Консультация для воспитателей "Факторы, влияющие на развитие детской одаренности"
методическая разработка (старшая группа)

Попова Вера Николаевна

В консультации представлены факторы, влияющие на развитие детской одаренности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Факторы, влияющие на развитие детской одаренности.

Детский возраст имеет наибольшее значение для развития способности и одаренности.

Существует качественное своеобразие детских способностей. Это связано с их иной душевной организацией: необычайная чуткость к образным впечатлениям, богатство воображения, любознательность,  легкость и прочность формирования некоторых свойств.

Очень важно иметь в виду психологические данные о возрастной чувствительности, которая по-своему характеризует каждый этап развития. А.В. Запорожец писал: "В каждом возрасте ребенок оказывается особо чувствительным, сенсибельным к определенного рода воздействиям, в связи с чем у него на данной генетической ступени, при наличии соответствующих социально-генетических условий наиболее интенсивно развиваются определенные психические процессы и качества...''.

Лейтес подчеркивал, что ''именно в годы детства на каждом возрастном этапе возникают ''временные состояния, выражающие своеобразную готовность к развитию''. Согласно современным данным, существуют сенситивные периоды возрастного развития, каждый из которых обладает особо благоприятными возможностями для развития того или иного направления психики, а затем действие таких внутренних условий ослабевает. Согласно Л. С. Выготскому, ''незавершенность определенных процессов развития является необходимым условием для того, чтобы данный период мог оказаться сенситивным по отношению к определенным условиям''.

 Итак, формирование определенных способностей происходит в ходе возрастного развития, и многое зависит от того, что будет развито из тех свойств, которые выступают в различные периоды детства, черты какого именно возраста, и в какой мере скажутся на чертах интеллекта.

В ходе возрастного развития происходит становление индивидуальных различий по способностям, а возрастные черты становятся одновременно и свойствами развивающегося ума.

Следует подчеркнуть, что внутренняя активность человека, присущая самым разным видам его склонностей, одновременно является первейшим условием развития способностей. Один из первых исследователей детской одаренности, Н. С. Лейтес, подробно изучил особенности жизни и деятельности одаренных детей и пришел к выводу, что детская одаренность проявляется в склонностях к труду, в острой потребности таких детей заниматься определенным видом деятельности.'' Воспитание трудолюбия- важнейший фактор формирования любых способностей'',- справедливо подытожил Б. Алякринский в книге ''О таланте и способностях''.

При большом разнообразии моделей одаренности, существующих в настоящее время, большинство психологов рассматривают такие внутренние факторы, как интеллект, творчество, мотивационно-творческие способности, наряду с факторами социального окружения в качестве основополагающих для развития одаренности у детей. Условия обучения, особенности семейного воспитания, культурная среда и т. п. - важнейшие составляющие социального фактора развития. Статистика исследований разных лет ( 20-30, 80-х г.г. 20 века ) показывают доминирующую роль генотипа над средой в развитии детской одаренности.

За последние десятилетия появилось много исследований, посвященных изучению влияния различных условий обучения на успешность развития одаренных детей. Эти исследования позволили значительно расширить категорию одаренных детей и доказать целесообразность их обучения по специальным программам.

Успехи в развитии этого направления исследований позволяют на новом уровне поставить вопрос о роли семьи в развитии одаренности у детей. Экспериментальные исследования влияния родителей на особенности развития их детей касаются, главным образом, изучения связи самооценки, успехов детей в той или иной области, их представлений о способностях с социальными ожиданиями родителей. Факты, полученные в результате исследований, свидетельствуют о роли семейных представлений об ''идеальной'' модели обучения на развитие мотивационно-личностных установок ребенка, способствующих или препятствующих развитию одаренности у детей. С точки зрения педагогике средовая вариативность показателей интеллекта связана преимущественно с вариативностью внутрисемейной среды. По отношению к ней внешняя культурная среда выступает как общий фон развития. Таким образом, наибольшее влияние из всех социальных факторов оказывает ''внутрисемейная среда'', домашняя обстановка в целом, предметно-пространственное окружение, характер отношений с членами семьи.

Необходимо учитывать в качестве дополнительного фактора, обеспечивающего развитие одаренности, реализацию способностей в конкретных детских деятельностях. Модель развития одаренности может быть представлена ею в виде трех блоков ( О. М. Дьяченко).

Первый блок - это мотивация к соответствующему виду деятельности. В случае умственной одаренности - это познавательная активность, которая носит продуктивный характер и подключена к целостному опыту ребенка.

Второй блок - операционный, характеризуемый через понятие способностей, которые в дошкольном детстве определяются уровнем наглядного моделирования и уровнем развития продуктивного воображения.

Третий-блок реализации, который предполагает наличие возможности воплотить в реальность свои достижения, оформить результаты решения и т. д. У дошкольников данный блок характеризуется возможностями проявления собственной субъективности в различных видах деятельности.

Как известно, дошкольный возраст- возраст игры. Данные исследований показывают, что решающее влияние на обогащение содержания детских игр оказывают организованные и тщательно продуманные взрослыми наблюдения окружающей жизни. Игровая форма занятий в соответствии со стремлениями дошкольника, например, в приобщении к миру музыки, помогает развивать дарование ребенка, а умелое сочетание методов руководства игрой максимально способствует развитию творческой одаренности ребенка. В настоящее время доказана тесная взаимосвязь развития способностей с позиции эмоций, которые вызывают у ребенка интерес к деятельности. Ни в какой другой детской деятельности эмоциональный опыт так успешно не накапливается, как в игре. Кроме того, игра может выступать эффективным средством профилактики и коррекции таких личностных проблем, как тревожность и агрессия, а также выступать главнейшим фактором развития детской креативности.

Итак, на развивающуюся личность оказывают влияние, как внешние факторы, так и внутренние. Сглаживая их отрицательные и усиливая положительные влияния, можно добиться максимального развития природных задатков, раскрытия потенциала развивающейся личности. Для каждого ребенка должна быть найдена такая область деятельности, такие способы воспитания и обучения, такой подход к взаимодействию, при которых будут обнаруживаться положительные стороны его индивидуальных способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Психолого-педагогическое сопровождение развития детской одаренности "

Психолого-педагогическое сопровождение развития детской одаренности....

КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Развитие детской одаренности»

Совместная деятельность педагогов, детей и родителей...

Система работы ДОО по развитию детской одаренности в условиях реализации ФГОС ДО

В условиях реализации ФГОС ДО всё больше возрастает значимость проблемы раннего выявления и развития одарённости детей. Существует достаточно много исследований и разработок в рамках развития детской ...

Программа по развитию детской одаренности дошкольников

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в сис...

Детский театр - как технология развития детской одаренности.

Произнося слово "одаренность", мы подчеркиваем, что в психике ребенка есть нечто такое, что им "не выучено", а то, что ему "даровано"....

Детский сад-школа: создание интегрированного образовательного пространства для развития детской одаренности

laquo;Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, ...

Психолого- педагогические подходы к развитию детской одаренности и работе с одаренными детьми

Одаренность сложное и многомерное явление. Для организации работы с одаренными детьми необходимо определить феномен одаренности, ее проявления и типологию.Целостный подход к рассмотрению одаренн...