Мини-тренинг по повышению толерантности: у детей подготовительной группы с элементами арт-терапии «Жить в мире с собой и другими».
план-конспект занятия (старшая группа)

Максакова Дарья Константиновна

Аннотация:  Мини-тренинг предназначен для профилактики нетолерантного поведения среди детей; формированию толерантного и миролюбивого отношения к категориям детей и людей ОВЗ, разных национальностей; развитию коммуникативных навыков у детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhiti_v_mire_s_soboy_i_drugimi.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательно учреждение

«Детский сад №384 г.Челябинска»

Российская Федерация, 454136,г.Челябинск,ул.Молодогвардейцев, 68-Б, Тел.:8(351)741-24-21

Мини-тренинг по повышению толерантности: у детей подготовительной группы с элементами арт-терапии «Жить в мире с собой и другими».

Составила: педагог-психолог Максакова Дарья Константиновна

Челябинск, 2020

Аннотация:  Мини-тренинг предназначен для профилактики нетолерантного поведения среди детей; формированию толерантного и миролюбивого отношения к категориям детей и людей ОВЗ, разных национальностей; развитию коммуникативных навыков у детей.  

Цели: Первичная профилактика нетолерантного поведения среди детей

Задачи:

1.Познакомить детей  с понятием "толерантность"; напомнить содержание понятий дружба, милосердие, миролюбие, любовь, радость, терпимость.

2.Стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности

3.Познакомить с техникой коллажа и стимулировать творческую активность

4. Развитие коммуникативных навыков в процессе межличностного общения.

5.Познакомить с традициями разных стран.

Материалы: запись песни «Непохожи», слайды с разными способами приветствия, лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из "киндер-сюрпризов", значками и т. п.) - количество предметов должно превышать количество участников группы, цветная бумага, фломастеры,  распечатанные или вырезанные картинки на тему толерантности, любви, дружбы и противоположных понятий, бумага А3, клей, кисточки, гуашь.

Возраст: подготовительная группа

Количество участников: 6- 12 человек

Ход тренинга:

Приветствие:

Звучит песня «Непохожи» гр. Квест Пистолс. Психолог приглашает участников встать вкруг и повторять движения: поднимают руки вверх, приветствуя, машут друг другу. Так здороваются друг с другом. Песня стихает, дети рассаживаются по своим стульчикам.

Психолог: Добрый день, ребята! Сегодня я пригласила вас на необычное занятие! Мы с Вами поговорим о дружбе, радости, любви, миролюбии, и терпимости.

Задача: познакомиться с приветствиями в разных культурах и поменять стереотипные формы поведения.

Сейчас мы с вами будем узнавать разные традиции по приветствию в разных странах!

  • сложить руки (как в "молитве") на уровне груди и поклониться (Япония);
  • потереться носами (Новая Зеландия);
  • пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
  • крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия)
  • показать язык (Тибет);
  • очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);
  • обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Франция).

Участники приветствуют друг друга способом, указанным на слайдах.

Психолог: какую роль играют приветствия в нашей жизни? было ли трудно здороваться каким-то способом? показались ли какие-то из приветствий смешными?

 Психолог: Все мы абсолютно разные, у нас разная внешность, поведение, привычки, мы любим разную еду, одежду. Но это не является препятствием для дружбы и общения. Ведь именно многообразие мира делает его таким интересным, а добро и милосердие украшает и делает лучше.

Сейчас я вам предлагаю сыграть в игру:

Упражнение «Сделай комплимент»

Участники делятся по парам. И по очереди каждый участник пары делает комплимент своему напарнику в том, что ему нравится, но совершенно не похоже на него. Например: «Мне нравятся твои голубые глаза! А у меня они карие!», «Мне нравится твой высокий рост, потому что ты можешь помочь мне достать игрушку с высокой полки», «Мне нравится твое умение рисовать!» и т.д. Психолог может оказывать помощь при затруднении.

Психолог: Отлично! Сложно было делать комплименты особенности внешности и одежды, или о человеке? – отвечают участники игры.

Психолог: Принятие и радость от нашей с вами непохожести, терпимость и милосердие к нашим возможностям и возможностям разных людей составляет основу толерантности.

Толерантность – это терпимость, сотрудничество, партнерство, принятие человека таким какой он есть. А еще это милосердие, добро, уважение и доброта души.

Сейчас я предлагаю вам пофантазировать на эту тему:

Упражнение "Лукошко"

Материалы: лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из "киндер-сюрпризов", значками и т. п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы.

Процедура проведения. Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: "Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру ".

Психолог: Толерантность, милосердие, доброта - это мощная сила, потому что милосердие свойственно людям, которые способны прийти на помощь.

Рассматриваем слайды  с толерантным и нетолерантным поведением, и обсуждаем их. На слайдах изображения: Паралимпиада, спортсмены с ОВЗ, кадры из Свинки Пеппы (серия мышка Мэнди),  помогает поскользнувшемуся встать, подносил продуктовую сумку пожилой женщины до её дома, заступался за обиженного, помогает другу-колясочнику переехать по пандусу и т.д.; и с непринятым в компанию по национальности, росту и т.п., дрязнят за какие-то отличия (очкарик, например), непринятие детей колясочников, с синдромом дауна и т.п.

Психолог: Толерантность означает позицию открытости и уважения к различиям, которые существуют между людьми: этническим и религиозным, половым, физическим, умственным и другим.

Толерантные люди уважают и готовы усваивать опыт других, ценить не только похожесть, но и различия, отказываются от несправедливых стереотипов, ищут общие точки соприкосновения и создают новые связи. 

Психолог: Давайте сегодня создадим нашу открытку добра и толерантности.

Открытка «Мир добра и толерантности»

Материалы: распечатанные или вырезанные картинки на тему толерантности, любви, дружбы и противоположных понятий, бумага А3, клей, кисточки, гуашь, фломастеры.

Процедура проведения: Перед детьми выкладываем распечатанные картинки или из журналов. Дети самостоятельно выбирают те, которые они считают добрыми, толерантными дружелюбными. Затем из всех этих картинок делаем общий коллаж «Мир добра и толерантности». Ведущий участвует в создании коллажа в качестве направляющие помощи, обсуждает с каждым ребенком почему он выбрал именно эту картинку. При желании дети могут дополнить коллаж рисунками о добре и толерантности – красками, карандашами, фломастерами.

Психолог может дополнить коллаж, дети могут использовать краски для дополнения.

В конце тренинга рефлексия от всех участников и ведущего тренинга: с чем познакомились впервые? Что было уже знакомо? Что понравилось и показалось интересным?

Психолог:      

…А может твоим счастьем станет

Любовь к познанию людей?

Твой разум, может, не устанет

От множества культур, идей.

Религий, наций, стилей жизни.

Познать всех их – узнать себя! (М.Энао-Кондратьева)

Литература

  1. Венгер, Л.А. Домашняя школа / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. М., 1994.
  2. Марченко, Г.Б. Толерантность родителей как фактор формирования толерантности детей дошкольного возраста /Г.Б. Марченко //Актуальные проблемы психологического знания. – 2011. - №1. – С. 101-105.
  3. Почухаева, М. Первые шаги к толерантности: [современные подходы к воспитанию толерантного сознания у дошкольников] /М. Почухаева, О. Лисютенко //Школьный психолог. – 2009. - №20. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www.psy.1september.ru/view_article.php?id=20090200

  1. Скавитина, А. Уроки толерантности: как научить детей жить в мультикультурном обществе / А.Скавитина [Электронный ресурс] - https://www.kanal-o.ru/news/10485
  2. 16 ноября – Международный день толерантности (терпимости) : о празднике // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 11. – С. 4.
  3. Урок дружбы: для младших школьников // Школьная библиотека. – 2002. – № 4. – С. 12– 13.
  4.  Феоктистова Т. О программе духовно – нравственного воспитания // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 6. – С. 9.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жить в мире с собой и другими.

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах формирования толерантного сознания у детей....

"Как жить в мире с собой и другими"

Выступление на общем родительском собрании по ознакомлением с изменениями в связи с принятием нового закона об образовании в РФ...

"Жить в мире с собой и другими"

Цели: формировать толерантное и уважительное отношение друг к другу; учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций; развивать навыки              ...

Презентация "Жить в мире с собой и другими"

Данная презентация к разработке "Жить в мире с собой и другими". Цель: формировать толерантное и уважительное отношение друг к другу. Развивать  память, мышление, речь....

Педагогическая технология "Истории Карапушек: как жить в мире с собой и другими?"

Одним из самых интересных моментов при работе с педагогической технологией можно назвать ознакомление со сборником сказочных историй и выполнении творческих заданий к ним. При кажущейся легкости этот ...

Конспект занятия по формированию толерантности у детей подготовительной группы по теме: «Давайте жить дружно!»

Цель: уточнить и расширить знания детей о правах человека; дать понятие    толерантности и  его  значении  для  человека; формировать понимание ценности личности каж...