Сообщение к семинару «Духовно-нравственное воспитание» 2017
консультация
Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.
Нравственность – это сфера жизни общества и поведения людей, которая характеризует практическое воплощение в них идеалов человечности, духовности, справедливости, добра, порядочности, чести, совести, долга, ответственности и т. д.
Нравственное воспитание - целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведения воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Приобщение детей к народной культуре является одним из средств формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сообщение к семинару
«Духовно-нравственное воспитание»
Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.
Существуют такие виды воспитания: трудовое, физическое правовое, патриотическое, половое и полоролевое, эстетическое, экологическое, умственное, нравственное. Мы рассматриваем нравственное воспитания дошкольников.
Процесс воспитания — сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.
Для того чтобы узнать, достиг ли цели воспитательный процесс, нужно сопоставить запроектированные и реальные результаты воспитания. Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности.
Нравственность – это сфера жизни общества и поведения людей, которая характеризует практическое воплощение в них идеалов человечности, духовности, справедливости, добра, порядочности, чести, совести, долга, ответственности и т. д.
Нравственное воспитание - целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведения воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Высказывания ученых по поводу нравственного воспитания, на чем оно основывается.
Нравственное воспитание детей, по Аристотелю, основывается на упражнении в нравственных поступках – частом повторении желательных действий, в которых не должно быть крайностей, а наоборот, они должны быть продуманными и умеренными.
Наставления Я. А. Коменского в области нравственного воспитания имели религиозную основу. Он советовал воспитывать в детях с раннего возраста стремление к деятельности, правдивость, мужество, опрятность, вежливость, почитание старших.
Проблема социально-нравственного воспитания дошкольников находится в центре внимания отечественной педагогики и всегда была одной из актуальных проблем, а в современных условиях она приобретает особое значение.
В настоящее время система дошкольного воспитания испытывает противоречия переходного периода, старые принципы работы постепенно себя изживают, и им на смену приходят новые концепции и идеи. С введением ФГОС ДО изменились подходы к построению всего образовательного процесса в работе с дошкольниками. Сегодня педагогический процесс строится на основе личностно-ориентированного подхода, что способствует развитию личности дошкольника.
Проблема развития нравственных чувств, нравственного поведения личности и воспитания эмпатии занимает значительное место в научных исследованиях Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, И.М. Юсупова, Т.Д. Корягина, Е.Н. Козлова, Л.П. Стрелкова, А.Д.Кошелева, А.Э. Штейнмец и др.
Сейчас мы рассмотрим задачи нравственного воспитания, которые стоят перед нами.
Задачи нравственного воспитания
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Формирование нравственности у детей дошкольного возраста происходит через ЗМИ, чтение художественной литературы, рассматривание картин, беседы, просмотр диафильмов.
Создание у детей практического общественного поведения.
• Метод приучения
• Упражнений
• Пример взрослых
• Игра
• Показ действия
• Организация деятельности
• Труд
Самый главный на мой взгляд, это пример взрослых.
Концепция нравственно-патриотического воспитания дошкольника
• Мой дом
• Моя улица
• Мой город
• Моя страна
• Моя малая родина
• Моя большая родина
• Моя планета
Приобщение детей к народной культуре является одним из средств формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Через родную песню, сказку, овладевая языком своего народа, его традициями, обычаями ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. На каждой ступени воспитания есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые передаются ребенку, усваиваются им и делаются ему близкими. Богатство красок, звуков, образов несет в себе народное творчество. Народная педагогика располагает разнообразными средствами воспитания патриотических чувств у детей. Фольклор – одна из самых ярких форм выражения народом глубокого чувства любви и привязанности к родной земле, языку, культуре.
Задача педагога – раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
Отношение к Родине во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой. Пословицы о природе способствуют формированию интереса и внимательного отношения к родной земле: «Без хозяина земля – круглая сирота», «Земля заботу любит», «По погоде и урожай» и др.
Фольклор обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка, служит могучим, действенным средством умственного, духовно-нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
В нравственном воспитании произведения детской художественной литературы являются самым активным средством воздействия на чувство ребёнка. Они в яркой, эмоционально-насыщенной форме влияют на детей, вызывая самые разнообразные чувства, способствуя формированию у них нравственного отношения к явлениям окружающей жизни.
Театральная деятельность является источником развитием чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребёнка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать, разыгрываемые события.
Таким образом, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщила ребёнка к духовным ценностям.
Работа с семьёй по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста – важная и сложная сторона деятельности. Она направлена на решение следующих задач:
— установление единства в воспитании детей;
— педагогическое просвещение родителей;
— изучение передового опыта семейного воспитания;
— ознакомление родителей с жизнью и работой группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар «Духовно-нравственное развитие личности старших дошкольников через знакомство с русскими – народными праздниками» для педагогов района
ЦЕЛЬ: содействовать формированию представлений об использовании русских - народных праздников в духовно-нравственном развитии личности дошкольников.ЗАДАЧИ: 1....
Сообщение на тему «Духовно-нравственное развитие на основе изобразительного искусства». На муниципальном методическом объединении «Художественное творчество».
«Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о памятниках,литературе, языке, живописи …Национальные отличия сохраняютсяи в ХХ1 веке, если будем озабоченнывоспитанием душ, ...
«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»
Представляю презентацию в которой хочу поделиться опытом своей работы по теме «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических ...
Сообщение на тему: "Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через ознакомление с промыслами Нижегородской области"
Данную работу я готовила на методическое объединение, посвященное нравственно-патриотическому и духовному воспитанию дошкольников в социо-культурных условиях. В ней отражены: связь ДПИ с областя...
«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...
Сообщение для родителей «Духовно-нравственного воспитания дошкольников»
рассказать родителям о кружковой работе по духовно-нравтсвенному воспитанию детей в группе...
Сообщение на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»
Сложно недооценить роль духовно-нравственного воспитания. Ведь азы нравственного воспитания, усвоенные с детства, лежат в основе всех дальнейших поступков человека, формируют облик его личности и опре...