Педагогическая технология "Истории Карапушек: как жить в мире с собой и другими?"
статья (старшая группа)

Одним из самых интересных моментов при работе с педагогической технологией можно назвать ознакомление со сборником сказочных историй и выполнении творческих заданий к ним. При кажущейся легкости этот процесс довольно сложен, поскольку перед взрослым стоит задача не только прочитать детям сказочную историю, но и вызвать у них яркий эмоциональный отклик, помочь раскрыть и понять смысл поступков героев, «рассмотреть» в Карапушках самих себя.

     В этом и заключается терапевтический эффект сказочных историй: ситуации максимально приближены к детской реальности, а сказочность позволяет мягко, без нажима обогащать поведенческий опыт детей в отношении со сверстниками и взрослыми. Для достижения поставленной задачи взрослому необходимо самому почувствовать все особенности работы со сказочной историей:

     * изучить алгоритм ознакомления со  сказочной историей;

     * освоить некоторые методические приемы, помогающие расставлять смысловые и интонационные акценты;

     * подобрать вспомогательные средства (музыкальный отрывок, фотографию, репродукцию картины, фрагмент мультипликационного фильма и др.), позволяющие усилить восприятие материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Педагогическая технология19.28 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад № 5 «Тынденок» города Тынды Амурской области.

Педагогическая технология

«Истории Карапушек: как жить в мире с собой и другими?»

Авторы педагогической технологии З.Ф. Алиева, О.Р. Радионова.

Подготовила: Сушевская Ирина Григорьевна, воспитатель 1кв. к.

     Одним из самых интересных моментов при работе с педагогической технологией можно назвать ознакомление со сборником сказочных историй и выполнении творческих заданий к ним. При кажущейся легкости этот процесс довольно сложен, поскольку перед взрослым стоит задача не только прочитать детям сказочную историю, но и вызвать у них яркий эмоциональный отклик, помочь раскрыть и понять смысл поступков героев, «рассмотреть» в Карапушках самих себя.

     В этом и заключается терапевтический эффект сказочных историй: ситуации максимально приближены к детской реальности, а сказочность позволяет мягко, без нажима обогащать поведенческий опыт детей в отношении со сверстниками и взрослыми. Для достижения поставленной задачи взрослому необходимо самому почувствовать все особенности работы со сказочной историей:

     * изучить алгоритм ознакомления со  сказочной историей;

     * освоить некоторые методические приемы, помогающие расставлять смысловые и интонационные акценты;

     * подобрать вспомогательные средства (музыкальный отрывок, фотографию, репродукцию картины, фрагмент мультипликационного фильма и др.), позволяющие усилить восприятие материала.

      Рассмотрим структуру и содержание сборника сказочных историй «Как Карапушки учились понимать друг друга». Сборник является частью педагогической технологии «Истории Карапушек: как жить в мире с собой и другими?». Может использоваться не только в образовательном учреждении в качестве методического пособия при работе с детьми, но и как книга для домашнего чтения.

     Главные герои  - Карапушки на рисунках к каждой сказочной истории разные. У каждой истории – свое лицо, и это своеобразный «воспитательный секрет» педагогической технологии. Дело в том, что образы Карапушек постоянно меняются не только внешне, но и внутренне. Новизна образов героев историй акцентирует внимание детей на том, что Карапушки, общаясь друг с другом, постепенно становятся другими: добрее, справедливее, мудрее, радостнее. Заботливее, дружнее…

     Сказочные истории в сборнике расположены в таком порядке, что работу с ними можно сочетать с традиционными сезонными мероприятиями, проводимыми в образовательном учреждении: праздниками, спортивными соревнованиями, творческими конкурсами и др.

     Каждая история по своей тематике и содержанию соответствует конкретному концепт – сценарию, представленному в отдельном сборнике Методических рекомендаций «Педагогической технологии воспитания детей 5 -8 лет в духе толерантного общения «Истории Карапушек: как жить в мире с собой и другими?». В сказочной истории взрослый язык концепт – сценария переводится на детский, с соответствующими детскому восприятию образами и понятиями.

     Тематика сказочных историй разнообразна. Многие события, положенные в их основу – реальные эпизоды. Взятые их жизни детских коллективов. Например,  «История о том, как Карапушки поспорили», «Как Карапушки участвовали в конкурсе», «Сказка о том, как Карапушки украшали елочку», «Необыкновенное превращение Одуванчика в паровозик», «Как Карапушки встречали праздник – День примирения» и др.

     В сюжет сказочных историй затрагиваются вопросы нравственного, экологического, трудового, физического, музыкального, художественно – эстетического воспитания. В сборнике, например, есть сказочная история, отражающая особенности отношений в коллективах, где воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья.

Алгоритм знакомства со сказочной историей

     Специфика алгоритма заключается в том, что он позволяет взрослому поэтапно пройти весь процесс знакомства, поставив себя на место ребенка.

Первый этап

Детям сообщается название истории. После этого рекомендуется задать вопрос: «Как вы думаете, о чем будет рассказываться в этой истории?». Дети воспринимают его как «вопрос – сюрприз», как своеобразное приглашение в мир фантазий. Такой вопрос очень важен, поскольку не только позволяет привлечь внимание аудитории, но и дает возможность каждому желающему поупражняться в прогнозировании развития сюжета. Реакцию детей на этот вопрос можно назвать индикатором готовности к восприятию материала, сигналом к началу работы.

Второй этап

     Перед прочтением сказочной истории можно предложить слушателям принять удобное положение (расслабиться, закрыть глаза). Текст истории читает взрослый. Необходимо учесть. Что при работе с детьми взрослый должен (обязательно!) заранее ознакомиться с содержанием сказочной истории с целью расстановки необходимых интонационных и смысловых акцентов.

Третий этап

     После прочтения сказочной истории педагог задает вопросы по первичному восприятию ее содержания.

     * Понравилась ли эта история?

     * Кто из героев сказочной истории порадовал? А кто огорчил?

     * За кого из героев в больше всего переживали? И т.д.

Четвертый этап

(для работы со взрослой аудиторией)

     Следующий этап ориентирован только на представителей взрослой аудитории и заключается в проведении более углубленной работы с текстом. Для этого каждому из слушателей предлагается текст сказочной истории, дается время на его индивидуальное прочтение. Затем задается ряд вопросов, позволяющих выделить те особенности текста, с помощью которых более полно и образно раскрывается тема и содержание истории.

     * Как называется история? Почему ей дали такое название?

     * Кто, а ваш взгляд, является главным героем истории? Почему вы так считаете?

     * С чего началась эта сказочная история? Что произошло дальше?

     * Чьи поступки вас взволновали? Почему?

     * Как бы вы поступили в такой ситуации?

     * Чем закончилась сказочная история?

     * Как вы думаете, могла ли эта история закончиться по – другому?

     * Какая концовка вам больше нравится?

     Ответы могут подтверждаться словами из текста. Естественно, не на все можно найти ответы в сказочной истории, поскольку многие вопросы требуют индивидуального осмысления прочитанного. Осознание скрытого смысла некоторых фраз или предложенных в истории событий стимулирует процесс обращения к жизненному опыту, что, в свою очередь, «оживляет» имеющиеся у слушателя эмоции, направленные на проявление навыков позитивного общения.

     Ответы могут быть и противоречивыми. В этом случае очень важно, чтобы не нарушалась атмосфера доверительного общения участников встречи, при котором каждый может высказаться, не испытывая чувства неловкости или стеснения, раздражения или обиды («Нужно уважать мнение другого человека, даже если оно совершенно не сходится с вашим!»). Задача педагога впоследствии, уже при ознакомлении детей со сказочной историей, сформировать и сохранить такую же атмосферу доверительного общения.

Пятый этап

(работа с детьми над содержанием и основной идеей сказочной истории)

     Данный этап рекомендовано проводить в виде эвристической беседы. Для начала детям, уже умеющим читать, можно предложить еще раз вслух прочитать название истории. Если дети не умеют читать, педагог может задать вопрос: «Кто запомнил, как называется эта история?».

     Вопросы  для беседы с детьми

     * Как вы думаете, почему эта история именно так называется?

     * Кто из Карапушек стал главным  героем (героями) этой истории? Почему вы так считаете?

     Педагог предлагает детям вспомнить. С чего началась эта сказочная история, что произошло дальше. Особое внимание детей следует обратить на соблюдение «Правил вежливого человека»: не перебивать друг друга при ответе, не выкрикивать, учиться слушать других внимательно и терпеливо. Педагог может выборочно зачитать фрагменты текста,  соответствующие ответам на поставленные вопросы. Затем детям предлагается рассмотреть иллюстрации к сказочной истории, размещенные в сборнике. Необходимо учесть, что в оформлении сказочных историй наряду с детскими рисунками использованы фотографии коллективных работ. Предлагаются два варианта вопросов по работе с иллюстрациями.

     Вариант 1 (сюжетный рисунок)

     Вопросы для беседы

     * Какое событие изображено на рисунке?

     * Как вы думаете почему художник выбрал именно этот эпизод из сказочной истории для своего рисунка?

     * Кого из Карапушек вы узнали на рисунке?

     Вариант 2 (фотографии коллективной работы)

     Вопросы для беседы

     * Что изображено на фотографии?

     * Какие знакомые приемы работы с красками (пластилином, цветной бумагой и др.) были использованы?

     * Какие цвета были выбраны для оформления этих работ? Почему?

     * Что помогло авторам этих работ выполнить их так интересно и красочно?

     Следующее задание – «Словесные фантазии». Дети вспоминают, чем закончилась сказочная история.

     Вопросы для беседы

     * Поступок какого героя (героев) взволновал  вас? Почему?

     * Как бы вы поступили в такой ситуации?

     * Как вы думаете, могла ли эта история закончиться по – другому?

     После чего детям предлагается пофантазировать: придумать другое окончание истории. Рекомендовано применить такой методический прием, как составление рассказа по цепочке: один ребенок начинает, другой продолжает. Но перед началом «Словесных фантазий» необходимо договориться, т.е. принять общие правила участия: каждый ребенок будет говорить только один раз, другие дети в это время должны внимательно его слушать, не перебивать товарища и не выражать вслух недовольство услышанным. Эти правила помогают усваивать нормы позитивного общения с другими людьми при выстраивании диалога, развивают умение слушать и слышать другого человека. Очень важно дать каждому желающему ребенку возможность высказаться! Сюжет новой концовки истории, естественно, будет развиваться непредсказуемо, что также является особенностью этого творческого задания. Кому – то, конечно, он может и не понравиться! Самое главное в данном случае – учить детей проявлять уважение к мнению других людей даже если оно отличается от твоего собственного.

     Вопросы  - детям

    * Какая  концовка вам больше нравится – придуманная вами или та, которая уже есть в сказочной истории?

     * Если бы вы встретились с Карапушками, что бы вы пожелали героям этой сказочной истории?

     Заключительным этапом работы (шестой этап) по ознакомлению со сказочной историей является выполнение творческого задания к ней.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жить в мире с собой и другими.

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах формирования толерантного сознания у детей....

"Как жить в мире с собой и другими"

Выступление на общем родительском собрании по ознакомлением с изменениями в связи с принятием нового закона об образовании в РФ...

Сценарий мастер - класса "Искусство жить в согласии с собой"

Мастер - класс с элементами треннинга, направленный на профилактику психологического здоровья воспитателей....

"Жить в мире с собой и другими"

Цели: формировать толерантное и уважительное отношение друг к другу; учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций; развивать навыки              ...

Презентация "Жить в мире с собой и другими"

Данная презентация к разработке "Жить в мире с собой и другими". Цель: формировать толерантное и уважительное отношение друг к другу. Развивать  память, мышление, речь....

Мини-тренинг по повышению толерантности: у детей подготовительной группы с элементами арт-терапии «Жить в мире с собой и другими».

Аннотация:  Мини-тренинг предназначен для профилактики нетолерантного поведения среди детей; формированию толерантного и миролюбивого отношения к категориям детей и людей ОВЗ, разных национальнос...