"Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры"
методическая разработка (старшая группа)

Григорьева Юлия Леонидовна

"Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры" авторы О.Л.Князева, М.Д.Маханева.

Образовательная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой рассчитана на работу с детьми младшего и старшего дошкольного возраста – с 2,5 до 7 лет. Оптимальные условия для развития ребёнка – это продуманное соотношение свободной, регламентированной и нерегламентированной деятельности. Объём регламентированной (НОД) деятельности в год составляет 35 часов. В процессе НОД сочетается групповая и индивидуальная работа. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями детей.

Актуальность темы:

Актуальность выбранной мною темы определяется потребностью нашего общества в духовно - нравственном воспитании детей на основе традиций и культуры русского народа.

Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими - то ни было материальными благами. Традиции – хранители народной культуры.  

Через народные истоки ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. К тому же это дает возможность нашим детям почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.

Гражданское, патриотическое, духовно - нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня возникает необходимость возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.    

Задачи:

1.Воспитывать интерес к познанию культуры русского народа.

2.Дать представления об особенностях жизни русского народа, его лучших национальных качествах в разнообразных видах деятельности: речевой, игровой, музыкальной, художественной, театральной.

3.Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, открытость к общению со взрослыми и со сверстниками.

4. Воспитывать у детей любовь к своей семье, Родине, уважение к культуре и традициям русского народа, чуткое отношение к окружающей действительности, народному слову.

5.Расширять знания детей о малых жанрах фольклора;

Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:

Беседы «Народные традиции».

Рассматривание изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов;

Дидактические игры:  «Русский народный костюм»;

«Сложи картинку»;

«Собери узор»;

«Укрась кокошник»;

«Чей костюм?»;

«Что лишнее?»;

«Обведи элемент».

Драматизация русских народных сказок: «Репка»;

«Колобок»;

«Курочка ряба»;

«Козлята и волк»;

«Теремок»;

«Маша и медведь»;

«Заюшкина избушка»;

«Лиса и заяц»;
«Лиса и волк» и т.д.

Праздник «Широкая масленица»

Развлечения: Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен.

Использование народных игр: «Гуси - лебеди»;

«Заря - заряница»;

«Горелки»;

«Пятнашки»;

«Краски»;

«Карусель»;

«У медведя во бору»;

«Тетере»;

«Про чижика»;

«Рыбаки и рыбки»

в том  числе хороводных  -  «Кукушка»; «Заинька - горностаинька»; «Овощи»; «Игра с колокольчиком» и т.д.

Кроме того, параллельно ведётся просветительская работа с родителями, направленная на ознакомление их особенностями традиционной народной культуры, с принципами воспитания уважения к иным культурным традициям.

 С этой целью были организованы такие формы работы с родителями, как консультации

  • «Фольклор в воспитании детей».
  • «Пойте своим детям колыбельные».
  • «Влияние народных праздников на духовно - нравственное воспитание личности ребенка».
  • «Роль сказки в развитии речи детей».
  • «Учите детей отгадывать загадки».

         Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу.

В заключение можно сделать вывод:

У детей имеются представления о ценности и своеобразии народной культуры, но в выборе  дети все - таки отдают предпочтение знакомым праздникам.  У детей отмечается активный интерес, дети интересуются культурными традициями, которые имеют непосредственное к ним отношение, были ими пережиты. Проявляют инициативу, самостоятельность, желание отразить в своей игре, деятельности полученные знания о культурных традициях семьи. 
У родителей:
Познакомились с культурой и традициями своего народов, спецификой народных праздников через активные формы взаимодействия педагога и детей. Познакомились с традициями народных праздников и принципами организацией воспитания в семье, направленного на приобщение детей к традиционной народной культуре и формирование толерантного отношения к культуре различных народов. 

В группе совместно с родителями был создан музей народного быта, в котором дети имели возможность познакомиться с особенностями устройства жилища, быта. 
Создана картотека подвижных народных игр и фольклора.
Выставка совместного творчества детей и родителей, на которой представлены предметы народного декоративного творчества (Пасхальные яйца»,  матрешки, бумажные и тряпичные куколки)

Тематические выставки «Дымка», «Гжель», «Хохлома», «Городец» и др.

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем ...

Проект Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.

quot;Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". И потому, каждая сказка несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг - другу, смело боро...

Консультация «Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.»

Консультация «Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.» была подготовлена к проекту " Русская народная сказка – как средство приобщения дошко...

«Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»

laquo;Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»...