План по самообразованию
статья
Предварительный просмотр:
План самообразования
Ф.И.О.: Аббазова Миляуша Наиловна
Тема самообразования: «Экологическое образование детей дошкольного возраста через дидактические игры»
Цель: Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой.
Задачи:
1.Формировать первоначальные системы ценностных ориентаций, восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы.
2.Развитие способностей детей к познанию мира природы.
3.Обучать элементарным нормам поведения в природе, формировать навыки рационального природопользования в повседневной жизни.
4.Воспитание гуманного отношения к живым организмам.
Перечень вопросов по самообразованию:
- изучение психолого-педагогической литературы;
- разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
- проектная и исследовательская деятельность;
- анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;
- продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;
- планомерное и систематическое совершенствование методов учебно – воспитательного процесса.
Форма самообразования: индивидуальная.
Актуальность:
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли - образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг, оно тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка), что от состояния окружающей среды зависит здоровье человека. А чтобы сохранить своё здоровье, нужно жить в гармонии с природой и вести здоровый образ жизни.
Дошкольники должны понимать причины необходимости сохранения всех без исключения видов животных и растений. Их нужно учить, не рвать красивые цветы, что эти цветы могут исчезнуть и из-за нарушения места обитания, например, в результате вытаптывания. Важно, чтобы дети понимали, необходимость сохранения на Земле всех живых организмов, независимо от нашего отношения к ним. Не должны употребляться в разговорах с детьми слова «вредные, полезные».
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. У детей развивается познавательный интерес, любознательность, творческая активность, то есть личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Дошкольное детство благодатный период, в котором формируются базисные нравственные ориентиры, в том числе экологическая культура и грамотность. Важно сделать процесс обучения интересным и увлекательным для малыша, учить играя.
Игра имеет в дошкольном детстве первостепенное значение, она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребёнка, создаёт оптимальные условия для воспитания и обучения. Наиболее приемлемым методом обучения является дидактическая игра.
Экологические игры- это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.
Знания о природе полученные детьми при помощи дидактической игры, влияют на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам «живой» и «неживой» природы.
Перспективный план самообразования
№ п.п. | Содержание работы | Сроки выполнения | Формы работы | Приме чание |
Теоретический этап | Изучение методической литературы по теме самообразования Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч» | сентябрь | Выписка журналов Посещение библиотеки Использование интернет- ресурсов | |
Провести вводную диагностику детей с учетом темы по самообразованию. | Сентябрь-октябрь | |||
| Консультация для родителей на тему «Научите ребенка любить живую природу» | Ноябрь | Консультация | |
Продолжать изучение литературы по заданной тематике; формирование картотеки дидактических игра | Декабрь | Совместные досуги | ||
Работа с родителями. Привлечение родителей к созданию «Уголок природы»: оборудовать уголок, собрать природный материал. | Январь | Оборудование «Уголок природы». | ||
Формирование картотеки дидактических игр, | Февраль | Участие родителей в создании дидактических игр. | ||
Подготовка консультации для родителей; Продолжать изучение литературы по заданной тематике; Организация «Огорода на окне». | Март | Информационные стенды | ||
Советы и рекомендации для родителей о важности активного отдыха на улице, участии родителей в играх, воспитывать заинтересованность к нуждам и потребностям ребёнка. | Апрель | Информационные стенды | ||
Отчёт о проделанной работе по теме самообразования. | Май | |||
Практический этап | Составление перспективного плана по экологическому воспитанию . | Сентябрь | Перспективный план. | |
Разработка критерии прогулок по временам года для дошкольников старшей группы. | Сентябрь | Оформление картотеки наблюдений на прогулке. | ||
Медиатека познавательно-экологического содержания «Звуки природы». Подбор DVD дисков по изучаемым темам. | Октябрь | |||
Подбор материала для оформления картотеки по теме: «Деревья», «Растения», «Птицы», «Насекомые», «Цветы» | Ноябрь
| |||
Создание презентации: "Формирование экологической культуры дошкольника" | Декабрь
| |||
Работа с родителями: разработка консультаций, анкет, рекомендаций. | Январь | Подготовка анкет, памяток, рекомендаций, консультаций для родителей. Папка-передвижка «Природа Югры»
| ||
Наличие дидактических игр в картотеке и материалов к ним; литература для изучения: Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005. Изготовление интерактивных игр по экологическому воспитанию. | Февраль | Интерактивные игры по экологическому воспитанию.
| ||
Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми. | Март | Выставка игр, пособий, презентаций для практической деятельности. | ||
Приобщение родителей к созданию в группе огорода на подоконнике, знакомство детей с растениями, уход за ними. Акция «Дом для птиц» | Апрель | Совместное создание в группе огорода на подоконнике. Участие в акциях | ||
Привлечь родителей к подготовке группы, участка к летнему периоду работы. Дать возможность проявить единство, творчество и заинтересованность в благоустройстве участка. | Май | Совместная работа с родителями | ||
Составление конспектов НОД , дидактических игр по экологическому воспитанию детей. | Сентябрь- май | 1. Публикации в социальной сети: сценарий родительского собрания «Зимующие птицы» 2.Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Хвойные деревья», «Растения Севера» 3.Экологические игры | ||
Подведение итогов самообразования | Проведение и заполнение карты наблюдения за детьми, и выявление индивидуального уровня экологического развития детей на начало и конец учебного года. Анкетирование родителей на тему «Совместная игра с членами семьи в домашних условиях» Соотнесение полученных результатов с запланированными. Самоанализ. | Сентябрь- май
| Участие во всероссийских конкурсах на лучшую методическую разработку, участие в экологических конкурсах. |
Литература:
1.«От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программы дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012
2.Журнал «Дошкольное воспитание».
3.Журнал «Ребенок в детском саду».
4.Журнал «Воспитатель ДОУ»
5.Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. С-П.: «Детство — пресс» — 2006г. 6. Кондрашова М. А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. — 116 с.
7.Лучич М. В. Детям о природе. М., Просвещение, 1990.
8.Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения. - М.: Просвещения, 2002.- 144с.
9.Новоселова С. Л. Игра дошкольника. — М.: Просвещение, 1989. — 188 с.
10.Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. — М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. — 432с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...