«Оздоровление детей через музыкально-театральную деятельность»
материал
«Оздоровление детей через музыкально-театральную деятельность»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад | 39.32 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Доклад
«Оздоровление детей через музыкально-театральную деятельность»
Подготовила: Юкляевских А.А.
Здоровье до того превышает
все остальные блага жизни,
что поистине здоровый
нищий счастливее
больного короля.
А. Шопенгауэр.
Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека. Здоровье – одна из главных ценностей человека. Однако в последние годы медицинская статистика свидетельствует о том, что количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается и в школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников. Причины самые разные: от объективных факторов (нарушение экологии) до субъективных (снижение двигательной активности, несбалансированное питание, психологическое перенапряжение, отсутствие личной заинтересованности в сохранении здоровья). Поэтому сохранение и укрепление здоровья детей – приоритетное направление государственной политики.
Вырастить здорового человека – задача трудная и ответственная. Всем известно, что именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит становление всех жизненно важных систем и психических функций организма, развиваются его адаптивные механизмы, мелкая и крупная моторика, повышается устойчивость к воздействиям внешних факторов, формируются основные физические качества, выносливость и работоспособность, приобретаются культурно – гигиенические навыки, нарабатываются приёмы самообслуживания. Именно в этом возрасте зарождаются предпочтения, привычки, представления, черты характера ребёнка, от которых будет зависеть образ жизни человека в дальнейшем. Поэтому оздоровление детей (сохранение и укрепление здоровья, профилактика заболеваемости, создание условий для ЗОЖ) – одна из важнейших задач каждого ДОУ.
Здоровье – состояние полного физического, психологического и социального благополучия. В соответствии с ней необходимо комплексно решать задачи физического, интеллектуального и эмоционально – личностного развития ребёнка, его подготовки к школе, активно внедряя такие технологии, применение которых помогло бы снизить психофизиологические затраты дошкольников, улучшить их психоэмоциональное и физическое состояние, раскрыть и повысить потенциальные интеллектуальные и творческие способности, т.е. здоровьесберегающие технологии.
Цели здоровьесберегающих технологий:
- формировать осознанное отношение к здоровью, укреплять и сохранять его
механизмы;
- развивать ценностные ориентации;
-воспитывать здоровую личность ребёнка.
На практике – это совокупность методов и приёмов педагогической работы, комплекс профилактических и коррекционных мероприятий, дополняющих и обогащающих традиционные формы работы с детьми.
Одним из основных направлений по эффективности применения здоровьесберегающих технологий справедливо считается физическая культура. Не последнюю роль в оздоровлении детей специалисты отводят музыке и театру. О её целебных свойствах свидетельствуют самые древние источники. По приданию, поэты и музыканты Арион с острова Лесбос и Терпандр из Спарты (7 век до н.э) театрально - музыкальным представлением спасали людей от болезней. Сохранилась легенда о философе, математике и музыканте Пифагоре (6 век до н.э.), который музыкой усмирил юношу, собиравшегося поджечь дом, где была заперта его возлюбленная. Пифагор и его последователи создали учение, согласно которому музыка может управлять душой человека, пробуждая в ней добро и зло. Платон и Аристотель считали, что она восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле, а выдающийся среднеазиатский учёный, врачи философ Авиценна(980 – 1037) лечил музыкой больных нервно – психическими заболеваниями. С 19 в. музыкотерапия распространилась и в Европе.
В наши дни врачи всё чаще обращаются к «музыкально - театральному» лекарству через подсознание, активизируя внутренние силы человека в борьбе с недугом.
Определённый интерес представляют исследования современных педагогов и учёных. Так, например П. Н. Анохин, изучая вопросы влияния мажорного и минорного лада на самочувствие, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека. В.М. Бехтерев – отечественный невролог, психиатр и психолог – доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма.
Музыка и театр воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека. Специалисты считают, что благотворное её влияние распространяется на весь организм: центральную нервную, сердечно – сосудистую, эндокринную, пищеварительную системы, а также на социокоммуникативные и адаптационные механизмы.
Говоря о музыкально – театральном воспитании дошкольников, нужно вспомнить высказывания Н. А. Ветлугиной. Она отмечала, что развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность (образное, ассоциативное мышление, речь, умение пользоваться словами – эпитетами); пение развивает голосовой аппарат, театр – развивает чувства и эмоций; речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание; ритмика улучшает осанку ребёнка, координацию, уверенность движений, развивает зрение и даже математические способности (количественный и порядковый счёт, знание геометрических фигур, умение ориентироваться в пространстве и делать перестроения).
Таким образом, музыка и театр – одно из средств физического, психического и интеллектуального развития детей.
В режиме инновационной деятельности в сфере дошкольного образования вышеизложенный вывод послужил толчком к поиску таких технологических приёмов, которые бы соединяли в себе музыкально - театральное воспитание с оздоровительными мероприятиями.
Это значит, что традиционные виды музыкально – театральной деятельности, развивающие потенциал музыкальных, театральных и творческих способностей ребёнка, можно разнообразить с пользой для здоровья, т.е. целесообразно использовать в музыкально - театральной деятельности современные здоровьесберегающие технологии, а именно:
— коммуникативные песенки – распевки или игры – приветствия
— активное слушание;
— дыхательную и артикуляционную гимнастику;
— оздоровительные и фонопедические упражнения;
— игровой массаж;
— пальчиковые и речевые игры,
— музыкотерапию,
— игры – этюды на формирование правильной осанки,
— психогимнастику.
Использование здоровьесберегающих технологий в музыкально- театральном воспитании образуют систему работы, суть которой состоит в следующем:
Каждую встречу с детьми в музыкальном зале начинать с оптимистичной песенки – распевки с нехитрым текстом и несложной мелодией. Состоящей из звуков мажорной гаммы. Поднимающей настроение и задающей позитивный настрой к восприятию окружающего мира. Улучшающей эмоциональный климат общения с детьми.
Слушание музыки и разучивание текстов песен чередовать с игровым массажем или пальчиковой игрой. Первичное ознакомление с музыкой, т.е. «пассивное» слушание, сменять при дальнейшем восприятии на активное – выражение эмоциональной реакции на музыку через двигательные импровизации.
Перед пением делать дыхательную, артикуляционную гимнастику, фонопедические и оздоровительные упражнения для органов дыхания, горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний.
Музыкально – ритмические движения сопровождать речевыми играми или совмещаю с театральной деятельностью или с музыкотерапией, самомассажем, а игру на музыкальных инструментах сочетать со звучащими жестами и ритмодекламацией.
Упражнения на формирование правильной осанки актуальны при любом виде музыкальной деятельности, аргументировать игровой мотивацией, они вызывают в детях неподдельный интерес и желание выполнять их.
Учитываю гендерные особенности детей – это важнейший аспект здоровьесбережения, выражающийся в дифференцированном подходе к воспитанию и обучению, основанном на различиях психофизиологических качеств и интересов мальчиков и девочек.
Использовать интегрированные формы организаций музыкально – театрально – оздоровительных мероприятий с детьми (игровые, тематические занятия, музыкально – спортивные развлечения, дни здоровья, оздоровительные игры, знакомство с тематическими литературными и сказочными персонажами).
В ходе этих мероприятий задачи музыкального, театрального и физического воспитания решать совместно с воспитателями, а также медицинским работникам, который в свою очередь рассказывает детям о пользе ЗОЖ, необходимости знать и соблюдать правила личной гигиены.
Применять такие формы взаимодействия с семьёй по музыкально - театральному воспитанию, которые включают вопросы сохранения здоровья детей в детском саду и дома (открытые показы, конкурсы с участием родителей, семинары – практикумы, тестирование родителей, совместные праздники и досуги, родительские собрания и индивидуальные консультации, создать видеотеку по музыкальному и физическому воспитанию).
Создать здоровьесберегающую среду в детском саду и семье.
В результате дети будут с интересом участвовать в занятиях, снизится уровень заболеваемости, появится заинтересованность родителей. Работу по внедрению здоровьесберегающих технологий надо использовать в своей работе и совершенствовать методы и приёмы в данном направлении.
Для того чтобы работа музыкального руководителя по здоровьесбережению была продуктивной, необходимо продумать как её организовать. Вывод, что наиболее удобным для музыкального руководителя, воспитателя, педагога является разделение музыкально – театральной, оздоровительной работы на два направления: организация регламентированной деятельности музыкально - театральной направленности и организация нерегламентированной деятельности музыкально - театральной направленности. В процессе регламентированной деятельности музыкальной - театральной направленности таким педагогом преимущественно является музыкальный руководитель. В процессе нерегламентированной деятельности – воспитатель.
В процесс регламентированной деятельности входит:
- Утренняя зарядка с музыкальным сопровождением.
- Музыкальная организованная деятельность с элементами музыкально – оздоровительной деятельности.
- Музыкально – театрализованные и оздоровительные праздники и развлечения.
- Коррекционная работа.
В процесс нерегламентированной деятельности входит:
- Музыкальное сопровождение режимных моментов.
- Совместная музыкально - театрализованная деятельность педагога и детей в группе.
- Совместная музыкальная деятельность детей вне занятий.
- Совместная музыкальная деятельность родителей и детей в семье.
- Музыкотерапия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Повышение педагогической культуры родителей в художественно-эстетическом направлении через музыкально- театральную деятельность"
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь...
Приобщение дошкольников к истокам кубанской культуры через музыкально-театральную деятельность
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей госуда...
Консультация «Развитие эмоциональной сферы дошкольников через музыкально-театральную деятельность»
Эмоциональное развитие ребёнка является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса воспитания и обучения....
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Экологическое образование дошкольников без "воспитания сердца" невозможно. На помощь приходит музыка. Она способна зажечь в сердцах детей высшие человеческие чувства....
Презентация ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Направления работы по экологическому образованию докольников музыкального руководителя - фотографии...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через музыкально-театральную деятельность»
Цели программы:Формирование творческой личности ребёнка средствами музыкально-театральной деятельности.Выявление одарённых детей в области музыкально-театрального искусства в старшем дошкольном возрас...