Игры для детей с ОВЗ.
статья
Предварительный просмотр:
Игры для детей с ОВЗ.
Проблема группы детей с ОВЗ в том, что контингент неоднороден, одновременное усвоение программного материалы затруднено, поэтому важное значение в общих коррекционных мероприятиях имеет взаимосвязь воспитателя, психолога и логопеда. При определении содержания и этапов коррекционного обучения, а так же при разработке методов обучения, следует исходить из современных представлений о генезисе, психофизиологических механизмах освоения пространства, основных закономерностей становления сенсорных, познавательных способностей детей. Для образования самых элементарных знаний о пространстве необходимо накопление большого количества конкретных представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
Использование дидактических игр и игровых приемов для коррекции дефектов восприятия пространства и ориентировки в нем у детей с ОВЗ является важнейшей предпосылкой при становлении всех видов детской деятельности, а также является необходимым средством обучения в сенсорном воспитании, в процессе социальной адаптации и создает основу для успешного овладения учебной деятельностью (счетом, чтением, письмом).
Формирование пространственных представлений у детей данной категории имеет сложную структуру, складывается поэтапно, проходя длительный и сложный путь. Одна из первостепенных задач обучения заключается в обогащении двигательного опыт ребенка, формировании на этой основе представлений о схеме тела, собственной позиции среди окружающих предметов, основных направлениях пространства и ориентировке в нем помогают детям с ОВЗ легче и быстрее научиться ориентироваться в окружающем мире.
В процессе коррекционно-развивающей работы создаются такие условия, чтобы у детей вырабатывалась установка на успех, на принятие помощи взрослого. При этом упражнения подбираются с таким учетом, чтобы ребенок самостоятельно смог увидеть свои ошибки и исправить их. Задачи воспитателя:
-повысить у детей познавательную активность;
-обогатить содержательными пространственными отношениями;
-создать эмоциональный настрой на предстоящую самостоятельную и совместную с ребенком деятельность.
Практика показала, что использование занимательного игрового материала для детей с ОВЗ помогает сохранить непрерывность обучения восприятию пространства и ориентировали в нем. Таким образом, использование дидактических игр по восприятию пространства и ориентировки в нем способствует личностному становлению ребенка с ОВЗ и максимально ранней социальной адаптации.
К развивающим играм с ребенком с ОВЗ не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению каких-либо недостатков. Игра – интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка. Игра занимает большую часть жизни дошкольника, а поэтому обучение ребенка не может проходить вне игры. Любая детская игра – тихая или подвижная, групповая или индивидуальная, сюжетно-ролевая или словесная – может стать развивающей, если взрослый определит, какие способности и навыки ребенка она может развить и усовершенствовать, а также дополнительно обогатит ее дидактическими элементами, которые помогут эти навыки закрепить. Игра- один из доступных детям видов деятельности, который мы взрослые можем преобразовывать и улучшать. Игра позволяет ребенку преодолеть свои страхи, тревоги, неуверенность, напряжение, а также реализовать свои творческие возможности и подсознательные желания. Маленький ребенок- это деятель, и его деятельность выражается в движениях и действиях.
Педагогика связывает игру и игровое поведение с процессами воспитания, образования и развития личности.
Игра предметная - это игра с предметами человеческой материальной и духовной культуры, в которой ребенок использует их по прямому назначению.
Игра ролевая - совместная групповая игра, в которой ее участники распределяют, берут на себя и исполняют различные социальные роли: матери, отца, воспитателя, врача, ребенка и т.д.
Игра символическая - вид игры, в которой реальность воспроизводится в виде символов, знаков, а игровые действия выполняются в абстрактной символической форме( вместо телефона ребенок может использовать маленькую деревяшку и т.д.)
Игра сюжетная - детская игра, в которой ребенок воспроизводит сюжеты из событий реальной жизни людей, рассказов и сказок и т.д.Наблюдая за игрой детей с ОВЗ можно определить его эмоциональное и интеллектуальное развитие. Очень важным для нас педагогов является, сформировать у детей хорошие личностные качества: доброту, отзывчивость, уверенность в себе, находчивость и т.д. Игра формирует в ребенке личность и индивидуальность. Чем больше информации мы предоставляем ребенку через его органы чувств в мозг, тем более, интенсивнее протекает его интеллектуальное и психическое развитие. Чем старше становиться ребенок, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование его поведения, взаимоотношений с другими детьми, на воспитание активной позиции. Через дидактические и театрализованные игры мы достигаем желаемые результаты. Дети познают мир человеческих эмоций, могут управлять своими эмоциями, учатся понимать других без слов. Подвижные игры с детьми ОВЗ должны быть продуманы как педагогами, так и медицинским работником. Они подбираются с учетом их индивидуальных особенностей и физических возможностей ребенка. Вся команда педагогов продумывает качество подвижных игр их протекание и количество.
Детям с ОВЗ очень полезны игры с водой, песком, любым природным материалом, потому что они развивают моторику и тактильные ощущение, снимая этим напряжение и скованность. Активно используются игры М.Мантессори и К. Фоппеля. Они очень нравятся детям любых возрастных групп. Особое значение для детей ОВЗ имеют дидактические и развивающие игры, направленные на коррекцию и развитие основных психических функций ребенка ( речь, восприятие, внимание, память, воображение, мышление). Игра должна быть непринужденной для ребенка и доставлять ему массу удовольствия, он должен чувствовать себя организатором. Она должна быть интересным и приятным занятие, позволяющим ему преодолеть его маленькие «трудности». Очень важно предоставить возможность родителям принимать участие в занятиях .Они могут легко включаться в игру и проводить подобные игры дома, в естественных для ребенка и родителя условиях. Несмотря на то, что в возрасте до 3х лет, врачи не ставят статус ОВЗ, а часто даже в возрасте 5лет мы видим заключение специалистов, но этот факт не должен нам мешать проводить коррекционные и развивающие игры для «особенных» на наш взгляд детей. Педагог должен, заранее продумывать какой материал может пригодиться ребенку: игрушки, пособия, физкультурный инвентарь, театральные куклы и т.д.
Искренность доброжелательность, жизнерадостность и открытость, сопереживание и умение помочь, заметить успехи – вот те качества, которые притягивают детей, вызывают их симпатию и уважение к взрослому, а иногда являются главным мотивом участия в игре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/06/picture-299961-1486381384.jpg)
Обучение детей второго года жизни сюжетной игре и детей третьего года жизни сюжетно-ролевой игре. (рекомендации родителям)
Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. с самого раннего во...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/25/picture-806316-1474795619.jpg)
Программа «Начнем играть!» - подготовка детей с нарушением интеллекта к обучению сюжетно-ролевой игре» (возраст детей: 3-4 года, срок реализации: 1 год)
Актуальность: Нарушение психического развития умственно отсталых детей обусловливает в том числе и своеобразие их игровой деятельности- ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Прежде всего, отмеча...
П Р О Е К Т Народная кукла в играх современных детей. Образ народной куклы в художественной литературе и играх современных детей.
Эффективным средством амплификации личностного развития ребенка являются игрушки, которые делают игры детей интересными, познавательными, развивающими. Кукла помогает ребенку преодолевать собстве...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/08/picture-733051-1452270846.jpg)
Буклеты: "Игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на снятие агрессии", "Игры для детей старшего дошкольного возраста на снятие мышечного напряжения"
Буклеты для родителей и воспитателей, направленные на снятие агрессии и мышечного напряжения у детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/24/picture-1192139-1574607307.jpg)
Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.
Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/02/picture-1260407-1596382738.jpg)
Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
Игры на формирование чувства собственной безопасностиИгры на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/15/picture-1337675-1629027090.jpg)
Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.
Самостоятельная работа "Картотека игр". Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...