьми является строжайшее соблюдение конфиденциальности. Все мы слышали термин «клептомания». Диагностическими критериями клептомании являются следующие:

     *Периодически возникающие непреодолимые импульсы украсть предметы, которые не нужны и не имеют материальной ценности.

     *Повышенное напряжение непосредственно перед совершением кражи.

     *Ощущение удовольствия или облегчения во время совершения кражи (потом может возникнуть чувство вины или тревога).

     *Кража не совершается как акт гнева или мести.

     *Кража не связана с нарушением поведения или расстройством личности антисоциального типа.

      Клептомания – это психическое расстройство, болезнь, она проявляется навязчивым желанием взять чужое и его реакцией; причем клептоман ворует не ради получения ценностей, а ради самого процесса. Часто клептоман искренне пытается отказаться от привычки воровать, но не может справиться с собой; иногда он просто не помнит, как все происходило, и обычно не прилагает больших усилий, чтобы «замести следы». Клептоману не поможешь воспитательными мерами – с ним должен работать психиатр. Важно отметить, что клептомания очень редкое заболевание, столкнуться с ним в реальной жизни маловероятно. Даже самые страстные клептоманы не «ходят на дело» каждый день: слишком велика нагрузка на психику.

     Ребенок может ничего не знать о назначении денег, о том, что они имеют определенную ценность, что их количество ограничено, что они кому-то принадлежат. Для ребенка нормально, естественно пользоваться вещами, находящимися в его доме. «Мое», «чужое», «наше», «твое» - эти понятия в его сознании достаточно размыты, моральные нормы не сформированы. Ребенок самостоятельно достает из холодильника еду, берет с полки книги: он знает, что дом – часть его жизни, а он член семьи. Но в то же время существуют и определенные ограничения – они связаны с возрастом ребенка, с тем, что он еще не может адекватно пользоваться теми или иными вещами. Если родители никогда не рассказывали ребенку, на что тратятся деньги в семье, сколько их в доме, как они зарабатываются, то ребенок без какой-либо задней мысли может, найдя в шкафу кошелек, взять и употребить его содержимое по своему усмотрению. Впадать в  панику из-за этого не стоит. Задача родителей  - не отругать и не пристыдить ребенка, а помочь ему разобраться в тех вещах, о которых он в силу возраста имеет очень слабое представление. Иногда родители в подобной ситуации обязывают детей отрабатывать потраченные деньги. Они назначают за каждую домашнюю работу определенную плату. Так ребенок на собственной шкуре понимает, что значит зарабатывать деньги. Хороший способ ввести ребенка в курс дела – выделять ему карманные деньги и помогать ими распоряжаться, постепенно предоставляя все большую самостоятельность, прививать ему восприятие денег как ресурса, которым нужно разумно распорядиться. Дети, беря чужие ручки, конфеты, не ставят себя на место «жертвы», не представляют себе ее чувств в отличие от детей, мстящих кражей своим обидчикам. Подобное поведение является следствием серьезного пробела в нравственном воспитании. Ребенку с ранних лет надо объяснять, что такое чужая собственность, что без разрешения брать чужие вещи нельзя; надо обращать его внимание на переживания человека, утратившего нечто.

     Часто встречается навязчивое воровство не психического, а невротического характера. Потребность украсть в данном случае связана с тревогой и неудовлетворенностью. Это вид психологической зависимости. Человеку, страдающему ею, необходима помощь психолога, который будет работать не с фактами воровства как таковыми, а с тревогой, которая гложет ребенка, заставляя его совершать кражу. Воровство такого типа характерно для детей, переживающих психологическую травму, неуверенных в своем нынешнем положении, испытывающих страх перед будущим, имеющих низкую самооценку и не получающих достаточной эмоциональной поддержки. Нередко дети воруют, чтобы привлечь внимание родителей или воспитателей. Кражи такого рода говорят о следующем: ребенок не получает достаточного внимания, отношения в семье напряженные, и супруги объединяются только перед лицом  «общей опасности» - перед воровством. Кража – реакция ребенка на травмирующие его жизненные обстоятельства, такие, как эмоциональная холодность родственников, нелюбовь к нему, развод родителей (отношения с отцом сохраняются, но сохранятся и отчужденность, а порой даже враждебность между родителями). Нередко воруют дети, родители или воспитатели которых уверены: они лучше знают, «что им (детям) в действительности нужно». Детское воровство часто вызывается желанием обладания (импульсивность), которое охватывает ребенка порой из-за пустяка и бывает непонятно взрослым. Это самая распространенная причина детского воровства. Маленьким детям очень тяжело контролировать свои желания, которые могут подогреваться в том числе рекламой, например маркетинговыми акциями типа «Собери их все». Такое спонтанное воровство – важный жизненный опыт, опыт соблазна, проступка, стыда, раскаяния. Даже если ребенок знает, что нельзя брать чужое, он может это сделать, если чужое ему очень понравилось.

     Существуют возрастные особенности воровства.  В 2-3 года малыш еще не различает своего и чужого. Гуляя по улице или находясь в гостях, он может взять понравившуюся ему игрушку или вещь. Это нельзя назвать воровством в прямом смысле, но родителям придется объяснить ребенку (а в случае повторении ситуации – неоднократно), что чужое без спросу брать нельзя, делая упор на переживаниях человека, утратившего вещь. В числе «пострадавших» могут оказаться и родители. Даже если ситуация выглядит комично, постарайтесь сдержать улыбку и напомните ребенку, что можно, а что нельзя. Помните: ребенок раннего возраста не ворует, а берет – берет при всех, не тайком, чтобы доиграть. Представление о том, что такое «мое» и что такое «чужое», появляется у ребенка после 3 лет, когда у него начинает развиваться самосознание. Четыре – шесть лет – возраст формирования нравственных привычек, но это не значит, что они уже закрепились. Как правило, дети в этом возрасте в состоянии различать «мое» и «не мое», имеют понятие о личном пространстве, личной собственности. Вместе с этим ребенку трудно обуздать импульсивность своих желаний, что и приводит к таким не всегда приятным поступкам. Родители считают: возраст ребенка является неоспоримым доказательством того, что он осознает совершаемое. Это не всегда верно: известны случаи, когда дети 7-8 лет не осознавали, что, присваивая чужую вещь, они нарушают общепринятые нормы, но бывает, что и 5-летние дети, совершая кражу, осознают, что поступают плохо. Можно ли, например считать воришкой мальчика 5 лет, который, испытывая огромную симпатию к своей сверстнице, подарил ей мамины золотые украшения? Мальчик считал, что эти украшения принадлежат ему так же, как и его маме.

     Психологи единодушны во мнении: тенденция к воровству у детей не излечивается с помощью наказания. Да, общество учит уважать законы, прибегая к суровым мерам, но ни одна из них неприменима к ребенку дошкольного возраста. И это первое, что нужно объяснить родителям. Ошибка ребенка – это родительская ошибка. Нравственные нормы он постигает постепенно, в процессе развития. Совсем еще маленький ребенок различает хорошее и плохое благодаря реакции на его поступки родителей, которые прежде всего мимикой и интонацией дают ему понять, какое поведение они поощряют, а какое – нет.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воровство

Если только ребёнка не подучивает это делать кто-нибудь из взрослых, что встречается нечасто, то в большинстве случаев он это делает потому, что чувствует себя в чём-то обделённым. Такому ребёнк...

Проблемы детского воровства.

Консультация для родителей.    Проблемы детского воровства. Проблема детского воровства недостаточно изучена психологами, материал на эту тему представлен в основн...

Слабость волевой регуляции поведения или склонность к воровству.

Можно ли на практике различить начало формирования дурной склонности к воровству и укрывательству чужого от невинных действий, связанных со слабостью волевой регуляции поведения, неспособностью к огра...

Выпускной "Воровство Азбуки"

Сценарий утренника выпуск в школу...

Консультация для родителей на тему: «Воровство в дошкольном возрасте»

Воровство как явление в дошкольном возрасте имеет свои специфические черты. Они касаются прежде всего мотивов и причин. В отличие от подростков, среди младших школьников практически отсутствуют так на...