Парциальная программа
методическая разработка (подготовительная группа)

Гуртовенко Галина Александровна

парциальная программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon partsialnaya_programma.doc191 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено и принято

На педагогическом совете

Протокол №____

От «____»_______2018

Утверждаю

 Заведующий МДОУ                                                                            «Детский сад   №47»

Энгельсского муниципального                                                                               района Саратовской области                                                                             ____________ /Е.А. Исаева/                                                                               Приказ № __ от _______ 2018г.

                                                                                                             Автор составитель:

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПРИОБЩЕНИЕ  ДЕТЕЙ  К  ИСТОКАМ РУССКОЙ   НАРОДНОЙ   КУЛЬТУРЫ»

В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ №2

Воспитатели: Гуртовенко Г.А

Майорова И.А

Энгельс. 2018

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа составлена на основе программы О.А. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Программа. Учебно-методическое пособие,- 2-е изд. перераб. и доп.- СПб: ДетствоПресс, 2010. Настоящая программа направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.

Актуальность

. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня – не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоение народной культуры. Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе (поселке), стране, особенностях русской культуры и русских традиций. Поэтому необходимо как можно раньше в системе знакомить дошкольников с историей и культурой русского народа, формировать основы национального самосознания и любви к Отечеству

Цель программы:

 Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России через приобщение детей ко всем видам национального искусства: архитектуре, живописи, устному народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, народной музыке, танцам

Задачи:

• Знакомство с культурно-историческими событиями и явлениями с целью воссоздания и укоренения семейных, народных и общечеловеческих традиций. • Создание условий, в которых доминируют прочные культурно-исторические корни. • Воспитание нравственных чувств детей дошкольного возраста путём приобщения к культуре русского народа.     • Воспитание будущего гражданина России. • Создание условий, в которых дети смогли бы наполнить своё развитие новым духовным содержанием. • Воспитание заботливого, уважительного и внимательного отношения к русской культуре, а также к культуре любого народа.

 Основные принципы работы:

В основу программы положены следующие принципы:

  "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

  дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

  развивающий характер обучения, основанный на детской активности

  сочетание научности и доступности материала;

  наглядность;

 рациональное сочетание разных видов деятельности, характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

  профессиональная компетентность педагога;

  систематичность и последовательность. Воспитание эффективно, если оно системно;

  принцип от близкого к далекому;

принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов ДОУ;

 

 принцип учета региональных условий.

Формы и методы обучения:

 Методы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством

 1.Словесные методы:

 рассказ, беседа о народных обычаях и традициях;  вопросы, разъяснения,  заучивание потешек, прибауток, закличек;  использование пословиц, загадок, поговорок, чтение художественной литературы;  интеллектуальные и дидактические игры.

 2. Наглядные методы:

  использование экспонатов, подлинных вещей;  просмотр фотографий, видеофильмов, картин, рисунков, макетов  о русском быте.  выставки в мини-музее изделий русского декоративно-прикладного искусства;

3. Практические методы:  использование русских народных песен и танцев;  проведение русских народных игр;  использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности;  применение игрушек и изделий народных промыслов;  представление кукольного театра;  разыгрывание сценок и эпизодов сказок.  самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения.

 4. Методы контроля:

ролевые игры,  диагностика.

 Формы:

 1.  Практические занятия: коллективные, по подгруппам, индивидуальные.

  2.  Совместная деятельность.

  3.  Праздники народного календаря и развлечения.

   4.  Наблюдения в быту и природе.

5. Экскурсии в музей и детскую библиотеку.

6. Организация конкурсов рисунков и поделок.

 7. Посещение тематических выставок.

 8. Просмотр видеофильмов, слушание музыки.

Прогнозируемые результаты реализации программы:

 Дети должны овладеть следующими примерными результатами: - знать содержание сказок, легенд, былин, преданий;

- знать некоторые народные праздники народные приметы и обряды, понимать их смысл; - знать русские народные традиции; - знать русские пословицы, поговороки, потешеки, загадоки, пестушки, дразнилки и т.п.; - знать народные промыслы: федоскинского, дымковские игрушки, жостовские подносы, палехские шкатулки, хохломская роспись, городецкая роспись, гжельская керамика, резьба по дереву и кости, вологодское кружево; - знать народные игры и игрушки; - знание народные песни, частушки, заклички; - знать основные занятия русских людей, их быт, народные костюмы

Основное содержание программы:

 I.Устное народное творчество, авторские сказки -познакомить детей со сказкой ; - воспитывать умение внимательно слушать сказку; - развивать умение

отвечать на вопросы; -расширять словарный запас детей 24 часа

 II.Русские народные предметы быта, одежда, инструменты.

- дать детям представление о русских народных предметах быта, одежде, инструментах,  о том, как они устроены, о их назначении; -воспитывать интерес к прошлому в жизни русского народа.  8 час

III.Народные праздники, традиции, обычаи, приметы

-познакомить с народными праздниками, традициями, обычаями, приметами; - вызвать интерес к народным праздникам, обычаям, традициям, приметам; - дать представление о характерных особенностях народных праздников, традиций, обычаев, примет; -воспитывать патриотические чувства

4час

Итого: 36 час

Перечень используемой учебно-методической литературы.

  1. Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»; Программа. Учебно-методическое пособие,- 2-е изд. перераб. и доп. – СПб: Детство-Пресс, 1998. 2. Позднякова Е.А. «Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий». – Волгоград: Учитель, 2008. 3. Скоролупова О.А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским декоративно-прикладным искусством. Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста».-М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2008. 4. Дьяченко В.Ю., Власенко О.П. «Маленькие шаги в большой мир: занятия со старшими дошкольниками по окружающему миру». - Волгоград: Учитель, 2008. 5. Зеленова Н.В., Осипова Л.Е. «Мы живем в России. Гражданскопатриотическое воспитание дошкольников. Старшая и подготовительная группа». - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. 6. Новицкая М.Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду». - М.: Линка – Пресс, 2003. 7. Натарова В.И. и др. «Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.» - Воронеж: Г.Ц. «Учитель», 2005. 8. Шарыгина Т.А. «Родные сказки». Нравственно-патриотическое воспитание. – М.: Прометей; Книголюб, 2005. 9. Данилина Г.Н. «Дошкольнику – об истории и культуре России». – М.: АРКТИ, 2003. 10. Александрова Е.Ю. и др. «Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий». – Волгоград: Учитель, 2007.

Перспективный план

Старшая группа

                                             Сентябрь

Тема занятия

содержание

1.

«Что летом родиться, - зимой пригодиться»

Беседа о лете. Народные приметы, пословицы, поговорки, песенки о лете. Загадывание загадок о летних явлениях природы. (стр.66)

2.

«Гуляй, да присматривай»

Рассказ о первом осеннее  месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого  дерева детки?»(плоды, листья). Разучивание песенки-попевки «Восенушка-осень».(стр.67)

3.

«Вершки да корешки»

Знакомство со сказкой «Мужик и медведь». Дидактическая  игра «вершки и корешки» Загадывание детьми загадок.(стр.68)

4.

«Хлеб – всему голова»

Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» Знакомство со старинными орудиями труда –цепком и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе.(стр.68)

                                                Октябрь

Тема занятия

содержание

1.

«Октябрь пахнет капустой»

Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и  праздниках (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода –деревянным корытцем, тяпкой. Повторение попевки «Восенушка – осень» (стр.69)

2.

«Зайчишка-трусишка»

Знакомство со сказкой «Заяц – хваста». Разучивание потешки «Зайчишка-трусишка» (стр.70)

3.

«У страха глаза велики»

Беседа о страхе. Знакомство со сказкой «У страза глаза велики» (стр.70)

4.

«Друг за дружку держаться–ничего не бояться»

Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый». Беседа о взаимовыручке и поддержке» (стр.70)

                                                 Ноябрь

Тема занятия

содержание

1.

«Знаешь ли ты сказки?»

Литературная викторина по сказкам «Заяц –хваста», «У страха глаза велики», «Крылатый, мохнатый да масленый» (стр.71)

2.

Гончарные мастеровые

Дидактическая игра «Что как называется?» Рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин» (стр.71)

3.

«Дикие животные»

Знакомство со сказкой «Лиса и рак». Разучивание песенки-потешки о лисе. Беседа о диких животных с использованием загадок о них. (стр.72)

4.

«Что нам осень принесла?»

Беседа об осени с использованием соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц. (стр.73)

                               

                                                      Декабрь

Тема занятия

содержание

1.

«Здравствуй, зимушка-зима!»

Беседа о характерных особенностях декабря с использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз».(стр.73)

2.

«Проказы старухи зимы»

Загадывание загадок о зиме. Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой К.Д.Ушинского «Проказы старухи зимы» (стр.74)

3.

«Лиса-обманщица»

Викторина по сказкам. Разыгрывание сюжета сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» (стр.74)

4.

«Пришла коляда-отворяй ворота»

Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки. (стр.75)

                             

                                                   Январь

Тема занятия

содержание

1.

«С Новым годом со всем родом!»

Рассказ о традициях празднования Нового года .Пение колядок. (стр.75)

2.

«Гуляй,

да присматривайся»

Беседа о характерных особенностях января. Знакомство со сказкой «Морозко» (стр.76)

3.

«Хороший город Городец»

Рассказ о городе Городце и городецкой росписи. Пение частушек. (стр.76)

4.

«Городецкая роспись»

Продолжение рассказа о городецкой росписи. Составление узоров из готовых форм. Повторение пословиц и поговорок о мастерстве. (стр.77)

                                                  Февраль

Тема занятия

содержание

1.

««Гуляй, да присматривайся»

Беседа о характерных особенностях февраля. Знакомство со сказкой «Два Мороза» (стр.77)

2.

«Сказка для Кузи»

Самостоятельное рассказывание  детьми сказок. Словесная игра «Аюшки» (стр.78)

3.

«Письмо Нафане»

Составление детьми письма Нафане –другу домовенка Кузи. Знакомство с обрядовыми песнями, посвященными Масленице. (стр.78)

4.

«Ой ты, Масленица!»

Рассказ о Масленице. Пение обрядовых песен.(стр.79)

                     

                                              Март

Тема занятия

содержание

1.

«Нет милее  дружка, чем родимая матушка»

Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме. (стр.79)

2.

«Мудреному и счастье к лицу»

Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок.(стр.80)

3.

«Гуляй,

да присматривайся»

Беседа о характерных признаках начала весны. Разучивание заклички о весне «Жаворонки, прилетите» (стр.80)

4.

«Весна, весна, поди сюда!»

Пение закличек о весне. Словесное упражнение «Какие краски и для чего нужны весне» (стр.81)

                                                     Апрель

Тема занятия

содержание

1.

«Шутку шутить – людей насмешить»

Знакомство с потешным фольклором. Составление детьми потешного рассказа. Загадывание загадок о весенних явлениях.(стр.82)

2.

«Небылица в лицах, небывальщина»

Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц.(стр.83)

3.

«Красная горка»

Знакомство с  традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры. Пение частушек.(стр.84)

4.

«Апрель ленивого не любит, проворного голубит»

Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян.(стр.84)

 

                                                      Май

Тема занятия

содержание

1.

«Весна красна цветами»

Повторение закличек, песенок пословиц о весне. Отгадывание загадок. Знакомство со сказкой Н.Павлова «Под кустом» (стр.85)

2.

«Победа в воздухе не вьется, а руками достается»

Рассказ о воинах – защитниках Отечества. Знакомство со сказкой «каша из топора» (стр.85)

3.

«А за ним такая гладь – ни морщинки не видать»

Знакомство детей с различными способами глажения белья. Загадывание загадок о предметах обихода. (стр.86)

4.

«Кошкин дом »

Инсценировка знакомых сказок, слушание русских народных песен.

 Подготовительная к школе группа

                                              Сентябрь

Тема занятия

содержание

1.

«Что летом родиться, -зимой пригодиться»

Беседа о лете. Повторение пословиц, поговорок и песенок о лете. (стр.88)

2.

«Восенушка – осень - сноп последний косим»

Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Повторение заклички «Восенушка-осень» (стр.88)

3.

«Хлеб всему голова»

Беседа  о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием.(стр.89)

4.

«К худой голове своего ума не приставишь»

Беседа об уме и о глупости. Знакомство с о сказкой «Про Филю». Словесная игра «Филя и Уля» (стр.89)

                                                 Октябрь

Тема занятия

содержание

1.

«Рассматривание русского народного костюма»

Рассказ об истории возникновения русского костюма, обратить внимание на  узорчатое украшение сарафана, сорочки, кокошника. Познакомить с названиями других национальностей.

2.

«Октябрь – грязник – ни колеса, ни полоза не любит»

Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове.(стр.90)

3.

«В тереме расписном я живу, к себе в избу всех приглашу»

Рассказ о строительстве изб на Руси.. Знакомство с русской народной игрой «Заря –зарница»

4.

«Моя малая Родина»

Рассказ об освоении Кубанских земель казаками, рассматривание иллюстраций

                                              Ноябрь

Тема занятия

содержание

1.

«Город, в котором я живу»

Рассказ об истории Славянска-на-Кубани, чтение стихов Т.Голуб

2.

«Синичкин день»

Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и  Кузьминки (стр.92)

3.

«Где живет перо Жар-птицы?»

Знакомство детей с хохломской росписью. (стр.92)

4.

«Чудо - чудное, диво -дивное – Золотая Хохлома»

Рассказ  о традициях хохломской росписи («кудрина», «травка» и т.п.) (стр.92)

                                                  Декабрь

Тема занятия

содержание

1.

«Зима -  не лето, - в шубу одето»

Беседа о характерных особенностях зимы. Использование русской народной песенки «Как на тоненький ледок» (стр.93)

2.

«Светит, да не греет»

Беседа о различных источниках освещения. Показ теневого театра.(стр.93)

3.

«Пришел мороз – береги ухо и нос»

Знакомство со сказкой В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе. Повторение песенки «Как на тоненький ледок» (стр.94)

4.

«Снегурочка –внучка Деда Мороза»

Знакомство со сказкой «снегурочка». Прослушивание фрагментов оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» (в грамзаписи) (стр.95)

                                           Январь

Тема занятия

содержание

1.

«Пришла Коляда накануне Рождества»

Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Пение песенок. (стр.95)

2.

«Зимние узоры»

Знакомство с творчеством вологодских кружевниц (стр.95)

3.

«Гжель прекрасная»

Знакомство с гжельским художественным промыслом. (стр.96)

4.

«Гжель прекрасная»

Самостоятельное рисование детьми гжельских узоров.(стр.96)

                                           Февраль

Тема занятия

содержание

1.

«Дело мастера боится»

Знакомство со сказкой  «Семь Симеонов». Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». Повторение пословиц о труде и мастерстве.(стр.96)

2.

«Живет в народе песня»

Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Разучивание русской народной песни «Ой, встала я ранешенько» (стр.97)

3.

«На героя и слава бежит»

Рассказ о русских богатырях (стр.97)

4.

«Масленица Прасковейка, встречаем

тебя хорошенько»

Беседа о Масленице. Пение песен, частушек(стр.97)

                                             Март

Тема занятия

содержание

1.

«Сердце матери лучше солнца греет»

Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок.(стр.98)

2.

«Русская матрешка»

Рассказ о матрешке. Разучивание частушек (стр.98)

3.

«Поэзия народного костюма»

Рассказ о народном костюме. Прослушивание русских народных песен (в записи) (стр.99)

4.

«Грач во дворе –весна на дворе»

Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне.(стр.99)

                                               Апрель

Тема занятия

содержание

1.

«Шутку шутить –людей смешить»

Беседа о народном  юморе (докучные сказки, скороговорки, дразнилки). Словесная игра «Пута-ница» (стр.100)

2.

«Наши земляки»

Беседа о  поэтах Кубани, чтение их произведений (Т.Голуб, Е.Бакалдин)

3.

«Красная горка»

Рассказ о Пасхе. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки» (стр.100)

4.

«Путешествие на златогривой тройке»

Знакомство детей  с  образом коня в русском народном декоративно-прикладном творчестве (городецкая, палехская, хохломская роспись). Рассказ о мастерах Палеха. Прослушивание народных песен, воспевающих русскую тройку (в записи)(стр.101)

                                                    Май

Тема занятия

содержание

1.

«Человек без Родины, что соловей без песни»

Заключительная беседа о прошлом родного края и героях – земляках. Просмотр иллюстраций

2.

«Литературная викторина»

Литературная викторина. Игра-драматизация (стр.101)

3.

«Край родной, навек любимый»

Русские народные подвижные игры на  открытом воздухе.

4.

«Мой родной край»

Беседа о крае в котором ты живешь, чтение стихов о Кубани, рассматривание иллюстраций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ЭРУДИТ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе парциальной программы «Одарённый ребёнок» Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко

Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование логического мышления детей  через использование занимательного математического материала. Занятия проводятся в игровой  зан...

Рабочая программа на основе парциальной программы «Национальный календарь» для детей 4-5 лет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №53 «Елочка»  Согласованазаместитель заведующего (старший воспитатель)____________ Принята на заседании Педагогичес...

Рабочая программа на основе парциальной программы «Поэтика народной культуры» для детей 4-5 лет

СОДЕРЖАНИЕ 1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка1.2. Цели и задачи1.3. Принципы и подходы к реализации образовательного процесса1.4. Возрастные  особенности воспитанников1.5. Планируем...

Консультация для воспитателей ДОУ "Парциальная программа О.С. Ушаковой "Программа развития речи дошкольников"

Данная консультация содержит обзор парциальной программы О.С. Ушаковой "Программа развития речи дошкольников" и описывает: основные задачи программы, перечень учебно-методического комплекта программы ...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

Комплексная программа: «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой «Физическое воспитание в детском саду» под редакцией Э.Я.Степаненковой Парциальная программа : «Основы здорового образа жизни» под редакцией Н.П. Смирновой

Пояснительная записка Рабочая программа по физическому развитию детей МБДОУ «Детский сад №15» разработана в соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования...

Рабочая программа первой младшей группы (на основе ООП, разработанной по программе "Детство" Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г. и парциальной программы "Цветные ладошки" Лыковой И.А.)

Представляю проект, рабочей программы для воспитанников первой младшей группы. В программу включено описание работы по пяти образовательным областям, календарно-тематическое планирование по лексически...