Технология ТРИЗ в детском саду
учебно-методический материал

Белухина Галина Анатольевна

Что такое ТРИЗ? Как его использовать в работе с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz.pptx2.23 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология ТРИЗ в детском саду Подготовили : воспитатели ГБДОУ д /с №77 Теркулова Адиля Шамильевна Белухина Галина Анатольевна Бурлакова Надежда Александровна г.Санкт-Петербург 2019г.

Слайд 2

Содержание 4 Что такое ТРИЗ 1 2 3 5 Что дает использование ТРИЗ Цели и задачи ТРИЗ Основные методы ТРИЗ Этапы ТРИЗ

Слайд 3

Что такое ТРИЗ и кто его придумал. Т -теория Р -решения И -изобретательских З -задач

Слайд 4

Г.С.Альтшуллер Эта теория была придумана и разработана в 1946 году советским изобретателем, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером , который работал в патентном бюро и там проанализировал 40 тысяч патентов в попытке найти закономерности в процессе решения задач и появления новых идей.

Слайд 5

Изначально ТРИЗ создавалась для помощи в нахождении решений технических задач и способствовало развитию мышления, гибкости, системности, логическому построению и оригинальности. Первоначально все его разработки были направлены на инженерное творчество

Слайд 6

Однако впоследствии перешли в области человеческой деятельности, выходящие за рамки технических: художественные системы, менеджмент, управление коллективами, решение коммерческих, социальных, социально-технических и педагогических задач, задач системы образования.

Слайд 7

Что дает использование технологии ТРИЗ ? Развитие творческого мышления Развитие логического мышления Развитие воображения Развитие внимания Развитие речи

Слайд 8

Цели ТРИЗ Цели ТРИЗ-не только развивать фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, способность понимать единство и противоречия окружающего мира, решать свои маленькие проблеммы .

Слайд 9

Задача ТРИЗ Главная задача данной методики - научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.

Слайд 10

Основные методы ТРИЗ используемые в работе с детьми. Мозговой штурм Метод фокальных объектов Системный анализ Морфологический анализ Метод обоснования новых идей Мышление по аналогии Типовые приемы фантазирования

Слайд 11

Мозговой штурм Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам предлагают высказать как можно больше вариантов решения ,в том числе самых фантастических.

Слайд 12

Мозговой штурм Цели: - Научить детей генерировать идеи. При этом не надо требовать от детей, чтобы каждая их идея была правильной и рациональной. - Научить детей смело высказывать свои идеи "на людях". - Научить детей фантазировать. - Научить детей говорить по одному, слушать других детей не перебивая, уважать чужое мнение. - Поддержать робкого ребенка, похвалив его идею, даже если она и слабая. - Оценить общую активность детей.

Слайд 13

Игра: «Мозговой штурм» Задание : почему так произошло, предложить версии. - Хозяин во время сбора урожая сидел на травке. Почему так произошло? (Устал, отдыхал, обедал, спрятался от дождя под зонтик, перебирал урожай, наблюдал за восходом, закатом, считал ящики, точил лопату, ремонтировал ручку ведра, звонил по телефону, ждал машину). ПОСЛЕ ПОШИВА ПЛАТЬЯ ОСТАЛИСЬ МАЛЕНЬКИЕ ЛОСКУТКИ – как их можно использовать? (Варианты ответов; сшить одежду для кукол, изготовить новогодние игрушки, сшить флажки, носовые платочки, лоскутное одеяло, сделать аппликацию…)

Слайд 14

Метод фокальных объектов(МФО) Это метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств других, случайно выбранных объектов. Слово «фокальный» означает, что объект находится в зоне, в фокусе внимания. Он очень хорош для тренировки воображения у детей от 5 лет.

Слайд 15

МФО МФО, план действий: Выбрать объект для усовершенствования (фокальный объект) Выбрать 3-4 случайных объекта, «ткнув пальцем в небо» Выделить характерные, особенные свойства у случайных объектов Сложив фокальный объект и особенные свойства, получить новые сочетания и развить их путем свободных ассоциаций. Чем может быть полезен усовершенствованный объект с его новыми свойствами? Для чего он будет нужен? Зафиксировать все интересные идеи.

Слайд 16

МФО МФО прост в освоении и универсален, а выдвигаемые идеи будут далеки от шаблонов. Конечно, не все варианты новых сочетаний свойств объекта будут удачными, поэтому важно критически оценить полученные варианты, отобрав наиболее сильные. Пример создания нового объекта с помощью МФО Совершенствуемый объект: стул Случайные объекты: елка, олень, фонарь Характерные свойства или признаки случайных объектов Елка: колючая Олень: рогатый Фонарик: светящийся

Слайд 17

МФО Новые сочетания Стул колючий(Стул с множеством колючек-ножек для устойчивости)

Слайд 18

МФО Новые сочетания Стул рогатый(Стул с рогатой вешалкой для одежды или для игр детей)

Слайд 19

МФО Новые сочетания Стул светящийся(Стул с подсветкой для людей с ослабленным зрением)

Слайд 20

Системный анализ Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, функционирующих между собой.

Слайд 21

Системный анализ Цель - учить анализировать, обобщать и систематизировать. Подсистемы -составные части(элементы), из которых состоит система. Надсистема -система высокого ранга, в которой рассматриваемая система является частью. Системный оператор -способ анализа системы, подсистем и надсистем объекта в прошлом ,настоящем и будущем.

Слайд 22

Системный оператор

Слайд 23

Системный оператор

Слайд 24

Системный оператор

Слайд 25

Этапы ТРИЗ в обучении дошкольников Работа по системе ТРИЗ должна осуществляться постепенно, поэтапно. Цель 1 этапа - научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают повсюду. Цель 2 этапа- учить детей фантазировать , изобретать. Содержание 3 этапа - решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью методов ТРИЗ.

Слайд 26

« Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта » ( Г.С.Альтшуллер )

Слайд 27

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии ТРИЗ в детском саду

Использование технологии ТРИЗ в детском саду...

Консультация для педагогов на тему: "Технология ТРИЗ в детском саду"

Данный материал раскрывает сущность применения технологии ТРИЗ в детском саду. Описаны методы применяемые в работе с дошкольниками для развития творческой личности, приведены примеры игр....

Технологии ТРИЗ в детском саду

Презентация предназначена для педагогов дошкольных образовательных организаций...

Технологии ТРИЗ в детском саду в контексте ФГОС ДО

ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, тех...

Педагогическое консультирование в рамках семинара - практикума "Технология ТРИЗ в детском саду в контексте ФГОС ДО"

Что такое ТРИЗ. Основные этапы методики ТРИЗ. ПРописаны функции ТРИЗ. Описаны правила, которыми нужно придерживаться, для усовершенствования предметов или деталей при помощи метода фольклорных объекто...

Технологии ТРИЗ в детском саду (опыт работы)

В данной статье рассматривается  использование технологии ТРИЗ в детском саду. Дано описание игр с использованием метода противоречий.Данный материал будет полезен воспитателям ДОО....

Самообразование 1. «Технология ТРИЗ в детском саду». 2017-2018 г

Цель: 1. Повысить свой профессиональный уровень;2. Углубление знаний в области технологии ТРИЗ для воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных ...