Трудовое воспитание дошкольников
консультация

Магусева Майя Евстафьевна

Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe_vospitanie_doshk.docx29.95 КБ

Предварительный просмотр:

 «Трудовое воспитание дошкольников»

Воспитание должно развить в человеке 
привычку и любовь к труду; оно должно 
дать ему возможность отыскать 
для себя труд в жизни.
 

К. Д. Ушинский


      Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для формирования духовно-нравственной личности, интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества (п. 2 , ст. 14 Закона РФ «Об образовании»). В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии - это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе (ФГОС 2.6). Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности реализовывается в самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал.(ФГОС2.7)
          Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.
При организации труда дошкольников необходимо решать следующие задачи.

  • Воспитывать у детей привычку к постоянной занятости.
  • Формировать устойчивое эмоционально-положительное отношение к труду; желание трудиться по внутреннему побуждению, проявляя инициативу, оказывая конкретную посильную помощь взрослым.
  • Воспитывать гуманные чувства, положительные взаимоотношения.
  • Использовать труд в природе для формирования у детей начал материалистического мировоззрения.
  • Воспитывать бережное отношение к результатам труда.
  • Приучать детей экономно расходовать материалы.
  • Обеспечивать систематическое и равномерное участие детей в разных видах труда, выявлять и максимально учитывать их интересы и склонности, развивать творческую активность.
  • Формировать у детей трудовые умения и навыки.

При организации труда дошкольников следует соблюдать следующие условия.

  • Учитывать значимость непосредственного воздействия личности взрослых на формирование нравственно-трудовых качеств ребенка.
  • Помнить, что, выполняя ту или иную задачу, каждый ребенок должен затрачивать определенные усилия в соответствии с его возможностями. При постоянной недостаточной нагрузке ребенок приучается трудиться без напряжения, искажаются его представления о труде.
  • Учитывать физические возможности, состояние здоровья и индивидуальные особенности каждого ребенка.
  • Обеспечивать четкий и грамотный показ детям приемов работы.
  • Практиковать совместную трудовую деятельность дошкольников и школьников, дошкольников и взрослых.
  • Уделять особое внимание воспитанию уважения к людям различных профессий и формированию интереса к разным видам труда.
  • Подчеркивать значение труда в жизни людей, его коллективный характер, общественно значимые мотивы.
  • Осуществлять работу по трудовому воспитанию в тесном контакте с семьей (знакомить родителей с содержанием труда в детском саду, использовать разнообразные формы педагогического просвещения и т.д.).
  • Планируя воспитательную работу, учитывать, что в утренние часы, во время приема детей, необходимо включать их в общий ритм жизни детского сада, создавать жизнерадостное, бодрое настроение; это время благоприятно для индивидуальной работы, связанной с различными поручениями.
  • С наибольшей пользой использовать утренние и вечерние прогулки, наполнять их разнообразным трудом, не снижая двигательной активности детей.
  • Помнить, что труд детей во второй половине дня должен быть содержательным и включать различные виды ручного, хозяйственного труда и труда в природе, совместного и индивидуального; это удобное время для работы с родителями.

Содержание работы с дошкольниками по ознакомлению с трудом взрослых

3-4 года

  • Дети знают, что все люди трудятся.
  • Уважительно относятся к тем, кто работает (заботится о детях, делает вещи, игрушки, мебель и прочие предметы).
  • Знакомятся с предметами ближайшего окружения; бережно относятся к ним; любуются, выделяя ярко выраженные свойства и качества (красивое платье, чашка, ковер и т. д.).
  • Испытывают благодарность к людям, выполняющим нужные для детей дела (няня моет пол).
  • С помощью взрослого устанавливают связь между целью и результатом трудового процесса. («Вот как много грязной посуды в мойке. Надо ее помыть... А теперь, когда няня помыла посуду и она стала чистой, блестящей, красивой, ее можно поставить в шкаф».)
  • В процессе игр и в повседневной жизни подражают взрослым (наводят порядок в кукольном уголке, аккуратно завязывают шарф сверстнику и т. п.)

4-5 лет

  • Продолжают узнавать о труде людей, о некоторых профессиях. Уважают тех, кто трудится. Понимают цель их труда (няня в детском саду заботится о детях). Уважают труд дворника (не сорят). Стараются помогать взрослым в их повседневном труде.
  • Продолжают знакомиться с предметами ближайшего окружения, их названиями, назначением; материалами, из которых они сделаны; свойствами, качествами, особенностями строения, способами использования, правилами обращения с предметами.
  • Узнают о значимости бытовой техники. Любуются красотой предметов, оригинальностью формы; устанавливают связь между назначением предмета и материалами, из которых он сделан; классифицируют предметы (посуда, мебель).
  • Бережно относятся к предметам и вещам.
  • Имеют представления о структуре трудового процесса. Выделяют цель, трудовые действия и результат. Знают, что цель труда определяет, какие необходимо взять предметы, материалы, инструменты для выполнения трудовых действий и получения результата (чтобы подклеить порвавшуюся коробку, нужно взять бумагу, ножницы, кисточку, клей, вырезать квадратики, намазать их клеем и приклеить к уголкам коробки).
  • Стараются научиться выполнять простейшие трудовые операции, чтобы помогать взрослым.
  • Стремятся подражать труду взрослых в сюжетно-ролевых играх и в повседневной жизни.

5-7 лет

  • Расширяют и уточняют свои представления о разных видах труда (производственного: строительство, сельское хозяйство; непроизводственного: школа, больница, театр). Знают, что труд — это деятельность, в результате которой создаются необходимые людям материальные ценности; человек использует в труде созданные им машины и механизмы, облегчающие труд, ускоряющие получение результата, улучшающие качество.
  • Понимают значимость труда людей в непроизводственной сфере (учитель, инженер). Получают обобщенные представления о взаимосвязи труда людей разных профессий. (Как хлеб на нашем столе появился? Кто построил этот дом?) Самостоятельно приобретают знания о труде людей из разных источников (книги, телевидение, рассказы взрослых и т. д.).
  • Знают о правилах обращения с инструментами и бытовой техникой.
  • Уточняют представления о типичных, видовых, индивидуальных признаках предметов. Узнают об истории кораблестроения, самолетостроения, ракетостроения и пр.
  • Имеют общее представление о труде взрослых (труд — основа жизни и благосостояния каждого человека страны, основа экологической сохранности планеты и развития производства, науки, искусства во всем мире).
  • Испытывают чувство уважения и благодарности к людям, создающим разнообразные предметы и ценности. Стремятся оказывать помощь взрослым, проявляют заботу о них и внимание к их работе.
  • Имеют представление о структуре трудового процесса, умеют вычленять ее компоненты, выстраивая схему трудового процесса, изображая рисунками-значками.

(Ситуация — пролитый кисель на полу. Цель и мотив (что надо сделать и для чего). Надо протереть пол, чтобы никто не поскользнулся (значок: лужица, перечеркнутая чертой). Отбор средств для работы (что для этого нужно). Надо взять необходимое оборудование (значок: перевернутое ведро и тряпка, висящая для просушки). Результат. Стало чисто (значок: на чистом полу стоит веселый воспитатель).)

•        Переносят знания о труде взрослых, о нормах взаимоотношений
людей труда, о культуре труда в сюжетно-ролевые игры и в свой труд.

Содержание работы с дошкольниками по видам труда детей

Самообслуживание

3-4 года

  • Дети учатся самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности: надевать и снимать одежду, складывать, вешать, расстегивать, застегивать пуговицы и прочие застежки.
  • Учатся замечать непорядок в своем внешнем виде (мыть руки и лицо, вовремя пользоваться носовым платком и пр.).

4-5 лет

  • Продолжают учиться самостоятельно одеваться и раздеваться.
  • Стараются быть всегда аккуратными и опрятными. Учатся чистить свою одежду щеткой.
  • Не забывают просушивать варежки, одежду, обувь (по необходимости).
  • Учатся умываться, чистить зубы.
  • Учатся подготавливать и убирать рабочее место.

5-7 лет

  • Умеют самостоятельно одеваться и раздеваться. Аккуратно хранят свою одежду и обувь, приводят ее в порядок.
  • Любят быть опрятными. Помогают другим замечать и устранять непорядок во внешнем виде. Берегут личные вещи.
  • Стирают свои мелкие вещи (носовой платок, носки, трусики).
  • Умеют умываться, правильно чистить зубы, мыть ноги и тело. Убирают свою постель.
  • Умеют самостоятельно подготавливать и аккуратно убирать рабочее место.

Хозяйственно-бытовой труд

3-4 года

  • Старательно выполняют поручения (убрать игрушки, пособия после занятий; собрать листочки и пр.).
  • Приучаются соблюдать чистоту и порядок вокруг себя. Помогают взрослым, уважительно относятся к их труду.
  • Учатся дежурить по столовой (расставлять салфетницы, хлебницы, раскладывать ложки).

4-5 лет

  • Приучаются поддерживать порядок в групповой комнате и на участке (мыть, протирать, убирать игрушки, инвентарь, различные пособия).
  • Стараются помогать взрослым в уборке помещений и участка, в стирке, ремонте пособий, книг, игрушек.
  • Учатся самостоятельно дежурить по столовой,
  • Выполнять обязанности по подготовке материалов к занятиям.
  • Уважительно относятся к труду, к тем, кто трудится, к результатам их труда.

5-7 лет

  • Приучаются поддерживать порядок в помещении и на участке (самостоятельно мыть, протирать, расставлять, раскладывать игрушки, пособия).
  • Выполняют обязанности дежурных.
  • Самостоятельно подметают, очищают дорожки, поливают песок.
  • Занимаются стиркой.
  • Стараются помогать малышам.
  • Уважают тех, кто трудится, и бережно относятся к результатам их труда.

Труд в природе1

3-4 года

  • Проявляют интерес к жизни растений и животных. Любят помогать взрослым ухаживать за ними.
  • Учатся поливать растения, сажать лук, сеять крупные семена, поливать грядки, собирать урожай овощей.

4-5 лет

  • Любят наблюдать за жизнью растений и животных; проявляют заботу о них; протестуют против неправильного обращения с ними.
  • Умеют самостоятельно поливать растения, помогают воспитателям кормить птиц, животных (насыпать, раскладывать корм в кормушки, наполнять поилки).

•        Помогают воспитателям пересаживать комнатные растения, выращивать зелень для корма птиц и животных, наполнять свежей водой аквариум, мыть камушки и пр.

5-7 лет

  • Любят трудиться вместе со взрослыми в цветнике и на огороде (сеять семена, поливать растения, срезать цветы для букетов, собирать урожай).
  • Учатся очищать, мыть и убирать инвентарь.
  • Любят все живое; с интересом наблюдают за жизнью растений и животных и заботятся о них, протестуют против неправильного обращения с растениями и животными и встают на их защиту.
  • Умеют перекапывать грядки, окучивать, подвязывать, пропалывать, собирать урожай, выкапывать луковицы и клубни цветов. С помощью взрослого высевают семена, сажают корнеплоды, выращивают и высаживают рассаду; занимаются черенкованием растений, пересадкой из грунта в горшки.
  • Умеют мыть, нарезать, раскладывать корм для животных, собирают плоды и семена для подкормки птиц, не забывают кормить зимующих птиц.
  • Следят за чистотой и хранением инвентаря.

_________________

1. Детям не разрешается самостоятельно в отсутствие взрослого ухаживать за растениями и животными (хомячками, кроликами и пр.) Взрослые моют поддоны, кормушки, поилки и устанавливают их в клетках.

Ручной труд

3-4 года

  • Помогают воспитателю подклеивать книги, коробки (намазывать клейстером, придерживать для лучшего склеивания).
  • Любят рассматривать природный материал (листья, шишки, камушки и пр.); сортировать его по виду, цвету, величине, форме.

4-5 лет

  • Вместе с воспитателем занимаются ремонтом книг, коробок, атрибутов, игрушек.
  • Сортируют природный материал, раскладывают по коробкам. Учатся тонировать бумагу для рисунков, аппликаций.

5-7 лет

  • Самостоятельно выполняют простой ремонт игрушек (книг, коробок, атрибутов).
  • Пришивают петли к новым полотенцам, халатам, одежде кукол и своей одежде.
  • Сортируют природный материал, подготавливают его к работе.
  • Под руководством воспитателя изготавливают мелкий счетный материал, пособия для занятий.
  • Делают заготовки для дальнейшей художественной деятельности (приготовление папье-маше, обклеивание коробок, вырезание элементов из пластиковых бутылок и пр.).

Организация труда детей

       В каждой возрастной группе в начале года воспитатель распределяет детей на подгруппы, учитывая при этом их склонности, способности, психологические особенности, симпатии, уровень навыков и умений. Ребятам старшей и подготовительной к школе групп предлагает объединиться в подгруппы самостоятельно по интересам и желанию. Дети сами придумывают названия своих подгрупп, которые закрепляются за ними на весь год (при желании ребята могут изменить эти названия). В младшей группе детей распределяют на 4 подгруппы; в средней, старшей и подготовительной к школе группах — на 5 подгрупп.

Организация дежурств в каждой возрастной группе соответствует возрасту и возможностям детей. Во всех возрастных группах дежурства организуют по подгруппам, устанавливая очередность (один день в неделю). В младшей группе малыши начинают дежурить по столовой со второй половины учебного года. Обычно по понедельникам в этой возрастной группе данную работу специально не планируют, а привлекают к ней ребят по желанию: после выходных дней малыши нередко приходят в детский сад в плохом настроении, поэтому от воспитателей в этот день требуется особое внимание к каждому ребенку.

Каждый дежурный обслуживает стол, за которым он сидит. «Сегодня дежурят «Колобки», —объявляет воспитатель, и малыши знают, что нужно перевести стрелку на доске дежурных на свою метку («Колобок»), вымыть руки, надеть фартуки и приступить к сервировке. Если малыш не желает дежурить, его не принуждают к этому.

В средней группе в первую половину года обычно вводят дежурство по столовой всей подгруппой. Усложнение идет за счет увеличения объема работы (полная сервировка стола). Со второй половины года детей начинают обучать дежурству по подготовке материалов к занятиям, поэтому трое ребят дежурят по столовой (объем работы увеличивается—каждый ребенок накрывает два стола) и трое —по занятиям. На следующей неделе вид труда для дежурных меняется и т. д.

В старших группах вводится дежурство по природному уголку. В каждом виде дежурств участвуют уже по два дежурных. Детям предлагают самостоятельно распределиться в труде. Каждая подгруппа дежурит 1 раз в неделю. На следующей неделе виды труда меняются. Обычно дети самостоятельно соблюдают очередность.

Работа по воспитанию навыков самообслуживания в каждой возрастной группе строится по-разному. Так, в младшей группе она проводится часто — 1 раз в неделю с каждой подгруппой. По мере приобретения детьми навыков объем плановой работы уменьшается в средней, старшей и подготовительной группах до 2 раз в месяц с каждой подгруппой.

Работа по привитию детям навыков самообслуживания в процессе игровой и трудовой деятельности (убрать на место игрушки, подготовить к занятиям свое рабочее место и убрать его и пр.) в группах младшего и среднего дошкольного возраста планируется в игровой деятельности, в поручениях и на занятиях.

Совместный труд детей и взрослых планируется с младшей группы. Значимость этого вида труда с каждым годом возрастает, содержание усложняется, доля участия детей в нем увеличивается. В группах среднего и старшего дошкольного возраста этот вид трудовой деятельности планируют чаще.

В старшей и подготовительной к школе группах вводится коллективный (фронтальный) труд, предусматривающий одновременную организацию всех детей группы. Это хозяйственно-бытовой труд, направленный на поддержание чистоты и порядка в помещениях, на участке; труд в природе, ручной труд. Такая форма объединения детей в трудовом общении упражняет их в самостоятельной организации деятельности целого коллектива; развивает умение трудиться вместе для осуществления единых целей; дает возможность оценить сформированность детского коллектива. В процессе организации коллективного труда детям предлагают объединяться в новые подгруппы по интересам, желанию.

Для того чтобы было удобно осуществлять учебно-воспитательную работу с детьми, желательно распределить шкафы в раздевальных и умывальных комнатах, кровати в спальнях таким образом, чтобы ребята каждой подгруппы были рядом. Планирование работы с подгруппой детей не означает, что со всеми ребятами, входящими в нее, должна всякий раз проводиться работа по развитию навыков и умений. Она осуществляется, прежде всего, с теми детьми, у которых навыки не сформированы или недостаточно развиты. Например, двое ребят в подгруппе научились быстро раздеваться и соблюдать порядок в шкафах с одеждой. Значит, далее педагог будет не обучать их, а контролировать сохранение этих навыков и поддерживать интерес детей к самообслуживанию.

Когда педагог намечает работу с определенной подгруппой, например, дав детям поручение, то это не означает, что поручение всегда является для подгруппы коллективным. Решая учебно-воспитательные задачи, воспитатель может каждому из 6 детей подгруппы дать индивидуальное поручение: одному—помыть растения, другому—заняться их опрыскиванием и т. д. Если есть необходимость в углубленной работе с детьми, требующей затраты времени и усилий, нет смысла давать поручения одновременно всем детям подгруппы. На усмотрение воспитателя поручения могут быть эпизодические, длительные и отсроченные по времени («Завтра нужно сделать...»).

В процессе работы педагог должен использовать любые ситуации, в которых проявляется инициативность и самостоятельность ребят (кто-то нечаянно пролил воду, другой заметил и без напоминания протер пол). Такие поступки всегда следует поощрять и делать это нужно по-разному. За хороший поступок, совершенный ребенком в первый раз, оценка дается в ярко выраженной эмоциональной форме, в следующий раз— более сдержанно, чтобы ребенок не привык делать хорошее только ради похвалы и у него формировалось мнение, что так поступать должен каждый, в этом нет особой заслуги, такое поведение само собой разумеется. Таким образом у детей формируется стремление самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в окружающей обстановке; умение трудиться без напоминаний, указаний, подсказок.

Опыт показывает, что к 5 годам у большинства детей начинает явно проявляться желание трудиться по собственной инициативе. Ребята становятся нетерпимыми к беспорядку; сами, без просьбы и поручений взрослых, стараются его устранять, причем не только стремятся к деятельности, представляющей для них определенный интерес, но и выполняют работу обычную, необходимую. К концу старшего дошкольного возраста это желание переходит в стойкую привычку, становится нормой поведения.

В процессе детской деятельности всегда бывают ситуации, когда помимо запланированной работы возникает необходимость в индивидуальном подходе к детям (сделать замечание, предложение, направить внимание на положительный пример и т. д.).

Регулярная и методически правильно организованная работа по трудовому воспитанию к концу пребывания детей в детском саду должна дать следующие результаты:

  • повысится интерес дошкольников к труду;
  • сформируются навыки совместной деятельности;
  • сложится коллектив детей и групповое самоуправление, благодаря сотрудничеству между подгруппами;
  • расширятся представления детей об окружающем;
  • создастся благоприятная атмосфера для проявления личности каждого ребенка и ее становления;
  • ярче раскроются склонности, умения, стремления и активность каждого ребенка;
  • возрастет значимость положительного влияния коллектива на личность; укрепятся товарищеские связи; установятся тесные дружеские контакты, взаимопонимание, взаимоконтроль, взаимопомощь, взаимообучение; сотрудничество и поддержка станут нормой поведения;
  • сформируется чувство общественного долга;
  • труд станет для детей потребностью.

  Вы хотите, чтобы ребёнок был счастливым человеком – научите его различным видам деятельности, сделайте его трудолюбивым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовое воспитание дошкольников

Трудовое воспитание дошкольников !...

трудовое воспитание дошкольников

перспективные планы по трудовому воспитанию дошкольников...

Трудовое воспитание дошкольников.

В данной презентации, представлены задачи трудового воспитания на основе классификации Ю.К.Бабанского, В.И.Логиновой, В.Г.Нечаевой, Р.С.Буре. Формы организации труда. Решение нравственных задач. Формы...

Трудовое воспитание дошкольников в семье. Консультация для родителей дошкольников.

Семья располагает благоприятными условиями для привлечения детей дошкольного возраста к труду. Именно в семье нравственный смысл и цель труда для дошкольника особенно наглядны. Трудовые поручения, кот...

Семинар "«Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свет реализации программы Воспитания»

Данный семинар был разработан по программе Воспитания и еще раз напомнил педагогам о формах, методах и приемах, технологиях, которые могут они могут использовать в своей деятельности по трудовому восп...