Самообразование на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Белова Мария Николаевна

Самообразование воспитателя на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самообразование воспитателя  средней группы «Радуга» Беловой М.Н. на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет»

Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет»

Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Актуальность выбранной темы

Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей среднего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

 Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

 Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.


          План работы по самообразованию                по теме « Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет» на 2016-2017 г. воспитателя гр. «Радуга» Беловой  М.Н.

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф.« Народная педагогика воспитания дошкольника» М., 1995.

2. Даль В.И. « Пословицы и поговорки русского народа» М., 2009.

3 «Жаворонушки»: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки. / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. « Приобщение детей к истокам русской культуры»: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. СПб,. 2008.

5. Козырева Л. « Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет» М., 2005.

6. «Русский фольклор»  Сост. В. Аникин. М., 1985.

Подбор методической литературы

Работа с детьми

Октябрь

Отгадывание детьми загадок.

Досуг«Вечер загадок».

Ноябрь

Знакомство с фольклором

Русская народная игра «Маковое зернышко»

Декабрь

Пальчиковые игры на основе русских народных  потешек

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Февраль

Участие в фольклорном празднике: хороводы, подвижные игры, песни, плясовые

Развлечение «Широкая Масленица»

Март

Театрализованная деятельность.

Инсценировка русской народной сказки «Теремок».

Апрель

Знакомство с закличками, потешками о солнце.

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

Май

Конструктивная деятельность

Моделирование из конструктора по мотивам сказки «Зимовье зверей»

Работа с семьёй

Январь

Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей.

«Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)

Апрель

Совместное творчество детей и родителей.

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

Самореализация

Март

Консультация для воспитателей

 «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей4-5 лет».

Апрель

«Как у наших у ворот..».

Открытый показ ОД

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.

Отчёт по теме самообразования "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4 -5 лет"

Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

 Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

 Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

В течение года большое внимание я уделила знакомству детей с загадками, колыбельными, считалками и потешками. Материал отбирала в соответствии с возрастными возможностями детей. Деятельность детей была организована с учётом интеграции образовательных областей.

В ходе работы над темой самообразования мною была собрана картотека загадок. Известно, что загадки обогащают словарь детей, развивают воображение, слуховое восприятие. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объяснялись значения слов, которые дети услышат в потешке.

Перед сном дети моей группы слушали колыбельные как в моём исполнении, так и в записи.  Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.

Подведение итогов самообразования :

 В результате работы по теме самообразования

о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребёнка

  •  у большинства детей повысился  интерес  к устному народному творчеству;
  • обогатилась устная речь;
  • развились фантазия и воображение;
  • у родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития    ребенка;
  • расширились представления.


Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ:

«Влияние устного народного творчества

 на развитие речи детей 4 -5 лет»

за  2016 - 2017 учебный год

В конце учебного года по сравнению с началом года, высокий уровень увеличился на 31%; средний уровень снизился на 35%; низкий уровень – 0%.

ВЫВОДЫ

Устное народное творчествр служит эффективным средством воспитания дошкольников, что видно из положительной динамики усвоения детьми знаний по данной теме.

Таким образом, опыт работы по теме с/о может быть успешно использован  во всех образовательных областях учебно-воспитательного процесса в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»...

Самообразование на тему "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей"

Самообразование на тему "Влияние устного народного творчества на раазвитие детей"...

Отчет по самообразованию на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста».

В очете по самообразования раскрывается тема устного народного творчества и огромное влияние на развитие речи младших дошкольников"...

Самообразование на тему:"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет"2019-2020 год

Самообразовательная деятельностьНа тему: «Влияние устного народного творчествана развитие речи детей 3-4 лет.2019-2020 год     Цель работы: объединить усилия педагогов и...

План работы по самообразованию по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет».

Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи....