Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников
статья

Эйсмонт Светлана Анатольевна

Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. 

В статье представлены разнообразные формы сотрудничества с семьями воспитанников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_art_semya.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Авторы воспитатели ГБДОУ детский сад № 5

комбинированного вида Красносельского района

г. Санкт-Петербурга

 Ринкевич Алла Юрьевна, Эйсмонт Светлана Анатольевна,

Санжеева Людмила Юрьевна

Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников

Детство - это уникальный период в жизни человека: именно в это время происходит становление личности, формируется здоровье,  опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Педагоги  и родители должны  стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса, т.е один из важнейших факторов повышения эффективности  воспитания подрастающего поколения – взаимосвязь дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Часто на практике встречается такая картина: родители обладают теоретическими знаниями по вопросам воспитания и развития детей, но применить эти знания на практике не всегда умеют. Здесь и важна помощь педагога ДОУ, который способен теоретические знания родителей перевести в практику радостного общения с ребёнком. Установление контактов с родителями – дело важное и непростое, требующее внимания, такта. Для этого надо хорошо знать семью, её воспитательные возможности.

Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стало другой и сама семья. об этом говорит и  ФГОС, который должен обеспечить исполнение государственных гарантий  и направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на этой ступени образования. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

 По словам Семейного кодекса РФ родители обязаны воспитывать своих детей, при этом родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Для успешного взаимодействия с современной семьёй, учитывая её проблемы (вседозволенность или потеря духовности; потеря института семьи; скоротечный темп жизни;  женская эмансипация; и другие), необходимо разобраться, чего же ожидают родители от педагогов и ДОУ в целом.

  • Ребенок получит необходимое развитие по возрасту;
  • Будет участвовать в развлекательных мероприятиях (праздники, музыкальные. занятия, досуги, развлечения, общение со сверстниками и взрослыми);
  • Педагоги учтут индивидуальность, окажут внимание, помогут в решении их проблем;
  • Работники ДОУ обеспечат безопасность, чистоту и сохранность одежды, уберегут от травм;
  • Педагоги группы (инструктор по физическому развитию, музыкальный руководитель, педагог-психолог, логопед…) дадут рекомендации по развитию ребенка дома

Совместная работа с семьей по воспитанию здорового ребенка, в ДОУ, строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику:

  • В первую очередь мы знакомим родителей с содержанием, методами и приемами работы в детском саду.
  • Немаловажным, на наш взгляд, является системность и последовательность в работе; индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье, взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей, укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.

Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание.

 Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Мы нашли выход из этого положения в изменении форм и методов проведения. Попытались построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее. Подготовка к родительскому собранию начинается задолго до его проведения. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет в короткие сроки собрать обширный и разнообразный материал по темам. Собрания проводится  в форме дискуссий, круглых столов, конкурсов, посиделок и т.д. Именно поэтому процент посещения собраний достаточно высок. Родители активно включаются в «деловую» игру.

Самая популярная форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества: совместно с родителями были подготовлены и проведены следующие праздники и развлечения: «Праздник урожая», «Мама-солнышко моё, мастер-классы, клубы «Почемучка», «Здоровый дошкольник», семейные посиделки с активным участием родителей.

Традиционно родители принимают участие в спортивных соревнованиях и развлечениях. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом, увидеть повышение самооценки своего ребенка и раскрыть свои способности, как родителя-педагога.

Родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связано с их ребенком, вызывает неподдельный интерес.

Учет ожиданий и мнения родителей даёт педагогическому коллективу вектор направления консультативной и просветительской работы с родителями и педагогами с целью улучшения пребывания ребенка в детском саду.

Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ ведётся по четырём направлениям:

Информационно – аналитическое (анкетирование, информирование);

Познавательное направление (общие и групповые родительские собрания, работа родительского комитета, консультации, совместная деятельность, выставки, Дни открытых дверей, тренинги мастер-классы;  семинары – практикумы; семейные гостиные;

и т.д.);

Наглядно – информационное направление (родительские уголки, фотомонтажи, фотовыставки, тематические газеты);

Досуговая деятельность (активное участие родителей в праздниках, развлечениях, соревнованиях; организация проектной деятельности, клубов, «школ» для родителей)

Рекомендации по усовершенствованию работы педагогов с родителями

Отсутствие формализма в организации работы с семьей. 

Учёт социального запроса (интересов, потребностей) родителей в планировании работы учреждения.

Проведение социологического анализа контингента семей воспитанников (получение данных о составе семьи, образовании родителей и т.д.), и учет особенностей каждой семьи в планировании работы.

Использование разнообразных форм работы с семьей (индивидуальных, коллективных, наглядно-информационных), поиск и внедрение в практику новых нетрадиционных форм работы с семьей.

Систематическое проведение активной методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области взаимодействия с семьей (использование разнообразных форм и методов методической работы с педагогическими кадрами). 

Стремление к диалогу при организации работы с родителями. 

Систематическое стремление к выявлению, обобщению, распространению передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания.

«Открытость» ДОУ для родителей.

Осознание коллективом доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как «помощника» семьи в воспитании детей. 

Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без участия семьи процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Организация взаимодействия педагогов с семьями воспитанников в течение года.

Педагоги нередко сталкиваются с выбором форм планирования взаимодействия с родителями. В материале Вы найдете информацию о том, какой способ планирования можно использовать. Также представлены образцы...

«Взаимодействие педагога с семьей воспитанника по вопросам домашнего чтения»

Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще  во времена Ярослава Мудрого. Книга долж...

Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.

Разработка  проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...

Перспективный план взаимодействия педагогов с семьями воспитанников

Основная цель взаимодействия педагогов с родителями - развитие взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родит...

Консультация для воспитателей «Основные направления взаимодействия с семьями. Использование инновационных форм взаимодействия педагога с семьями воспитанников».

В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами стано...

Психологический мини-тренинг для педагогов ДОУ «Эффективное взаимодействие педагога с семьями воспитанников»

Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах эффективного взаимодействия с родителями воспитанников....