календарно-тематическое планирование "Ознакомление с народными традициями"
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Бубенчикова Наталья Геннадьевна

ознакомление с народными традициями через речевое развитие детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                           Сентябрь

Образовательные направления

    Организованная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с родителями

Познавательное

развитие

Тема: «Не печь кормит ,а руки»

Задачи: Закрепить знания о русской печке, о кухонной утвари об овощах на русском столе. Расширять словарный запас.

«Беседа о Русской печи»

Беседа об овощах.

Беседа «Заготовки впрок»

Рассказ педагога о домашней утвари.

Рассматривание иллюстрации «Домашняя утварь»

Д/и «Древние ремесла».

Предложить родителям

«Мои рецепты домашних заготовок»

Обменяться рецептами домашних заготовок из овощей на зиму.

«Ярмарка»- принести поделки из фруктов, овощей и природного материала

Речевое

развитие

Чтение р.н. сказки «За дурной головой  ногам работа»

Чтение скороговорок.

Тайна русского языка (объяснить выражение  «расхлебывать кашу»)

Игровое упр-е «Овощи» (репка-какая)

Д/игра : «Назови предметы домашней утвари»

Художественно-

эстетическое  развитие

Загадывание загадок о горшке.

Лепка. «Горшочек для каши»

   Игра хоровод « По-за городу гуляет»

Социально- коммуникативное развитие

Помощь взрослым в уборке овощей на огороде.

Изготовление венигрета.

Игра «Ключик-замочек» (театр. Деятельность)

С-р игра «Сбор урожая»

С-р. игра «Овощной супермаркет»

 

Физическое развитие

Подвижная игра «Горяча картошка»

  Подвижная игра «Заяц и капуста»

Подвижная игра «Чучело»  

   

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                                       

                                                                                            Сентябрь

Образовательные направления

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с родителями

Познавательное

развитие

Тема: «Хлеб всему голова»

Задачи:Дать понятие о том, что хлеб – главный продукт питании на Руси, настоящее богатство земли русской. Уточнить знания о труде людей связанном с выращиванием урожая. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлебороба.

Познакомить  с картинами художников И. Шишкина «Рожь», А. Саврасова «Рожь».

Обогащать словарь. Развивать художественное восприятие, приобщать к миру прекрасного.

.

Знакомство с пословицами «Сначало  бог потом пирог»,

«Хлеб всему голова»,«У кого хлебушко- у того и счастье».

Беседа о хлебе. Беседа «Без хлеба сыт не будешь»

Рассматривание древних и современных орудий труда.

Д/и «Составь пару» (серп, коса – комбайн»

Развлечение совместно с родителми «Не красна изба углами, а красна пирогами»

Обмен рецептами «Самый вкусный пирог»

Речевое

развитие

Заучивание заклички «Осень,осень».

Игровое упр-е «Цепочка слов» (о теме хлеб)

Чтение скороговорок.

Речевая игра « Жнивные          слова»

Художественно-

эстетическое  развитие

Загадки о хлебе.

Рассматривание картин: И. Шишкин «Рожь», А. Саврасов «Рожь»

Пение р.н. песни «Весело мы весело»

Слушание песни «Пошла Дуня за водой»

Социально- коммуникативное развитие

Изготовление пирожков из дрожжевого теста.

С-ролевая игра Убираем хлебное поле»

Физическое развитие

П/игра «Пахари и жнец»

 П/игра «Арина»

П/игра «Каравай»

П/игра Баба Ежка» 

                                                                                                Сентябрь

Образовательные направления

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с родителями

Познавательное

развитие

Тема «Осенины Оспожинки»

Задачи: Познакомить с народными названиями сентября с праздником «Оспожинки». Рассказать об огромном значении земли для людей,  отраженном в фольклоре. Расширять словарный запас. Развивать художественное восприятие поэтических текстов. Воспитывать речевую культуру ,умение слушать, определять оттенки чувств и настроение героев в фольклорных произведениях.

Беседа об осени.

Загадывание загадок об осени.

Рассказ педагога «Оспожинки»

Беседа: «Земелюшка-Матушка»

Рассмотреть зерна, колосья пшеницы.

Предложить совместно с родителями сочинить загадки об овощах и фруктах

Речевое

развитие

 Чтение р.н. сказки С ума дай ума»

Заучивание стихотворения А. Пушкина «Уж небо осенью дышало»

Д/и «Узнай и назови овощи, фрукты»

Художественно-

эстетическое  развитие

Рисование на тему «Урожай собирай и на зиму собирай»

Исполнение-слушание жнивной песни «Жнивны»

Слушание р.н. песни «Земелюшка чернозем».

Хоровод «Вейся, вейся капуста»

Социально- коммуникативное развитие

Беседа о труде людей в осенний период.

Помочь сотрудникам убрать картофель в огороде.

.

С-р. игра «Мы колхозники»

Физическое развитие

Игра «Гуси-гуси»

П/игра «Огородник и воробей»

Подвижная игра «Маковое зернышко».

П/игра «Капустонька».

                                                                                         

                                                                                               Сентябрь

Образовательные направления

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с родителями

Познавательное

развитие

Тема: «Капустные вечеринки»

Задачи: Познакомить с праздником Воздвиженья, с традицией молодежи устраивать капустные вечеринки. Добиваться плавного, чистого, выразитель- ного интонирования, четкого произношения фраз. Расширять словарный запас. В процессе игр соревновательного характера, воспитывать умение проявлять дружелюбие, взаимопомощь, смекалку, быстроту.

Познакомить с р.н. праздником  «Воздвиженье»

Беседа о капустных вечеринках.

Д/и «Назови овощи»

Предложить родителям помочь рубить капусту в детском саду.

Речевое

развитие

Рассказывание р.н. сказки «Никита Кожемяка»

Конкурс «Заверши пословицу»

Речевая игра «Заверши пословицу»

Речевая игра «Узнай и назови»

Художественно-

эстетическое  развитие

Аппликация «Овощи»

Слушанье р.н. песни «Раз, два люблю тебя»

Рус. народ. хоровод «Вейся капуста»

Социально- коммуникативное развитие

Сюж.-ролевая игра «К бабушке в деревню», «Квасим капусту»

Физическое развитие

Русская народная подвижная игра «Сахаринка»

П/и «Царь»

П/и «Перелиза»

П/и «Змейка»

                                                                                                                                      Октябрь

Образовательные направления

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с родителями

Познавательное

развитие

Тема: «Как рубашка в поле выросла»

Задачи: Рассказать о выращива- нии и обработке льна,ткачестве

Дать  представление о русском национальном костюме.

Развивать интерес к русскому языку, расширять словарный запас.

Формировать умение четко, внятно проговаривать скороговорки. Развивать худ. эстетич. восприятие произведений народного творчества. Воспитывать культуру речевого общения, уважение к труду взрослых, интерес к произведениям устного народного творчества.

Рассказ педагога про лен.

Беседа «Русский костюм»

Рассматривание иллюстраций с изображением цветущего льна.

Рассматривание деталей р.н. костюма.

Речевое

развитие

Чтение рассказа«Как рубашка в поле выросла»

Чтение сказки «Лягушка царевна»

Литературная викторина : Отгадай загадку.

Чтение скороговорки «Ткачи ткали ткали»

Художественно-

эстетическое  развитие

Рисование «Украсим русский народный костюм»

Слушание р.н. песни «Уж я сеяла ленок»

Хоровод «Посев льна»

Хоровод в рус. костюмах «В сыром лесу тропинка»

Социально- коммуникативное развитие

Стирка кукольных платьев у кукол в р.н. костюмах.

Беседа о труде швеи.

Сложим одежду аккуратно.

Физическое развитие

Подвижная игра «Прялица»

П/и «Сиди Яша»

Игра «Игралочка-ниточка»

                                                                                               

                                                                                                 Октябрь

Образовательные направления

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с родителями

Познавательное

развитие

Тема : «Покров. Покровские ярмарки»

Задачи: Познакомить с народными названиями октября. С праздником Покрова Пресвятой Богородицы с Покровскими ярмарками.

Развивать интерес к русскому языку, расширять словарный запас.

.

Беседа  о народных праздниках октября.

Рассказ педагога о празднике «Покров»

Д/и «Времена года  и праздники»

Консультация «Примечай  будни – праздники придут сами»

Речевое

развитие

Чтение сказки «Аленький цветочек» и провести беседу по ее содержанию.

Чтение скороговорки «Еле-еле Елизар»

Художественно-

эстетическое  развитие

Песенка игра «Где был Иванушка»

Слушание р.н. песни «Поехал мой Батюшка на базар»

Слушание песни «Ай тари, тари»

Социально- коммуникативное развитие

ИЗО. Рисование  Роспись трафаретов посуды элементами русских народных росписей.

Сюжетно- ролевая игра «Веселая ярмарка»

Физическое развитие

Русская  народная игра «Найди платок»

П/и «Колечко»

Подвижная игра «Бояре»

П/и «Веревочка»

                                                                                              Октябрь

Образовательные направления

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с родителями

Познавательное

развитие

Тема: «Красному гостю -красный угол»

Задачи: Уточнить представления о традиции русского гостеприимства, рассказать о некоторых связанных с ним старинных обычаях и приметах.

Дать представление об отражении темы гостеприимства в фольклоре.

Воспитывать стремление быть гостеприимными, доброжелательными, благодарными.

Познакомить с пословицами о гостеприимстве.

Беседа «Гость на пороге»

Беседа «Чаепитие на Руси»

Д/и «Угадай народное блюдо»

Консультация для родителей «Не красна изба делами, а красна пирогами»

Речевое

развитие

Чтение р.н. сказки «Конь, скатерть и рожок».

«Лиса и Журавль» провести беседу по их содержанию.

Речевое упражнение «Придумай словечко»

Художественно-

эстетическое  развитие

Объяснить выражение «пересолить», не соло на хлебавши.

Литературная викторина «Отгадай загадку»

 

Хороводная игра «Зайчик»

Драматизация р.н. сказки «Лиса и Журавль»

Рассматривание картины   Б. Кустодиева «Купчиха за чаем»

Социально- коммуникативное развитие

Правила поведения за столом.

Беседа об обычаях и приметах связанных с гостеприимством.

Сюжетно-ролевая игра «К нам гости пришли»

Физическое развитие

Подвижная игра  р.н. «Савка и Гришка»

Подвижная игра «Каравай»

                                                                                                 Октябрь

Образовательные направления

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с родителями

Познавательное

развитие

Тема «Полотенце вышивала петухами, утками»

Задачи: Познакомить с искус-     ством вышивки, с элементами узора. Подвести к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир, и мастер изображает то, что нравится что вызвало интерес, удивление.

Вызвать интерес к рукоделию, изделиям народных мастериц.

Развивать смекалку, сообрази-  тельность, через разнообразные формы работы с загадкой. Формировать умение сравнивать вышитые изделия (гладью, крестиком), выделить характерный орнамент.

Расширять словарный запас. Воспитывать уважение к трудолюбию, мастерству русского народа.

Беседа о вышивках.

Беседа «Узоры старины»

Рассматривание работ с вышивками.

Рассматривание иллюстр.

«Одежда украшенная вышивкой»

Предложить родителям организовать выставку «Русская вышивка»

Речевое

развитие

Чтение р.н. сказки «Финист ясный сокол»

Чтение р.н. сказок «Ленивица и Рукодельница»

«Лягушка - царевна»

Литературная викторина «Отгадай загадку»

Д/и Назови знакомую роспись»

Художественно-

эстетическое  развитие

Изо деятельность «Украшение трафаретов, рубашек традиционным русским орнаментом.

Творческая работа «Составление узора»

Слушание р.н.п. «Ой лапти мои»

Социально- коммуникативное развитие

Рассматривание вышитых изделий принесенных родителями.

Вышивание платков для мамы.

Физическое развитие

П/и «Иголочка- ниточка»

П/и «Сова- совушка»

П/и «Садовник»

П/и «Петухи»

                                                                                                 Ноябрь

Образовательные направления

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с родителями

Познавательное

развитие

Тема : «Кузьминки»

Задачи: Дать понятие о ремеслах, их значении в жизни человека.

Познакомить с р.н. праздником «Кузьминки»

Развивать сообразительность, умение мыслить логически, сравнивать, доказывать свое мнение.

Развивать монологическую речь при составлении рассказов из личного опыта. Расширять словарный запас.

Познакомить с понятиями «святой», «праведный», «бессребреник»

Беседа о русских народных ремеслах.

Беседа: Рассказать о празднике «Кузьминки»

Рассматривание инструментов, иллюстраций, объяснить их назначение.

Речевое

развитие

Чтение рассказа                    К. Ушинского «Куй железо пока горячо»

Рассказывание р.н. сказки «Барин и кузнец»

Игровое речевое упражнение «Кто что делал»

Загадки об инструментах.

Художественно-

эстетическое  развитие

Рассматривание предметов (иллюстраций) Каслинское литье»

Беседа об изготовлении предметов.

Слушание р.н. песни «Во кузнице»

Игра- хоровод «По-за городу гуляет»

Социально- коммуникативное развитие

Беседа «Помощники»

Сюжетно-ролевая игра «Старинные мастера»

Физическое развитие

Подвижная игра  «Прялица»

Подвижная игра «Кузнецы»

                                                                                          Ноябрь

Образовательные направления

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с родителями

Познавательное

развитие

Тема: «Семья вместе – душа на месте»

Задачи: Дать понятие об истоках нравственности, которые зарождаются в семье: о том, что дети – помощники в семье, что у мальчиков и девочек- свои обязанности. Объяснить выражение «Семейный очаг»

Беседа «Дружная семейка» (рассматривание комнатного растения).

Объяснение пословиц «Семья вместе, душа на месте»

Д/и «Славянская семья»

Д/и «Древние семейные ремесла»

Предложить родителям составить генеологическое дерево.

Речевое

развитие

Составление рассказов на тему «Мой семейный очаг»

Д/и «Назови ласково»

«Опиши сестренку, братишку и т.д.»

Речевое упражнение «Родственные слова»

Художественно-

эстетическое  развитие

Рисование на тему «Моя семья»

Слушание р.н. песни «Было у Матушки двенадцать сыновей»

Социально- коммуникативное развитие

Беседа о семье.

Беседа «Птица рада весне, а младенец матери»

Беседа «Мое имя»

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Физическое развитие

П/и «Как у деда Трифона»

Р.н. игра по выбору воспитанников

                                                                                             Ноябрь

Образовательные направления

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с родителями

Познавательное

развитие

Тема: «Русь деревянная»

Задачи: Развивать устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству русского народа, к деревянному зодчеству. Развивать умение правильно использовать грамматические формы, умение точно и правильно подбирать слова при составлении описательных рассказов. Расширять словарный запас. Воспитывать уважение к мастерству русских народных умельцев, результатам их труда, гордость за созданные памятники. Формировать умение внимательно выслушивать ответы, рассказы сверстников.

Рассказ педагога «Русь деревянная»

Отгадайте , что за ширмой. Отгадывание загадок о деревянных предметах.

Рассматривание иллюстра -ций  «Деревянные храмы России», Деревянные узоры», «Волшебные шкатулки»

Речевое

развитие

Речевое упражнение Деревянный – стол , табурет

Деревянная – изба,…

Речевое упражнение «Скажи ласково» Литературная викторина по сказкам.

Отгадывание загадок о деревьях

Художественно-

эстетическое  развитие

Чтение русской народной сказки «Летучий корабль»

Слушание р.н. песни «В поле орешина»

Социально- коммуникативное развитие

Беседа о труде мастеров деревянных дел.

Пословицы о труде.

Сюж.-ролевая  «Строим дом, заживем мы в нем»

Конструирование «Колодец»

Физическое развитие

Русская народная игра «Двенадцать палочек»

П/и «В смолу»

Подвижная игра «Молчанка»

                                                                                               Ноябрь

Образовательные направления

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с родителями

Познавательное

развитие

Тема: «Коса- девичья краса»

Задачи: Дать представление о старинных женских прическах. Развивать умение подбирать антонимы, при составлении загадок, отражать характерные особенности жанра (описание сравнение). Развивать интерес к собственному сочинению. Расширять словарный запас. Поддерживать интерес к различным жанрам русского фольклора.

Рассказ педагога о традицион- ных головных уборах.

Рассказ педагога «Русская коса»

Рассматривание фото, иллюстраций с изображе- нием участников фольклорных ансамблей в русских костюмах.

Речевое

развитие

Чтение сказки «Василиса Прекрасная – золотая коса»

Чтение потешек.

Речевое упражнение «Скажи наоборот»

Художественно-

эстетическое  развитие

Разучивание и исполнение песни  «Выходили красны девицы», «Вот те гребень»

Просмотр фильма : Варвара краса, длинная коса»

Слушание песни «Пошла Дуня за водой»

Социально- коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

Физическое развитие

Подвижна игра «Баба Яга»

Подвижная игра «Догонялки»

                                                                                              Декабрь

Образовательные направления

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с родителями

Познавательное

развитие

Тема: «Зимушка- зима»

Задачи: Продолжать знакомить с произведениями пейзажной живописи И.Леви- тан «Деревня зимой», И.Бродская «Лес зимой в снегу», И.Грабарь «Зимний пейзаж», А.Саврасов «Зимний пейзаж», В.Токарев «Зимушка зима», Н.Ульянов «Снегири».

Развивать эстетическое восприятие произведений искусства, способствовать расширению и углублению представлений о зимних явлениях в природе.Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству к книге.Формиро- вать умение внимательно выслушивать ответы сверст- ников, помогать им в случае затруднений.

Просмотр фильма по мотивам «Двенадцать месяцев»

Заучивание стихов о зиме.

Загадывание загадок о природных явлениях.

Рассматривание иллюстра- ций, фото на тему «Зима в городе», «Зима в лесу».

Наблюдения на прогулке.

Выставка детских работ по теме «Зима -  много радости детям принесла»

Речевое

развитие

Чтение сказки С.Маршака «Двенадцать Месяцев»

Беседа по содержанию.

Знакомство с потешками о зиме.

Речевое упражнение «Зимушка-зима»

Речевое упр-е «Скажи наоборот», «Лето-зима» и т.д.

Художественно-

эстетическое  развитие

Рисование. «Морозные узоры»

Рассматривание репродукций картин о зиме Пение песни «Ой ты зимушка сударушка»

Социально- коммуникативное развитие

Вырезание ажурных снежинок для украшения группы.

Сюжетно-ролевая игра «Одеваем кукол на зимнюю прогулку»

Физическое развитие

П/и «Мороз и волк»

П/и «Перстни»

П/и «Два Мороза»

П/и «Мороз-Красный нос»

                                                                                               Декабрь

Образовательные направления

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с родителями

Познавательное

развитие

Тема: «Зима не лето в шубу одета»

Задачи: Формировать умение устанавливать взаимосвязи в природе, делать умозаклю –чения и выводы.

Рассказать о старинной зимней одежде.

Продолжать развивать интерес к истории и культуре русского народа, к самостоятельному сочинению

Воспитывать трудолюбие, желание быть внимательным чутким, заботливым, предупредительным.

Беседа: «Что бы было?»

Беседа: «Старинная зимняя одежда»

Рассматривание фото, иллюстраций «Зима в деревне»

Речевое

развитие

Чтение сказки В.Одоевского «Мороз Иванович»

Беседа по содержанию.

Речевое упражнение «Зимние вопросы»

Художественно-

эстетическое  развитие

Рисование «Зимушка- хрустальная»

Слушание р.н. песен о зиме.

Игра-хоровод «Подушечка»

Пляска «Барыня».

Социально- коммуникативное развитие

Чистить снег на участке.

Строительство снежного городка.

Сюжетно-ролевая игра «Зимнии  развлечения»

Физическое развитие

             

       П/и «Царь»

П/и «Валенки»

П/и «Два Мороза»

П/и «Морозко»

                                                                                               Декабрь

Образовательные направления

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с родителями

Познавательное

развитие

Тема: «Грамоте учиться -всегда пригодиться»

Задачи: Рассказать о необходимости обучения, о создателях славянской письменности для всего     славянского народа.

Познакомить с историей возникновения письменности на Руси для всего славянско- го народа, рассказать о первопечатниках И.Федорове и дне Наума – грамотника.

Развивать познавательную активность, любознатель –ность, самостоятельность, интерес к книге, к истории.

Вызвать желание и стремление быть грамотным, образованным, умным, воспитанным.

Беседа о дне Наума –грамот –ника. Беседа о появлении письменности на Руси.

Опыт: Изготовление чернил из ягод черники. Рассказ о рукописных книгах.

  Д/и «Угадай букву»

Выставка книг для чтения, в соответствии с возрастом.

Речевое

развитие

Чтение рассказа Л. Толстого «Филипок»

Знакомство с пословицами о книгах, книгопечатании.

Выкладывание букв из палочек.

Речевая игра «Молчанка»

Художественно-

эстетическое  развитие

Рисование «Укрась обложку для книги».

Слушание песни «Учат в школе»

Социально- коммуникативное развитие

Изготовление рукописной книги.

«В школе мы будем учиться, много будет  там друзей»

Сюжетно-ролевая игра            «Библиотека»

Физическое развитие

       П/и «Кузовок»

П/и «Король-королевич»

                                                                                              Декабрь

Образовательные направления

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с родителями

Познавательное

развитие

Тема: «В морозный денек – да за сказочку»

Задачи: Познакомить со сказкой (бытовой, волшебной о животных), как жанром устного народного творчества. Формировать умение чувствовать и осознать некоторые средства речевой выразительности (зачин, концовка, сравнение, напевность русской речи). Развивать умение сочинять коллективную сказку, пользоваться свойственными жанру средствами выразительности и знаниями об особенностях сюжета (зачин, окончание сказки, присказка, троекратные  повторы, волшебные превращения. Приобщать к общечеловеческим ценнос- тям и умение отличать их.

Беседа «Русские народные сказки»

Д/и «Любимые сказки»

Сложи иллюстрацию.

Угадай название сказки.

Предложить для чтения дома русские народные ск5азки.

Речевое

развитие

Чтение сказки П.Ершова «Конек – горбунок»

Беседа по содержанию сказки «Чудесная рубашка»

Выставка книг. «Сказки народов мира».

Рассматривание книг.

Литературная викторина.

Художественно-

эстетическое  развитие

Рисование «Мой любимый сказочный герой»

Слушание песни «Вдоль по улице идет»

Театрализованная деятельность «В гостях у сказки»

Хороводная игра по желанию.

Социально- коммуникативное развитие

Беседа по теме «Сказка ложь, да в ней намек»

Сюжетно-ролевая игра «В деревне у бабушки»

Физическое развитие

       П/и «Блинчики»

 П/и «Гори, гори ясно»

                                                                                                Январь

Образовательные направления

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с родителями

Познавательное

развитие

Тема: «Крещение»

Задачи: Рассказать о Крещении, о традициях, связанных с этим. Развивать речевую активность, диалогическую речь, умение выразительно исполнять колядки.

Беседа о празднике Крещение.

Познакомить с народными приметами.

Рассматривание иллюстраций на тему «Зима»

Наблюдение на прогулке за зимними явлениями.

Речевое

развитие

Чтение р.н. сказки «Два Мороза»

Беседа по содержанию сказки.

Повторить шуточное гадание «Раз в крещенский вечерок»

Художественно-

эстетическое  развитие

Пение песни «Вдоль по улице Метелица метет»

Хоровод «Как на тоненький ледок»

Социально- коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевая игра с куклами, изготовленными своими руками.

Физическое развитие

П/и «Сею-вею снежок»

П/и «Дударь»

П/и «Жмурки с водяным»

П/и «Углы»

П/и «Снежные фигуры»

                                                                                            Январь

Образовательные направления

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с родителями

Познавательное

развитие

Тема: «Рождество»

Задачи: Познакомить со Святками, с праздником Рождества, традициями, связанными с зимними праздниками. Обогащать словарный запас.

Воспитывать устойчивый интерес к культуре русского народа, желание продолжать традиции предков.

Рассказ педагога о празднике Рождестве Христовом.

Рассказ педагога о Святках.

Рассматривание иконы о Рождестве Христовом.

Рассматривание иллюстра- ций о Рождестве в Библии.

Консультация «Обычаи и традиции празднования Рождества Христова»

Речевое

развитие

Чтение стихотворения И. Рутенина «Рождество»

Разучивание и рассказывание колядок «Сею-вею посеваю»

Художественно-

эстетическое  развитие

Лепка из теста традиционного рождественского печенья

Слушание песни Рождество Христово.

Слушание аудиозаписи колокольного звона.

Социально- коммуникативное развитие

Изготовление рождественских подарков. Изготовление вифлиемской звезды из картона и фольги.

Сюжетно-ролевая игра «Встречаем Рождество»

Физическое развитие

П/и «Шла коза по лесу»

П/и «Золото»

                                                                                                 Январь

Образовательные направления

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с родителями

Познавательное

развитие

Тема: «Голубая Гжель»

Задачи: Продолжать знакомить с декоративно-

Прикладным искусством русского народа, с традиционными русскими ремеслами. Познакомить с гжельским промыслом. Подвести к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир.

Беседа об изделиях гжельского промысла

Экскурсия в музей.

Рассматривание предметов р.н. декоративного искусства.

Для родителей выставка детских рисунков «Гжельские узоры»

Речевое

развитие

Составление творческих рассказов о гжельской посуде.

Речевая игра « Узнай и назови»

Упражнение «Назови одним словом»

Художественно-

эстетическое  развитие

Рисование «Укрась посуду гжельской росписью»

Что глянется, к тому и сердце тянется.

Пение песенок «Ходит конь по бережку», «Котик Мохнатенький», «Коровушки – буренушки»

Социально- коммуникативное развитие

Разучивание поговорок о труде.

Сюжетно -ролевая игра «Мастера по изготовлению гжельской посуды»

Физическое развитие

Русская народная игра

«Горшки»

Русская народная подвижная игра «Краски»

                                                                                           Февраль

Образовательные направления

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с родителями

Познавательное

развитие

Тема: «Где песня поется, там весело живется»

Задачи: Познакомить с плясовой, хороводной песней как жанром музыкального народного творчества, формировать умение передавать характер песен при исполнении. Познакомить с репродукциями картин К.Лебедева «Пляска», Б.Кустодиева «Деревенская масленица», «Гармонист».

Развивать потребность в общении с любимыми музыкальными произведе- ниями, слушание исполнения русских песен, игры на р.н. песен, игры на муз. инструментах. Поддерживать стремление к выразитель –ности исполнения произведений.

Беседа «Хороводная песня»

Беседа «Плясовая песня»

Д/и «Узнай и назови музыкальный инструмент»

Отгадывание загадок о музыкальных  народных инструментах

Значение музыкального фольклора в жизни детей.

Речевое

развитие

Беседа по вопросам при рассматривании картин           К. Лебедева «Пляска»

Литературная викторина «Отгадай загадку»

Художественно-

эстетическое  развитие

Чтение р.н. сказки «Пастушья дудочка»

Расписать трафареты народных инструментов.

Хоровод «Как на тоненький ледок».

Социально- коммуникативное развитие

Познакомить с трудом изготовителей музыкальных инструментов.

Труд в  музыкальном уголке. «Мытье музыкальных игрушек»

С-р игра «Филармония»

Физическое развитие

Хороводная подвижная игра «А мы просо сеяли»

                                                                                          Февраль

Образовательные направления

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с родителями

Познавательное

развитие

Тема: «Сретенье»

Задачи: Познакомить с праздником Сретенье, с его традициями, с музыкальным и поэтическим народным творчеством, связанным с этим праздником. Развивать словарный запас. Стимулировать познавательную и творческую активность.

Рассказ педагога о празднике Сретенье.

Наблюдение на прогулке изменения погоды в феврале.

Познакомить родителей с Народными приметами февраля

Речевое

развитие

Чтение р.н. сказки «Как весна зиму поборола»

Чтение весенних закличек.

Речевая игра

 «Какой февраль, ветер…

Какая зима,…»

Художественно-

эстетическое  развитие

Рисование «За окном февраль»

Исполнение р.н. песни «Вот уж зимушка проходит»

Хоровод «Клубок»

Социально- коммуникативное развитие

С-р игра «Гости пришли»

Физическое развитие

Хоровод  игра «Солнышко»

П/и «Горелки»

П/и «Ручеек»

                                                                                                   Февраль

Образовательные направления

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с родителями

Познавательное

развитие

Тема: «Богатыри земли русской»

Задачи: Рассказать о князе Владимире Красном Солнышке – умелом воине и мудром правителе.

Познакомить с картиной В.Воснецова «Богатыри».

Развивать интерес к  былинной живописи, ее героям – русским богатырям. Расширять словарный запас. Воспитывать гордость за наших предков – Защитников Родины, уважение к их мужеству.

Беседа о защитниках Отечества.

Д/и «Ремесла Руси»

«Узнай и назови боевое оружие»

Речевое

развитие

Чтение р.н. сказок «Илья Муромец»

Речевое упражнение «Назови одним словом»

Художественно-

эстетическое  развитие

Рассматривание репродукции «Богатыри»

Исполнение р.н. песни «Солдатушки»

Социально- коммуникативное развитие

С-р игра «Мы защитники Отечества»

Физическое развитие

П/и «Красное знамя»

П/и «Чья дружина быстрее»

П/и «Переправа»

                                                                                                 Февраль

Образовательные направления

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с родителями

Познавательное

развитие

Тема: «Широкая Масленица»

Задачи:Рассказать о Масленице, о традициях, связанных с этим праздником. Познакомить с картинами В. Сурикова «Взятие снежного городка» Б.Кустодиеваа «Масленица».

Воспитывать художественное восприятие произведений искусства, умение любоваться ими, высказывать свое мнение.

Беседа о Масленице.

Д/и «Времена года и празднике»

Консультация «Широкая Масленица»

Речевое

развитие

Чтение р.н. сказки «Как мужик гусей делил» Беседа по содержанию.

Разучивание потешки «Ох блины мои блины»

Художественно-

эстетическое  развитие

Рассматривание репродукции «Взятие зимнего городка»

Разучивание ,исполнение песни «Пришла к нам Масленица»

Слушание р.н. песни «Я на горку шла»

«Ой вставала я раненько»

Социально- коммуникативное развитие

Совместно с воспитателем испечь блины.

С-р игра «Встречаем праздник Масленицу»

Физическое развитие

П/и «В снежки»

П/ и  «Гуси летят»

П/и «Блинчики»

П/и «Чучело»

                                                                                               Март

Образовательные направления

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с родителями

Познавательное

развитие

Тема: «И сила уму уступает»

Задачи:Рассказать воспитанникам понятие о значении ума, мудрости в жизни человека и окружающих его людей. Продолжать через устное народное творчество знакомить с жизнью народа, его прошлым, его обычаями и традициями, верованиями.

Развивать сообразительность, умение использовать средства языковой выразительности при составлении рассказов, умение соревноваться, замечать речевые ошибки сверстников и исправлять их. Воспитывать желание быть умными, образованными.

Объяснение пословиц об уме.

Конкурс «Мудрые вопросы»

Д/и «Знатоки русской старины»

Д/и «Прошлое и настоящее»

«Мудрый филин»

Речевое

развитие

Чтение р.н. сказки «Мудрая дева».Беседа по содержанию. Литературная викторина «Отгадай сказки и ответь на вопросы»

Речевое упражнение «Мудрость»

Рассматривание иллюстраций к книгам «Медведь и мужик»

Художественно-

эстетическое  развитие

Рисование «Сказочные герои»

«Играем в сказку» (театрализованная деятельность) По желанию.

Социально- коммуникативное развитие

Рассматривание альбома о труде крестьянской семьи.

Игра «Небылицы»

С-р игра «Школа»

Физическое развитие

П/и «Найди платок»

П/и «Раз, два три лови!»

П/и «Змея»

                                                                                             Март

Образовательные направления

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с родителями

Познавательное

развитие

Тема: «Шутка греет человека»

Задачи: Познакомить с малыми фольклорными жанрами: молчанками, кричалками, небылицами, частушками.

Помочь почувствовать красоту и выразительность русского языка. Развивать умение понимать юмор в произведениях устного народного творчества.

Объяснение пословицы «Шутка греет человека»

Беседа «1 апреля»

Д/и «Сложи картинку»

Д/и «Бывает не бывает»

Консультация «Развиваем речь через р.н. фольклор»

Речевое

развитие

Чтение скороговорок, дразнилок.

Чтение р.н. сказки «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что»

Игра «Молчанка»

Д/и Отгадай героя сказки.

Художественно-

эстетическое  развитие

Разучивание и пение р.н. частушек.

Разыгрывание по ролям р.н. небылиц «Что я видел»

Социально- коммуникативное развитие

С-р игра «В некотором царстве, в некотором государстве»

Физическое развитие

Русская народная игра по выбору воспитанников.

П/и «Кондалы»

                                                                                                Март

Образовательные направления

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с родителями

Познавательное

развитие

Тема: «Сороки»

Задачи: Познакомить с праздником Сороки, весенним музыкально-поэтическим творчеством (загадки, заклички, весенние хороводы), с произведением П. Чайковского «Март». «Песня Жаворонка» из цикла «Времена года, с картинами А. Саврасова «Грачи прилетели», В. Бакшеева «Голубая весна»

Беседа о птицах. (рассматривание изображений)

Рассматривание открыток «Зимующие и перелетные птицы».

Д/и «Узнай и назови птицу»

Организация выставки «Птицы Башкирии»

Речевое

развитие

Чтение чистоговорок, загадок.

Составление рассказа по картине Соврасова «Грачи прилетели».

Речевое упражнение «Скажи какой»

Художественно-

эстетическое  развитие

Лепка. Дымковская игрушка.

Слушание  П. Чайковского «Март»

Рассматривание картины «Грачи  прилетели»

Заучивание  весенних закличек.

Исполнение хороводной песни. «Вот  уж зимушка проходит»

Социально- коммуникативное развитие

Кормление птиц на участке.

Изготовление печенья из теста «Жаворонки»

Ручной труд «Домик для птички»

Физическое развитие

П/и «Весна- весняночка»

П/и «Ай да птица, что за птица»

П/и «Грачи летят»

П/и «Волк и утки»

                                                                                                Март

Образовательные направления

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с родителями

Познавательное

развитие

Тема: «Нет милей дружка, чем родная матушка»

Задачи: Передать высокие представления о матери, укоренившиеся в культуре русского народа. Продолжать знакомить с русским фольклором (колыбельными песнями). Расширять словарный запас, воспитывать уважение, любовь. Заботливое отношение. Приучать активно выражать в поступках и действиях доброе отношение к матушкам.

Беседа о маме.

Просмотр мультфильма «Мамонтенок»

Беседа «Нет милее дружка, чем родная матушка»

Д/и «Кем работает моя мама»

Речевое

развитие

Чтение и обсуждение пословиц о матери.

Чтение стихотворения И.Мазика «О маме»

Речевое упражнение «Как ласково называет тебя мама»

Речевое упражнение «Моя мама какая»

Художественно-

эстетическое  развитие

Рисование «Портрет мамы»

Слушание колыбельных песенок.

Социально- коммуникативное развитие

Рассказы о помощи маме по дому.

Изготовление сюрпризов для мам.

С-р игра «Дочки – матери»

Физическое развитие

П/и «Узелок»

П/и «Лиска- лиса»

                                                                                              Апрель

Образовательные направления

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с родителями

Познавательное

развитие

Тема: «Светлая пасха»

Задачи: Рассказать о празднике Светлой Пасхе , пасхальных традициях. Воспитывать чувство причастности к культуре и истории русского народа, желание быть милосердным. Расширять словарный запас.

Беседа о традициях празднования Пасхи.

Познакомить с народными приметами на день Пасхи.

Рассматривание видеозаписей, фото Храмов России.

Консультация «Народные обычаи и традиции празднования пасхи.

Речевое

развитие

Разучивание закличек.

Речевое упражнение «Цепочка слов» по теме  «Светлая Пасха»

Художественно-

эстетическое  развитие

Разучивание р.н. песни «Во поле орешина»

Роспись пасхальных яиц.

Слушание аудиозаписи колокольного звона.

Хоровод «Травушка -муравушка»

Социально- коммуникативное развитие

С-ролевая игра «В гости на праздник Пасхи»

Физическое развитие

П/и «Кто быстрее возьмет яйцо»

П/и «Жмурки»

П/и  «Карусели»

                                                                                              Апрель

Образовательные направления

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с родителями

Познавательное

развитие

Тема: «Жизнь дана на добрые дела»

Задачи: Формировать навыки культурного поведения, понимание его значения для самого человека и окружающих его людей. Рассказать о благотворительности, традиционной для русского народа. Побуждать к чувству милосердия сострадания к другим людям, любовь к своей земле.

Беседа «Добрые и злые слова»

Беседа о благотворительности.

Речевое

развитие

Чтение и обыгрывание «примирилок»

Речевая игра «Добрые слова»

Художественно-

эстетическое  развитие

Рисование на тему «Я помогаю родителям»

Слушание песен «У Казани, у реки»

Социально- коммуникативное развитие

Игровое упражнение «Я хочу дружить»

С-р игра « К другу в гости»

Физическое развитие

П/и «Золотые ворота»

П/и «Плетень»

                                                                                             Апрель

Образовательные направления

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с родителями

Познавательное

развитие

Тема: «Весна- красна»

Задачи: Развивать эмоциональную отзывчивость  на весенние проявления природы, восприятие произведения пейзажной живописи (картина И.Левитана «Весна. Большая вода»

Загадывание загадок о весне

Беседа о весне.

Рассматривание дерева – вербу. (почки).

Рассматривание иллюстраций «Весна в деревне»

Консультация «Весенние народные приметы.

Речевое

развитие

Чтение р.н. сказки «Волшебная дудочка» (беседа по содержанию)

Чтение скороговорок.

Д/и «Назови весенние слова»

Художественно-

эстетическое  развитие

Рассматривание картины И.Левитана «Весна. Большая вода».

Хоровод «Травушка- муравушка»

Социально- коммуникативное развитие

Изготовление печенья из теста «Баранки»

Весенние работы на огороде.

Физическое развитие

Разучивание р.н. п/и «Верба- хлест»

П/и «Стадо»

                                                                                                    Май

Образовательные направления

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с родителями

Познавательное

развитие

Тема: «Своя земля и в горсти мила»

Задачи: Продолжить рассказ о защитниках Отечества. Познакомить с картинами В. Васнецова «Витязь на распутье», Н.Рерих «Илья Муромец». Развивать у воспитанников интерес к былинной живописи.

Объяснение пословиц о Родине и ее защите.

Рассказ о Георгии Победоносце и гербе Москвы.

Рассматривание иллюстраций на военную тему.

Речевое

развитие

Чтение отрывка из былины «Соловей разбойник и Илья Муромец»

Литературная викторина «Отгадай загадку»

Речевое упражнение «Скажи наоборот»

Художественно-

эстетическое  развитие

Рассматривание картины В.Васнецова «Витязь на распутье»

Пение р.н. песни «Солдатушки»

Социально- коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевая игра «Мы служим в Армии»

Физическое развитие

П/и «Перетягивание  каната»

                                                                                                Май

Образовательные направления

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с родителями

Познавательное

развитие

Тема: «Русская береза»

Задачи: Познакомить с обрядами, связанными с березкой. Познакомить с картинами Л.Левитана «Березовая роща», А. Куиджи «Березовая роща», вызвать желание любоваться красотой русского пейзажа, формировать умение выделять средства художественной выразительности, сравнивать манеру изображения разных художников. Воспитывать любовь к Родине.

Беседа «Русская береза- символ России»

Загадки про березу.

Наблюдение за березами.

Экскурсия в березовую рощу.

Предложить родителям съездить с детьми в березовую рощу.

Речевое

развитие

Разучивание стихотворений связанных с березой.

Д/и «Цепочка слов» (Береза- березовый- подберезовик)

Д/и «Березовичок»

Художественно-

эстетическое  развитие

Рассматривание картин И. Левитана «Березовая роща»

Рисование «Весенняя береза»

Хоровод «Во поле березка стояла»

Социально- коммуникативное развитие

С-р игра «Путешествие в лес»

Физическое развитие

П/и «Веночек»

П/и «Плетень»

П/и «Козел»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по теме "Народная культура и традиции"

Знакомить  детей с  народными  традициями  и  обычаями. Знакомить  детей с  народными  песнями , плясками.Расширять  представления  о  разнообраз...

Календарно -тематическое планирование на тему "Народная культура и традиции"

Ознакомление детей с игрушками  народных промыслов....

Календарно-тематическое планирование по теме "Народная культура и традиции" в подготовительной группе

Цель: расширять представления детей об искусстве, традициях и обычаях народов России; продолжать знакомить с народными промыслами, обрядами, календарными праздниками, приметами, пословицами, поговорка...

Календарно -тематическое планирование по теме "Народная культура и традиции" в подготовительной к школе группе

Знакомство детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством. Расширение представлений о народных игрушках. Знакомство с национальным декоративно-прикладным и...

Календарно-тематическое планирование по теме: "Народные обычаи и традиции на Руси" (средняя гр.)

Календарно- тематическое планирование помогает организовать образовательную и досуговую деятельность с детьми и их родителями в рамках тематической недели. Также помогает выстроить план взаимодействия...

Календарно-тематическое планирование по теме "Народная культура и традиции"

Календарно-тематическое планирование по теме "Народная культура и традиции"...