Игры для детей с ОВЗ.
статья

Уксусова Людмила Васильевна

Вопросы  коррекционно - развивающего использования игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_ovz.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для детей с ОВЗ.

        

Проблема группы детей с ОВЗ в том, что контингент неоднороден, одновременное усвоение программного материалы затруднено, поэтому важное значение в общих коррекционных мероприятиях имеет взаимосвязь воспитателя, психолога и логопеда. При определении содержания и этапов коррекционного обучения, а так же при разработке методов обучения, следует исходить из современных представлений о генезисе, психофизиологических механизмах освоения пространства, основных закономерностей становления сенсорных, познавательных способностей детей. Для образования самых элементарных знаний о пространстве необходимо накопление большого количества конкретных представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

Использование дидактических игр и игровых приемов для коррекции дефектов восприятия пространства и ориентировки в нем у детей с ОВЗ является важнейшей предпосылкой при становлении всех видов детской деятельности, а также является необходимым средством обучения в сенсорном воспитании, в процессе социальной адаптации и создает основу для успешного овладения учебной деятельностью (счетом, чтением, письмом).

Формирование пространственных представлений у детей данной категории имеет сложную структуру, складывается поэтапно, проходя длительный и сложный путь. Одна из первостепенных задач обучения заключается в обогащении двигательного опыт ребенка, формировании на этой основе представлений о схеме тела, собственной позиции среди окружающих предметов, основных направлениях пространства и ориентировке в нем помогают детям с ОВЗ легче и быстрее научиться ориентироваться в окружающем мире.

В процессе коррекционно-развивающей работы создаются такие условия, чтобы у детей вырабатывалась установка на успех, на принятие помощи взрослого. При этом упражнения подбираются с таким учетом, чтобы ребенок самостоятельно смог увидеть свои ошибки и исправить их. Задачи воспитателя:

-повысить у детей познавательную активность;

-обогатить содержательными пространственными отношениями;

-создать эмоциональный настрой на предстоящую самостоятельную и совместную с ребенком деятельность.

Практика показала, что использование занимательного игрового материала для детей с ОВЗ помогает сохранить непрерывность обучения восприятию пространства и ориентировали в нем. Таким образом, использование дидактических игр по восприятию пространства и ориентировки в нем способствует личностному становлению ребенка с ОВЗ и максимально ранней социальной адаптации.

К развивающим играм с ребенком с ОВЗ не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению каких-либо недостатков. Игра – интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка. Игра занимает большую часть жизни дошкольника, а поэтому обучение ребенка не может проходить вне игры. Любая детская игра – тихая или подвижная, групповая или индивидуальная, сюжетно-ролевая или словесная – может стать развивающей, если взрослый определит, какие способности и навыки ребенка она может развить и усовершенствовать, а также дополнительно обогатит ее дидактическими элементами, которые помогут эти навыки закрепить. Игра- один из доступных детям видов деятельности, который мы взрослые можем преобразовывать и  улучшать. Игра позволяет ребенку преодолеть свои страхи, тревоги, неуверенность, напряжение, а также реализовать свои творческие возможности и подсознательные желания. Маленький ребенок- это деятель, и его деятельность выражается в движениях и действиях.

 Педагогика связывает игру и игровое поведение с процессами воспитания, образования и развития личности. 

 Игра предметная - это игра с предметами человеческой материальной и духовной культуры, в которой ребенок использует их по прямому назначению.

           Игра ролевая - совместная групповая игра, в которой ее участники распределяют, берут на себя и исполняют различные социальные роли: матери, отца, воспитателя, врача, ребенка и т.д.

           Игра символическая - вид игры, в которой реальность воспроизводится в виде символов, знаков, а игровые действия выполняются в абстрактной символической форме( вместо телефона ребенок может использовать маленькую деревяшку и т.д.)

          Игра сюжетная - детская игра, в которой ребенок воспроизводит сюжеты из событий реальной жизни людей, рассказов и сказок и т.д.Наблюдая за игрой детей с ОВЗ можно определить его эмоциональное и интеллектуальное развитие. Очень важным для нас педагогов является,  сформировать у детей хорошие личностные качества: доброту, отзывчивость, уверенность в себе, находчивость и т.д. Игра формирует в ребенке личность и  индивидуальность. Чем больше информации мы предоставляем ребенку через его органы чувств в мозг, тем более, интенсивнее   протекает его интеллектуальное и психическое развитие. Чем старше становиться ребенок, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование его поведения, взаимоотношений с другими детьми, на воспитание активной позиции. Через   дидактические и театрализованные игры мы достигаем желаемые результаты. Дети познают мир человеческих эмоций,  могут  управлять своими эмоциями, учатся понимать других без слов. Подвижные игры с детьми ОВЗ должны быть продуманы как педагогами, так и медицинским работником. Они подбираются с учетом их индивидуальных особенностей  и физических возможностей ребенка. Вся команда педагогов продумывает качество подвижных игр их протекание и количество.

Детям с ОВЗ очень полезны игры с водой, песком, любым  природным материалом, потому что они развивают моторику и тактильные ощущение, снимая этим напряжение и скованность. Активно используются игры М.Мантессори  и К. Фоппеля. Они очень нравятся детям любых возрастных групп. Особое значение для  детей  ОВЗ имеют дидактические и развивающие игры, направленные на коррекцию и развитие основных психических функций ребенка ( речь, восприятие, внимание, память, воображение, мышление). Игра должна быть непринужденной для ребенка и доставлять ему массу удовольствия, он должен чувствовать себя организатором. Она должна быть интересным и приятным занятие, позволяющим ему преодолеть его маленькие «трудности». Очень важно предоставить возможность родителям принимать участие в занятиях .Они могут легко включаться в игру и проводить подобные игры дома, в естественных для ребенка и родителя условиях. Несмотря на то, что в возрасте до 3х лет, врачи не ставят статус ОВЗ, а часто даже в возрасте 5лет мы видим заключение  специалистов, но этот факт не должен нам мешать проводить коррекционные и развивающие игры для «особенных» на наш взгляд детей. Педагог должен, заранее продумывать какой материал может пригодиться ребенку: игрушки, пособия, физкультурный инвентарь, театральные куклы и т.д.  

Искренность доброжелательность, жизнерадостность и открытость, сопереживание и умение помочь, заметить успехи – вот те качества, которые притягивают детей, вызывают  их симпатию и уважение к взрослому, а иногда являются главным мотивом участия в игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей второго года жизни сюжетной игре и детей третьего года жизни сюжетно-ролевой игре. (рекомендации родителям)

Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. с самого раннего во...

Программа «Начнем играть!» - подготовка детей с нарушением интеллекта к обучению сюжетно-ролевой игре» (возраст детей: 3-4 года, срок реализации: 1 год)

Актуальность: Нарушение психического развития умственно отсталых детей обусловливает в том числе и своеобразие их игровой деятельности- ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Прежде всего, отмеча...

П Р О Е К Т Народная кукла в играх современных детей. Образ народной куклы в художественной литературе и играх современных детей.

Эффективным средством амплификации личностного развития ребенка являются игрушки, которые делают игры детей интересными, познавательными, развивающими. Кукла помогает ребенку преодолевать собстве...

Буклеты: "Игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на снятие агрессии", "Игры для детей старшего дошкольного возраста на снятие мышечного напряжения"

Буклеты для родителей и воспитателей, направленные на снятие агрессии и мышечного напряжения у детей старшего дошкольного возраста....

Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.

Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...