План самообразования « Нетрадиционные техники рисования для детей старшего возраста »
методическая разработка (старшая группа)

Потапенко Виктория Владимировна

 

 

« Истоки способностей и дарование детей - на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребёнок »

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx33.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад комбинированного вида » №4 г. Сосновоборска


План самообразования

Тема: « Нетрадиционные техники рисования для детей старшего возраста »

Подготовила воспитатель

высшей педагогической категории

Потапенко Виктория Владимировна

«Истоки способностей и дарование детей - на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребёнок »

В.А.Сухомлинский

Актуальность:

Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками  позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, рисование без кисточки и карандаша расковывает ребёнка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя ребёнок учиться наблюдать, фантазировать, думать.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая  деятельность одна из самых интересных..

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

Цель:

Создание  условий для развития творческих способностей, изобразительных навыков ребенка, через различные изобразительные материалы и нетрадиционные техники рисования.

Задачи:

  • Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования;
  • Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке;
  • Обучать приемам нетрадиционных  техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
  • Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками;
  • Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками;
  • Развивать детское творчество, фантазию и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности;
  • Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.

Формы проведения:

  • подгрупповая и индивидуальная деятельность;
  • дидактические игры;
  • театрализация;
  • выставки рисунков и поделок;
  • беседа;
  • художественное экспериментирование;
  • рассматривание иллюстраций;
  • решение проблемных ситуаций.

Методы проведения:

  •  словесные;
  •  наглядные;
  •  практические;
  •  игровые.

Приемы проведения:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент
  • музыкальное сопровождение;
  • создание игровой ситуации;
  • показ воспитателя;
  • использование движения руки;
  • сравнение двух техник;
  •  проговаривание последовательности работы.

Принципы работы с детьми:

  • доступность отбираемого материала;
  • постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;
  • индивидуальный подход к детям.

Ожидаемые результаты:

Дети будут знать:

  •  о разнообразии техник нетрадиционного рисования;
  •  о свойствах и качествах различных материалов;
  •  о технике безопасности во время работы.

Дети будут уметь:

  •  планировать свою работу;
  •  договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
  •  анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;
  •  создавать индивидуальные работы;
  •  использовать различные техники и способы создания рисунков;
  •  аккуратно и экономно использовать материалы.

№ п/п

Тема занятия

Нетрадиционные техники

Программное содержание

Оборудование

Оборудование

СЕНТЯБРЬ

1.

2.

3.

Изучение методической литературы 1.А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

2 .А.А.Фатеева «Рисуем без кисточки»

3.И.А.Лыкова «Цветные ладошки»

«Поляна с цветами»

«Осеннее дерево»

Рисование мятой бумагой

 

Кляксография трубочкой

Знакомство детей с техникой рисования мятой бумагой. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Воспитывать бережное отношение к природе.  Развитие внимания, мышления и вкуса. Воспитание аккуратности.

Познакомить с новым приёмом рисования - Кляксография трубочкой. Развивать творчество, воображение.

Листы бумаги, гуашь, кисточки, вода.

Листы белой бумаги, гуашь, котельные трубочки.

ОКТЯБРЬ

1.

«Лебедь на озере»

Тычок  жёстко Тычок жёсткой полусухой кистью

Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления о перелётных птицах. Закреплять умения детей наносить один слой краски на другой методом тычка.

Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, творчество, умение самостоятельно придумывать сюжет. Воспитывать заботу и любовь, и бережное отношение к природе.

Листы бумаги голубого цвета, белая гуашь, две кисти, банка с водой, салфетки.

2.

«Гроздь рябины»

Рисование ватными  палочками

(Пуантилизм)

Учить детей рисовать кисть рябинки методом тычка ватной палочкой. Развивать чувство ритма и цвета. Воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и  представлений о природе. Воспитывать интерес к природе и отображению впечатлений в рисунке.

Гроздь рябины (картинка или настоящая), краска красного цвета (гуашь), шаблоны с изображением веточки, тряпочки, белая бумага формата А3, игрушка - птичка.

НОЯБРЬ

1.

«Волшебные кляксы»

Кляксография

Познакомить с нетрадиционной техникой Кляксография. Учить работать в этой технике. Развивать воображение, творчество, в дорисовывании предметов.

Черная и цветная тушь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования.

2.

«Дикие животные наших лесов»

Печать по трафарету поролоном

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - печать по трафарету с использованием поролона. Развивать творчество и фантазию у детей. Учить правильно, располагать детали композиции.

Белая  бумага, трафареты диких животных, баночка под воду, поролон,  кисти №2 белка и щетина №4, гуашь (белая, чёрная,  коричневая,  зелёная,  оранжевая, серая).

ДЕКАБРЬ

1.

«Зимний лес»

Рисование цветной солью

Учить рисовать зимний пейзаж цветной солью. Побуждать детей придумывать свои сюжеты, замыслы и передавать в своих рисунках красоту зимней природы используя свои личные впечатления.  Развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов.

Тонированная бумага синего и голубого цвета, цветная соль, клей ПВА иллюстрации по теме зима.

2.

«Новогодняя ночь»

Набрызг

Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования «рисование брызгами», формирование и развитие художественно-творческих способностей. Показать детям возможность получения изображения с помощью брызг. Развивать творческое мышление и воображение.  Вызывать эмоциональный отклик на новый способ рисования. 

Картон, гуашь, зубные щетки, карандаш.

ЯНВАРЬ

1.

«Новогодняя ёлочка»

Пластилинография

Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования «Пластилинография». Развивать творческие способности и воображение.

Учить видеть и замечать прекрасное в повседневной жизни.

Продолжать воспитывать самостоятельность в работе.

Набор пластилина, основа, доска, стеки, картон.

2.

«Новогоднее  волшебство»

Рисование цветными мыльными пузырями

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с помощью мыльных пузырей.

Преображать спонтанно полученный рисунок. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве. Формировать основы для правильного речевого дыхания. Развивать трудовые навыки и привычки: работать с засученными рукавами и держать рабочее место в чистоте.

Мыльные пузыри

(цветной мыльный раствор),   альбомные листы, клеёнка на стол,  фартуки,  влажные салфетки, музыкальное сопровождение.

ФЕВРАЛЬ

1.

«Зимующие птицы»

Аппликация из рваной бумаги

Упражнять в обрывании бумаги по контуру, составлении изображений на плоскости. Развивать фантазию и творчество. Развивать зрительную

наблюдательность.

Шаблоны зимующих птиц. Разные по размеру кусочки цветной бумаги ,клей, влажные тряпочки для рук.  

2.

«С Днем Защитника Отечества»

Цветной

граттаж

Развивать творческое воображение.

Познакомить с нетрадиционной техникой изображения: цветной граттаж.

Учить использовать средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Учить оценивать качество работ своих товарищей.

Цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью или фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

МАРТ

1.

«Цветы для мамы»

Кляксография, рисование одноразовой вилкой и коктейльной трубочкой.

Учить детей нетрадиционному способу рисования при помощи трубочки и одноразовой вилки. Развивать познавательную и исследовательскую деятельность, цветовосприятие и чувство композиции, мышление и воображение. Развивать дыхательную систему.

 Совершенствовать речь  как средство общения.

Воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к маме, желание доставить ей радость.

Листы бумаги, кисточки, иллюстрации весенних цветов,

образец букета тюльпанов,

гуашь разного цвета,

 баночки под гуашь,

стаканчики под воду,

коктейльные трубочки,

 одноразовые вилки и тарелки,

 салфетки,

 листы бумаги  формата А-4.

2.

«Весна»

Монотипия

Обогащать и расширять  художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски.

Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами. Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по-мокрому». Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воображение.

Два альбомных листа на каждого ребенка, акварельные краски, маленькие губки, две емкости с водой, толстые кисточки.

АПРЕЛЬ

1.

«Космос»

«Печать поролоном по трафарету; набрызг»

Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

Трафареты и принадлежности для рисования.

2.

«Подводный мир»

Рисование цветными мыльными пузырями

Закреплять работу с  детьми по нетрадиционной технике рисования с помощью мыльных пузырей.

Преображать спонтанно полученный рисунок. Формировать основы для правильного речевого дыхания. Развивать трудовые навыки и привычки: работать с засученными рукавами и держать рабочее место в чистоте.

Мыльные пузыри

(цветной мыльный раствор),   альбомные листы, клеёнка на стол,  фартуки,  влажные салфетки, музыкальное сопровождение.

МАЙ

2.

«Праздничный салют»

Рисование втулками (метод «штампования»)

Познакомить с техникой рисования, закрепить основные цвета. Развивать у детей методом штамповки рисовать композицию, располагая  в определённых местах огни салюта, используя разные цвета красок.

Рассматривание иллюстраций с изображением салюта.

Листы бумаги, гуашь, втулки от

туалетной бумаги,

одноразовые тарелочки.

Используемая литература:

  1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
  2. Никитина А.В. «Рисование в детском саду».
  3. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности-М, 2000.
  4. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами.
  5. Казакова Р.Г. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.
  6. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами. // Дошкольное воспитание 2004 №2
  7. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М., 2008.
  8. Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования для детей старшего возраста.

В прошлом году, работая на старшей группе  я познакомила ребят с навой техникой рисования - "НАБРЫЗГИ" Нам так понравилось работать, используя эту технику, что потренеровавшись 5 занятий, решили ...

Нетрадиционная техника рисования для детей старшего возраста

Нетрадиционная техника рисования для детей старшего возраста...

Памятка в уголок для родителей. «Нетрадиционные техники рисования для детей старшего возраста»

Памятка в уголок для родителей.«Нетрадиционные техники рисования для детей старшего возраста»Методов и приёмов нетрадиционного рисования много. Я хочу познакомить вас с некоторыми из них. Такие м...

План самообразования Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста

Актуальность темы:В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.Дошко...

Рисование «Салют над городом в честь праздника» с использованием нетрадиционной техники рисования для детей старшего возраста . Подготовили воспитатели Жукова

Данное занятие способствует развиию следующих навыков у детей: Развитие художественного творчества с использованием нетрадиционной техники рисования.  Учить отражать в рисунке впечатление о...