План по самообразованию
статья

План по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx26.18 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования

 Ф.И.О.: Аббазова Миляуша Наиловна

Тема самообразования: «Экологическое образование детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Цель:  Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой.

Задачи:

1.Формировать первоначальные системы ценностных ориентаций, восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы.

2.Развитие способностей детей к познанию мира природы.

3.Обучать элементарным нормам поведения в природе, формировать навыки рационального природопользования в повседневной жизни.

4.Воспитание гуманного отношения к живым организмам.

Перечень вопросов по самообразованию:

- изучение психолого-педагогической литературы;

- разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

- проектная и исследовательская деятельность;

- анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;

- продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;

- планомерное и систематическое совершенствование методов учебно – воспитательного процесса.

Форма самообразования: индивидуальная.

Актуальность:

 Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли - образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг, оно тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка), что от состояния окружающей среды зависит здоровье человека. А чтобы сохранить своё здоровье, нужно жить в гармонии с природой и вести здоровый образ жизни.

Дошкольники должны понимать причины необходимости сохранения всех без исключения видов животных и растений. Их нужно учить, не рвать красивые цветы, что эти цветы могут исчезнуть и из-за нарушения места обитания, например, в результате вытаптывания. Важно, чтобы дети понимали, необходимость сохранения на Земле всех живых организмов, независимо от нашего отношения к ним. Не должны употребляться в разговорах с детьми слова «вредные, полезные».

В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. У детей развивается познавательный интерес,  любознательность, творческая активность, то есть личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Дошкольное детство благодатный период, в котором формируются базисные нравственные ориентиры, в том числе экологическая культура и грамотность. Важно сделать процесс обучения интересным и увлекательным для малыша, учить играя.

Игра имеет в дошкольном детстве первостепенное значение, она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребёнка, создаёт оптимальные условия для воспитания и обучения. Наиболее приемлемым методом обучения является дидактическая игра.

Экологические игры- это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.

Знания о природе полученные детьми при помощи дидактической игры, влияют на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам «живой» и «неживой» природы.

 

Перспективный план самообразования

№ п.п.

Содержание работы

Сроки выполнения

Формы работы

Приме

чание

Теоретический этап

Изучение   методической литературы по теме самообразования

 Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»,

«Обруч»

сентябрь

Выписка журналов

Посещение библиотеки

Использование интернет- ресурсов

Провести вводную диагностику детей с учетом темы по самообразованию.

Сентябрь-октябрь  

 

Консультация для родителей на тему «Научите ребенка любить живую природу»

Ноябрь

Консультация

Продолжать изучение литературы по заданной тематике;

формирование картотеки дидактических игра

Декабрь

Совместные досуги

Работа с родителями. Привлечение родителей к созданию  «Уголок природы»: оборудовать уголок, собрать природный материал.

Январь

Оборудование «Уголок природы».

  Формирование картотеки дидактических игр,    

Февраль

Участие родителей в создании дидактических игр.

Подготовка консультации для родителей;

Продолжать изучение литературы по заданной тематике;

Организация  «Огорода на окне».

Март

Информационные стенды

Советы и рекомендации для родителей о важности активного отдыха на улице, участии родителей в играх, воспитывать заинтересованность к нуждам и потребностям ребёнка.

Апрель

Информационные стенды

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования.

Май

Практический этап

 Составление перспективного

плана по экологическому

воспитанию .

Сентябрь

  Перспективный план.

Разработка  критерии прогулок по временам года для дошкольников старшей группы.

Сентябрь

Оформление картотеки наблюдений на прогулке.

Медиатека познавательно-экологического содержания «Звуки природы». Подбор DVD дисков по изучаемым темам.

Октябрь

Подбор материала для оформления картотеки по теме: «Деревья», «Растения», «Птицы», «Насекомые», «Цветы»

Ноябрь

 

Создание презентации: "Формирование экологической культуры дошкольника"

Декабрь

 

Работа с родителями:

разработка консультаций, анкет, рекомендаций.

Январь

Подготовка анкет,

памяток, рекомендаций, консультаций для  родителей.

Папка-передвижка

 «Природа Югры»

 

 Наличие дидактических игр в картотеке и материалов к ним;

литература для изучения: Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

 Изготовление интерактивных игр по экологическому воспитанию.

Февраль

 Интерактивные игры по экологическому воспитанию.

 

Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Март

 Выставка  игр, пособий, презентаций для практической деятельности.

Приобщение родителей к созданию в группе огорода на подоконнике, знакомство детей с растениями, уход за ними.

Акция «Дом для птиц»

Апрель

Совместное создание в группе огорода на подоконнике.

Участие в акциях

Привлечь родителей к подготовке группы, участка к летнему периоду работы. Дать возможность проявить единство, творчество и заинтересованность в благоустройстве участка.

Май

Совместная работа с родителями

 Составление конспектов НОД , дидактических игр по экологическому воспитанию детей.

Сентябрь- май

  1. Публикации в социальной сети: сценарий родительского собрания «Зимующие птицы»

2.Конспект НОД  с детьми старшего дошкольного возраста «Хвойные деревья», «Растения Севера» 3.Экологические игры

Подведение итогов самообразования

     Проведение и заполнение карты наблюдения за детьми, и выявление индивидуального уровня экологического развития детей на начало и конец учебного года.

Анкетирование родителей на тему «Совместная игра с членами семьи в домашних условиях»

Соотнесение полученных результатов с запланированными. Самоанализ.

Сентябрь- май

 

  Участие во всероссийских конкурсах на лучшую методическую разработку,

 участие в экологических конкурсах.

Литература:

1.«От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программы дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012

2.Журнал «Дошкольное воспитание».

3.Журнал «Ребенок в детском саду».

4.Журнал «Воспитатель ДОУ»

5.Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. С-П.: «Детство — пресс» — 2006г. 6. Кондрашова М. А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. — 116 с.

7.Лучич М. В. Детям о природе. М., Просвещение, 1990.

8.Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения. - М.: Просвещения, 2002.- 144с.

9.Новоселова С. Л. Игра дошкольника. — М.: Просвещение, 1989. — 188 с.

10.Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. — М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. — 432с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...