Планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы в младшей группе
методическая разработка (младшая группа)

Афанасьева Наталья Викторовна

Индивидуальные маршруты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marshruty.docx35.58 КБ

Предварительный просмотр:

  • коррекционно-развивающая работа с воспитанниками

МБДОУ «Детский сад №5 комбинированного вида города Бокситогорска» работает по основной общеобразовательной программе дошкольного образования разработанной с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. Данная программа предусматривает проведение непосредственной образовательной деятельности с детьми раннего возраста по следующим образовательным областям: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». В неделю проводится 10 занятий, которые представляют собой развлечения, задания или игры. Продолжительность игрового сеанса – 9 минут в I младшей группе и 15 минут во II младшей группе.  Дети занимаются в малых группах.

Все остальное время занимает индивидуальная работа с детьми, которая проводится во время режимных моментов, прогулки, самостоятельной игровой деятельности детей.

По итогам диагностики, заключениям медико-педагогической комиссии, а также по наблюдениям воспитателей за детьми в группе, определяются дети, нуждающиеся в индивидуальной коррекционной работе, а также направление, в котором эта работа будет проводиться. Далее составляется план работы на каждый месяц, который включается в календарно-тематическое планирование.

Направления коррекционно-развивающей работы

        

        

        

Этапы коррекционной работы

1.Медицинское обследование.

Задачи: - изучение анамнестических данных;

              -обследование психического и физического здоровья ребенка.

2.Психолого-педагогическая диагностика.

Задачи: - изучение особенностей социальной коммуникации ребенка;

             - изучение уровня развития ребенка.

3.Разработка образовательного маршрута

Задачи: - создание перспективного плана работы с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

4.Коррекционно-развивающий этап.

Задачи: - проведение коррекционно-развивающей работы согласно маршруту;

           -развитие умений и навыков.

Виды деятельности с детьми, используемые в коррекционно-развивающей работе:

  • дидактические игры;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • развивающие и тренировочные упражнения;
  • чтение художественной литературы;
  • рассматривание иллюстраций и сюжетных картинок;
  • беседы;
  • наблюдения;
  • поручения;
  • совместная трудовая деятельность с воспитателем;

   Изучив данные анамнеза и заключения психического и физического состояния детей, диагностические данные развития,  а также исходя из наблюдений за поведением детей группы, были выделены 6 групп детей, которые нуждаются в дополнительной коррекционно-развивающей работе по различным направлениям.

Распределение детей по группам для индивидуальной коррекционно-развивающей работы  

 (I младшая группа, 18 детей)

 I

II

III

IV

V

VI

 Навыки самообслу-живания

Сенсорное развитие

Развитие моторики

Развитие речи

(ЗРР)

Физическое развитие

Дети, нуждающиеся в психологической поддержке

 -Максим Ч.

-Соня Д.

-Игнат К.

-Антон Г.

-Настя С.

-Кира К.

-Вова Е.

-Макар Н.

 -Полина Н.

-Вова Е.

-Макар Н.

-Даша Е.

-Игнат К.

-Лера Б.

 -Кира К.

-Соня Д.

-Артем К.

-Полина Л.

-Антон Г.

-Егор Ш.

 -Артем К.

-Игнат К.

-Вова Е.

-Макар Н.

-Соня Д.

-Полина Л.

 -Артем П.

-Даша Е.

-Антон Г.

-Егор Ш.

-Настя С.

 -Соня Д.

-Вова Е.

-Демьян Л.

-Максим Ч.

Во время режимных моментов

Дидактические игры

Пальчиковая гимнастика, пазлы, вкладыши, шнуровки

Артикуляционная гимнастика

Корегиррую-щая гимнастика

Релаксация, арттерапия, музыкотерапия

Распределение по группам для индивидуальной коррекционно – развивающей работы  (II младшая группа, 25 детей)

I

II

III

IV

V

VI

 Социально-

коммуникативное развитие

Познание

 Речевое развитие

 Художествен

но-эстетическое

развитие

Физическое развитие

Дети, нуждающиеся в работе с психологом

1.Навыки самообслу-живания

1.Сенсорное развитие

1.Развитие речи

1.ИЗО

1.физическая культура

1.Тревож

ность 

-Максим Ч.

-Камилла Е.

-Настя М.

-Максим В.

-Камилла Е.

-Антон Г.

-Артем У.

-Камилла Е.

-Женя М.

-Даша Е.

 -Игнат К.

-Артем К.

-Полина Л.

-Женя М.

-Соня Д.

-Полина Л.

-Вероника А

-Камилла Е.

-Артем П.

-Даша Е.

-Женя М.

-Илья Ч.

-Соня Д.

-Лера А.

-Артем У.

2.Социализа

ция; формирование основ безопасности

2.Развитие моторики

2.Художественная литература

2.Конструктивно-модельная деятельность

2.формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

2.Агрессив

ность

-Егор Ш.

-Соня К.

-Максим Ч.

-Максим В.

-Камилла Е.

-Настя С.

-Соня Д.

-Камилла Д.

-Максим Ч.

-Игнат К.

-Антон Г.

-Артем У.

-Артем К.

-Соня К.

-Егор Ш.

-Макар Н.

-Даша Е.

-Настя М.

-Антон Г.

-Максим Ч.

-Леша Г.

-Камилла Д.

-Лера Б.

-Лера Б.

-Демьян Л.

-Максим В.

-Камилла Е.

Во время режимных моментов

Дидактические игры пазлы, вкладыши, шнуровки

Артикуляционная гимнастика;

Чтение произведений художественной литературы

Пальчиковая гимнастика

Корегиррую-щая гимнастика

Релаксация, арттерапия, музыкотера

пия.

игротерапия

Планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы  (индивидуальные маршруты)

Основное направление развивающей коррекционной работы

Цели, задачи развивающей коррекционной работы

Методы и средства развивающей  коррекционной работы

Основное содержание развивающей коррекционной работы

1 квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь)

I

 Социально-коммуникатив-ное развитие

 -Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома,

на улице. Продолжать формировать элементарные представления о том,

что хорошо и что плохо.

-Учить частично одеваться и раздеваться, приводить себя в порядок;

-Учить самостоятельно умываться, соблюдая алгоритм.

1.Работа во время режимных моментов;

2.Д/игры:

3.Беседы

4.Сюжетно-ролевые игры

5.Рассматривание иллюстраций, картин

  1. д/и«Накормим куклу Катю», «Оденем куклу Катю» и т.д
  2. беседы «Что мы умеем», «Как нужно вести себя за столом, на прогулке, в группе» и т.д
  3. Чтение «Девочка-ревушка», «Что такое хорошо и что такое плохо» и т.д.

II

 Познавательное развитие

Учить определять цвет, величину, форму, вес

Подбирать предметы по цвету и величине

Развивать умение видеть общий признак предметов группы

Развитие мелкой моторики  

1.Рисование

2.Д/игры

3.Конструирование

4.Игры с предметами на развитие моторики (шнуровки, прищепки, пуговицы, молнии)

5. Пальчиковые игры

1.«Красная клюква»;

2. «Чашки и блюдца», «Колеса для машин»

3.Построим башню из кубиков; Прокатывание шариков по желобу

4.Собираем пирамидки

(пальчиковые игры –см. картотеку)

III

 Речевое развитие

 -Продолжать помогать детям общаться

со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений; расширять и активизировать сло-

варный запас детей.

1.Чтение художественной литературы

2. «Волшебный мешочек»

3.Произносить за воспитателем звукоподражательные слова;

1. Сказки, стихи, песенки, потешки;

2. Рассматривание игрушек (домашние животные);

3.Повторять звуки, которые произносят домашние животные;

4.»Рыбка шевелит губами», «Улыбка», «Птицы» и др. см.картотеку

IV

Художественно-эстетическое развитие

-Учить держать в руке карандаш, кисть, пользоваться красками;

-Учить аккуратно закрашивать рисунок, не заходя за границы изображения

-Учить различать предметы по цвету, величине, форме

1.Расскраски

2.Д\и на изучение цвета, формы и величины предметов;

3.Свободное рисование

1. Всевозможные расскраски разного размера и разнообразной тематики, соответствующие возрастным особенностям;

2.Использование различных материалов при рисовании (гуашь, акварель, пальчиковые краски, восковые карандаши, мел и т.д.)                                    

V

Физическое развитие

 

-Учить выполнять различные движения (бег, прыжки);

-Поддерживать желание выполнять танцевальные  движения, учавствовать в подвижных играх.

1.Утренняя гимнастика

2.Коррегирующая гимнастика;

3.Подвижные игры

4.Самомассаж

1.Комплексы утренней и коррегирующей гимнастики, подвижные игры см. в картотеках.

2.Поглаживания, похлопывания и т.д.

IV

Психологическое сопровождение

-Снизить  уровень тревожности;

-Снизить уровень агрессивности;

-Создание в группе положительного эмоционального климата

1.Релаксация

2.Арттерапия

3.Музыкотерапия

1.Использование на занятиях и в свободное время музыкального сопровождения;

2.Минуты тишины

3.Уголки уединения;

4. Ситуативные беседы;

5.Свободное рисование

2 квартал (декабрь, январь, февраль)

I

Навыки самообслужи-вания

1.Учить самостоятельно принимать пищу, правильно держать ложку, пить из чашки;

2.Учить   одевать колготки, штаны..

3.Учить пользоваться предметами личной гигиены (носовой платок, полотенце)

1.Работа во время режимных моментов;

2.Д/игры:

3.Рассматривание сюжетных картинок

1.«Накормим куклу Катю», «Оденем куклу Катю», «Умоем куклу Катю»,

2. иллюстрации: «Саша испачкался» и т.д.

II

Сенсорное развитие

(познание)

1.Учить  желтый цвет;

2.Учить соотносить предметы по цвету;

3.Знакомство с формой предметов:  кирпичик, «крыша»

4.Учить соотносить предметы по форме

5.Закреплять ранее полученные знания и умения

1.Рисование

2.Д/игры

3.Конструирование

1. «Желтое солнышко»и др.

2. «Колеса для машины», «Рыбки в аквариуме», «Спрячь игрушку»

Раскладывание однородных предметов по цвету, по форме

3. «Построй домик», «Заборчик для лошадки», «Лесенка» и т.д.

III

Развитие моторики

1.Развивать мелкую моторику пальцев рук;

2.Развивать тактильную чувствительность

3.Учить подражать движениям взрослых

1.Д/игры

2.Пальчиковые игры

3.Экспериментирование

1. Мозаика, пирамидки, нанизывание колец на стержень

2. «Капуста», «Пальчики здороваются», «Пальчики в лесу», «Где же наши ручки»,     « Спрячь в ладошке»»    см. картотеку

IV

Развитие речи

(Познание, коммуникация)

1.Поддерживать речевую активность;

2.Расширять словарный запас;

3.Формировать умения слушать и понимать речь взрослых;

4.Формировать умения проговаривать звукоподражательные слова.

1.Чтение художественной литературы

2. «Волшебный мешочек»

3.Произносить за воспитателем звукоподражательные слова;

4.Артикуляционная гимнастика

1. Сказки, стихи, песенки, потешки;

2. Рассматривание игрушек (дикие животные);

3.Повторять звуки, которые произносят животные;

4. «Трубочка», «Вкусное варенье», «» и др. см.картотеку

 V

Физическое развитие

(здоровье, безопасность, музыка)

1.Учить выполнять различные движения (бег, прыжки, бросание мяча от груди);

2.Поддерживать желание выполнять танцевальные  движения, учавствовать в подвижных играх.

1.Утренняя гимнастика

2.Коррегирующая гимнастика;

3.Подвижные игры

4.Самомассаж

1.Комплексы утренней и коррегирующей гимнастики, подвижные игры см. в картотеках.

2.Поглаживания, похлопывания и т.д.

IV

Психологичес-кое сопровождение

1.Снизить  уровень тревожности;

2.Снизить уровень агрессивности;

3.Создание в группе положительного эмоционального климата

1.Релаксация

2.Арттерапия

3.Музыкотерапия

1.Использование на занятиях и в свободное время музыкального сопровождения;

2.Минуты тишины

3.Уголки уединения;

4. Ситуативные беседы;

5.Свободное рисование

3 квартал (март, апрель, май)

I

Навыки самообслужи-вания

1. Закреплять умения и навыки

2.Учить  частично одеваться и раздеваться, аккуратно складывать свою одежду.

3. Учить умываться

1.Работа во время режимных моментов;

2.Д/игры:

 3.Чтение художественной литературы

1.«Накормим куклу Катю», «Оденем куклу Катю», «Умоем куклу Катю»,

2. иллюстрации: «Саша испачкался» и т.д.

3 «Девочка чумазая» и др.

II

Сенсорное развитие

(познание)

1.Учить  зеленый, синий цвет;

2.Учить соотносить предметы по цвет, формеу;

3. Учить геометрические фигуры

4.Учить  величины

1.Рисование

2.Д/игры

3.Конструирование

1. «Синие волны»   «Зеленая травка»   »и др.

2.  

Раскладывание однородных предметов по цвету, по форме, цвету, величине

III

Развитие моторики

1.Развивать мелкую моторику пальцев рук;

2.Развивать тактильную чувствительность

3.Учить подражать движениям взрослых

1.Д/игры

2.Пальчиковые игры

3.Экспериментирование

1. Мозаика, пирамидки, нанизывание колец на стержень, шнуровки, пуговицы, молнии

2.  см. картотеку пальчиковых игр

IV

Развитие речи

 

1.Поддерживать речевую активность;

2.Расширять словарный запас;

3.Закреплять умения слушать и понимать речь взрослых;

1.Чтение художественной литературы

 2.Артикуляционная гимнастика

1. Сказки, стихи, песенки, потешки;

2. Рассматривание игрушек  

 3 см.картотеку артикуляционной гимнастики

 V

Физическое развитие

 

1.Учить выполнять различные движения  

2.Поддерживать желание выполнять танцевальные  движения, учавствовать в подвижных играх.

1.Утренняя гимнастика

2.Коррегирующая гимнастика;

3.Подвижные игры

4.Самомассаж

1.Комплексы утренней и коррегирующей гимнастики, подвижные игры см. в картотеках.

2.Поглаживания, похлопывания и т.д.

IV

Психологичес-кое сопровождение

 Создание в группе положительного эмоционального климата

1.Релаксация

2.Арттерапия

3.Музыкотерапия

 1.Муз. сопровождение

2.Минуты тишины

3.Уголки уединения;

4. Ситуативные беседы;

5.Свободное рисование

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребёнком с особыми образовательными потребностями.

П ример перспективного планирования индивидуальной коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с ребёнком с особыми образовательными потребностями....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (3 год обучения)

Перспективное календарно-тематическое планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушен...

Планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы в ДОУ.

План индивидуально-образовательного маршрута для детей среднего дошкольго возраста на февраль по ФЭМП и развитию речи....

Планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы на месяц (май 2016 г.).

Данный индивидуальный образовательный маршрут разработан для детей средней группы детского сада, которым необходимы дополнительные занятия по развитию речи и формированию элементарных математических п...

Планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы в старшей группе на март 2017г.

Индивидуальный образовательный маршрут составлен с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, с опорой на основную образовательную программу ДОУ....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫВ   СРЕДНЕЙ  ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕН...