«Оздоровление детей через музыкально-театральную деятельность»
материал

Юкляевских Анна Александровна

 «Оздоровление детей через музыкально-театральную деятельность»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад39.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Доклад

 «Оздоровление детей через музыкально-театральную деятельность»

  Подготовила: Юкляевских А.А.

                                                                               

                                                                                Здоровье до того превышает 

                                                                                 все остальные блага жизни,

                                                                                 что поистине здоровый

                                                                                 нищий счастливее

                                                                                 больного короля.

                                                                                 А. Шопенгауэр.

   Здоровье  — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека. Здоровье – одна из главных ценностей человека. Однако в последние годы медицинская статистика свидетельствует о том, что количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается и в школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников. Причины самые разные: от объективных факторов (нарушение экологии) до субъективных (снижение двигательной активности, несбалансированное питание, психологическое перенапряжение, отсутствие личной заинтересованности в сохранении здоровья). Поэтому сохранение и укрепление  здоровья детей – приоритетное направление государственной политики.

Вырастить здорового человека – задача трудная и ответственная. Всем известно, что именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит становление всех жизненно важных систем и психических функций организма, развиваются его адаптивные механизмы, мелкая  и крупная моторика, повышается устойчивость к воздействиям внешних факторов, формируются основные физические качества, выносливость и работоспособность, приобретаются культурно – гигиенические навыки, нарабатываются приёмы самообслуживания.  Именно в этом возрасте зарождаются предпочтения, привычки, представления, черты характера ребёнка, от которых  будет зависеть образ жизни человека в дальнейшем. Поэтому оздоровление  детей  (сохранение и укрепление здоровья, профилактика заболеваемости, создание условий для ЗОЖ) – одна из важнейших  задач каждого ДОУ.

Здоровье – состояние полного физического, психологического и социального благополучия. В соответствии с ней необходимо комплексно решать задачи физического, интеллектуального и эмоционально – личностного развития ребёнка, его подготовки к школе, активно внедряя  такие технологии, применение которых помогло бы снизить психофизиологические затраты дошкольников, улучшить их психоэмоциональное и физическое состояние, раскрыть и повысить потенциальные интеллектуальные и творческие способности, т.е. здоровьесберегающие технологии.

                                   Цели здоровьесберегающих технологий:

- формировать осознанное отношение к здоровью, укреплять и сохранять его

механизмы;

- развивать ценностные ориентации;

-воспитывать здоровую личность ребёнка.

             На практике – это совокупность методов и приёмов педагогической работы, комплекс профилактических и коррекционных мероприятий, дополняющих и обогащающих традиционные формы работы с детьми.

             Одним из основных направлений по эффективности применения  здоровьесберегающих  технологий справедливо считается физическая культура.  Не последнюю роль в оздоровлении детей специалисты отводят музыке и театру. О её целебных свойствах свидетельствуют самые древние источники. По приданию, поэты и музыканты Арион с острова Лесбос и Терпандр из Спарты (7 век до н.э) театрально -  музыкальным представлением  спасали людей от болезней. Сохранилась легенда  о философе, математике и музыканте Пифагоре (6 век до н.э.), который музыкой усмирил юношу, собиравшегося поджечь дом, где была заперта его возлюбленная. Пифагор и  его последователи создали учение, согласно которому музыка может управлять душой человека, пробуждая в ней добро и зло. Платон и Аристотель считали, что она восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле, а выдающийся среднеазиатский учёный, врачи философ Авиценна(980 – 1037) лечил музыкой больных нервно – психическими заболеваниями. С 19 в. музыкотерапия распространилась и в Европе.

         В наши дни врачи всё чаще обращаются к «музыкально - театральному» лекарству через подсознание, активизируя внутренние силы человека в борьбе с недугом.

Определённый интерес представляют исследования современных педагогов и учёных. Так, например П. Н. Анохин, изучая вопросы влияния мажорного и минорного лада на самочувствие, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека. В.М. Бехтерев – отечественный невролог, психиатр и психолог – доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма.

         Музыка и театр  воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека. Специалисты  считают, что благотворное её влияние распространяется на весь организм: центральную нервную, сердечно – сосудистую, эндокринную, пищеварительную системы, а также на социокоммуникативные и адаптационные механизмы.

          Говоря о музыкально – театральном  воспитании дошкольников, нужно вспомнить высказывания Н. А. Ветлугиной. Она отмечала, что развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность (образное, ассоциативное мышление, речь, умение  пользоваться словами – эпитетами); пение развивает голосовой аппарат, театр – развивает чувства и эмоций;  речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание; ритмика улучшает осанку ребёнка, координацию, уверенность движений, развивает зрение и даже математические способности (количественный и порядковый счёт, знание геометрических фигур, умение ориентироваться в пространстве и делать перестроения).

             Таким образом, музыка и театр – одно из средств физического, психического и интеллектуального развития детей.

             В режиме инновационной деятельности в сфере дошкольного образования вышеизложенный вывод послужил толчком к поиску таких технологических приёмов, которые бы соединяли в себе музыкально - театральное воспитание с оздоровительными мероприятиями.

            Это значит, что традиционные виды музыкально – театральной  деятельности, развивающие потенциал музыкальных, театральных и творческих способностей ребёнка, можно разнообразить с пользой  для здоровья, т.е. целесообразно использовать в музыкально - театральной деятельности современные здоровьесберегающие технологии, а именно:

  — коммуникативные песенки – распевки или игры – приветствия

 — активное слушание;

 — дыхательную и артикуляционную гимнастику;

 — оздоровительные и фонопедические упражнения;

 — игровой массаж;

 — пальчиковые и речевые игры,

 — музыкотерапию,

 — игры – этюды на формирование правильной осанки,

 — психогимнастику.

          Использование здоровьесберегающих технологий в музыкально- театральном воспитании образуют систему работы, суть которой состоит в следующем:

Каждую встречу с детьми в музыкальном зале начинать  с оптимистичной песенки – распевки с нехитрым текстом и несложной мелодией. Состоящей из звуков мажорной гаммы. Поднимающей  настроение и задающей позитивный настрой к восприятию окружающего мира. Улучшающей  эмоциональный климат общения с детьми.

          Слушание музыки и разучивание текстов песен  чередовать  с игровым массажем или пальчиковой игрой. Первичное ознакомление с музыкой, т.е. «пассивное» слушание, сменять  при дальнейшем восприятии на активное – выражение эмоциональной реакции на музыку через двигательные импровизации.

         Перед пением делать  дыхательную, артикуляционную гимнастику, фонопедические и оздоровительные упражнения для органов дыхания, горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний.

         Музыкально – ритмические   движения  сопровождать  речевыми играми или  совмещаю с театральной деятельностью или с  музыкотерапией, самомассажем, а игру на музыкальных инструментах сочетать  со звучащими жестами и ритмодекламацией.

         Упражнения на формирование правильной осанки актуальны при любом виде музыкальной деятельности,  аргументировать   игровой мотивацией, они вызывают в детях неподдельный интерес и желание выполнять их.

Учитываю  гендерные особенности детей –  это важнейший аспект здоровьесбережения, выражающийся в дифференцированном подходе к воспитанию и обучению, основанном на различиях психофизиологических качеств и интересов мальчиков и девочек.

         Использовать   интегрированные формы организаций музыкально – театрально  – оздоровительных мероприятий с детьми (игровые, тематические занятия, музыкально – спортивные развлечения, дни здоровья, оздоровительные игры, знакомство с тематическими литературными и сказочными персонажами).

          В ходе этих мероприятий задачи музыкального, театрального и физического воспитания решать  совместно с воспитателями, а также медицинским работникам, который в свою очередь рассказывает детям о пользе ЗОЖ,  необходимости знать  и соблюдать правила личной гигиены.

          Применять  такие формы взаимодействия с семьёй по музыкально - театральному воспитанию, которые включают вопросы сохранения здоровья детей в детском саду и дома (открытые показы, конкурсы с участием родителей, семинары – практикумы, тестирование родителей, совместные праздники и досуги, родительские собрания и индивидуальные консультации, создать видеотеку по музыкальному и физическому воспитанию).

         Создать  здоровьесберегающую  среду в детском саду и семье.

          В результате дети будут с  интересом  участвовать в занятиях, снизится  уровень заболеваемости, появится  заинтересованность родителей. Работу по внедрению здоровьесберегающих технологий надо  использовать в своей работе и совершенствовать    методы и приёмы в данном направлении.

         Для того чтобы работа музыкального  руководителя по здоровьесбережению была продуктивной, необходимо  продумать как её организовать. Вывод, что наиболее удобным для музыкального руководителя, воспитателя, педагога является разделение музыкально – театральной, оздоровительной работы на два направления: организация регламентированной деятельности музыкально - театральной направленности и организация нерегламентированной деятельности  музыкально - театральной направленности.  В процессе регламентированной деятельности музыкальной - театральной направленности таким педагогом преимущественно является музыкальный руководитель. В процессе нерегламентированной  деятельности – воспитатель.

        В процесс регламентированной деятельности входит:

  1. Утренняя зарядка с музыкальным сопровождением.
  2. Музыкальная организованная деятельность с элементами музыкально – оздоровительной деятельности.
  3. Музыкально – театрализованные и  оздоровительные праздники и развлечения.
  4. Коррекционная работа.

        В процесс нерегламентированной деятельности входит:

  1.  Музыкальное сопровождение режимных моментов.
  2. Совместная музыкально - театрализованная деятельность педагога и детей в группе.
  3. Совместная музыкальная деятельность детей вне занятий.
  4. Совместная музыкальная деятельность родителей и детей в семье.
  5. Музыкотерапия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Повышение педагогической культуры родителей в художественно-эстетическом направлении через музыкально- театральную деятельность"

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь...

Приобщение дошкольников к истокам кубанской культуры через музыкально-театральную деятельность

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей госуда...

Консультация «Развитие эмоциональной сферы дошкольников через музыкально-театральную деятельность»

Эмоциональное развитие ребёнка является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса воспитания и обучения....

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Экологическое образование дошкольников без "воспитания сердца" невозможно. На помощь приходит музыка. Она способна зажечь в сердцах детей высшие человеческие чувства....

Презентация ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Направления работы по экологическому образованию докольников музыкального руководителя - фотографии...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через музыкально-театральную деятельность»

Цели программы:Формирование творческой личности ребёнка средствами музыкально-театральной деятельности.Выявление одарённых детей в области музыкально-театрального искусства в старшем дошкольном возрас...