Самообразование на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Самообразование воспитателя на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 56.5 КБ |
![]() | 17.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование воспитателя средней группы «Радуга» Беловой М.Н. на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет»
Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет»
Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Актуальность выбранной темы
Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей среднего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
План работы по самообразованию по теме « Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет» на 2016-2017 г. воспитателя гр. «Радуга» Беловой М.Н.
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | 1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф.« Народная педагогика воспитания дошкольника» М., 1995. 2. Даль В.И. « Пословицы и поговорки русского народа» М., 2009. 3 «Жаворонушки»: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки. / Сост. Г.Науменко. М., 1998. 4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. « Приобщение детей к истокам русской культуры»: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. СПб,. 2008. 5. Козырева Л. « Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет» М., 2005. 6. «Русский фольклор» Сост. В. Аникин. М., 1985. | Подбор методической литературы |
Работа с детьми | Октябрь | Отгадывание детьми загадок. | Досуг«Вечер загадок». |
Ноябрь | Знакомство с фольклором | Русская народная игра «Маковое зернышко» | |
Декабрь | Пальчиковые игры на основе русских народных потешек | Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». | |
Февраль | Участие в фольклорном празднике: хороводы, подвижные игры, песни, плясовые | Развлечение «Широкая Масленица» | |
Март | Театрализованная деятельность. | Инсценировка русской народной сказки «Теремок». | |
Апрель | Знакомство с закличками, потешками о солнце. | Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!» | |
Май | Конструктивная деятельность | Моделирование из конструктора по мотивам сказки «Зимовье зверей» | |
Работа с семьёй | Январь | Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей. | «Посиделки» (творческий вечер с участием родителей) |
Апрель | Совместное творчество детей и родителей. | Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку» | |
Самореализация | Март | Консультация для воспитателей | «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей4-5 лет». |
Апрель | «Как у наших у ворот..». | Открытый показ ОД | |
Май | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Выступление на педсовете. |
Отчёт по теме самообразования "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4 -5 лет"
Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
В течение года большое внимание я уделила знакомству детей с загадками, колыбельными, считалками и потешками. Материал отбирала в соответствии с возрастными возможностями детей. Деятельность детей была организована с учётом интеграции образовательных областей.
В ходе работы над темой самообразования мною была собрана картотека загадок. Известно, что загадки обогащают словарь детей, развивают воображение, слуховое восприятие. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объяснялись значения слов, которые дети услышат в потешке.
Перед сном дети моей группы слушали колыбельные как в моём исполнении, так и в записи. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.
Подведение итогов самообразования :
В результате работы по теме самообразования
о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребёнка
- у большинства детей повысился интерес к устному народному творчеству;
- обогатилась устная речь;
- развились фантазия и воображение;
- у родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития ребенка;
- расширились представления.
Предварительный просмотр:
ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ:
«Влияние устного народного творчества
на развитие речи детей 4 -5 лет»
за 2016 - 2017 учебный год
В конце учебного года по сравнению с началом года, высокий уровень увеличился на 31%; средний уровень снизился на 35%; низкий уровень – 0%.
ВЫВОДЫ
Устное народное творчествр служит эффективным средством воспитания дошкольников, что видно из положительной динамики усвоения детьми знаний по данной теме.
Таким образом, опыт работы по теме с/о может быть успешно использован во всех образовательных областях учебно-воспитательного процесса в ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/17/picture-491376-1658070795.jpg)
Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/16/picture-875654-1505534151.jpg)
Самообразование на тему "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей"
Самообразование на тему "Влияние устного народного творчества на раазвитие детей"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/26/picture-1002265-1516981082.jpg)
Отчет по самообразованию на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста».
В очете по самообразования раскрывается тема устного народного творчества и огромное влияние на развитие речи младших дошкольников"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/07/picture-761279-1457375960.jpg)
План самообразования на тему: "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет"
План самообразования воспитателя...
Отчет по самообразованию на тему "Влияние устного народного творчества на развития речи детей 4-5 лет"
отчет по самообразованию за 2018-2019 учебный год...
Самообразование на тему:"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет"2019-2020 год
Самообразовательная деятельностьНа тему: «Влияние устного народного творчествана развитие речи детей 3-4 лет.2019-2020 год Цель работы: объединить усилия педагогов и...
План работы по самообразованию по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет».
Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи....