Перспективное планирование
материал (старшая группа)

Татьяна Эмануиловна Козлова

Перспективное планирование по формированию основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста на 2018-2019 гг

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по формированию основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста на 2018-2019 гг.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Экологическое образование и воспитание дошкольников является одним из приоритетных направлений дошкольного воспитания. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главные задачи экологической работы в ДОУ.

Материал программы по экологическому воспитанию дошкольников старшей и подготовительной группы ориентирован на развитие в детях гуманного отношения к живы существам, формирование навыков ухода за ними; на бережное отношение к миру природы, а основная мысль заключается в выделении нравственного аспекта экологического воспитания.

Экологическое воспитание учит детей видеть, наблюдать, делать открытия, понимать, высказывать свои мысли, обсуждать, мыслить.

Основная цель работы  по экологии: формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, ответственного отношения к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе и быту.

Программа составлена на основе проекта программы

Основные задачи:

• формирование основ экологического мировоззрения и культуры;

• расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях;

• развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе,

бережного отношения к ней;

• бережного отношения к своему здоровью.

Принципы подачи материала: системность, наглядность, цикличность, доступность.

При реализации Рабочей программы используются следующие технологии:

- здоровьесберегающие;

- технологии личностно-ориентированного обучения ребенка;

- проблемное обучение;

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В качестве основных критериев роста, которые определяют итоговый результат, следует называть приобретенный ребенком опыт взаимодействия с окружающим миром и следующие проявления нравственно - экологической позиции личности:

- усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части привычки ребенка.

- наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на

практическое их применение

- потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе; бережное отношение ко всему окружающему

- проявление эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать

прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности.

- проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.

В итоге реализации работы предполагается развитие:

- познавательных способностей;

- внимания, памяти;

- мышления (функций анализа, обобщения, классификации), речи;

- навыков взаимодействия в окружающей природе.

Система отслеживания и оценивания результатов развивающей работы:

- педагогическая диагностика познавательного развития дошкольников;

- «открытые» мероприятия для родителей и педагогов;

- диагностические беседы с детьми.

Месяц

сентябрь


Перспективный план

(старшая группа)

Тема,

Задачи

Формы работы

Здравствуй

Закрепить знания детей об осени. Развивать умение

Наблюдение – сравнение «Погода летом и осенью»

осень.

устанавливать связи между изменениями неживой и живой

Д/и «Угадай время года»

природе. В жизни растений и животных, насекомых и птиц, в

Беседа «Жизнь растений и животных осенью»

труде людей. Развивать наблюдательность.

Рисование «Воспоминание о лете»

Что нас

Воспитывать бережное отношение к природе; учить различать

Наблюдение Что нас окружает?, Что у нас под

окружает?

объекты, созданные природой и человеком; расширять

ногами?;

(целевая

представление о содружестве человека и природы, о

Д/и «Что сделано природой, что человеком»

прогулка)

положительном и отрицательном влиянии человека на

Проблемная ситуация  «Если бы не было пчел?»

природу.

П/и «Садовник»

Опыт  «Свойства воды»

Лесное

Уточнить и расширить имеющиеся представления детей о лесе

Беседа «Этажи леса»

путешествие

и его обитателях; показать взаимосвязь и взаимодействие

Заучивание стихотворения «Что такое лес?»

живых организмов леса; формировать представление об

мнемотехника

условиях среде, к которой приспособились животные и

Слушание «Звуки леса»

растения; развивать познавательный интерес к жизни леса и

Д/и «С какого дерева листочки?»

его обитателям, память, связную речь, умение анализировать,

Игровая ситуация  «Что любит растение?»

делать выводы; воспитывать бережное отношение к лесу.

П/и «Посади лес»

Волшебница

Обобщить и систематизировать знания детей об осени;

Беседа «Такая разная осень»

осень.

интегрировать ознакомление с сезонными изменениями в

Д/и «Когда это бывает?»

природе с формированием эстетических представлений;

Наблюдение за листопадом

формирование экологической культуры личности

МП/и «Листопад»

дошкольника старшей группы д/с; воспитывать бережное

Развитие мелкой моторики «Узор из листьев»

отношение к растениям и животным.

Чтение книги «Почему осенью листопад?»

Месяц

октябрь


Тема,

Задачи

Формы работы

Овощи и

Уточнить и закрепить представления детей об овощах и

Беседа о пользе овощей и фруктов

фрукты

фруктах, признаках их сходства и различия. Развивать

Предметные и дидактические игры: «Узнай на вкус»,

логическое мышление, учить сравнивать анализировать.

«Узнай на ощупь»,

«Готовим борщ и компот»

Загадки об овощах и фруктах

Что мы знаем о

Сформировать понятие «домашние и дикие животные»:

Беседа «Эти удивительные животные»

животных

Уточнить знания детей об образе жизни, повадках.,

Загадки о животных

Развивать умение устанавливать  причинно-следственные

Составление модели Признаки животных»

связи на основе понимания зависимости жизнедеятельности

Д/и «Что за зверь?», «Угадай кто кричит»

живых существ от условий среды их обитания; воспитывать у

П/и «Море волнуется раз»

детей интерес к жизни животных.

Наши

Познакомить детей с органами чувств человека: глаза, уши,

Карточки с изображением органов чувств.

помощники -

нос, язык, кожа. Сформировать знание об их роли при

Д/и «Кто спрятался?», «Узнай по голосу», «Узнай по

органы чувств

восприятии человеком окружающего мира, развивать

запаху», «Чудесный мешочек»

тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.

Загадки об органах чувств.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Какие бывают

Формировать и обогащать знаний детей о перелетных и

Рассказ «Какие бывают птицы»

птицы

зимующих птицах (среда обитания, потребности,

Комплект карточек «Птицы»

приспособление к среде, сезонным изменениям среды,

Составление модели «Птицы»

способы удовлетворения потребностей); развитию

Опытническая деятельность «Пузырьки воздуха»

познавательного интереса к природе; воспитывать потребность

Загадки о птицах

и необходимость заботливого отношения к живым существам.

Д/и «Какая птичка?»

Дискуссия «Птичка в клетке – это хорошо или

плохо»

Месяц

Ноябрь


Тема,

Задачи

Формы работы

Чем люди

Уточнить представления детей о том, что все люди разные, не

Беседа «Какие мы разные?»

отличаются

похожие друг на друга. Учить выделять признаки различия и

Д/и «Найди пару» (по росту, цвету волос, глаз)

друг от друга

сходства людей. Развивать интерес детей к познанию

«Отличия людей по занятиям»

особенностей людей. Воспитывать дружеское отношение друг

Обобщение понятия «люди» по моделям.

к другу.

«Что из чего

Познакомить детей с природными материалами и материалами

Беседа «Что из чего и для чего?»

сделано».

сделанными руками человека, уточнить знания о том, что

Д/и «Из чего предмет»

материалы и вещи из них полезны в обычной жизни, углубить

Опыт «Почему не тонут корабли?»

Опыт «Волшебное мыло»

знания детей о прошлом предметов, развивать логическое

мышление.

Уголок

Познакомить детей с приемами ухода за растениями и

Рассказ об уголке природы

природы

животными, назвать обитателей уголка природы, их основные

Игра «Цветочный магазин»

потребности; показать, как надо правильно поливать, рыхлить

Загадки о растениях и обитателях уголка природы.

землю, мыть и кормить животных, ухаживать за ними.

Мнемотаблица «Уход за комнатными растениями»

Практическая деятельность в уголке природы

(совместно с воспитателем)

Труд людей

Систематизировать знания о труде людей осенью: уборка

Иллюстрации труд людей осенью и летом.

осенью

урожая, заготовка продуктов на зиму, утепление жилищ

Беседа по картинам

домашних животных. Учить устанавливать причины смены

Д/и «Овощехранилище»

труда, сравнивать их с трудом летом, делать выводы о

«Заготовка»

направленности труда и его значении. Воспитывать уважение

Рисование «осенние дары»

к труду людей, стремление помогать им.

Месяц

Декабрь


Тема,

Задачи

Формы работы

Зима полна

учить устанавливать связи и закономерности в природе,

Д/и: «У кого какой дом»

серебра

обобщить представления детей о зиме, закрепить их знания о

Опыт: «Снег сохраняет тепло»

характерных признаках зимних месяцев, развивать логическое

Труд в природе: организация зимнего огорода на

мышление, воспитывать любовь к родной при роде.

окне

Презентация  «Зимушка-зима»

Загадки о зиме и явлениях природы

Кто как зимует

Расширять и углублять представление о зимовке зверей птиц,

Беседа о зиме

рыб, насекомых. Учить отыскивать причины изменений в

Д/и «Зоологическое домино»

жизни животных и птиц в изменении условий их обитания,

Опыт с водой и снегом, льдом

устанавливать причинно-следственные связи. Развивать

Карточки с изображением домашних и диких живот

доказательную речь. Воспитывать любовь к животным,

  Презентация «Животные нашей страны»

стремление помочь в трудных условиях.

Загадки о животных

Физминутка «Снежок»

Экологическая акция «Покормим птиц зимой»

Бумага,

Расширять знания детей о свойствах и качествах различных

Изготовление поделок, построек (оригами из

древесина,

материалов, уметь их сравнивать. Продолжать учить

бумаги)

ткань

пользоваться различными материалами (бумага, мягкая

Рассматривание предметов, игрушек из знакомых

проволка, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки,

материалов

крышки и т. д.) и инструментами. Воспитывать интерес и

Опыт с бумагой, древесиной

желание преобразовывать из известных материалов в поделки.

Аппликация из ткани «Полянка»

Рассказ о рыбе

Дать понятие о рыбах и лягушках. Закрепить знание детей о

Рассказ о лягушках и рыбах

и лягушке

строении рыбы и лягушки. Изменить у детей традиционно

Мнемосхема «Признаки рыбки и лягушки»

неприязненное отношение к лягушкам. Объяснить, насколько

Схема «Развитие рыбы и лягушки»

полезны и нужны в природе эти безобидные существа.

Игра «Посели лягушку»

Игра с карточками «Развитие рыбки и лягушки»

Месяц

Январь


Тема,

Задачи

Формы работы

В гостях у

Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными

Беседа о зимующих и перелётных птицах

птиц

птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять

Отгадывание загадок

знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании.

Рассматривание иллюстраций с изображением птиц

Воспитывать сочувствие, сопереживание к «братьям нашим

Наблюдения за птицами на участке

меньшим»

Дидактические игра: «Кто где живёт»

Зимушка-зима

Расширить представления детей о сезонных изменениях в

Беседа о зиме

природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на

Рассматривание картины «Зимние забавы»

деятельность людей. Показать детям связь между живой и

Рассказ и рассматривание картины «Как зимуют

неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему

дикие звери»

живому.

Чтение сказки «Зимовье»

С. Козлов «Зимняя сказка»

А.Фет «Мама, глянь-ка из окошка»

П/игры «Берегись, заморожу»

«Снежинки и ветер»

Песок, глина,

Научить узнавать и называть песок, глину, камень. Выявлять

Опыт «Подземное царство»

камень, почва

особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их

Опыт: как почва влияет на рост и развитие растений

свойства. Дать представления о том, как образуется перегной.

(рыхление, прополка, удобрение)

Рассмотреть песок, глину (сравнить)

Месяц

Февраль


Тема,

Задачи

Формы работы

Путешествие в

Познакомить с новыми растениями (аспидистра и герань) и со

Рассматривание картины из серии «Уход за

царство

способами их черенкования. Закрепить названия знакомых

комнатными растениями»

комнатных

комнатных растений (бальзамин, фикус). Продолжать обучать

Опыт по ознакомлению с потребностями растений

растений

детей описывать растение, отмечая различие и сходство между

(свет, тепло, влага, почвенное питание)

ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к

Игра «Цветы»

комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за

Беседа о строении растений

ними.

Беседа об уходе за комнатными растениями

Дидактические игры «Живые картинки»

Стекло и

Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл);

Опыт со стеклом, металлом

металл

учить определять признаки свойства материалов (структура

Сравнение предметов

поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость).

Дидактическая игра «Из чего сделан предмет»

Способствовать определению материала, из которого сделан

Рассматривание иллюстраций с предметами из этих

предмет.

материалов

Путешествие с

Познакомить детей с различными природно-климатическими

Рассматривание иллюстраций животных и растений

Севера на

зонами, условиями жизни на Земле,

севера и юга

Юг».

рассказать о климатических поясах России, дать понятие

Д/и «В гостях у Хозяйки Медной горы»

высокой поясности, что каждой климатической зоне

Опыт: «Как маскируются животные»

соответствуют определенные виды растений

воспитывать

Экологическая акция: «Украсим группу цветами»

бережное отношение к природе.

Солнце –

Развивать у детей элементарные представление  и

Рассматривание иллюстраций звездного неба

большая звезда

экологическую взаимосвязь человека с животным миром.

Просмотр презентации «Солнечная система»

Рассказать о Солнечной системе, дать представление о солнце

Опыт: «Полярное сияние»

как звезде и планете, познакомить детей с понятиями света и

Беседа «Когда солнце светит ярче»

тени, показать  значение разного освещения в жизни растений

Проблемная ситуация  «Если бы не было солнышка»

и животных: показать, что солнечный  луч может стать

разноцветным, делать выводы, подтверждая их

экспериментальным

путем.

Месяц

Март


Тема,

Задачи

Формы работы

В гостях у

Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой

Наблюдение за весенними изменениями в природе

Веснянки

природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на

Загадки о весне

деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных

Иллюстрации «Когда это бывает»

изменений с наступлением тепла, появлением солнца.

Жизнь животных и птиц весной.

Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

Чтение стихов о весне

Игра «Покажи птиц, которые прилетают весной»

П/и «Зайцы и волк», «Птицы и лиса»

Береги живое!

Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися

Игровое упражнение «Посели цветы там, где они

под угрозой исчезновения видами растений и животных;

выросли»

вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в

Игра «Где живут животные»

природе. Приучать бережно относится к цветам, животным,

Игра «Какой цветок просит помощи, нарисуй его»

как части природы, источнику красоты, радости людей.

Рассматривание  «Красной книги», беседа

Резина и

Познакомить с новым материалом (резина и пластмасса).

Рассматривание предметов из этих материалов

пластмасса

Учить детей определять признаки и свойства материалов.

Сравнение резины и пластмассы

Способствовать определению материала, из которого сделан

Д/и «Из чего сделан предмет»

предмет.

Поделки из резины, пластмассы

Как художник

уточнить и расширить представления детей о взаимосвязи

Беседа о лесе

лес рисовал

обитателей леса, их пищевой зависимости друг от друга,

Рассказ «Как я побывал в лесу»

закрепить знания детей о том, что лес - это сообщество

Составление пищевых цепочек леса

растений необходимость охраны этих растений и животных,

Д/и «Как вести себя в лесу»

которые не могут жить друг без друга, что лес, это их дом.

Рассматривание иллюстраций «Чудеса в лесу»

Люди, приходящие в лес - это гости, они должны соблюдать

Рисование «Лес весной»

правила, чтобы не нарушить жизни хозяев, рассказать

о приспособляемости животных к среде обитания.

Месяц

Апрель


Тема,

Задачи

Формы работы

Насекомые -

Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья

Отгадывание загадок

наши

коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница,

Наблюдения за насекомыми

помощники

капустница); на доступных примерах показать, что скрывается

Рассматривание иллюстраций

за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых.

Д/и «Найди насекомых, поедающих листья»

Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

Чтение стих-й М. Пришвина «Божья коровка»,

«Кузнечик», «Майский жук» (из книги В. Зотова

«Лесная мозаика»)

Экскурсия в

Познакомить с яркими особенностями весеннего состояния

Наблюдения за цветением деревьев

плодовый сад в

плодовых деревьев (цветением), учить различать 2-3 дерева по

Рассматривание иллюстраций «Сравнение

период

цветкам. Продолжать устанавливать связи между изменением

различных периодов весны»

цветения

условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост

Д/и «Раскрась предметы живой и неживой

и  цветение, между потребностями насекомых в пище и тепле

природы», «Найди такой же» Рассматривание

и их поведением). Воспитывать эстетические чувства.

картины «Цветущий сад»

Игра «Пчёлки»

Земля - мой

Дать представления о суше и водном пространстве,

Беседа «Где я живу»

дом

разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд,

Сравнение речки, болота, моря

болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город,

Д/и: «Рассели животных»

страна), о звёздах. Приветствовать стремление детей овладеть

«Кто живёт на суше, а кто в воде»

разнообразными способами получения информации. Поощрять

Рисование «Звёздное небо»

желания делится своими впечатлениями с окружающими.

Для чего

Познакомить с дождевым червем,

Беседа о насекомых

нужны

с внешним видом и строением, закрепить знания детей о

Рассказ «Наши друзья дождевые червяки»

дождевые

почве, через стеклянную стенку демонстрационного ящика

Наблюдение за дождевым червяком

черви

наблюдать за поведением дождевых  червей, сделать вывод:

Опыт «Как лучше дышит растение»

они полезны, т. к рыхлят почву и к корням растений поступает

больше воздуха.

Месяц

Май


Тема,

Задачи

Формы работы

Экологическая

Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить

Чтение стих-я Р. Рождественского «Береги

тропинка

ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей

природу»

природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной

Целевая прогулка по экологической тропинке

аптеке). Упражнять в практической помощи природе (уборка

Игра «Что ты сделал доброе для природы?»

мусора, лечение деревьев)

Проблемная ситуация  «Что будет, если»

Д/и «Кто больше»

П/и «Раз, два, три- к дереву беги»

Прослушивание аудиозаписи «Голоса природы»

Игра «Опиши, а мы отгадаем»

Человек -

Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего

Рассматривание плакатов, иллюстраций со

живой

особенности и потребности. Формировать представления

строением органов человека

организм

детей о некоторых органах и системах строения человека, о

Беседа о потребностях человека

«+» и «-» влиянии на них. Развивать сенсорную

Рассказ о вредных привычках

чувствительность при решении познавательных задач.

Язычок-помощник - Игра «Угадай на вкус»

Гимнастика для глаз

Бумага,

Обобщить знания детей о свойствах и качествах различных

Д\и «Что из чего?»

древесина,

материалов, умение их сравнивать. Продолжать учить

Проблемная ситуация  «Если бы не было деревьев»

ткань

пользоваться различными материалами и инструментами.

Беседа «Зачем нужно стекло»

Воспитывать интерес и желание преобразовывать из

Игра «Юный модельер»

известных материалов в поделки.

Проведение

Выявить какие знания и умения приобрели дошкольники по

Диагностические карты и карты схемы для

итогового

теме экологического воспитания.

выявления уровня экологических знаний и умений

мониторинга

дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...

Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...

Перспективное планирование работы в подготовительной группе Комплексно – тематическое планирование по теме «Уборка урожая» (в саду, огороде, на полях)

Перспективный  план работы в подготовительной группе на неделю.План составлен с учетом ФГТ, тема "Уборка урожая" (сад,огород, поле)....

Перспективное планирование работы в подготовительной группе. Комплексно-тематическое планирование по теме: "Новогодний калейдоскоп".

“Русские праздники и новогодние традиции” «Откуда елка в гости пришла».      Рассматривание репродукции картины В.Сурикова “Взятие снежного городка”.    П...

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями

Подробное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями....

Перспективное планирование воспитателя детского сада на основе комплексно-тематического планирования ОУ

Составлено с учетом возраста воспитанников, программных задач каждого направления развития и образовательных областей. Позволяет воспитателю всесторонне изучить лексическую тему, отработав её во всех ...