« Использование моделирования в познавательно- исследовательской деятельности дошкольников»
занимательные факты (средняя группа)

Пулькова Татьяна Ивановна

« Использование моделирования в познавательно- исследовательской деятельности дошкольников»

(из опыта работы)

       Познавательная деятельность - это активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности, заключающейся:

 - в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи;

 - намечать план действий;

 - отбирать способы решения поставленной задачи;

 - добиваться результата и анализировать его.

        В процессе познавательной деятельности происходит  познавательное развитие ребенка,  т.е.  развитие его познавательной сферы (познавательных процессов, наглядного и логического мышления, произвольных внимания, восприятия, памяти, творческого воображения.)

         Главная задача познавательного развития ребенка — формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.

          Исследования в области дошкольного образования, показали, что формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста возможно посредством современных образовательных технологий:

-использования  ИКТ технологий,

-экспериментирования,

- проектной деятельности,

 -проблемно-игровых  технологий,

 -метода ТРИЗ,

-знаково-символических средств-  моделирования.

          В познании дошкольниками окружающего мира большую помощь оказывает моделирующая деятельность.

          Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей.

           Несмотря на то, что основой познания ребенком окружающей действительности является чувственное познание, многие явления природы ребенок не может воспринять непосредственно. И здесь большое значение приобретает использование моделей. Именно модели являются средством перехода от наглядно-действенного и наглядно-образного познания мира к познанию схематическому, творческому, обеспечивающему ребенку возможность опосредованным путем осваивать окружающий мир.
           Существует множество подходов к трактовке понятия «модель».           Я  привожу определения, наиболее широко используемые в практике экологического образования детей дошкольного возраста.

       Модель  это материальный заместитель реально существующих предметов, явлений природы, отражающий их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или отдельными компонентами.

Ещё одно определение .

         Модель - это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью. Например, глобус - это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью. 
Большое значение использование модельного материала имеет для развития мыслительной активности детей, способности абстрагировать существенные признаки объектов, явлений окружающей природы.
         Главной характеристикой модели является то, что она отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделируемого объекта.

Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решить следующие задачи:

- развивает у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать;

- учит вычленять главные признаки предметов, классифицировать объекты, выделять противоречивые свойства объекта;

- наглядно увидеть, понять связи и зависимость в окружающем мире;

- способствует развитию речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольника

         В дошкольных образовательных учреждениях используются следующие виды моделей:
-предметные модели

       Они воспроизводят структуру и особенности, внешние и внутренние взаимосвязи реально существующих объектов и явлений. Типичным примером использования предметных моделей в экологической работе с детьми является аквариум, моделирующий экосистему водоема (в миниатюре). К данному же виду моделей можно отнести и заводную игрушечную рыбку, с помощью которой возможно сформировать у детей представление о внешнем виде и движении рыбы; с детьми старшего возраста можно сделать глобус (из папье-маше на мече или воздушном шаре, либо другим способом). Такой глобус позволяет давать информацию о Земле постепенно и небольшими порциями: в течение учебного года приклеивать материки, обозначать государства, города, моря, которые так или иначе оказались в поле зрения детей, наносить печатными буквами их названия.
-предметно-схематические модели.

         В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Проблеме использования в экологической работе с детьми данного вида моделей посвящено исследование Н.И.Ветровой. Она предлагает в целях абстрагирования такого признака растений, как цвет листьев, использовать полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета; полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая и т.д.) при абстрагировании такого признака растений, как характер поверхности листьев, и т.д.  Говоря об использовании предметно-схематических моделей, С. Н. Николаева предлагала использовать их для ознакомления детей с таким понятием, как «мимикрия» (использование покровительственной окраски в целях защиты животных от врагов)
-графические модели.

         Они передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели может служить календарь природы и погоды, широко используемый в практике работы дошкольных образовательных учреждений;   при формировании понятия «рыбы» в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, своеобразное строение конечностей (плавники), форма тела, покров тела, жаберный способ дыхания, в которых проявляется приспособление рыб к водной среде обитания.

Примерные варианты модельного материала для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

 
Младший дошкольный возраст

 


Предметные


Предметно-схематические (сенсорные)


Графические


- аквариум;

- игрушки — аналоги различных животных, отражающие характерные особенности их внешнего вида


- модель величины (большой, маленький);

- модель численности групп (много, мало)


- календарь погоды;

- календарь наблюдений за птицами;

- модель «Жизненные формы» (дерево,

травянистое растение);

- модель «Строение растений» (стебель, лист, цветок);

- модель «Потребности растений» (вода);

- модель «Способы ухода за растениями»

 (полив, очистка листьев от пыли тряпочкой);

- модель «Свойства песка» (рассыпается, формуется);

- модель «Свойства глины» (ломается, лепится);

- обобщающая схема описания овощей и

фруктов (цвет, форма, величина, вкус);

- модель «Строение животных» (голова,

туловище, конечности, хвост)


 

Средний дошкольный возраст

 


Предметные


Предметно-схематические (сенсорные)


Графические


- аквариум;

- игрушки — аналоги различных животных, отражающие характерные особенности их внешнего вида


- модель формы листа (круглый, треугольный, овальный);

- модель величины (большой, маленький);

- модель численности групп (много, мало);

- модель характера поверхности (гладкий, шероховатый)


- календарь погоды;

- календарь наблюдений за птицами;

- модель «Живой организм» (питание, дыхание, движение);

- модель «Жизненные формы» (дерево, куст, травянистое растение);

- модель «Строение растений» (стебель, лист, цветок, плод с семенами);

- модель «Потребности растений» (вода, свет, тепло);

- модель «Способы ухода за растениями» (полив, рыхление, очистка листьев от пыли тряпочкой, кисточкой, опрыскивание);

- модель «Дикие животные»;

- модель «Домашние животные»;

- модель «Строение животных» (голова, туловище, конечности, хвост);

- модель «Свойства песка» (формуется, рассыпается, темный (светлый) по цвету);

- модель «Свойства глины» (ломается, лепится, темная (светлая) по цвету);

- обобщающая схема описания овощей и фруктов (цвет, форма, величина, вкус, место произрастания, как употребляется в пищу);

- обобщающая схема описания времени года (солнце, небо, ветер, осадки, почва, растительный мир, животный мир, мир человека (одежда, игры и забавы на прогулке))


 

Старший дошкольный возраст

 


Предметные


- модель «Экосистема леса»;

- модель «Экосистема луга»;

- модель «Экосистема водоёма»


Предметно-схематические (сенсорные)


- модель формы листа (круглый, треугольный, овальный);

- модель величины (большой, маленький, длинный короткий, широкий, узкий);

- модель численности групп (много, мало);

- модель характера поверхности (гладкий, шероховатый);

- модель «Мимикрия»


Графические


- календарь погоды;

- календарь наблюдений за птицами;

- календарь наблюдений за ростом и развитием растений;

- календарь длительности светового дня;

- модель «Термометр»;

- модель «Живой организм» (питание, дыхание, движение, рост и развитие, размножение);

- модель «Строение растений» (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами);

- модель «Потребности растений» (вода, свет, тепло, почва);

- модель «Способы ухода за растениями» (полив, рыхление, очистка листьев от пыли тряпочкой, кисточкой, опрыскивание, обрезка сухих листьев, подкормка);

- модель «Размножение растений» (семенами, листом, черенком, луковицей, делением куста на части);

- модель «Птицы»;

- модель «Рыбы»;

- модель «Звери»;

- модель «Насекомые»; 

- модель «Размножение животных» (яйцами, икрой, живорождение);

- карты местности родного края



        Экологические модели можно классифицировать по разным основаниям:

- по характеру моделирования – модели объектов, процессов;

- по внешнему виду – плоскостные и объёмные;

- по месту расположения – настенные, настольные и напольные;

- по способу использования – статические и динамические и т. д.

         Модели многофункциональны. Они могут использоваться в НОД , в совместной и самостоятельной деятельности. На основе моделей можно создать разнообразные дидактические игры.

         Использование моделей в познавательно-исследовательской деятельности позволяет научить ребенка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемых природных явлений, устанавливать связи между ними, а следовательно, обеспечивает более глубокое понимание фактов и явлений окружающей действительности. Процесс демонстрации модельного материала в экологической работе с детьми необходимо рассматривать как этап подготовки к самостоятельному созданию детьми моделей.

             Цель моделирования — обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Овладение детьми навыков моделирования и проявление интереса к этой деятельности осуществляются в течение достаточно длительного времени.

В этом процессе выделяется  несколько э т а п о в:
        1) освоение детьми действий замещения. Элементарные замещения доступны детям уже с 3-летнего возраста. В младшем дошкольном возрасте замещение в основном осуществляется на основе внешних признаков (цвет, величина и пр.). Постепенно «заместители» становятся все более условными;
       2) использование самих моделей. На этом этапе модель в готовом виде дает детям сам воспитатель. Задача ребенка — с помощью предложенной модели решить познавательную задачу;
       3) построение моделей самим ребенком. Первоначально ребенок создает модель на основе уже готовой (по образцу). Постепенно овладевая процессом абстрагирования не только внешне воспринимаемых признаков объектов, предметов окружающего мира природы, но и внутренних связей, зависимостей, ребенок учится создавать достаточно сложные модели.

         Необходимо отметить, что обучение детей моделированию тесно связано с использованием системы исследовательских действий и планомерным анализом и сравнением объектов или явлений природы.
С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшими из них являются календари природы - графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. Любой календарь природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений), затем - использование в учебном или в воспитательном процессе.

       Можно выделить три типа календарей, имеющих широкое применение в дошкольных учреждениях и отражающих те явления природы, которые находятся в поле зрения детей и составляют содержание частых наблюдений: 
-календарь наблюдений за сезонными явлениями природы.
-календари наблюдений за ростом и развитие живых существ и растений.

- календарь наблюдений за птицами.

         Кроме моделирования закономерных процессов природы (сезонные изменения, рост и развитие живых существ) с детьми можно изготовить целый ряд моделей, которые воспроизводят отдельные явления или объекты природы и позволяют дошкольникам познать их существенные стороны.

         Графическое моделирование может быть использовано при составлении карты-схемы помещения группы, участка детского сада, территории ближайшего природного окружения.  Моделирование пространства, в котором протекает жизнедеятельность ребенка, помогает ему по-новому взглянуть на окружающий мир. Составление карты-схемы особенно целесообразно при создании экологической тропы, определении маршрута в природу, по которому дети регулярно совершают прогулки и экскурсии.
           С детьми старшего дошкольного возраста можно сделать самодельный глобус (из папье-маше на мяче или воздушном шаре, либо другим способом). 
Такой глобус позволяет давать информацию о Земле постепенно и небольшими порциями: в течение учебного года приклеивать материки, обозначать государства, города, моря,; которые так или иначе оказались в поле зрения детей, наносить1 печатными буквами их названия. Большой интерес у дошкольников вызывают путешествия по глобусу, приклеивание изображений животных, проживающих в океанах, на других материках.
         Полезна демонстрация картонных моделей, на которых представлено одно из закономерных и широко распространенных явлений животного мира - защитная окраска покровов: маскировочная, отпугивающая, расчленяющая. Воспитатель сам или вместе с детьми может изготовить модель бабочки павлиньего глаза на коре дерева и с помощью подвижных крыльев демонстрировать то маскировочную окраску нижней их стороны, то яркие и отпугивающие, похожие на глаза, пятна на верхней их стороне.

         Модель можно использовать многократно, показывая многофофункциональную приспособленность насекомого к окружающей среде: бабочка неподвижно отдыхает на дереве, сложив крылья (в этот момент ее защищает маскировочная окраска); бабочка тревожится - открывает и закрывает крылья, отпугивая всех, кто к ней приближается, крупными синими "глазами" на верхней стороне крыльев.
        Другая модель дает возможность формировать у детей обобщенное представление о маскировке как таковой. После демонстрации на пестрой и белой части панели 3-4 фигур (геометрических и в форме животных) в неподвижном состоянии и в движении вдоль прорези, дети начинают понимать, что для маскировки любого объекта необходимо сочетание двух условий: окраски, совпадающей с фоном, и неподвижности. Таким образом,  становится очевидной объективно существующая, но скрытая от восприятия ребенка связь между строением, поведением животного и его средой обитания.
            В познавательную деятельность детей целесообразно включить такие предметные модели, с которыми они смогут совершать практические действия. Дошкольникам можно показать, что длина ног влияет на скорость передвижения: чем ноги длиннее, тем животное быстрее перемещается в пространстве. Процесс моделирования этого явления можно организовать следующим образом: на столе перед каждой парой детей надо положить большой лист белой бумаги с обозначенными на нем стартовой линией и двумя дорожками, по которым будут шагать картонные "ноги" -у одного ребенка длинные, а у другого короткие. Каждый из детей делает одинаковое количество шагов (например, по пять), отмечая их карандашом на дорожке, а затем сравнивают результат: дальше ушел тот, у кого "ноги" длиннее. Делают больше шагов, меняются "ногами", но результат остается неизменный - всегда дальше уходят более длинные "ноги". Надевая сверху на них разных животных, моделирование можно превратить в игру соревнование "Кто из животных скорее прибежит к финишу".
         Интересную модель хищной птицы можно сделать из черной бумаги. Прикрепив ее с помощью резинки к концу палки, легко демонстрировать нападение с воздуха и защитное поведение горных животных. Нападение хищника на жертву в природе   видеть практически невозможно (а дошкольникам и не нужно), поэтому моделирование в этом случае становится особенно уместным..

          Придумывая разнообразные модели вместе с детьми, необходимо придерживаться следующих требований:

  • модель должна отображать обобщённый образ и подходить к группе объектов;
  • раскрыть существенное в объекте;
  • замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна.

Необходимо отметить, что обучение детей моделированию тесно связано с использованием системы исследовательских действий и планомерным анализом и сравнением объектов или явлений природы.
            Таким образом, использование моделей и деятельности моделирования позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия об объектах, явлениях природного окружения, систематизация которых обеспечит формирование у дошкольников целостного образа природы.

         Итак, в результате освоения детьми дошкольного возраста моделирования значительно повышается уровень их экологической воспитанности, которая выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе.                      Моделирование позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.

          Ведущим личностным достижением ребёнка становится подлинно гуманное отношение к величайшей ценности – Жизни
 

 

Рекомендации по работе с моделями.

Дети выявляют более сложные причинно- следственные связи в природе, устанавливают общие закономерности природных явлений, доступные их возрасту, они учатся делать умозаключения о скрытых (не воспринимаемых непосредственно) свойствах предметов и явлений. Для этого требуется наличие двух условий: накопление достаточного объема знаний о природе, появление у них способности к абстрактно – логическому мышлению. Данные условия создаются  в  старшей группе детского сада.

Некоторые  способы организации работы с моделями.

1. На первом этапе работы освоение моделей проходило через самостоятельное придумывание условных обозначений  и моделей наглядно иллюстрирующих основные отличительные черты экологических понятий. Так на занятии «Неживая природа»  дети предложили в качестве условных обозначений факторов внешней среды использовать следующие картинки:

  • Тепло - нарисовать градусник;
  • Свет –  лампочку;
  • Влага – капельку воды.

При этом было оговорено, что размер этих предметов прямо указывает на количество тепла, света или влаги в каждом конкретном случае (Много влаги – большая капля, мало влаги – маленькая)

2. При проведении НОД «Органы чувств» дети вместе с воспитателем обсуждают вопросы использования сенсорных каналов получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный, тактильный, вкусовой). Дети составляют  сенсорно-графическую схему, которая помогала определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде. Схема составляется  в ходе обследования, поэтому дети имеют  возможность закреплять действия замещения.

3. Очень большое внимание уделяется в ходе исследования изготовлению биоценозов.

Момент изготовления моделей обладает самоценностью и сам по себе уже является процессом обучения. Вначале дети знакомятся  с биоценозом по литературе, затем рассматривают  фотографии животных и растений, запоминают  их внешний вид и окраску, обсуждают, как приспособлены эти организмы к условиям жизни, кто является их врагами, и как они спасаются от них, чем питаются, где и как выводят потомство. После такой подготовительной работы приступают к обсуждению модели: составляют список объектов, выясняют, как и из чего их будут делать. Педагог выслушивает все предложения; коллективно находят оптимальный вариант. Распределяют, кто какие объекты готовит, оговаривают их размеры; исходным при этом является размер ящика. Особое внимание уделяется относительным размерам; для этого широко используется условная мерка.

Первыми готовятся и укрепляются растения. Они составляют основу биоценоза, так как служат пищей и домом для остальных обитателей. Если биоценоз богат растениями. Затем изготавливаются  животные. Чем богаче биоценоз, тем больше времени требуется для его изготовления.

Монтирование модели сопровождается постоянным обсуждением, где и как расположить те или иные объекты, в каком взаимном отношении друг к другу они находятся. Не нужно торопить ребят или выполнять их работу, которую, как может показаться на первый взгляд, они делают медленно. Не следует стремиться исправить каждую ошибку: пусть дети сами ее заметят и устранят. Неудачно выполненные объекты можно переделать.

После того как модель готова, ее помещают на постоянное место.

4. Еще один вид моделей, имеющих условно символическое значение, это так называемые круги Эйлера, при помощи которых моделируются отношения между понятиями по объему (т.е. по широте охватываемого ими класса объектов). В этой форме модели понятия обозначаются кругами, относительная величина которых передает уровень обобщенности понятий, его объем. Дети рассматривают отношения между понятиями двух, а затем трех степеней обобщенности. При этом каждое понятие выступает в качестве родового по отношению к менее общему и в качестве видового по отношению к более общему.

Пространственное расположение кругов в модели передает отношения между понятиями. Поскольку в моделях обозначаются понятия разного уровня обобщенности, следует передавать этот уровень относительной величиной кругов

Рассмотрим это на конкретном примере:

 

дерево                                                хвойное дерево

                                                    лиственное дерево

                                                        береза

Здесь самым общим понятием является понятие «дерево», оно обозначается самым большим кругом. Понятия «хвойные деревья» и «лиственные деревья» являются однопорядковыми и включаются в понятие «дерево», поэтому обозначаются кругами поменьше. И наконец, понятие «береза» является составной частью понятия «лиственные деревья», поэтому обозначается самым маленьким кружком и помещается внутрь среднего круга.

Такой вид моделирования используется  в ходе НОД «Строение плода», «Культурные и дикорастущие растения».

5. Основная ценность работы с моделью биоценоза заключается не в том, чтобы как можно быстрее выставить детали на экран, а в том, чтобы понять суть процессов, происходящих в природе, поэтому довольно эффективным  представляется использование экологических задач в процессе изготовления моделей биоценоза.  При этом надо заранее оставлять время для напряженной работы детской мысли. Прежде чем произвести те или иные перемещения, дети должны хорошо подумать, взвесить предполагаемые последствия, возможно, поспорить между собой и только потом осуществить то или иное действие. Переход к построению модельных образов, дающих возможность усваивать использовать обобщенные знания, - не единственное направление в развитии образного мышления дошкольников.

 

Обучение моделированию осуществляется в такой последовательности:

Воспитатель:

  1. Предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими;
  2. Организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства, одновременно дает задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки;
  3. Постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до трех-четырех;
  4. Обучает детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков (например, отбор и моделирование признаков растений, определяющий способ удаления пыли с растений уголка природы);
  5. Руководит созданием моделей элементарных понятий, таких как «рыбы», «птицы», «звери», «домашние животные», «дикие животные», «растения», «живое», «неживое» и т. д.

                   

 

Тексты ситуационных экологических задач

Задача 1. Собери биоценоз. Детям выдается набор деталей модели какого-то одного биоценоза (например, леса) и предлагается расположить на фланелеграфе в соответствии с зависимостями, существующими в реальной природе. Дети поочередно (по1-2 человека) выходят к экрану и выкладывают объекты, которые предлагает им педагог. Остальные следят за работой, высказывают свом замечания и исправляют ошибки, чтобы не тратить времени на выбор своих объектов из общей массы материала, педагог заранее раскладывает детали по нескольким коробкам, группируя по принципу сходства: в одной лежат кусты, в другой – деревья, в третьей – птицы и т.д.

Задача 2. Кто где живет? Данную задачу можно решать в любой возрастной группе, начиная со средней. Воспитатель выставляет на фланелеграфе растения, а дети размещают на нем животных в соответствии с местами их обитания. По ходу занятия обсуждается, почему данные животные живут именно здесь. В заключение все вместе рассматривают, удачно ли расположились животные друг относительно друга, не сидят ли рядом волк и заяц, лиса и мышь, не свила ли птичка гнездо рядом с дуплом совы.

Задача 3. Что перепутано? Воспитатель создает на фланелеграфе путаницу, помещая животных и растения в несвойственные для них условия и в неправильные положения, дети должны найти ошибки и устранить их, самостоятельно переместив объекты в более удачные места.

Задача 4. Так было днем. Что изменилось ночью? (и наоборот). Смоделировав биоценоз в дневное время суток, воспитатель предлагает детям подумать, как он будет выглядеть ночью. Какие животные уснут и где они при этом найдут себе пристанище? Какие животные, напротив, появятся? Какие изменения произойдут в небе?

Задача 5. Так было летом Что произойдет зимой (осенью, весной)? Вначале дети создают биоценоз в летнее время года, Затем воспитатель предлагает подумать, с чего начнутся изменения осенью. Заменяя одни детали другими, дети воочию увидят последовательность развивающихся событий. Аналогичную работу можно проделать по изучению механизмов смены других сезонов года.

Задача 6. Кто где спрячется в случае опасности? Когда модель собрана, воспитатель сообщает: «На полянку пришел волк. Кто где спрячется? На экран фланелеграфа выставляется фигурка волка. Дети перемещают тех животных, которые отреагируют на появление этого хищника: птицы, сидевшие низко, вспорхнут на более высокие ветки, заяц убежит, еж свернется в клубок (одно изображение ежа заменяется другим), змеи затаятся или уползут. Но многие животные останутся на месте: черви, некоторые насекомые, улитки.

Вместо волка на полянку может выйти медведь, лиса, лось, прилететь птица, бабочка, пчела. Каждый раз реакция окружающий будет разной. Дети обсуждают ситуацию и вскрывают причины того или иного поведения животных. Чем больше ситуаций предложит педагог, тем глубже осмыслят дети взаимоотношения между различными представителями животного мира.

Задача 7. В лес пришел человек. Что будет? Работа ведется по методике, описанной ранее, На фланелеграфе моделируются любые ситуации, сопутствующие появлению человека, как положительные, так и отрицательные. Человек может убрать сучья, расчистить родник, покормить дикий животных, но может оставить после себя муссов, не затушить костер, поломать деревья и кусты, оборвать все цветы, Дети моделируют не только саму ситуацию, но и ее отдаленные последствия. К вопросу о правильности поведения в лесу можно возвращаться неоднократно.

Задача 8. В лес пришли лесорубы. Что будет? На фланелеграфе собирается модель леса; животные размещаются в разных ярусах леса в соответствии с местами их обитания. Затем деревья убираются, Дети наглядно видят, что практически все животные остались без «дома». Птицам негде сидеть и вить гнезда, мелким зверям нельзя прятаться и они легко становятся добычей  хищников. В сложное положение попадают насекомые: они всем видны, Вскоре дети понимают, что животные лишились не только дома, но и пищи. Первыми пострадают растительноядные животные; они будут вынуждены уходить из этих мест, иначе погибнут, Когда растительноядных животных станет меньше, начнут испытывать голод и хищные. Тут можно рассмотреть не только крупных зверей, но и у литок, червей, насекомых, лягушек, змей, ящериц. Ведь каждое из этих животных имеет право на жизнь и лишается этого права после вырубки деревьев.

Через некоторое время дети подойдут к пониманию того, что при исчезновении деревьев страдают и кустарники, травы, грибы. Деревья защищали их от ветра, дождей, обжигающего влияния Солнца, ведь растения нижнего яруса тенелюбивы, В итоге дети приходят к выводу, что вырубка деревьев наносит непоправимый урон природе: лес исчезает.

Задача 9. Что случится, если пересохнет река или ее отведут в другое место?. Собрав биоценоз, по которому протекала река или ручей, воспитатель убирает реку и предлагает детям подумать, какие организма пострадают первыми. Первыми пострадают крупные хищники и птицы, которым нечего будет пить. Они покинут эти места (если, конечно, останутся живы) и переберутся туда, где есть вода. Затем начнут сохнуть нежные влаголюбивые травянистые растения. (Дети убирают их изображения с экрана) Из-за этого лишаться пищи многие животные, питающиеся сочной зеленью, к ним относятся черепахи, грызуны, многие насекомые. Кроме того, они будут страдать и из-за отсутствия воды, которую раньше получали из листьев. (Убираются их изображения.) Несколько позже засохнут деревья. Это связано с понижением уровня грунтовых вод. (Дети снимают изображения деревьев.) На следующем этапе пострадают остальные животные, Многие из них останутся без пищи и без дома. (Снимаются с экрана и их изображения.) В итоге лес как биоценоз перестанет существовать.

Задача 10. Что случиться, если из леса исчезнут птицы? После того как биоценоз собран, воспитатель убирает с экрана всех насекомоядных птиц, дети быстро догадываются, что количество насекомых увеличится, Они выкладывают на экран всех имеющихся насекомых. Возникшая картина должна поразить воображение: насекомых – тучи. В этом случае сразу же возникает понимание, что насекомые быстро съедят всю растительность: с экрана убирается трава, а зеленые деревья и кустарники заменяются голыми, в дальнейшем события развиваются в последовательности, описанной в задаче 8.

Задача 11. Что случится, если в лесу (степи) исчезнут насекомые? Воссоздав на экране фланелеграфа биоценоз и убрав всех насекомых, начинают рассуждать, кто пострадает первым. Это будут насекомоядные животные, Их снимают с экрана. Затем без пищи останутся те, кто питается насекомоядными. Через год будет наблюдаться убыль трав и ягод, так как не образовались семена у растений, опыляемых насекомыми. (Дети снимают их с экрана.) Остались только ветроопыляемые растения. Дальней ход рассуждений подскажут картины, возникающие на фланелеграфе, Итогом будет вывод: без насекомых биоценоз сильно изменится.

Задача 12. Что случится. если исчезнут зайцы? (Вместо зайцев воспитатель может указать любой вид животных или растений – но только один, а не несколько видов, как это было сделано в отношении насекомых.) Моделируя данную ситуацию на фланелеграфе, дети убедятся, что никаких существенных изменений в биоценозе, как целостной системе не произойдет. Каждое животное питается не одним, а многими видами пищи, и исчезновение одного  вида не окажет существенного влияния на его жизнеспособность, Сопоставляя эти выводы с предыдущими, дети приходят к заключению: биоценоз распадается в тех случаях, когда исчезает много однотипных организмов: все деревья, птицы, насекомые. В научной литературе такие группы организмов называются экологическими звеньями. Исчезновение же одного какого-то вида, а не всего экологического звена не представляет серьезной угрозы для биоценоза в целом.

Задача 13. Какой биоценоз распадается легче? Используя методику, описанную ранее, ребята сравнивают между собой биоценозы, богатые в видовом отношении (лес, степь) и бедные (тундру, пустыню). Наглядные картины, возникающие на экране фланелеграфа, позволят легко прийти к выводу: чем богаче видовой состав биоценоза, тем более он устойчив. В тундре олени питаются только ягелем. Исчезновение данного растения приведет к гибели этих крупных млекопитающих, поскольку ничего другого они есть не могут. То же наблюдается и в пустыне, растительность которой представлена единичными видами растений. В степи и лесу, видовой состав которых богат, исчезновение одного какого-то вида может пройти незаметно, Эти биоценозы являются более устойчивыми, чем пустыня и тундра.

Задача 14. Легко ли восстановить лес? Воспитатель предлагает обсудить такую ситуацию: люди решили посадить в степи много-много деревьев, Будет ли это лесом? На экране фланелеграфа моделируется степь, а затем в степи выставляются различные деревья. Последовательность идей, высказываемых детьми, может быть любой. Педагог должен следовать за мыслью детей, Мы же предлагаем здесь общие закономерности, которые помогут воспитателю самостоятельно ориентироваться в ситуации.

Степные травы приспособились жить под прямыми солнечными лучами, поэтому растительность степи в основном светолюбивая и засухоустойчивая, При появлении деревьев многие травы погибнут, Быстро ли появятся теневыносливые травы, способные жить под пологом деревьев? А кустарники? Земляника? Грибы? Семена и споры этих растений должны быть занесены из других мест: но кругом – степь, поэтому вероятность случайного попадания семян невелика, Засеять же степь всеми семенами человек не способен, лесных растений очень много.

Теперь рассмотрим животных. Очень немногие степные животные могут жить в лесу. Даже зайцы и муравьи в лесу и степи разные. Таким образом, степные животные должны будут либо погибнуть, либо перебраться в другие места, Это огромный мир насекомых, птиц, зверей, Лесные же животные заселят данные места не скоро, поскольку им неоткуда появиться; некоторых может привезти человек, но его деятельность – капля в море, так как количество видов лесных животных  огромно. Да и тем, кого человек переселит своей волей, на первых порах будет нечем питаться, и они обречены на гибель. Зато в посадках быстро размножатся вредные насекомые. Поскольку здесь нет лесных птиц, ограничивающих их численность, насекомые будут размножаться беспрепятственно, и нанесут существенный урон деревьям, Доживут ли деревья до того времени, когда лес заселится лесными животными и между всеми организмами наладятся соответствующие пищевые связи? Неизвестно.

Все эти рассуждения подкрепляются картинами на фланелеграфе, путем снятия или выставления изображений упоминаемых объектов, в итоге дети убеждаются, что простые посадки деревьев не являются лесом, даже если их много и они занимают большие пространства. Уничтожить лес очень легко. Восстановить его практически невозможно.

На основе готовых моделей можно проводить целевые занятия, посвященные ознакомлению с различными экологическими системами. Используя модель, воспитатель обыгрывает сюжет рассказа и демонстрирует на фигурках, вылепленных из пластилина (изготовленных иным путем), все, что происходит с действующими лицами

          Используя в своей работе наглядное моделирование, педагог учит детей добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; формировать и высказывать суждения, делать умозаключения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл andreyu_ispolzovanie_modelirovaniya_v_poznavatelno1.docx57.83 КБ

Предварительный просмотр:

« Использование моделирования в познавательно- исследовательской деятельности дошкольников»

(из опыта работы)

      Познавательная деятельность - это активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности, заключающейся:

 - в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи;

 - намечать план действий;

 - отбирать способы решения поставленной задачи;

 - добиваться результата и анализировать его.

        В процессе познавательной деятельности происходит  познавательное развитие ребенка,  т.е.  развитие его познавательной сферы (познавательных процессов, наглядного и логического мышления, произвольных внимания, восприятия, памяти, творческого воображения.)

         Главная задача познавательного развития ребенка — формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.

          Исследования в области дошкольного образования, показали, что формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста возможно посредством современных образовательных технологий:

-использования  ИКТ технологий,

-экспериментирования,

- проектной деятельности,

 -проблемно-игровых  технологий,

 -метода ТРИЗ,

-знаково-символических средств-  моделирования.

          В познании дошкольниками окружающего мира большую помощь оказывает моделирующая деятельность.

          Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей.

           Несмотря на то, что основой познания ребенком окружающей действительности является чувственное познание, многие явления природы ребенок не может воспринять непосредственно. И здесь большое значение приобретает использование моделей. Именно модели являются средством перехода от наглядно-действенного и наглядно-образного познания мира к познанию схематическому, творческому, обеспечивающему ребенку возможность опосредованным путем осваивать окружающий мир.
           Существует множество подходов к трактовке понятия «модель».           Я  привожу определения, наиболее широко используемые в практике экологического образования детей дошкольного возраста.

       Модель  это материальный заместитель реально существующих предметов, явлений природы, отражающий их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или отдельными компонентами.

Ещё одно определение .

         Модель - это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью. Например, глобус - это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью. 
Большое значение использование модельного материала имеет для развития мыслительной активности детей, способности абстрагировать существенные признаки объектов, явлений окружающей природы.
         Главной характеристикой модели является то, что она отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделируемого объекта.

Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решить следующие задачи:

- развивает у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать;

- учит вычленять главные признаки предметов, классифицировать объекты, выделять противоречивые свойства объекта;

- наглядно увидеть, понять связи и зависимость в окружающем мире;

- способствует развитию речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольника

         В дошкольных образовательных учреждениях используются следующие виды моделей:
-предметные модели. 

       Они воспроизводят структуру и особенности, внешние и внутренние взаимосвязи реально существующих объектов и явлений. Типичным примером использования предметных моделей в экологической работе с детьми является аквариум, моделирующий экосистему водоема (в миниатюре). К данному же виду моделей можно отнести и заводную игрушечную рыбку, с помощью которой возможно сформировать у детей представление о внешнем виде и движении рыбы; с детьми старшего возраста можно сделать глобус (из папье-маше на мече или воздушном шаре, либо другим способом). Такой глобус позволяет давать информацию о Земле постепенно и небольшими порциями: в течение учебного года приклеивать материки, обозначать государства, города, моря, которые так или иначе оказались в поле зрения детей, наносить печатными буквами их названия.
-предметно-схематические модели.

         В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Проблеме использования в экологической работе с детьми данного вида моделей посвящено исследование Н.И.Ветровой. Она предлагает в целях абстрагирования такого признака растений, как цвет листьев, использовать полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета; полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая и т.д.) при абстрагировании такого признака растений, как характер поверхности листьев, и т.д.  Говоря об использовании предметно-схематических моделей, С. Н. Николаева предлагала использовать их для ознакомления детей с таким понятием, как «мимикрия» (использование покровительственной окраски в целях защиты животных от врагов)
-графические модели.

         Они передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели может служить календарь природы и погоды, широко используемый в практике работы дошкольных образовательных учреждений;   при формировании понятия «рыбы» в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, своеобразное строение конечностей (плавники), форма тела, покров тела, жаберный способ дыхания, в которых проявляется приспособление рыб к водной среде обитания.

Примерные варианты модельного материала для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

 
Младший дошкольный возраст


Предметные


Предметно-схематические (сенсорные)


Графические


- аквариум;

- игрушки — аналоги различных животных, отражающие характерные особенности их внешнего вида


- модель величины (большой, маленький);

- модель численности групп (много, мало)


- календарь погоды;

- календарь наблюдений за птицами;

- модель «Жизненные формы» (дерево,

травянистое растение);

- модель «Строение растений» (стебель, лист, цветок);

- модель «Потребности растений» (вода);

- модель «Способы ухода за растениями»

 (полив, очистка листьев от пыли тряпочкой);

- модель «Свойства песка» (рассыпается, формуется);

- модель «Свойства глины» (ломается, лепится);

- обобщающая схема описания овощей и

фруктов (цвет, форма, величина, вкус);

- модель «Строение животных» (голова,

туловище, конечности, хвост)


Средний дошкольный возраст


Предметные


Предметно-схематические (сенсорные)


Графические


- аквариум;

- игрушки — аналоги различных животных, отражающие характерные особенности их внешнего вида


- модель формы листа (круглый, треугольный, овальный);

- модель величины (большой, маленький);

- модель численности групп (много, мало);

- модель характера поверхности (гладкий, шероховатый)


- календарь погоды;

- календарь наблюдений за птицами;

- модель «Живой организм» (питание, дыхание, движение);

- модель «Жизненные формы» (дерево, куст, травянистое растение);

- модель «Строение растений» (стебель, лист, цветок, плод с семенами);

- модель «Потребности растений» (вода, свет, тепло);

- модель «Способы ухода за растениями» (полив, рыхление, очистка листьев от пыли тряпочкой, кисточкой, опрыскивание);

- модель «Дикие животные»;

- модель «Домашние животные»;

- модель «Строение животных» (голова, туловище, конечности, хвост);

- модель «Свойства песка» (формуется, рассыпается, темный (светлый) по цвету);

- модель «Свойства глины» (ломается, лепится, темная (светлая) по цвету);

- обобщающая схема описания овощей и фруктов (цвет, форма, величина, вкус, место произрастания, как употребляется в пищу);

- обобщающая схема описания времени года (солнце, небо, ветер, осадки, почва, растительный мир, животный мир, мир человека (одежда, игры и забавы на прогулке))


Старший дошкольный возраст


Предметные


- модель «Экосистема леса»;

- модель «Экосистема луга»;

- модель «Экосистема водоёма»


Предметно-схематические (сенсорные)


- модель формы листа (круглый, треугольный, овальный);

- модель величины (большой, маленький, длинный короткий, широкий, узкий);

- модель численности групп (много, мало);

- модель характера поверхности (гладкий, шероховатый);

- модель «Мимикрия»


Графические


- календарь погоды;

- календарь наблюдений за птицами;

- календарь наблюдений за ростом и развитием растений;

- календарь длительности светового дня;

- модель «Термометр»;

- модель «Живой организм» (питание, дыхание, движение, рост и развитие, размножение);

- модель «Строение растений» (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами);

- модель «Потребности растений» (вода, свет, тепло, почва);

- модель «Способы ухода за растениями» (полив, рыхление, очистка листьев от пыли тряпочкой, кисточкой, опрыскивание, обрезка сухих листьев, подкормка);

- модель «Размножение растений» (семенами, листом, черенком, луковицей, делением куста на части);

- модель «Птицы»;

- модель «Рыбы»;

- модель «Звери»;

- модель «Насекомые»; 

- модель «Размножение животных» (яйцами, икрой, живорождение);

- карты местности родного края



       Экологические модели можно классифицировать по разным основаниям:

- по характеру моделирования – модели объектов, процессов;

- по внешнему виду – плоскостные и объёмные;

- по месту расположения – настенные, настольные и напольные;

- по способу использования – статические и динамические и т. д.

         Модели многофункциональны. Они могут использоваться в НОД , в совместной и самостоятельной деятельности. На основе моделей можно создать разнообразные дидактические игры.

         Использование моделей в познавательно-исследовательской деятельности позволяет научить ребенка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемых природных явлений, устанавливать связи между ними, а следовательно, обеспечивает более глубокое понимание фактов и явлений окружающей действительности. Процесс демонстрации модельного материала в экологической работе с детьми необходимо рассматривать как этап подготовки к самостоятельному созданию детьми моделей.

             Цель моделирования — обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Овладение детьми навыков моделирования и проявление интереса к этой деятельности осуществляются в течение достаточно длительного времени.

В этом процессе выделяется  несколько э т а п о в:
        1) освоение детьми действий замещения. Элементарные замещения доступны детям уже с 3-летнего возраста. В младшем дошкольном возрасте замещение в основном осуществляется на основе внешних признаков (цвет, величина и пр.). Постепенно «заместители» становятся все более условными;
       2) использование самих моделей. На этом этапе модель в готовом виде дает детям сам воспитатель. Задача ребенка — с помощью предложенной модели решить познавательную задачу;
       3) построение моделей самим ребенком. Первоначально ребенок создает модель на основе уже готовой (по образцу). Постепенно овладевая процессом абстрагирования не только внешне воспринимаемых признаков объектов, предметов окружающего мира природы, но и внутренних связей, зависимостей, ребенок учится создавать достаточно сложные модели.

         Необходимо отметить, что обучение детей моделированию тесно связано с использованием системы исследовательских действий и планомерным анализом и сравнением объектов или явлений природы.
С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшими из них являются календари природы - графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. Любой календарь природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений), затем - использование в учебном или в воспитательном процессе.

       Можно выделить три типа календарей, имеющих широкое применение в дошкольных учреждениях и отражающих те явления природы, которые находятся в поле зрения детей и составляют содержание частых наблюдений: 
-календарь наблюдений за сезонными явлениями природы.
-календари наблюдений за ростом и развитие живых существ и растений.

- календарь наблюдений за птицами.

         Кроме моделирования закономерных процессов природы (сезонные изменения, рост и развитие живых существ) с детьми можно изготовить целый ряд моделей, которые воспроизводят отдельные явления или объекты природы и позволяют дошкольникам познать их существенные стороны.

         Графическое моделирование может быть использовано при составлении карты-схемы помещения группы, участка детского сада, территории ближайшего природного окружения.  Моделирование пространства, в котором протекает жизнедеятельность ребенка, помогает ему по-новому взглянуть на окружающий мир. Составление карты-схемы особенно целесообразно при создании экологической тропы, определении маршрута в природу, по которому дети регулярно совершают прогулки и экскурсии.
           С детьми старшего дошкольного возраста можно сделать самодельный глобус (из папье-маше на мяче или воздушном шаре, либо другим способом). 
Такой глобус позволяет давать информацию о Земле постепенно и небольшими порциями: в течение учебного года приклеивать материки, обозначать государства, города, моря,; которые так или иначе оказались в поле зрения детей, наносить1 печатными буквами их названия. Большой интерес у дошкольников вызывают путешествия по глобусу, приклеивание изображений животных, проживающих в океанах, на других материках.
         Полезна демонстрация картонных моделей, на которых представлено одно из закономерных и широко распространенных явлений животного мира - защитная окраска покровов: маскировочная, отпугивающая, расчленяющая. Воспитатель сам или вместе с детьми может изготовить модель бабочки павлиньего глаза на коре дерева и с помощью подвижных крыльев демонстрировать то маскировочную окраску нижней их стороны, то яркие и отпугивающие, похожие на глаза, пятна на верхней их стороне.

         Модель можно использовать многократно, показывая многофофункциональную приспособленность насекомого к окружающей среде: бабочка неподвижно отдыхает на дереве, сложив крылья (в этот момент ее защищает маскировочная окраска); бабочка тревожится - открывает и закрывает крылья, отпугивая всех, кто к ней приближается, крупными синими "глазами" на верхней стороне крыльев.
        Другая модель дает возможность формировать у детей обобщенное представление о маскировке как таковой. После демонстрации на пестрой и белой части панели 3-4 фигур (геометрических и в форме животных) в неподвижном состоянии и в движении вдоль прорези, дети начинают понимать, что для маскировки любого объекта необходимо сочетание двух условий: окраски, совпадающей с фоном, и неподвижности. Таким образом,  становится очевидной объективно существующая, но скрытая от восприятия ребенка связь между строением, поведением животного и его средой обитания.
            В познавательную деятельность детей целесообразно включить такие предметные модели, с которыми они смогут совершать практические действия. Дошкольникам можно показать, что длина ног влияет на скорость передвижения: чем ноги длиннее, тем животное быстрее перемещается в пространстве. Процесс моделирования этого явления можно организовать следующим образом: на столе перед каждой парой детей надо положить большой лист белой бумаги с обозначенными на нем стартовой линией и двумя дорожками, по которым будут шагать картонные "ноги" -у одного ребенка длинные, а у другого короткие. Каждый из детей делает одинаковое количество шагов (например, по пять), отмечая их карандашом на дорожке, а затем сравнивают результат: дальше ушел тот, у кого "ноги" длиннее. Делают больше шагов, меняются "ногами", но результат остается неизменный - всегда дальше уходят более длинные "ноги". Надевая сверху на них разных животных, моделирование можно превратить в игру соревнование "Кто из животных скорее прибежит к финишу".
         Интересную модель хищной птицы можно сделать из черной бумаги. Прикрепив ее с помощью резинки к концу палки, легко демонстрировать нападение с воздуха и защитное поведение горных животных. Нападение хищника на жертву в природе   видеть практически невозможно (а дошкольникам и не нужно), поэтому моделирование в этом случае становится особенно уместным..

          Придумывая разнообразные модели вместе с детьми, необходимо придерживаться следующих требований:

  • модель должна отображать обобщённый образ и подходить к группе объектов;
  • раскрыть существенное в объекте;
  • замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна.

Необходимо отметить, что обучение детей моделированию тесно связано с использованием системы исследовательских действий и планомерным анализом и сравнением объектов или явлений природы.
            Таким образом, использование моделей и деятельности моделирования позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия об объектах, явлениях природного окружения, систематизация которых обеспечит формирование у дошкольников целостного образа природы.

         Итак, в результате освоения детьми дошкольного возраста моделирования значительно повышается уровень их экологической воспитанности, которая выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе.                      Моделирование позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.

          Ведущим личностным достижением ребёнка становится подлинно гуманное отношение к величайшей ценности – Жизни

Рекомендации по работе с моделями.

Дети выявляют более сложные причинно- следственные связи в природе, устанавливают общие закономерности природных явлений, доступные их возрасту, они учатся делать умозаключения о скрытых (не воспринимаемых непосредственно) свойствах предметов и явлений. Для этого требуется наличие двух условий: накопление достаточного объема знаний о природе, появление у них способности к абстрактно – логическому мышлению. Данные условия создаются  в  старшей группе детского сада.

Некоторые  способы организации работы с моделями.

1. На первом этапе работы освоение моделей проходило через самостоятельное придумывание условных обозначений  и моделей наглядно иллюстрирующих основные отличительные черты экологических понятий. Так на занятии «Неживая природа»  дети предложили в качестве условных обозначений факторов внешней среды использовать следующие картинки:

  • Тепло - нарисовать градусник;
  • Свет –  лампочку;
  • Влага – капельку воды.

При этом было оговорено, что размер этих предметов прямо указывает на количество тепла, света или влаги в каждом конкретном случае (Много влаги – большая капля, мало влаги – маленькая)

2. При проведении НОД «Органы чувств» дети вместе с воспитателем обсуждают вопросы использования сенсорных каналов получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный, тактильный, вкусовой). Дети составляют  сенсорно-графическую схему, которая помогала определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде. Схема составляется  в ходе обследования, поэтому дети имеют  возможность закреплять действия замещения.

3. Очень большое внимание уделяется в ходе исследования изготовлению биоценозов.

Момент изготовления моделей обладает самоценностью и сам по себе уже является процессом обучения. Вначале дети знакомятся  с биоценозом по литературе, затем рассматривают  фотографии животных и растений, запоминают  их внешний вид и окраску, обсуждают, как приспособлены эти организмы к условиям жизни, кто является их врагами, и как они спасаются от них, чем питаются, где и как выводят потомство. После такой подготовительной работы приступают к обсуждению модели: составляют список объектов, выясняют, как и из чего их будут делать. Педагог выслушивает все предложения; коллективно находят оптимальный вариант. Распределяют, кто какие объекты готовит, оговаривают их размеры; исходным при этом является размер ящика. Особое внимание уделяется относительным размерам; для этого широко используется условная мерка.

Первыми готовятся и укрепляются растения. Они составляют основу биоценоза, так как служат пищей и домом для остальных обитателей. Если биоценоз богат растениями. Затем изготавливаются  животные. Чем богаче биоценоз, тем больше времени требуется для его изготовления.

Монтирование модели сопровождается постоянным обсуждением, где и как расположить те или иные объекты, в каком взаимном отношении друг к другу они находятся. Не нужно торопить ребят или выполнять их работу, которую, как может показаться на первый взгляд, они делают медленно. Не следует стремиться исправить каждую ошибку: пусть дети сами ее заметят и устранят. Неудачно выполненные объекты можно переделать.

После того как модель готова, ее помещают на постоянное место.

4. Еще один вид моделей, имеющих условно символическое значение, это так называемые круги Эйлера, при помощи которых моделируются отношения между понятиями по объему (т.е. по широте охватываемого ими класса объектов). В этой форме модели понятия обозначаются кругами, относительная величина которых передает уровень обобщенности понятий, его объем. Дети рассматривают отношения между понятиями двух, а затем трех степеней обобщенности. При этом каждое понятие выступает в качестве родового по отношению к менее общему и в качестве видового по отношению к более общему.

Пространственное расположение кругов в модели передает отношения между понятиями. Поскольку в моделях обозначаются понятия разного уровня обобщенности, следует передавать этот уровень относительной величиной кругов

Рассмотрим это на конкретном примере:

https://docs.google.com/drawings/image?id=szvWXwHYdK8FG1gB17MYaFw&rev=1&h=144&w=152&ac=1

дерево                                                хвойное деревоhttps://docs.google.com/drawings/image?id=sE8QOx77x0e-1F8E-y7xIZA&rev=1&h=24&w=80&ac=1https://docs.google.com/drawings/image?id=srrn-90U4LCiZQOC73mKm4g&rev=1&h=24&w=72&ac=1https://docs.google.com/drawings/image?id=smk6G2xvSR9kMXfdPO3bDwQ&rev=1&h=48&w=48&ac=1

https://docs.google.com/drawings/image?id=sdg5uSiZ_lF8GC1GNoch4hg&rev=1&h=24&w=24&ac=1                                                    лиственное деревоhttps://docs.google.com/drawings/image?id=snpbNQStRhe_92oHEEErn8g&rev=1&h=60&w=8&ac=1https://docs.google.com/drawings/image?id=sGCKIz22U5pnsc96MmttBXQ&rev=1&h=12&w=80&ac=1

                                                        береза

Здесь самым общим понятием является понятие «дерево», оно обозначается самым большим кругом. Понятия «хвойные деревья» и «лиственные деревья» являются однопорядковыми и включаются в понятие «дерево», поэтому обозначаются кругами поменьше. И наконец, понятие «береза» является составной частью понятия «лиственные деревья», поэтому обозначается самым маленьким кружком и помещается внутрь среднего круга.

Такой вид моделирования используется  в ходе НОД «Строение плода», «Культурные и дикорастущие растения».

5. Основная ценность работы с моделью биоценоза заключается не в том, чтобы как можно быстрее выставить детали на экран, а в том, чтобы понять суть процессов, происходящих в природе, поэтому довольно эффективным  представляется использование экологических задач в процессе изготовления моделей биоценоза.  При этом надо заранее оставлять время для напряженной работы детской мысли. Прежде чем произвести те или иные перемещения, дети должны хорошо подумать, взвесить предполагаемые последствия, возможно, поспорить между собой и только потом осуществить то или иное действие. Переход к построению модельных образов, дающих возможность усваивать использовать обобщенные знания, - не единственное направление в развитии образного мышления дошкольников.

Обучение моделированию осуществляется в такой последовательности:

Воспитатель:

  1. Предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими;
  2. Организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства, одновременно дает задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки;
  3. Постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до трех-четырех;
  4. Обучает детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков (например, отбор и моделирование признаков растений, определяющий способ удаления пыли с растений уголка природы);
  5. Руководит созданием моделей элементарных понятий, таких как «рыбы», «птицы», «звери», «домашние животные», «дикие животные», «растения», «живое», «неживое» и т. д.

                   

Тексты ситуационных экологических задач

Задача 1. Собери биоценоз. Детям выдается набор деталей модели какого-то одного биоценоза (например, леса) и предлагается расположить на фланелеграфе в соответствии с зависимостями, существующими в реальной природе. Дети поочередно (по1-2 человека) выходят к экрану и выкладывают объекты, которые предлагает им педагог. Остальные следят за работой, высказывают свом замечания и исправляют ошибки, чтобы не тратить времени на выбор своих объектов из общей массы материала, педагог заранее раскладывает детали по нескольким коробкам, группируя по принципу сходства: в одной лежат кусты, в другой – деревья, в третьей – птицы и т.д.

Задача 2. Кто где живет? Данную задачу можно решать в любой возрастной группе, начиная со средней. Воспитатель выставляет на фланелеграфе растения, а дети размещают на нем животных в соответствии с местами их обитания. По ходу занятия обсуждается, почему данные животные живут именно здесь. В заключение все вместе рассматривают, удачно ли расположились животные друг относительно друга, не сидят ли рядом волк и заяц, лиса и мышь, не свила ли птичка гнездо рядом с дуплом совы.

Задача 3. Что перепутано? Воспитатель создает на фланелеграфе путаницу, помещая животных и растения в несвойственные для них условия и в неправильные положения, дети должны найти ошибки и устранить их, самостоятельно переместив объекты в более удачные места.

Задача 4. Так было днем. Что изменилось ночью? (и наоборот). Смоделировав биоценоз в дневное время суток, воспитатель предлагает детям подумать, как он будет выглядеть ночью. Какие животные уснут и где они при этом найдут себе пристанище? Какие животные, напротив, появятся? Какие изменения произойдут в небе?

Задача 5. Так было летом Что произойдет зимой (осенью, весной)? Вначале дети создают биоценоз в летнее время года, Затем воспитатель предлагает подумать, с чего начнутся изменения осенью. Заменяя одни детали другими, дети воочию увидят последовательность развивающихся событий. Аналогичную работу можно проделать по изучению механизмов смены других сезонов года.

Задача 6. Кто где спрячется в случае опасности? Когда модель собрана, воспитатель сообщает: «На полянку пришел волк. Кто где спрячется? На экран фланелеграфа выставляется фигурка волка. Дети перемещают тех животных, которые отреагируют на появление этого хищника: птицы, сидевшие низко, вспорхнут на более высокие ветки, заяц убежит, еж свернется в клубок (одно изображение ежа заменяется другим), змеи затаятся или уползут. Но многие животные останутся на месте: черви, некоторые насекомые, улитки.

Вместо волка на полянку может выйти медведь, лиса, лось, прилететь птица, бабочка, пчела. Каждый раз реакция окружающий будет разной. Дети обсуждают ситуацию и вскрывают причины того или иного поведения животных. Чем больше ситуаций предложит педагог, тем глубже осмыслят дети взаимоотношения между различными представителями животного мира.

Задача 7. В лес пришел человек. Что будет? Работа ведется по методике, описанной ранее, На фланелеграфе моделируются любые ситуации, сопутствующие появлению человека, как положительные, так и отрицательные. Человек может убрать сучья, расчистить родник, покормить дикий животных, но может оставить после себя муссов, не затушить костер, поломать деревья и кусты, оборвать все цветы, Дети моделируют не только саму ситуацию, но и ее отдаленные последствия. К вопросу о правильности поведения в лесу можно возвращаться неоднократно.

Задача 8. В лес пришли лесорубы. Что будет? На фланелеграфе собирается модель леса; животные размещаются в разных ярусах леса в соответствии с местами их обитания. Затем деревья убираются, Дети наглядно видят, что практически все животные остались без «дома». Птицам негде сидеть и вить гнезда, мелким зверям нельзя прятаться и они легко становятся добычей  хищников. В сложное положение попадают насекомые: они всем видны, Вскоре дети понимают, что животные лишились не только дома, но и пищи. Первыми пострадают растительноядные животные; они будут вынуждены уходить из этих мест, иначе погибнут, Когда растительноядных животных станет меньше, начнут испытывать голод и хищные. Тут можно рассмотреть не только крупных зверей, но и у литок, червей, насекомых, лягушек, змей, ящериц. Ведь каждое из этих животных имеет право на жизнь и лишается этого права после вырубки деревьев.

Через некоторое время дети подойдут к пониманию того, что при исчезновении деревьев страдают и кустарники, травы, грибы. Деревья защищали их от ветра, дождей, обжигающего влияния Солнца, ведь растения нижнего яруса тенелюбивы, В итоге дети приходят к выводу, что вырубка деревьев наносит непоправимый урон природе: лес исчезает.

Задача 9. Что случится, если пересохнет река или ее отведут в другое место?. Собрав биоценоз, по которому протекала река или ручей, воспитатель убирает реку и предлагает детям подумать, какие организма пострадают первыми. Первыми пострадают крупные хищники и птицы, которым нечего будет пить. Они покинут эти места (если, конечно, останутся живы) и переберутся туда, где есть вода. Затем начнут сохнуть нежные влаголюбивые травянистые растения. (Дети убирают их изображения с экрана) Из-за этого лишаться пищи многие животные, питающиеся сочной зеленью, к ним относятся черепахи, грызуны, многие насекомые. Кроме того, они будут страдать и из-за отсутствия воды, которую раньше получали из листьев. (Убираются их изображения.) Несколько позже засохнут деревья. Это связано с понижением уровня грунтовых вод. (Дети снимают изображения деревьев.) На следующем этапе пострадают остальные животные, Многие из них останутся без пищи и без дома. (Снимаются с экрана и их изображения.) В итоге лес как биоценоз перестанет существовать.

Задача 10. Что случиться, если из леса исчезнут птицы? После того как биоценоз собран, воспитатель убирает с экрана всех насекомоядных птиц, дети быстро догадываются, что количество насекомых увеличится, Они выкладывают на экран всех имеющихся насекомых. Возникшая картина должна поразить воображение: насекомых – тучи. В этом случае сразу же возникает понимание, что насекомые быстро съедят всю растительность: с экрана убирается трава, а зеленые деревья и кустарники заменяются голыми, в дальнейшем события развиваются в последовательности, описанной в задаче 8.

Задача 11. Что случится, если в лесу (степи) исчезнут насекомые? Воссоздав на экране фланелеграфа биоценоз и убрав всех насекомых, начинают рассуждать, кто пострадает первым. Это будут насекомоядные животные, Их снимают с экрана. Затем без пищи останутся те, кто питается насекомоядными. Через год будет наблюдаться убыль трав и ягод, так как не образовались семена у растений, опыляемых насекомыми. (Дети снимают их с экрана.) Остались только ветроопыляемые растения. Дальней ход рассуждений подскажут картины, возникающие на фланелеграфе, Итогом будет вывод: без насекомых биоценоз сильно изменится.

Задача 12. Что случится. если исчезнут зайцы? (Вместо зайцев воспитатель может указать любой вид животных или растений – но только один, а не несколько видов, как это было сделано в отношении насекомых.) Моделируя данную ситуацию на фланелеграфе, дети убедятся, что никаких существенных изменений в биоценозе, как целостной системе не произойдет. Каждое животное питается не одним, а многими видами пищи, и исчезновение одного  вида не окажет существенного влияния на его жизнеспособность, Сопоставляя эти выводы с предыдущими, дети приходят к заключению: биоценоз распадается в тех случаях, когда исчезает много однотипных организмов: все деревья, птицы, насекомые. В научной литературе такие группы организмов называются экологическими звеньями. Исчезновение же одного какого-то вида, а не всего экологического звена не представляет серьезной угрозы для биоценоза в целом.

Задача 13. Какой биоценоз распадается легче? Используя методику, описанную ранее, ребята сравнивают между собой биоценозы, богатые в видовом отношении (лес, степь) и бедные (тундру, пустыню). Наглядные картины, возникающие на экране фланелеграфа, позволят легко прийти к выводу: чем богаче видовой состав биоценоза, тем более он устойчив. В тундре олени питаются только ягелем. Исчезновение данного растения приведет к гибели этих крупных млекопитающих, поскольку ничего другого они есть не могут. То же наблюдается и в пустыне, растительность которой представлена единичными видами растений. В степи и лесу, видовой состав которых богат, исчезновение одного какого-то вида может пройти незаметно, Эти биоценозы являются более устойчивыми, чем пустыня и тундра.

Задача 14. Легко ли восстановить лес? Воспитатель предлагает обсудить такую ситуацию: люди решили посадить в степи много-много деревьев, Будет ли это лесом? На экране фланелеграфа моделируется степь, а затем в степи выставляются различные деревья. Последовательность идей, высказываемых детьми, может быть любой. Педагог должен следовать за мыслью детей, Мы же предлагаем здесь общие закономерности, которые помогут воспитателю самостоятельно ориентироваться в ситуации.

Степные травы приспособились жить под прямыми солнечными лучами, поэтому растительность степи в основном светолюбивая и засухоустойчивая, При появлении деревьев многие травы погибнут, Быстро ли появятся теневыносливые травы, способные жить под пологом деревьев? А кустарники? Земляника? Грибы? Семена и споры этих растений должны быть занесены из других мест: но кругом – степь, поэтому вероятность случайного попадания семян невелика, Засеять же степь всеми семенами человек не способен, лесных растений очень много.

Теперь рассмотрим животных. Очень немногие степные животные могут жить в лесу. Даже зайцы и муравьи в лесу и степи разные. Таким образом, степные животные должны будут либо погибнуть, либо перебраться в другие места, Это огромный мир насекомых, птиц, зверей, Лесные же животные заселят данные места не скоро, поскольку им неоткуда появиться; некоторых может привезти человек, но его деятельность – капля в море, так как количество видов лесных животных  огромно. Да и тем, кого человек переселит своей волей, на первых порах будет нечем питаться, и они обречены на гибель. Зато в посадках быстро размножатся вредные насекомые. Поскольку здесь нет лесных птиц, ограничивающих их численность, насекомые будут размножаться беспрепятственно, и нанесут существенный урон деревьям, Доживут ли деревья до того времени, когда лес заселится лесными животными и между всеми организмами наладятся соответствующие пищевые связи? Неизвестно.

Все эти рассуждения подкрепляются картинами на фланелеграфе, путем снятия или выставления изображений упоминаемых объектов, в итоге дети убеждаются, что простые посадки деревьев не являются лесом, даже если их много и они занимают большие пространства. Уничтожить лес очень легко. Восстановить его практически невозможно.

На основе готовых моделей можно проводить целевые занятия, посвященные ознакомлению с различными экологическими системами. Используя модель, воспитатель обыгрывает сюжет рассказа и демонстрирует на фигурках, вылепленных из пластилина (изготовленных иным путем), все, что происходит с действующими лицами

          Используя в своей работе наглядное моделирование, педагог учит детей добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; формировать и высказывать суждения, делать умозаключения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: « Использование моделирования в познавательно- исследовательской деятельности дошкольников»

Познавательная деятельность - это активная деятельность по приобретению и использованию знаний.В познании дошкольниками окружающего мира большую помощь оказывает моделирующая деятельность.Модели...

"Использование кейс-технологии в развитии познавательно -исследовательской деятельности дошкольника"

quot;Использование кейс -технологии в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольника"...

Использование Лего-технологий для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО (сценарий мастер-класса)

Представление педагогического опыта по легоконструированию. Знакомство педагогов с различными вариантами игр, посредством построек из Lego, для развития познавательно-исследовательской ...

«Использование кейс –технологии в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольника».

laquo;Использование кейс –технологии в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольника»....

«Использование эвристической технологии в познавательно - исследовательской деятельности дошкольников»

В данной статье рассматривается педагогическая технология направленная на формирование своей точки зрения у детей дошкольного возраста, своей позиции, своего миропонимания, активизации творческого воо...

«Использование методов ТРИЗ в познавательно – исследовательской деятельности дошкольников»

Одной из самых востребованных методик является адаптированный для дошкольников вариант технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), нацеленный на раскрытие творческого потенциала детей....

«Использование игр с песком в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка. Они позитивно влияют на эмоциональное состояние, способны стабилизировать эмоциональное самочувствие ребенка. Также игры с песком ...