Самообразование на тему:"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет"2019-2020 год
рабочая программа

Самообразовательная деятельность

На тему: «Влияние устного народного творчества

на развитие речи детей 3-4 лет.

2019-2020 год

     Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Актуальность выбранной темы

      Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

    Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песенки).

      Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

      Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

    Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

 

 

 

Литература

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М.

 

 

 

 

Работа с детьми

 

 

 

Месяц

Содержание работы

Практический выход

 

Октябрь

 

Отгадывание детьми загадок.

 

 

Досуг «Вечер загадок».

 

 

Ноябрь

 

 

 

 

Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

 

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

 

Работа с семьёй

Январь

 

Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей.

 

Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)

Февраль

 

Театрализованная постановка

 

Инсценирование русской народной сказки «Теремок».

 

Март

 

Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры.

 

Развлечение «Широкая Масленица»

 

 

 

 

Совместное творчество детей и родителей.

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

 

Март

 

Консультация для родителей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

 

 

Апрель

 

Знакомство с потешками о солнце.

 

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

 

Открытый показ над во второй младшей группе.

 

Открытое занятие по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки»

 

Май

 

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете

Выступление на педсовете.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx51.36 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразовательная деятельность

На тему: «Влияние устного народного творчества

на развитие речи детей 3-4 лет.

2019-2020 год

     Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Актуальность выбранной темы

      Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

    Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песенки).

      Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

      Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

    Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.



Литература 

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995. 

2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

Работа с детьми

Месяц

Содержание работы

Практический выход

Октябрь

Отгадывание детьми загадок.

Досуг «Вечер загадок».

Ноябрь

Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Работа с семьёй

Январь

Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей.

Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)

Февраль

Театрализованная постановка

Инсценирование русской народной сказки «Теремок».

Март

Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры.

Развлечение «Широкая Масленица»

Совместное творчество детей и родителей.

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

Март

Консультация для родителей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

Апрель

Знакомство с потешками о солнце.

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

Открытый показ над во второй младшей группе.

Открытое занятие по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки»

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете

Выступление на педсовете.

"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет"

В 2019-2020 учебном году мною была изучена тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

 Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
 Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

В течение года большое внимание я уделила знакомству детей с загадками, колыбельными, считалками и потешками. Материал отбирала в соответствии с возрастными возможностями детей. Деятельность детей была организована с учётом интеграции образовательных областей.

В ходе работы над темой самообразования мною была собрана картотека загадок. Известно, что загадки обогащают словарь детей, развивают воображение, слуховое восприятие. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объяснялись значения слов, которые дети услышат в потешке.

Перед сном дети моей группы слушали колыбельные как в моём исполнении, так и в записи.  Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

на 2019-2020 учебный год
1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание
необходимости в знаниях, постановка целей и задач.
Цель работы по самообразованию: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
2. Планирование работы по самообразованию.
Планирование работы по следующим разделам:

-изучение методической литературы;

-работа с детьми;

-работа с семьёй;

-самореализация.
3. Теоретическое изучение проблемы.
Изучение литературы по теме:

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.- метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

3. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
4. Практическая деятельность
Досуг «Вечер загадок».

Инсценирование русской народной сказки «Теремок».

Развлечение «Широкая Масленица»

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

«Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

Открытое занятие по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки»

Выступление на педсовете по изученной теме.

Отчёт по теме самообразования.
5. Подведение итогов самообразования.
В результате работы по теме самообразования

- у большинства детей повысился  интерес  к устному народному творчеству;

-обогатилась устная речь;

-развились фантазия и воображение;

-у родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития    ребенка;

-расширились представления о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребёнка.












«Устное народное творчество в воспитании у детей любви к родному краю»

Период раннего и дошкольного детства – ведущий в развитии человека. Этот возраст богатейший по способности ребёнка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают овладевать культурным наследием человеческого общества. Перенимая нормы поведения окружающих, средство их общения – речь, усваивая способы действия с предметами, ребёнок осваивает многовековой опыт человечества. Овладевая речью, дети получают стимул к познанию окружающего, к пониманию норм человеческих отношений, к возможности найти собственное место среди сверстников, среди взрослых.

Моменты ухода за ребёнком под звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые необходимы ребёнку.

Язык народных песенок лаконичен, образен и богат разнообразными звуковыми сочетаниями, которые ребёнку важно научиться слышать, различать.Песенки русского народа открывают ребёнку возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания русской речи и характерную для неё выразительность, образность.

Большинство потешек, песенок создавалось в процессе труда в природе, в быту. Отсюда такая чёткость, ритмичность, краткость, выразительность их. Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста эти миниатюры, в которых народную философию, народный опыт удалось воплотить в поэтические образы такой выразительности, придать песенкам такую простоту и мелодичность звучания, что дети, играя, запоминают эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора.

В период раннего детства впервые пробуждаются такие представления, которые в дальнейшем станут фундаментом всей сознательной жизни; в это время закладываются основы личностных качеств, начинают формироваться первые черты характера.

Сказки глубоко захватывают чувства, волю, воображение ребёнка. Непосредственность восприятия, вера в то, что всё происходило в действительности, вызывают волнение, эмоциональную приподнятость, усиливают остроту впечатлений, развивают детское воображение. Дети мысленно участвуют в каждом этапе борьбы со злом, искренне переживают незаслуженную обиду, отстаивают справедливость. Эта внутренняя активность, «жизнь вместе с героем», как бы поднимают все душевные силы ребёнка: чувства, волю, воображение – на новую ступень и дают возможность интуитивно, чувствами познать то, что разумом он ещё не мог бы осмыслить. Сила эстетического переживания, волнения ребёнка показывают, что произведение искусства захватило его,  и он внутренне включился в происходящие события.

Сказку надо рассказывать неоднократно. При первом прослушивании впечатления часто бывают неточными. Напряжённо следя лишь за сюжетом, дети многое упускают. Во время повторных прослушиваний первые впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, т.к. ребёнок всё более вникает в закономерность развития событий, яснее становятся для него образы сказочных персонажей, их взаимоотношения, поступки. Больше вслушивается малыш и в звучание самой речи, запоминает отдельные, понравившиеся выражения, своеобразные повороты речи.

Произведения народного творчества – это школа развития чувств детей. В наше время особенно важно начать с детских лет воспитывать эмоциональное восприятие произведений искусства, способствовать самостоятельно думать над ним. Это пробуждает в ребёнке творческое начало, формирует эстетическое восприятие мира. Многое зависит от выразительности чтения, от систематичности, продуманности работы, от умения взрослого пробудить творческое восприятие текста.

Тема «Использование устного народного творчества в воспитании и укреплении родственных связей»

Цель: освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений посредством устного народного творчества.

Задачи

  • Расширять социальные представления детей о социальном мире
  • Эмоционально обогатить малышей теплотой народной поэзии, раскрывающей взаимоотношения «больших» и «маленьких»
  • Овеять материнский образ любовью доступными средствами на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе
  • Способствовать воспитанию добрых чувств, рождённых гуманистической сущностью народной поэзии.

Предварительная работа

1. Серии занятий по темам: «Коза, козлятки и волк»

                                                «Петушок и его семья»

2. Драматизация произведений: К.Чуковский «Цыплёнок»

                                                       Е.Благинина «Алёнушка»

                                                       Русская народная игровая песня                                

                                                       «Сорока - Белобока

3. Пальчиковые игры по теме «Дружная семья»

Методическое обеспечение

Ширма-панно «Лес», мини - фланелеграфы на каждого ребёнка, фигурки домашних животных и их детёнышей, иллюстративный материал по потешкам

Методика проведения:

Солнце. С добрым утром! С хорошим настроением!

Воспитатель. Здравствуй, солнышко! С твоим приходом у нас стало светлее и теплее. И ребятки наши сразу повеселели, будто нас мамочка всех обняла.

А наш Егор со своей мамочкой разучил очень хорошее стихотворение о солнышке.

                     Солнышко лучами греет нас, ласкает

                     Солнце, как и мама лишь одно бывает.

Воспитатель. А моя мама тоже как солнышко. Когда она рядом мне всегда так хорошо!

А вы мне про свою маму расскажите? (рассказы детей)

Дети, а кому из вас мама поёт колыбельную ?

Когда вы вырастите, у вас тоже будут детки. Вы им будете петь колыбельную?

В кроватке лежит Алёнушка, она совсем маленькая, ей пора спать.

Тая, посмотри уснула ли Алёнушка? Что же делать? Вспомните, как ваши мамы укладывают вас спать.

Давайте мы тоже споём колыбельную Алёнушке. Я буду куклу качать, а вы будете петь. Как надо петь колыбельную? (тихо, ласково)

                             Баю, баю, баю, бай

                             Ты, собачка, не лай

                             И в гудочек не гуди

                             Нашу детку не буди.

Воспитатель. Алёнушка глазки закрыла. Настя, положи её в кроватку. Какая у нас Настя заботливая! Как она аккуратно положила Алёнушку в кроватку, совсем как мама.

Воспитатель. Посмотрите, как мои пальчики развеселились, они играть хотят. А ваши пальчики хотят играть? Тогда давайте поиграем в «Семью»

                            Этот пальчик – дедушка

                            Этот пальчик – бабушка

                            Этот пальчик – мамочка

                            Этот пальчик – папочка

                            Этот пальчик -  я

                            Вместе дружная семья (руки в замочек)

Воспитатель. (Показ иллюстрации с сорокой) Кто это? А  у нас сегодня  сорокой будет … (одевает шапочку)

- Сорока - белобока, где была?

- По полю летала, зёрна собирала, печку топила, кашу варила.

- А кому ты кашу варила?

- Своим деткам.

Воспитатель. А мы про тебя потешку знаем. Ты сорока-мама, а наши детки твои маленькие птенчики.

- Сорока - белобока печку топила, кашу варила, деток кормила.

Этому дала каши, этому дала каши…(кому дали каши, делают вид, что едят).

Вот какая заботливая сорока! Всех своих деток накормила.

Воспитатель. Идите скорее ко мне. Посмотрите, кто это к нам пришёл!

                        (на столах мини - фланелеграфы на каждого ребёнка с фигурками кошки, собаки, курицы, утки, коровы, свиньи, козы, овцы)

Но почему они все такие грустные? Вы не знаете, дети? (предположения детей).   Их детки пошли  гулять и до сих пор не вернулись домой. Поможем найти их деток? А кого же мы будем искать? Кого будет искать Витя? (цыпляток) Серёжа? (котяток)…

(дети расходятся по группе)                                                                       
Воспитатель. 
Смотрите, лес. Может они в лес ушли, поищем их в лесу.                                        

                          Бедненькие, плачут, заблудились.

Дети, разве можно от дома далеко уходить и не слушать своих мам?

Ведь мамы так переживали за своих деток. Сейчас каждый возьмёт детёныша и скажет ему «Не надо маму огорчать, нельзя от мамы далеко уходить»

А теперь берём деток и несём  к своей маме.

Посмотрите, детки повеселели, а уж мамы какие счастливые, что их ребятки с ними рядом.

Курица мне сказала, что у маленького цыплёночка сегодня  день рождения. Давайте поздравим цыплёнка с днём рождения и споём ему песенку. Какую песенку про курицу и цыплят мы знаем?

 Вышла курочка гулять   свежей травки пощипать.                                                        А за ней ребятки, жёлтые цыплятки

Ко-ко - ко, ко-ко - ко

Не ходите далеко

Лапками гребите

Зёрнышко ищите.

Воспитатель.  А теперь подойдём к своим спасённым малышам.

Как вы думаете, что им мамы говорят?

А как они ласково называют своих деток? (Каждый отвечает от имени своего животного)

А как вас мамы ласково называют?

А как вы называете ласково маму?

Дети садятся на ковёр, воспитатель читает им произведение                             Д.Габе «Моя семья»

                             

                     

 Малые фольклорные жанры в формировании  речи у детей раннего возраста на занятиях и в повседневной жизни.

     На современном этапе поиск новых форм и методов обучения детей – один из актуальных вопросов педагогики. Наряду с современными моделями воспитания, необходимо возрождать лучшие образы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.

     С помощью детского фольклора мы легко устанавливаем с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание детей, доставляют им радость и оказывают на них свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – звуковые, речевые, смысловые. Дети с особым удовольствием повторяют звукосочетания, которыми так богаты произведения малых фольклорных жанров.

  Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка, помогает нам установить контакт с ребенком. Многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. Мы используем различные потешки в адаптационный период, такие как, например:

  •            Вот проснулся петушок,              

                Встала курочка.

          Подымайся, мой дружок,

          Встань, мой Юрочка.

  •           Кто у нас хороший?

          Кто у нас пригожий?

          Ванечка – хороший!

          Ванечка – пригожий!

        

        Жизнь малышей – это в первую очередь питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры. Любой воспитатель понимает, что сон для малыша необходим. Но как помочь ему уснуть, а после сна «вернуться» в реальный мир как можно спокойнее? На помощь нам приходит колыбельная песня, ведь она пронизана любовью, нежностью и лаской. Поэтому, когда я начинаю петь, дети даже не понимая  многих слов, слушают, успокаиваются и засыпают.

  •     Баю – бай, баю – бай,

    Ты собачка, не лай.

     Белолапа, не скули,

    Мою Катю не буди.

  •     Люли, люли, люли

    Прилетели гули,

    Стали гули ворковать,

    Стал Ванюша крепко спать.

     

  •     Мыли мылом ушки,

     Мыли мылом ручки.

     Вот такие ладушки,

     Ладушки – ладошки.

  • Водичка – водичка,

Умой мое личико.

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели….

                Удачно подобранная потешка может помочь во время кормления:

  • У нас много ребят,

Все по стульчикам сидят,

Кашу масляну едят.

  • Люли, люли, люли

Прилетели гули,

Коровку подаили,

Молочком напоили.

        

Время гулять. Но сначала одеваться. Это трудно. А вот с потешками легко, весело:

  • Вот они, сапожки:

Этот с левой ножки,

Этот  с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем калошики:

Этот с правой ножки,

Этот с левой ножки,

Вот так хорошо!

  • Наша Катя маленька,

На ней шубка аленька.

  • Раз, два, три, четыре, пять,

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Оденем на ножки

Красные сапожки.

             

     На прогулке наблюдаем за природными явлениями:

  • Ой ты, зимушка-зима,

Ты с морозами пришла.

  • Дождик, дождик пуще,

Будет травка гуще.

  • Травка – муравка

Со сна поднялась.

  • Солнышко – ведрышко!

Взойди поскорей,

Освяти,обогрей,

Телят да егнят ,

Еще маленьких ребят.

        Незаменим фольклор и  при организации игр:

  • Водят мыши хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька-кот –

           Разобьет весь хоровод.

        

Чтобы заставить детей двигаться, мы используем такие потешки:

  • Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет.

  • Большие ноги

Шли по дороге.

Топ – топ – топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке.

Топ-топ-топ-топ.

          Топ-топ-топ-топ.

        

       


















«Духовно-нравственное воспитание дошкольников
 через приобщение детей к русской народной  культуре на занятиях и в повседневной жизни»

«… Научить человека быть счастливым нельзя,

 но воспитать его так, чтобы он был счастлив, можно».

А.С. Макаренко

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского,  духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего,  в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа можно говорить много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы.

В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей; предъявляются качественно новые  требования к дошкольнику,  как развивающейся личности, способной к дальнейшей жизнедеятельности .

Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. В процессе используются различные формы и методы проведения  занятий, с учетом современных требований к уровню развития ребенка. Большое значение придается средствам активизации познавательной деятельности детей. Главной фигурой в процессе является сам ребенок, выступающий не как объект, а как субъект воспитания.

Актуальность данной проблемы определила направление нашей работы по теме:  «Приобщение детей к русской народной культуре».

В своей  работе с дошкольниками по приобщению к русской народной культуре ставим  перед собой следующую цель: развитие нравственных качеств личности ребенка.

Основные задачи воспитания:

  • формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию;
  • уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей;
  • формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (к сверстникам, их родителям, соседям и другим людям).

В своей работе мы опираемся на следующие научные принципы:

  • Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.
  • Принципы научной обоснованности и практической применимости. Содержание материала должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования;
  • Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;
  • Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

Огромную роль в воспитании интереса к русской культуре играет личный пример педагога, его взгляды, суждения. Особенности работы по приобщению детей к русской народной  культуре заключаются в систематическом расширении представления дошкольников о культуре и традициях народа, обогащении предметно-пространственной  среды в группе, связи с другими областями развития,   взаимодействии с родителями воспитанников.

Для решения поставленной  задачи мы использовали разнообразные методы работы, способствующие развитию и обогащение знаний каждого ребенка. При этом немаловажную роль играет эмоциональное отношение детей к тому или иному виду деятельности. Поэтому наиболее оптимальной формой работы, сочетающей  в себе все методическое разнообразие работы с дошкольниками, мы считаем организованную образовательную деятельность, беседы, дидактические игры, подвижные игры, народные игры,  индивидуальную работу с детьми.  Так как именно они позволяет интегрировать самые различные виды детской деятельности.

Совместная творческая деятельность детей и взрослых (педагогов, родителей, узких специалистов) в рамках ««День русской народной игры».Совместное участие в творческих мероприятиях  помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.  Родители стали активными участниками педагогического процесса: они  принимают участие    в проведение русских народных праздниках,  в  изготовлении атрибутов в мини-музее «Русской избы»,  в  украшении  группы  к русским народным праздникам «Пасха», Рождество, Новый год, Масленица,  участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания  на родительских собраниях и семинарах.

Исследуются языковые, стилистические, этнографические особенности фольклорных текстов; их композиционная структура, включая образы и мотивы; изучается генезис некоторых фольклорных жанров и фольклорных произведений; рассматривается вопрос о сущностных свойствах и признаках фольклора, проявляемых в фольклорных текстах; анализируется нравственный аспект фольклорного творчества и, соответственно, значение фольклора в воспитании подрастающего поколения, а также многое другое. В этом огромном потоке литературы о фольклоре поражает много- и разнообразие его дефиниций, начиная от народной мудрости и искусства памяти и заканчивая особой формой общественного сознания и средством отражения и познания действительности. Безусловно, многообразие дефиниций фольклора порождено сложностью данного феномена культуры, его постоянной изменчивостью и, как результат, неоднородностью форм проявления на том или ином историческом этапе развития общества.

Актуальность обращения к фольклорному сознанию как способу гармонизации отношений человека с действительностью объясняется также и теми тенденциями, которые имеют место в развитии современного общества. Наиболее насущными из них, ставящими под угрозу духовное и физическое выживание человечества являются, с одной стороны, развитие техногенной цивилизации с ее доминирующим технократическим мышлением и принципом научно-технической рациональности, которая порабощает человека и делает его заложником интенсификации социокультурных процессов в целом; с другой стороны, усугубление экологического кризиса на планете.
Устное народное творчество и фольклор

1. Эпос. Эпос как жанр (или группа жанров), т. е. героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир и героев-богатырей. Героический эпос бытует как в книжной, так и в устной форме, причём большинство книжных памятников эпоса имеют фольклорные истоки; сами особенности жанра сложились на фольклорной ступени. Поэтому героический эпос часто называют народным эпосом. Однако такое отождествление не совсем точно, поскольку книжные формы эпоса имеют свою стилистическую, а порой и идеологическую специфику, а, безусловно, относимые к народному эпосу баллады, исторические предания и песни, народный роман и т.п. могут считаться героическим эпосом лишь с существенными оговорками.

Героический эпос дошёл до нас как в виде обширных эпопей, книжных («Илиада», «Одиссея», «Махабхарата», «Рамаяна», «Беовульф») или устных («Джангар», «Алпамыш», «Манас», так и в виде коротких «эпических песен» (русские былины, южнославянские юнацкие песни, стихотворения Эдды Старшей), отчасти сгруппированных в циклы, реже — прозаических сказаний.

2. Сказка - один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Сказкой называют различные виды устной прозы, отсюда разнобой в определении её жанровых особенностей. От др. видов художественной эпики сказка отличается тем, что сказочник подаёт её, а слушатели воспринимают прежде всего как поэтический вымысел, игру фантазии. Это, однако, не лишает сказку связи с действительностью, определяющей идейное содержание, язык, характер сюжетов, мотивов, образов. В настоящее время одни сказки продолжают свою жизнь в книге, другие уходят из народного быта либо становятся достоянием детей, третьи продолжают интересовать взрослых слушателей. В сказках народов мира много общего, что объясняется сходными культурно-историческими условиями их жизни. Вместе с тем сказки обладают национальными особенностями, отражают уклад жизни того или иного народа, его труд и быт, природные условия. Сказочники привносят в исполняемые ими сказки свои индивидуальные черты, поэтому большинство сказок известно во многих вариантах.

3. Легенда - первоначально житие святого, написанное для чтения в день его памяти. Термин возник в средневековой католической письменности. Позже легенды — религиозно-дидактические повествования, притчи о животных, растениях, предметах христианского культа. В современном обиходном значении легендой часто называют, независимо от жанра, произведения, отличающиеся поэтическим вымыслом и одновременно претендующие на достоверность.

4. Мифы - создания коллективной общенародной фантазии, обобщённо отражающие действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых существ, которые мыслятся первобытным сознанием вполне реальными. Специфика мифов выступает наиболее четко в первобытной культуре, где мифы представляют собой эквивалент науки, цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир. Позднее, когда из мифологии вычленяются такие формы общественного сознания, как искусство, литература, наука, религия, политическая идеология и т. п., они удерживают ряд мифологических моделей, своеобразно переосмысляемых при включении в новые структуры; мифы переживает свою вторую жизнь.
5. Былины, эпические песни, сложенные народом в Древней Руси и отразившие историческую действительность главным образом 11—16 вв. В процессе многовекового развития былины изменялись, впитывали события позднейшего времени, а иногда и события более ранней эпохи
В центре былин — образы богатырей, наделённых высокими моральными качествами, самоотверженно преданных Родине. В образе любимого богатыря Ильи Муромца народ создал поэтическую биографию крестьянского сына с его спокойной уверенностью в себе и чуждой аффектации силой. Он стоит во главе богатырской заставы, преграждающей путь врагам (эта тема формировалась ещё в условиях монгольского нашествия).

6. Пословица - краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи, образное изречение народа. Обладает способностью к многозначному употреблению по принципу аналогии. Суждение «Лес рубят — щепки летят» интересно не прямым смыслом, а тем, что может быть применено к др. аналогичным ситуациям. Предмет высказывания рассматривается в свете общепризнанной истины, выраженной пословицей. Отсюда её идейно-эмоциональная характерность. Композиционное членение суждения в пословицах, часто подкрепляемое ритмом, рифмой, ассонансами, аллитерациями, совпадает с синтаксическим.

7. Загадка - жанр народнопоэтического творчества у всех народов мира; поэтическое, часто иносказательное описание какого-либо предмета или явления. В древности имела культовое значение, была связана с поверьями и обрядами, запрещавшими называть предметы своими именем.

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества.
Применение устного народного творчества возможно лишь при широком включении в жизнь детей младшего дошкольного возраста произведений словесного фольклорного творчества русского народа различных жанров и разностороннем использовании их в педагогическом процессе. 
         Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса. 
         Обращение к хорошо знакомым, любимым детьми жанрам фольклора (например, колыбельная песня)  обеспечивает эффективность формирования самостоятельной речи дошкольников. 
         Произведения русского народного искусства через особую форму отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях.
На этом возрастном этапе исследователи отмечают большой интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определено влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей. Выявлены возможности формирования творческих умений в процессе освоения художественных речевых образов произведений фольклора, пути развития родной речи с помощью словесного творчества народа.
Взаимодействие с детьми

Мышление ребенка дошкольного возраста – наглядно-образное, поэтому необходимо наполнить окружающую малыша действительность предметами, книгами, игрушками, наглядными пособиями, позволяющими ему более точно представить то, о чем говорят, про что читают.

Важным условием восприятия детьми младшего дошкольного возраста народной культуры, становится сочетание художественного слова с другими видами искусства: изобразительным, музыкальным, театральным.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ.



Пальчиковый театр «Теремок», «Рукавичка».
 

Моделирование сказки.


Помочь детям эмоционально воспринимать образный язык сказки. Участвовать самим в действии. Активизировать словарь диалогами. 


10


Знакомство детей со считалками и поговорками. 


Рассказать о считалках, учить с детьми веселые считалки. Помочь запомнить поговорки русского народа. 


11


Театр картинок сказки «Гуси-лебеди»на фланелеграфе. 


Запоминать действующих лиц, передавать сюжет сказки. Замечать образные слова. 


12


Аппликация с элементами рисования и лепка по сказке «Колобок» 


Учить передавать образ колобка силуэтным и пластическим способом. Развивать сюжетно-игровой замысел. Дополнять работу деталями. 


13


Слушание аудиосказок

«Маша и медведь»,«Заюшкина избушка»


Способствовать эмоционально воспринимать сюжет сказки. Учить внимательно слушать.

Игра в сказку. Моделирование сказок.


14


Литературный досуг

«Угадай сказку»


Выявить у детей знания русских сказок: узнавать героев сказок, выполнять творческие задания. Выражать образ мимикой, жестами, речевой интонацией. 


15


Выставки детского творчества

по тематике «Наши сказки»


Развитие воображения, творческой активности. 


16


Итоговые мероприятие «Путешествие с матрешкой» 


Способствовать выявлению у детей знаний произведений русского фольклора. Помогать развить мысленную активность и индивидуальные способности 


17


Игра-драматизация «Репка», «Колобок», «Лиса и заяц», «Козлятки и волк». 


Учить детей эмоционально представлять образы персонажей, выражать впечатления в словах, мимике, жестах. Обогащать речь сказочной лексикой. 


18


Знакомство детей с пословицами, колыбельными. 


Учить понимать значение пословиц. Объяснить назначение и особенности колыбельных песен. Помочь заучить текст. 






Приложение 1

Консультация для родителей «Баю - баюшки - баю…» 

(Как укладывать ребенка спать.)

Пробуждение и засыпание - очень важные моменты в жизни детей.

Проснуться - это всегда как бы немножко родиться заново. С чего начинается ваше утро? С улыбки, поцелуя, прикосновения. Вы спокойны, ваши глаза говорят друг другу: мы оба так рады, что мы есть в этом мире!

Теперь можно встать, умыться, обтереться влажным полотенцем, сделать вместе зарядку. Обязательно надо перекусить, что-нибудь с горячим чаем, даже если ребенок идет в детский сад. И день начался.

Укладывание ребенка спать вечером тоже не терпит суеты и спешки.

Хорошо, если вся процедура будет иметь какой-то постоянный порядок, четкую последовательность, станет своего рода церемонией.

Прежде всего, дайте ребенку возможность спокойно закончить игру: «Уже поздно, пора спать, поиграй еще пять минут - будем укладываться». Упрощает жизнь введение четкого правила: после передачи «Спокойной ночи, малыши!» сразу умываться - и в постель.

Одни дети засыпают быстро. С другими надо посидеть подольше, погладить, что-то тихо пошептать, в роде «ручки устали, ножки устали, все хотят спать, глазоньки закрываются, глазки устали, все отдыхает». Чтобы ребенок успокоился, лучше гладить его в направлении сверху вниз по ручкам (от плеча к кисти), ножкам (от бедра к стопе), животику, спинке, лобику.

Если выполнять это в течение хотя бы месяца и каждый день сидеть с ребенком столько, сколько он требует, он начнет засыпать быстрее и спокойнее. В какой-то момент даже может сам предложить оставить его одного.

Очень важно, в каком состоянии, взрослый сидит рядом с малышом. Если вы торопитесь и хотите поскорее покончить со всей процедурой укладывания - ничего не выйдет. Как нарочно, ребенок будет засыпать очень долго, капризничать и просить то пить, то есть, то в туалет, то почитать. Вы нервничаете, и он видит это, понимает, что от него хотят поскорее отделаться. Он чувствует, что, хотя бы физически рядом, ваши мысли далеко, и пытается своими капризами вернуть вас к себе. Если вы хотите, чтобы ребенок успокоился и быстро заснул, успокойтесь сами.

На многих детей очень хорошо действуют колыбельные песни. Удивительно мягкая, нежная, музыкальная и образная русская речь, ритмичность приговоров, сопровождаемых поглаживанием, похлопыванием, покачиванием, доставляют большое удовольствие ребенку: 
Спи, младенец маленький, 
Голубочек аленький, 
Мой младенец будет спать, 
А я буду напевать.

фольклор речь дошкольник пробуждение засыпание

Поэзия пестования, материнская поэзия открывается колыбельными песнями, назначение которых убаюкать, усыпить младенца. Колыбельная, как форма малого фольклора, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Колыбельные песнии и потешки - бесценный материал, который позволяет ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться народным духом, очистить свою речь от сленговых словечек.













































Приложение 2
Сказка, виды и функции сказок, значение сказки для развития личности ребенка, психологическая сказка как средство развития самосознания
Сказка пришла к нам из глубины веков. Нашим бабушкам, когда они были детьми, сказки рассказывала их бабушка, той, в свою очередь, её бабушка. Тысячелетиями народ передавал из уст в уста сокровенные знания о мире, его устройстве и законах, о том, как человеку жить в мире и взаимодействовать с ним, не нарушая его законов, не разрушая его.
Мудрость сказки в том, что передает она эти знания в ненавязчивой форме, без назидания, и ровно в той мере, которая посильна слушателю. Это происходит благодаря тому, что сказка воздействует на слушателя через символы, а символы многозначны. Каждое новое слушание сказки дает возможность слушателю открывать новое значение символа, то значение, которое в настоящий момент актуально для него и доступно его пониманию. Поэтому сказку может одновременно слушать и ребенок, и взрослый, и каждый извлечет тот смысл, который ему необходим. Кроме того, у слушателя формируется способность видеть один и тот же объект, одно и то же событие с разных точек зрения.29
Сказки дают человеку опору в условиях неопределенного эмоционального опыта и подготавливают его к кризисным переживаниям. Тот урок, который ребенок получил через сказку, остается у него на бессознательном уровне и в сложный момент жизни этот опыт может быть использован человеком (опять же бессознательно) так, как будто бы он специально был обучен находить решение в этой сложной ситуации.
Возможности сказки в плане подготовки к кризисным ситуациям, преодолении имеющихся эмоциональных проблем, несомненно, заслуживают большого внимания, но, вместе с тем, не ограничиваются только этим. Сказка обращается к лучшему в человеке, возвышает его, показывает путь совершенствования, духовного развития. И вот это обращение к лучшему, что есть в человеке, позволяет активизировать это лучшее и реализовать те возможности и способности, которыми обладает человек, тот творческий потенциал, который есть у каждого.
В то же время, сказка показывает, что произойдет с человеком, если он отказывается от духовного развития, предаёт себя, если он истинные ценности подменяет лжеценностями.
Сказка — произведение искусства. Как подчеркивает Б. Бетельхейм, значение сказки различно для каждого человека и даже для одного и того же человека в разные моменты его жизни. И как почти каждый вид искусства, сказка становится своего рода психотерапией, потому что каждый человек (каждый ребенок) открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем.
С другой стороны, культурное наследие человечества находит свое отражение в сказке, и через сказку оно сообщается ребенку. Особенно важна именно народная сказка, потому что она передается из уст в уста, из поколения в поколение. Она претерпевает изменения, вносимые очень многими людьми. Но это не просто изменения. Они вносятся рассказчиком, исходя из реакций слушающего. Это изменения, которые человек считает для себя наиболее важными. Над народной сказкой, по словам Б. Бетельхейма, "трудятся" миллионы людей, отбрасывая неважные детали, прибавляя важные. Это делает сказку действительно сгустком человеческой мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания. Именно поэтому в сказках отражены осознаваемые и неосознаваемые проблемы человека на протяжении всей его жизни, а также показан процесс разрешения этих проблем.
Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какими-то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию.
Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Ребенок, читая сказку, бессознательно выносит для себя тот смысл, который наиболее актуален для него в данный момент. Со временем человек меняется, и ту же самую сказку он может понять по-разному… Часто дети просят своих родителей и воспитателей читать им одну и ту же сказку. Вероятно, эта сказка наиболее соответствует мировосприятию ребенка в данный момент и помогает ему понять важные для себя вопросы. Благодаря многогранности смыслов, одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы.
Когда ребенок начинает осознавать себя и исследовать устройство окружающего Мира, у него возникает множество вопросов ко взрослым. Многие детские вопросы ставят родителей в тупик. Не так-то просто объяснить ребенку, почему все происходит так, как происходит, и «что такое хорошо, а что такое плохо». Наблюдая за судьбами героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребенок во многом формирует для себя картину Мира, и в зависимости от этого ребенок будет воспринимать разные ситуации и действовать различным образом.
Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает Мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки. Сказки-страшилки и сказки про нечисть могут быть полезны при работе над детскими страхами.
















Литература 


1. ФГТ в дошкольном образовании. Типовое положение о ДОУ (2012). – М.: ТЦ Сфера, 2012. 


2. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995. 

3. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. Пособие 2-е изд., перераб. и доп.сПб,. 2008. 

4. Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить ! Развитие речи детей 1,5-3 лет. М., 2009. 


5. . Митрофанова В. Современное состояние русских народных загадок, в сборнике: Современный русский фольклор, М., 1966.


6. Пермяков Г.Л. От поговорки до сказки, М., 1970.


7 .Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте, М.: Академия, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»...

Самообразование на тему "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей"

Самообразование на тему "Влияние устного народного творчества на раазвитие детей"...

Отчет по самообразованию на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста».

В очете по самообразования раскрывается тема устного народного творчества и огромное влияние на развитие речи младших дошкольников"...

Самообразование на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет»

Самообразование воспитателя на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет» ...

План работы по самообразованию по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет».

Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи....